Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самый главный старшина



Самый главный старшина

В нескончаемом людском потоке среди выстроенных у причала носилок с ранеными металась старшая операционная сестра эвакогоспиталя Феодосия Трофимовна Таран. А сердце ныло, тревожно замирало: еще вечером оставила она дома семилетнюю дочь Валю, сказав, что обязательно забежит за ней.

Но только что передали: немедленно всем отходить от берега — в город вступили фашисты. Феодосия Трофимовна стянула с себя косынку, белый халат и кинулась к дому, туда, где уже рокотали фашистские мотоциклы. Когда с дочкой на руках вернулась на берег, на волнах среди взрывов плясал последний отходящий катер. Едва успели!

Вскоре скрылась за горизонтом Керчь, и лишь вершина Митридата печально глядела вслед уходящему катеру. И тут налетели «юнкерсы»… Кто надел на Валю единственный спасательный круг, кто оттолкнул ее от тонущего катера — осталось тайной. Поздним вечером их — дочь и мать — подобрал военный катер и доставил в Новороссийск. В станицу Славинскую, где развернул свои палатки эвакогоспиталь 4478, Валя с мамой добрались только к исходу следующего дня…

И Валя, семилетний боец тыловой части 18-й армии, героически защищавшей Северный Кавказ, наряду со взрослыми , стала нести нелегкую военную службу. Раньше ее никто не приходил в госпиталь, и уходила она последней, а иногда оставалась на ночь. В хирургических палатах Валя каждому подавала воду, умывала, приносила книги и газеты, относила письма на почту, а вечером — так уж просили бойцы — рассказывала сказки. Но главное — это водила за руку тех, кто начинал ходить. Девочка очень радовалась, когда ее подопечные, к которым она привыкала, как к родным, становились на ноги.
Больше всего любила Валя выходить в сад с молодым летчиком дядей Колей. Глаза у него были большие и голубые-голубые, как море у керченского мола. Но почему-то он ничего не видел. Придерживаясь за худенькое ее плечо, все спрашивал, какие сегодня облака на небе и есть ли в саду цветы.
— Если хотите, я нарву и принесу вам целый букет.
— Не надо, пусть растут…

Однажды девочку и раненого увидел в саду начальник госпиталя Семен Григорьевич Майер. Прошел немного за ними следом, послушал Валю и, ничего не сказав, бесшумно удалился. А вечером пригласил к себе в кабинет Феодосию Трофимовну вместе с дочерью, похвалил девочку за полезную работу и сказал, улыбаясь, что согласно приказу она официально зачислена дочерью армейского эвакогоспиталя 4478 и становится на полное боевое довольствие.

Дороги, дороги… Сколько прошла их Валя Таран, но каждая помнится до мелочей, о каждой можно рассказывать часами. Начав свой путь под Новороссийском, Валя прошла рядом с армейскими обозами через всю Украину, принимала участие в освобождении Харькова, Киева, Брянска, Варшавы. На погонах уже десятилетнего бойца появились золотые нашивки старшины Красной Армии.

В Варшаве госпиталь задержался на четыре месяца. Феодосии Трофимовне присвоили звание лейтенанта и назначили старшей операционной сестрой. За безупречную службу и отвагу при спасении раненых лейтенант медицинской службы Ф. Т. Таран была награждена орденом Отечественной войны II степени. Валя за эти годы подросла, окрепла, закалилась и с помощью своих подшефных — раненых бойцов — одолела букварь и научилась писать.
Маленький старшина стала признанным конферансье госпитальной самодеятельности. И не только конферансье. Заведующий клубом сержант Петр Гаркуша, представляя Валю зрителям, непременно объявлял:
— Выступает любимица публики, артистка первого класса, самый главный старшина госпиталя Валя Таран. Она исполнит для вас польку-бабочку.

…2 мая 1945 года наши войска завершили разгром берлинской группировки врага и полностью овладели столицей фашистской Германии. Однако до Берлина Валя не дошла: их госпиталь разместился в городке Бернау, недалеко от Берлина, в помещении бывшего фашистского армейского штаба. Госпиталь был окружен зеленым парком с высоким каменным забором.
Валя в свободное от работы время каталась по парку на стареньком трофейном велосипеде, который еще в Варшаве ей подарил сержант Петр Гаркуша. Однажды, проезжая дальней аллеей, девочка заметила, как какой-то человек прыгнул через забор прямо на клумбу. «Вот медведь! Цветы все потопчет»,— подумала девочка и решила узнать, кто же это может быть? И тут Валя увидела, что это чужой, неизвестный ей человек. Оглядываясь, он направился к дверям подвалов, где хранилось белье и другое госпитальное имущество.

«Вор, конечно же, вор!» — Положила велосипед на землю и спряталась за дерево.
Однако неизвестный вовсе не собирался открывать двери подвалов. Нащупав в стене какое-то окошечко, что-то там крутнул, и замаскированная под серый фундамент штора опустилась, обнажив потайную дверь с висящим большим замком. Незнакомец вынул ключ, легко открыл замок и исчез за дверью.

Быстро сбросив сапоги, Валя на цыпочках подошла к потайной двери и, хотя сердце отчаянно колотилось, стала спускаться в подвал. То, что она увидела, потрясло ее:
все огромное пространство подвала было заставлено штабелями снарядов. Штабеля, перепутанные разноцветными проводами, тянулись в несколько рядов. В противоположном от входа углу, согнувшись над какой-то машинкой, прилаживал провода неизвестный.
«Так вот что он задумал! Через несколько минут раненые, врачи, сестры, мама…»

Неведомая сила пронесла ее по ступенькам вверх. Выскочив во двор, она бесшумно прикрыла дверь и что есть духу побежала -к начальнику госпиталя. По тревоге был поднят караульный взвод.

На допросе задержанный сознался, что он, офицер СС, имел задание взорвать госпиталь.

За проявленную бдительность и отвагу при задержании опасного диверсанта старшину Валю Таран наградили ценными подарками и путевкой в прифронтовой санаторий.
Перед отъездом в санаторий Валя все же побывала в Берлине и с однополчанами сфотографировалась у Бранденбургских ворот и у рейхстага.

После войны вместе с матерью Валя вернулась в Керчь и сразу стала третьеклассницей, училась только на «отлично». Потом закончила медицинское училище.

Сейчас Валентина Семеновна Таран-Подольская работает фельдшером в Керченской городской больнице. У нее двое детей — дочь Татьяна и сын Сережа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.