Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы к тексту.. Задание № 2.. Комментарии.



Вопросы к тексту.

 

1. Какие аргументы можно привести в защиту позиции П.Я. Чаадаева?

2. Какие выводы можно сделать?

3. Отдаёте ли вы ей предпочтение?

Задание № 2.

 

На основе анализа произведения А.С. Хомякова охарактеризуйте идеи славянофильства в русской философии XIX века.

Алексей Степанович Хомяков.

«Прежняя ошибка уже невозможна, человек не может уже понимать вечную истину первобытного христианства иначе как в её полноте, то есть в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной любви. Таково православие. Всякое другое понятие о христианстве отныне сделалось невозможным. Представителем же этого понятия является Восток, по преимуществу же земли славянские и во главе их наша Русь, принявшая чистое христианство издревле по благословлению божьему и сделавшаяся его крепким сосудом, может быть в силу того общинного начала, которым она жила, живёт и без которого она жить не сможет. Она прошла через великие испытания, она отстояла своё общественное и бытовое начало в долгих и кровавых борьбах…, и, сперва спасшая эти начала для самой себя, она теперь должна явиться их представительницею для целого мира. Таково её призвание, её удел в будущем. Нам позволено глядеть вперёд смело и безбоязненно…

Частное мышление может быть сильно и плодотворно только при сильном развитии мышления общего; мышление общее возможно только тогда, когда высшее знание и люди, выражающие его, связаны со всем остальным организмом общества узами свободной и разумной любви и когда умственные силы каждого отдельного лица оживляются круговращением умственных и нравственных соков в его народе. История призывает Россию стать впереди всемирного просвещения; она даёт ей на это право за всесторонность и полноту её начал, а право, данное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов…

Ей, (Византии), не было суждено представить истории и миру образец христианского общества; но ей было дано великое дело уяснить вполне христианское учение, и она, для всего человечества, для всех будущих веков. Сама империя падала всё ниже и ниже, истощая свои нравственные силы в разладе общественных учреждений с нравственным законом, признаваемом всеми; но в душе лучших её деятелей и мыслителей, в учении школ духовных, и особенно в святилище пустынь и монастырей, хранилась до конца чистота и цельность просветительского начала. В них спаслась наша будущая Русь…

(Просвещение народов Запада развивалось быстрее оттого, что оно выросло) на почве древнеримской, неприметно пропитывавшей их началами просвещения, или в прямой от неё зависимости, и оттого, что просвещение их по односторонности своих начал могло, как я уже сказал, развиваться при многих недостатках в жизни общественной и частной; древняя же Русь имела только один источник просвещения – веру, а вера разумная далеко не обнимала земли, которой большая часть была христианскою более по наружному обряду, чем по разумному сознанию, между тем как всесовершенное начало просвещения требовало жизненной цельности для проявления своей животворящей силы».

 

Комментарии.

Алексей Степанович Хомяков(1804 – 1860 гг.) – русский религиозный философ и публицист, один из основателей славянофильства. Развивал учение о соборности как метафизическом принципе устройства бытия. Оказал большое влияние на развитие русской религиозной философии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.