Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С фронтовым приветом



С фронтовым приветом

Биография у восемнадцатилетних коротка, как июньские ночи… На четвертушке бумаги умещается она. А людям о герое хочется знать как можно больше.
Юные следопыты Зоринской средней школы № 10, однополчане Саши Дегтярева уже много лет стремятся воссоздать во всех деталях его короткую, но яркую жизнь. Сначала все идут в домик Дегтяревых, где живут постаревшие не столько от прожитых лет, сколько от горя родные Саши.
Тихо в светлице, со стен которой смотрят на нас фотографии Саши. Молчит фронтовой друг — баян, с ним столько пройдено и столько песен спето и в землянках на Малой земле, и в окопах под Ростовом, и на переправах Днепра и Буга, и в горных долинах Карпат.
— Приедет Сережа, младший брат Саши, в гости. Заиграет для нас с отцом. И я словно живой голос Саши слышу. Он у нас с пяти лет не расставался с баяном. Таким его и в селе помнят, и в школе… первые учителя и одноклассники…
Татьяна Тарасовна нежно гладит меха баяна. На нем вырезаны буквы А. Т. Д. Для матери баян — частичка сына, который всегда был таким внимательным и нежным. Муж — Тимофей Лукьянович, кадровый шахтер, ушел на фронт с первых дней войны. Саша, как старший в семье — шел ему четырнадцатый год,— стал ее первым помощником.
Невысокого роста, светловолосый, очень подвижный, мальчик поспевал всюду: корову отогнать в стадо, за младшими братом и сестрой присмотреть, уроки выучить. В школу ходил в поселок шахты «Никанор» — в Сабовке была только начальная.
Когда фронт подошел к Дебальцево (от него до Сабовки рукой подать), Саша все свободное время пропадал с баяном в воинских частях, которых тогда много было в округе. Оправдывался кратко:
— Мама, бойцы же так любят музыку! Песни поют — и им хорошо. Я еще пойду, ладно?..
Когда наши части проходили через село вечером или рано утром, Саша выбегал их встречать. Шли солдаты главной улицей, пролегавшей вблизи леса. А домик Дегтяревых стоял на пригорке — далеко видно. Саша примчится домой — и сразу с порога:
— Мама, я молока бойцам отнесу…
Нальет бидончик, кружку прихватит и снова бегом к солдатам. Возвращается сияющий, довольный. А если случалось, что бойцы останавливались в селе на отдых, обязательно приводил красноармейцев к себе:
— Может быть, мама, вы им белье постираете? Я помогу…
Все время с бойцами. Возьмет баян и вместе с гостями песни выводит. Благодаря этому баяну подружился он с фронтовым корреспондентом Александром Бураковым. Тот познакомил мальчика с командиром части. Тогда и произошел у них «мужской разговор»:
— Если погонят фрица на запад — останусь тут. А если… то пойду с вами. Тут не останусь.
…Пошел на восток. Наспех попрощался с матерью, бабушкой, братом и сестрой, закинул на плечи котомку и баян — отцовский подарок.
Фронтовые пути сына полка. Они пролегли по сожженном у Донбассу, по знойным донским степям, предгорьям Кавказа. Только осенью 1943 года пришла от сына первая весточка. И крошечном солдатском треугольнике было всего несколько строчек, адресованных председателю сельсовета: «Прошу Вас сообщить мне о судьбе моей семьи…»
Татьяна Тарасовна, обливаясь слезами радости, обегала полсела, пока нашла листок чистой бумаги, написала сыну, что дома все в порядке, и попросила его чаще писать.
Вскоре пришло второе письмо. Тактично, совсем по-взрослому, мальчик уведомлял родных: «Я жив и здоров, чего и вам желаю…» И лишь в конце осторожно, чтобы не волновать мать, написал: «Желаю вам благополучно дождаться отца и меня…»
Только через много лет Татьяна Тарасовна узнала, что эти мосточки Саша посылал с Малой земли под Новороссийском, где 225 дней и ночей на небольшом пятачке суши шел смертельный бой наших солдат-героев с фашистами. Здесь Саша Дегтярев получил первую воинскую награду — медаль «За боевые заслуги».
О том, как сражался Александр Дегтярев на Малой земле, вспоминают ветераны 18-й армии. Они пишут:
«В рядах десантников был и молодой разведчик Александр Дегтярев. За полтора года пребывания в полку он заметно подрос, приобрел фронтовой опыт. Не помним, чтобы на Малой земле ему не поручили какого-либо дела из-за несовершеннолетия. Будучи разведчиком-наблюдателем, юный воин умело обнаруживал огневые средства противника. Четко фиксировал их на карте. Служба эта была связана с риском. Фашистские снайперы постоянно держали на прицеле все подразделения передовой. Чтобы выполнить задание и не обнаружить себя, необходимы были внимательность, осторожность, сообразительность.
Враг стремился во что бы то ни стало сбросить нас в море. Начиная с 20 апреля, он в течение недели день и ночь сыпал на нас бомбы и снаряды.
Но и при этих условиях наблюдатели продолжали работу. Наша артиллерия, используя их сведения, прицельным огнем заставила замолчать десятки немецких орудий.
Во время налета «юнкерсов» Александра контузило. Эвакуироваться с Малой земли он отказался.
Счастливые минуты наступления… И снова плечом к плечу со взрослыми шел в бой пятнадцатилетний донбассовец…» .
…Солдатские письма мальчика. Желтые, белые, синие треугольники заботливо хранятся в целлофановом пакете. Время беспощадно стирает буквы и слова, выведенные карандашом, но это не пугает мать. Каждое письмо она помнит уже на память. Скупые, порой по-детски наивные строчки, как много говорят они и сегодня, через десятки лет, как раскрывают характер и любящую душу сына.
«Мама, простите меня, что я так долго не писал. Сейчас некогда даже спать, все идем и идем, день и ночь. Я сейчас от вас далеко. Уже около Румынии. Мама, попросите Лиду показать Вам Карпатские горы по географии. Она Вам покажет, где я.
Никогда не думал, что буду от вас так далеко. Но ничего, вот закончится война — обязательно приеду. Только, конечно, если живыми будем».
Если живыми будем… Фронтовой почтальон еще носил в своей сумке солдатский треугольник с этими словами, а Саша с группой разведчиков направился в тыл врага. Ночь стояла по-мартовски сырая и промозглая. На ничейной полосе долго сидели в глубокой бомбовой воронке. Рядом с Сашей — земляк из Перевальска капитан Родионов. Он сегодня сердитый — полчаса назад отчитал своего сына, который хотел идти с ним в разведку:
— Довоевался! С личным составом детского сада в тыл врага пойду!.. Отставить слезы!.. Дорастешь до Сашиных лет и с его повоюешь — тогда в разведку возьму.
Гена, зареванный, остался в блиндаже. Саше было немного жаль друга, но дисциплина есть дисциплина, без нее хорошо воевать не научишься.
Кивком головы капитан Родионов позвал бойцов за собой. Подползли к проволочному заграждению. Их было пятеро. Через секунду Родионова не стало.
«Мама, Вы спрашиваете о Родионове. Он убит. Я был с ним. Перед нашим наступлением мы пошли ночью в разведку. Нас лежало пять человек. Через одного от капитана лежал я. И он только сказал: «Давай, вперед!», и сразу его… даже не крикнул. Мы вытащили его из-под обстрела и похоронили… Жаль такого человека. Но… на то и война. Сейчас его сынок едет домой, он должен зайти к Вам, мама. С тем до свидания. Идем на запад».
В нескольких письмах совсем взрослые строчки: «Сейчас идем вперед. Уже в Польше». «Новостей много. Освобождаем деревни от фрица. Что он творит!.. Людей мирных убивает». И снова: «Новостей много. Гоним фрица в его собственное логово». «Скоро приедем с победой домой»,— пишет он в апреле 1944 года.
А рядом—нетронутая, нежная детская душа. «Лида,— обращается он к сестричке,— узнай точно адрес учителей. Хочется написать им. Так соскучился по школе — ночами снится». Зная, что в их семье все обладают отличным музыкальным слухом, просит мать: «Пусть Лида и Сережка обязательно учатся играть на баяне, когда приеду—втроем сыграем». В канун 1945 года шлет свои поздравления с Новым годом. Пишет скупо, сдержанно, по-солдатски. И вдруг, когда письмо уже готово, в уголке рисует цветочек — подарок родным празднику, который они всегда так весело отмечали.
Это письмо Саша Дегтярев писал, когда его родная 129-я гвардейская стрелковая дивизия, совершив марш-маневр, преодолевала Русский перевал и вышла в Восточные Карпаты. Плечом к плечу с советскими частями боролись чехословацкие войска. Близка была победа. Воспитанник дивизии Саша Деггятрев все чаще и чаще вспоминал о доме, разлука с которым продолжалась уже четвертый год.
Однако в самый светлый и в самый памятный день, когда Саша услышал столько поздравлений и пожеланий долгих лет жизни, его не стало…
Позднее, когда красные следопыты средней школы № 10 города Зоринска разыскивали материалы о Саше, бывший начальник штаба дивизии, в которой воевал юный герой, генерал-лейтенант Алексей Павлович Рудаков написал детям:
«В годы Великой Отечественной войны воспитанником 129-й гвардейской Житомирской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии служил Саша Дегтярев, который, несмотря на свои юные годы, отважно боролся с немецко-фашистскими захватчиками и вместе с гвардейцами дивизии прошел славный боевой путь от Кавказа до Карпат. За проявленный героизм Саша Дегтярев награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа». С целью увековечения памяти о Храбром юном воине возбуждаю ходатайство о присвоении средней школе №10 города Зоринска Ворошиловградской области имени Саши Дегтярева».
С таким же ходатайством обратились в Совет Министров УССР другие однополчане Саши, местные партийные и советские органы.
И вот в школу пришла радостная весть: 6 января 1971 года Совет Министров УССР присвоил Зоринской средней школе № 10 имя Саши Дегтярева.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.