Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы к тексту.. Задание № 15.. Комментарии.



Вопросы к тексту.

 

1. Какова основная идея неопозитивизма по Б. Расселу?

2. Какие выводы можно сделать из текста?

3. Насколько вы согласны с ним?

Задание № 15.

 

На примере работы Т. Куна охарактеризуйте философию неопозитивизма.

Томас Самюэл Кун.

 

«Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения…

…Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры, которые включали закон, теорию, их практическое применение и необходимое обоснование – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования.

Учёные, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляет собой предпосылки для нормальной науки, то есть для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления в исследовании…

…Нормальная наука состоит в реализации намеченной в парадигме перспективы. Её задача установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории. Цель нормальной науки постоянное расширение пределов научного знания и его уточнение…

…Научное открытие начинается с обнаружения аномалии, которая не согласовывалась с утвердившейся парадигмой. Открытие чаще всего – это не одноактное событие, а длительный процесс. Восприятие этих открытий учёными приводит к смене парадигмы, что часто встречает сопротивление…

…Следующие друг за другом парадигмы по-разному характеризуют элементы универсума и поведение этих элементов. Но парадигмы отличаются более чем содержанием, они являются источником методов, проблемных ситуаций и стандартов решения, принятых неким научным сообществом. Субстанциональные различия, изменения в стандартах, которыми определяются проблемы, понятия и объяснения могут преобразовать науку…

…Принятию новой парадигмы должен предшествовать кризис. Но самого по себе кризиса недостаточно. Должна быть основа (хотя она может не быть рациональной, ни до конца правильной) для веры в ту теорию, которая избрана в качестве кандидата на статус парадигмы. Что-то должно заставить, по крайней мере, нескольких учёных почувствовать, что новый путь избран правильно, и иногда это могут сделать только личные и нечёткие эстетические соображения.

Требуется выбор между альтернативными способами научного исследования, причём в таких обстоятельствах, когда решение должно опираться больше на перспективы в будущем, чем на прошлые достижения. Тот, кто принимает парадигму на ранней стадии, должен часто решаться на такой шаг, пренебрегая доказательством, которое обеспечивается решением проблемы. Другими словами, он должен верить, что новая парадигма достигнет успеха в решении большого круга проблем, с которыми она встретится, зная при этом, что старая парадигма потерпела неудачу при решении некоторых из них. Принятие решения такого типа может быть основано только на вере…

…Но если парадигма всё-таки приводит к успеху, то она неизбежно приобретает первых защитников, которые развивают её до того момента, когда могут быть созданы и умножены более трезвые аргументы. И даже эти аргументы, когда они находятся, не являются решающими, каждый в отдельности. Поскольку учёные – люди благоразумные, тот или другой аргумент, в конце концов, убеждает многих из них. Но нет такого единственного аргумента, который может или должен убедить их всех. То, что происходит, есть скорее значительный сдвиг в распределении профессиональных склонностей, чем предубеждение всего научного сообщества…»

Структура научных революций.

Комментарии.

Томас Самюэл Кун(р. 1922 г.) – американский философ и историк науки, один из лидеров «исторической школы в методологии и философии науки». Разработал концепцию исторической динамики научного знания, в центре которой находится учение о парадигме и научных сообществах. Основные работы: «Структура научных революций», «Коперниканская революция», «Планетарная астрономия в развитии западной мысли».

Вопросы к тексту.

 

1. Какова основная идея неопозитивизма по Т. Куну?

2. Какие выводы можно сделать из текста?

3. Насколько вы согласны с ним?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.