|
|||
Вопросы к текстам.. Задание № 7.. Комментарии.Вопросы к текстам. 1. Каковы мировоззренческие позиции Н.А. Бердяева? 2. Какие выводы можно сделать из текстов? 3. Насколько эта позиция для вас приемлема?
Задание № 7.
Покажите особенности философского направления «русский космизм» на примере концепции Н.Ф. Фёдорова.
Николай Фёдорович Фёдоров.
«Труд всеобщего воскрешения, начатком которого было Воскресение Христово, не прекращался, хотя в то же время не останавливалось и противодействие ему. Труд Запада в деле воскрешения, в коем и мы принимали некоторое участие, может быть назван воскрешением мёртвых; ибо какое-другое имя может быть дано этому собиранию различных памятников, вещественных и письменных, кои сохранились от самых отдалённых времён с целью восстановить образ только мира в области мысли (т. е. совершить мысленное или мнимое воскрешение). Кроме этого собирания различных остатков, или останков (реликвий), прошедшего, наука имеет в своём распоряжении, для попыток воспроизведения явлений жизни в малом виде, лаборатории, физические кабинеты и т. д. Затем остаются ещё страдательные созерцания, или наблюдения над теми условиями, небесными и земными, от которых зависит жизнь. Этими тремя способами исчерпываются в настоящее время все средства науки для мысленного восстановления целого образа мира… …Однако есть ещё онтология, наука о самом отвлечённом бытии, равнозначащем уже небытию…состояние смерти есть самое философское понятие; и ещё более ясно, почему Воскресение есть самое нефилософское понятие; Воскресение всё собирает, восстановляет и оживляет, тогда как философия всё разделяет, всё отвлекает и тем умерщвляет, в конце же концов философия не только восстановление делает лишь мысленным, т. е. самым отвлечённым, но даже самый внешний, существующий мир благодаря созерцательной, сидячей недеятельной жизни обращается в представление, в психический лишь факт, в фантом; и такое превращение действительного мира в субъективное явление есть результат сословной жизни, функция мыслящего органа человечества. Но, тем не менее, всё это необходимый, предшествующий момент, ибо прежде всё нужно разложить, разделить, чтобы потом сложить и соединить, так как только смертью может быть попрана смерть. Нужно было дойти именно до такой глубины сомнения, чтобы только воссоздание, восстановление всего исчезнувшего и бессмертие исчезающего признать полным доказательством действительного существования, и для такого доказательства необходимо, чтобы мышление стало действием, чтобы мысленный полёт превратился в действительное перемещение». Философия общего дела. Комментарии. Николай Фёдорович Фёдоров(1828 – 1903 гг.) – русский религиозный философ, представитель русского космизма, создатель концепции «общего дела» по преобразованию мира и возвращения его к Богу. Основное произведение – «Философия общего дела».
|
|||
|