|
|||
Август — сентябрь. ОктябрьИюль
Продолжаю работать над нашей книгой о средних слоях. Прочитал главу Ю. З. Полевого «Рабочий класс России в конце XIX в. Слияние рабочего движения с социализмом». После нашей совместной неудачи с публикацией статьи в журнале «История СССР» мы подружились. Несмотря на солидный возраст, Юзеф Захарович продолжает работать над своей монографией. Какая же закалка у старшего поколения! Пройти столько испытаний и сохранить оптимизм и работоспособность — это удивительно. Порой мы пешком идем вместе в Институт, а от станции «Беляево», где он живет, путь не близкий. Идем не торопясь, разговариваем на разные темы.
Август — сентябрь
Продолжаю редактировать книгу Лейберова, написал рецензию на статью Л. М. Спирина «Помещичьи и буржуазно-монархические партии в период Октябрьской революции и гражданской войны. Историография проблемы». После завершения всех этих дел взял отпуск на полную катушку. Да здравствует родная Алупка, а затем к родителям в Кузнецк, где после недели безделья, начал писать. Видимо, это болезнь и организм требует творческого допинга. Занимаюсь пилкой и колкой дров, привожу в порядок сад, в выходные дни едем за город в ближайший лес, где на полянке устраиваем семейный пикник. Кругом Божья благодать! Перед отбытием домой, в роднике набираем воду. Бутурлинские родники — целебные, и местные жители сюда ездят, кто, конечно, может, за водой. А она действительно прекрасная.
Октябрь
Читал рукопись кандидатской диссертации аспирантки В. И. Садова Надежды Канищевой «Предпосылки ВОСР в освещении западногерманской буржуазной историографии». Работа очень интересная. С Владимиром Ивановичем мы знакомы давно. Когда я был секретарем комсомольской организации Института, то мы вместе ходили к военкому города Москвы хлопотать об освобождении от призыва в армию его аспиранта Беляева. Вместе были на конференции в Тбилиси, где он нам с Пашей предложил участвовать в работе над коллективной монографией «Буржуазная историография трех русских революций», мы, естественно, сразу же согласились, стали бывать в его секторе. Здесь я познакомился с Надеждой Канищевой, которая принимала активное участие в обсуждении текстов, высказывала дельные замечания. Приступил к подготовке доклада к 70-летию со дня рождения моего учителя Л. М. Иванова. Его не стало 10 января 1972 г., а я о нем вспоминаю практически каждый день, он мне продолжает сниться. Настоящий русский самородок из провинции, который сам достиг многого в науке. Человек кристально чистый, честный, не любить его было невозможно. Работаю над докладом и перебираю день за днем, с первого нашего знакомства до последнего момента, когда я его проводил в академическую больницу. Уже лежа на каталке, он через силу улыбнулся и помахал рукой, больше я его живым не видел. В больницу не пускали из-за карантина по гриппу. В ноябре будет совместное заседание двух секторов, а при Леониде Михайловиче это был один сектор. Думаю, что его имя для меня — охранная грамота: я — его последний защитившийся аспирант.
|
|||
|