Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы к тексту.. Задание № 5.. Комментарии.



Вопросы к тексту.

 

1. Какие вопросы, прежде всего, волнуют Л.Н. Толстого?

2. Как эти вопросы решаются автором?

3. Насколько близка вам позиция автора?

 

Задание № 5.

 

На основе анализа произведений В.С. Соловьёва дайте характеристику русской философии конца XIX – начала XX века.

Владимир Сергеевич Соловьёв.

 

«…Вся наша вселенная, насколько она не есть хаос разрозненных атомов, а единое и связное целое, предполагает, сверх своего дробного материала, ещё форму единства… Единство вещественного мира не есть вещественное единство, - такого вообще быть не может… Образованное противовещественным…законом тяготения, всемирное дело есть целость реально-идеальная, психофизическая,…оно есть тело мистическое.

Сверх силы всемирного тяготения идеальное всеединство осуществляется духовно-телесным образом в мировом теле посредством света и других сродных явлений (электричество, магнетизм, теплота), которых характер находится в таком явном контрасте со свойствами непроницаемого и косного вещества, что и материалистическая наука принуждена очевидностью признать здесь особого рода полувещественную субстанцию, которую она называет эфиром…»

Смысл любви.

 

«Понятие развития с начала настоящего столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление. Это не значит, однако, чтобы логическое содержание этой идеи стало вполне ясным для общего сознания; напротив, это содержание является весьма смутным и неопределённым не только для полуобразованной толпы, толкующей вкось и вкривь о развитии, но даже иногда и для учёных и философов…

…Прежде всего, развитие предполагает один определённый субъект (подлежащее), о котором говорится, что он развивается, развитие предполагает развивающегося. Это совершенно просто, но, тем не менее, иногда забывается. Далее, с субъектом развития не может быть безусловно простая и единичная субстанция, ибо безусловная простота исключает возможность какого бы то ни было изменения, а следовательно, и развития… Подлежать развитию, с другой стороны, не может и механический агрегат элементов или частей…

…Ряд изменений без исходной точки и продолжающийся без конца, не имея никакой определённой цели, не есть развитие…

Развитие есть такой ряд имманентных изменений органического существа, который идёт от известного начала и направляется к известной определённой цели: таково развитие всякого организма; бесконечное же развитиеесть просто бессмыслица…»

Философские начала цельного знания.

«Результат природного процесса есть человек в двояком смысле: во-первых, как самое прекрасное, а во-вторых, как самое сознательное природное существо. В этом последнем качестве человек сам становится из результата деятелем мирового процесса и тем совершеннее соответствует его идеальной цели – полному взаимному проникновению и свободной солидарности духовных и материальных, идеальных и реальных, субъективных и объективных факторов и элементов вселенной. Но почему же, могут спросить, весь мировой процесс, начатый природой и продолжаемый человеком, представляется нам именно с эстетической стороны, как разрешение какой-то художественной задачи? Не лучше ли признать за его цель осуществление правды и добра, торжество верховного разума и воли? Если в ответ на это мы напомним, что красота есть только воплощение в чувственных формах того самого идеального содержания, которое до такого воплощения называется добром и истиною, то это вызовет новое возражение…»

Общий смысл искусства.

 

«…Таким образом, мы должны предположить, что атомы, то есть основные элементы всякой действительности, есть живые элементарные существа, или то, что со времени Лейбница получило название монад.

Итак, содержание всего суть живые и деятельные существа, вечные и пребывающие, своим взаимодействием образующие всю действительность, всё существующее…

…Если в божественном существе – в Христе первое, или производящее единство есть собственно Божество – Бог как действующая сила, или Логос, то второе, произведённое единство, которому мы дали мистическое имя Софии, есть начало человечества, есть идеальный или нормальный человек…

…София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе…

Как божественные силы образуют один цельный, безусловно, индивидуальный организм – необходимое осуществление и вместилище первого – организм всечеловеческий, как вечное тело Божие и вечная душа мира. Так как этот последний организм, то есть София, уже в своём вечном бытии необходимо состоит из множественности элементов…

…Это второе произведённое единство, противостоящее первоначальному единству божественного Логоса, есть, как мы знаем, душа мира, или идеальное человечество (София), которое содержит в себе и собою связывает все особенные живые существа или души… Душа мира есть человечество – божественное человечество Христа, тело Христово, или София…»

Чтения о Богочеловечестве.

Комментарии.

Владимир Сергеевич Соловьёв(1853 – 1900 гг.) – русский религиозный философ, публицист и поэт, основоположник «Философии всеединства». Оказал большое влияние на развитие русской философии. Основные сочинения: «Оправдание добра», «Критика отвлечённых начал», «Чтения о богочеловечестве», «Три разговора», «Общий смысл искусства», «Философские начала цельного знания», «Смысл любви».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.