|
|||
Вопросы к текстам.. Задание № 11.. Комментарии.Вопросы к текстам.
1. Какова основная идея психоаналитической философии? 2. Какие выводы можно сделать из этой философской позиции? 3. Насколько вы с ней согласны? Задание № 11.
Проанализируйте философию психоанализа на примере произведения К. Юнга. Карл Густав Юнг.
«Мои взгляды на «архаические остатки», которые я назвал «архетипами» или первобытными образами, постоянно критиковались людьми, которые не обладали достаточными знаниями психологии сновидений или мифологии. Термин «архетип» зачастую истолковывался неверно, как некоторый вполне определённый мифологический образ или мотив. Но последние являются не более, чем сомнительными репрезентациями; было бы абсурдным утверждать, что такие переменные образы могли бы унаследоваться. Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений мотива, представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы. Существует, например, множество представлений о враждебном чувстве, но сам по себе мотив всегда остаётся неизменным. Мои критики неверно полагают, что я имею дело с «унаследованными представлениями», и на этом основании отвергают идею архетипа как простое суеверие. Они не принимают во внимание тот факт, что если бы архетипа были представлениями, имеющими своё происхождение в нашем сознании (или были бы приобретены сознанием), мы бы с уверенностью их воспринимали, а не поражались и не удивлялись бы при их возникновении в сознании. В сущности, архетипы являются инстинктивными векторами, направленным трендом, точно так же, как импульс у птиц вить гнёзда, а у муравьёв строить муравейники. Здесь я должен пояснить разницу между архетипами и инстинктами. То, что мы называем инстинктами, является физиологическим побуждением и постигается органами чувств. Но в то же самое время инстинкты проявляют себя в фантазиях и часто обнаруживают своё присутствие только посредством символических образов. Эти проявления я и назвал архетипами. Они не имеют определённого происхождения, они воспроизводят себя в любое время и в любой части света, - даже там, где прямая передача или «перекрёстное оплодотворение» посредством миграции полностью исключены… Гипотеза о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и популярные… Хотя у Фрейда бессознательное выступает – по крайней мере метафорически, в качестве действующего субъекта, по сути оно остаётся не чем иным, как местом скопления именно вытесненных содержаний; и только потому за ним признаётся практическое значение. Ясно, что с этой точки зрения бессознательное имеет исключительно личностную природу, хотя с другой стороны, уже Фрейд понимал архаико-мифологический характер бессознательного способа мышления. Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называли его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем своё происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врождённый более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин «коллективное», поскольку речь идёт о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщуюприроду. Это означает, что оно включает в себя, в противоположность личностной душе, содержания и образы поведения, которые…являются повсюду и у всех индивидов одними и теми же. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Существование чего-либо в нашей душе признаётся только в том случае, если в ней присутствуют так или иначе осознаваемые содержания. Мы можем говорить о бессознательном лишь в той мере, в какой способны удостовериться о наличии таких содержаний. В личном бессознательном это по большей части так называемые эмоционально окрашенные комплексы, образующие интимную душевную часть личности. Содержанием коллективного бессознательного являются так называемые архетипы». Архетип и символ. Комментарии. Карл Густав Юнг(1875 – 1961 гг.) – швейцарский психолог и психиатр, ученик З. Фрейда. Представитель психоаналитической философии, разработавший концепцию коллективного бессознательного, в основе которой лежало учение об архетипах. Основные работы: «Архетип и символы», «Психологические типы и отношения между Я и бессознательным».
|
|||
|