|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДЫ РАБОТЫ. МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫМЕТОДЫ РАБОТЫ
С ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ КАК ПРЕДМЕТОМ
МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Бумага, произведенная по европейской техноло-гии в соответствии с традициями того времени, имеет идентифицирующие признаки в виде филигранен (во-дяных знаков). Филиграни состоят из нескольких компонентов - контурного рисунка (сюжета), буквен-но-цифрового и технологического. Технологической частью филиграни является отпечаток дна литейной формы (в виде проволочной сетки). Целью исследо-вания филиграней является определение места, вре-мени, технологии производства бумаги.
Дня визуализации сеточной части филиграней, как правило, измеряют ход оптической плотности поперек элементов сетки, называемых вержерами и понтюзо. Для этого просвечивают бумагу специальным оптико-механическим прибором - микроденситометром. В таблице представлен фрагмент результатов изме-рений расстояний между понтюзо для бумаги несколь-ких документов, хранящихся в отделе редких книг На-учной библиотеки Томского госуниверситета. Обращает на себя внимание близость ряда размеров к дюйму (22,7 мм), но сетки могут иметь существенно отличные раз-меры. Согласно данным таблицы, исследуемая бумага отлита в разных формах. Расстояния между вержерами (~1 мм) не привязаны к какой-либо единице длины, и существует ли такая привязка, пока не установлено.
Т а б л и ц а
Записи оптической плотности могут обрабаты-ваться различными программами. На рис.1 представ-лен фрагмент обработки результатов измерений рас-стояний между вержерами методами так называемых
вейвлет-представлений. Эти методы позволяют вы-явить скрытые закономерности. Например, на пред-ставленном фрагменте выявляется наличие одного минимума плотности и двух максимумов.
О 16 32 48 64 80 96 112 128 Ь
Рис. 1. Вейвлет-спектр филиграни
Сюжетная часть филиграни (рисунок) может иссле-доваться визуально либо с помощью технических средств, включая компьютерные. Исследования сюжет-ной части филиграни состоят из двух этапов - выявле-ние рисунка (визуализация) и его идентификация.
Для визуализации сюжетной части филиграни (ри-сунка) используют компьютерные фотокамеры. Напри-мер, для выявления филиграни на фоне текста исполь-зуют съемку листа «на отражение» и «на просвет», затем поворачивают лист на 180° и повторяют съемку «на от-ражение» и «на просвет». Затем из изображения «на просвет» вычитают первое изображение «на отражение»
и зеркальное второе. Оба результата съемок совмещают по принципу наибольшего контраста. Фотографиия фи-лиграни на промежуточном этапе визуализации пред-ставлен на рис. 2.
Для идентификации выявленных филиграней может быть использован визуальный анализ изображений по каталогам накопленных ранее изображений филиграней. Можно воспользоваться компьютерными методами ана-лиза изображений для автоматической объективной идентификации филиграней. На рис. 3 представлены образцы машинной сортировки рисунков филиграней, иллюстрирующие возможности этих технологий.
Рис. 2. TV-кадры, иллюстрирующие наличие сигнала филиграни при съёмке «на отражение»
Рис. 3. Разделяемый класс изображений «Орел»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|