Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы к текстам.. Задание № 6.. Комментарии.



Вопросы к текстам.

1. Какова мировоззренческая позиция В.С. Соловьёва?

2. Какие выводы можно сделать из текстов?

3. Насколько для вас эта позиция приемлема?

Задание № 6.

 

На основе анализа произведений Н.А. Бердяева дайте характеристику русской философии конца XIX – начала XX века.

Николай Александрович Бердяев.

 

«…Гносеологическое противопоставление субъекта и объекта приводит к тому, что и субъект не оказывается бытием, и объект не оказывается бытием. Бытие исчезает и недоступно познанию. Противоположение познания бытию означает выключение познания из бытия. Познающий не есть бытие, ему лишь противостоит бытие, как объект его познания. Но так как познающий не приобщён к тайне бытия и не находится в нём, то бытие стоит перед ним, как совершенно ему чуждое. Объектированное и есть чуждое. Об объектах образуют понятия, но к объектам не может быть приобщения…

…Познание есть отчуждение. Но это отчуждение производится самим субъектом, самим познающим. Познающий субъект лишён всякого внутреннего существования, не имеет точки опоры в бытии, он существует лишь в отношении производимой им объективации…

Вся безвыходность теории познания, которая противополагает субъект объекту, познание – бытию, в том, что она изымает субъект из бытия и объективирует бытие. Субъект не есть бытие, он не экзистенциален, а бытие есть объект, то есть объективация этого самого не экзистенциального, не бытийственного субъекта. На этом пути приходят к безвыходной трагедии познания…

…Время есть изменение в двух разных направлениях – в направлении повышения жизни и смерти. Время в той его части, которая именуется «будущим», есть страх и надежда, ужас и радость, забота и освобождение. Время есть парадокс, и понять его возможно только в его двойственности. Время не реально, призрачно, время есть суета, отпадение от вечности… Время есть как бы распавшаяся вечность, и в этой распавшейся вечности неуловима ни одна из распавшихся частей, ни прошлое, ни будущее. Человеческая судьба осуществляется в этой распавшейся вечности, в этой страшной реальности времени…

…В чём болезнь и смертельная печаль времени? В невозможности пережить полноту и радость настоящего как достижения вечности, в невозможности в этом моменте настоящего, самом даже полноценном и радостном, освободиться от отравы прошлого и будущего, от печали о прошлом и от страха будущего. Радость мгновения не переживается как полнота вечности, в ней есть отравленность стремительно мчащимся временем…»

И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения.

 

«…Тайна творчества раскрывается в библейско-христианском мифе о творении мира Богом. Бог сотворил мир из ничего, то есть свободно и из свободы. Мир не был эманацией Бога, рождением или эволюцией, а творением, то есть абсолютной новизной, небывшим. Творчество в мире потому только и возможно, что мир сотворён, что есть Творец…

Что-то должно исходить и из человека, и это есть то, что есть творчество по преимуществу, творчество нового и небывшего. Это что-то не есть что-то, а ничто есть свобода, без которой нет творческого акта. Свобода, ничем не детерминированная, даёт ответ на Божий зов к творческому деланию, но она даёт этот ответ в соединении с даром, с гением, полученным от Бога при творении, и с материалами, находящимися в сотворённом мире. Творчество человека из ничего нужно понимать в смысле творчества человека из свободы. Во всяком творческом замысле есть элемент первичной свободы человека, ничем не детерминированной, бездонной, свободы, не от Бога идущей, а к Богу идущей. Зов божий и обращён к этой бездне и из бездны ждёт ответа…

…Творческий акт есть также взаимодействие благодати и свободы, идущего от Бога к человеку и от человека к Богу. И творческий акт можно описывать то по преимуществу в терминах свободы, то по преимуществу в терминах благодати, благодатной одержимости и вдохновения…»

О назначении человека.

 

«Вся история наполнена исканием Царства Божьего. Искание это есть сокровенная душа истории, её святое святых. Все цели истории относительны по сравнению с этой абсолютной целью, все цели превращаются лишь в средство. Самая история, по сокровенному своему смыслу, есть лишь движение к Царству Божьему. Но ограниченное сознание человеческое ищет Царства Божьего в самой истории. Это и есть основное противоречие религиозной философии истории. Царство Божье – цель истории, конец истории, выход за пределы истории. Поэтому Царство Божье не может быть в истории. Искание Царства Божьего в истории, в земной исторической действительности есть иллюзия, обман зрения. Царство Божье за историей и над историей, но не в истории. Оно – всегда четвёртое измерение по сравнению с тремя измерениями истории. Нельзя искать четвёртое измерение внутри трёх измерений пространства. Так и Царства Божьего нельзя искать внутри истории. История имеет абсолютный смысл, абсолютный источник и абсолютную цель. Но само Абсолютное не может полностью пребывать в относительном. История есть лишь ступень абсолютной действительности. Но абсолютная действительность не может никогда полностью войти в историю. «Всё преходящее есть лишь символ». История имеет, прежде всего символическое значение, она полна знаками иной, божественной действительности. Символизм истории свидетельствует о невозможности Царства Божьего внутри самой истории, царства абсолютной жизни на какой-либо из ступеней исторического свершения. Царство Божье есть абсолютное духовное царство, оно не может быть явлением в материальном мире, оно предполагает победу над материальным миром и переход в мир иной. Абсолютная жизнь есть переход в иной план, в иное измерение бытия. Всякое достижение абсолютной жизни есть прорыв за пределы природного и исторического порядка. В природном же и историческом порядке не может быть вмещена абсолютная жизнь. От вхождения Абсолютного расступается всякая природная и историческая жизнь, расплавляется, теряет свои границы, входит в беспредельность.

О Царстве Божьем. Философия неравенства.

Комментарии.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 гг.) – русский философ, один из основоположников религиозного экзистенциализма и персонализма. Основной идеей его творчества является идея свободы. Основные работы: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Смысл истории», «Русская идея, основные проблемы русской мысли XIX – начала XX века», «Философия неравенства», «О назначении человека», « Опыт философии одиночества и общения».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.