Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПИСЬМЕННЫЙ ИСТОЧНИК КАК ПРЕДМЕТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ



 

УДК 930.2.930.4

 

В. А. Есипова, В.М. Климкин, А.И. Елизаров

ПИСЬМЕННЫЙ ИСТОЧНИК КАК ПРЕДМЕТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 06-00-80460

 

В статье рассмотрены некоторые особенности письменного источника как предмета материальной культуры. Проводится сравнение методов и этапов источниковедческой критики в процессе изучения письменного и археологического источни-ков, при этом особое внимание уделено рассмотрению материала для письма, в первую очередь - бумаги.


 

Представление об историческом источнике как о про-дукте творческой деятельности человека, из которого мож-но извлечь информацию о его прошлом, является ключевым понятием теоретико-познавательной концепции современ-ной гуманитарной культуры. Однако для конкретной рабо-ты необходима классификация исторических источников. Один из возможных подходов здесь - информационный.

 

В монографии JI.H. Пушкарева предлагается классифика-ция исторических источников по способу кодирования и хра-нения информации [1]. Интерес в этом плане представляет также работа А.С. Уйбо, посвященная информационному под-ходу в типологии исторических источников [2. С. 51-67]. Ав-тор предлагает при определении исторического источника най-ти некоторую достаточно общую объективную характеристи-ку, которая в то же время давала бы возможность для диффе-ренциации источников. С его точки зрения, такой характери-стикой является «информация в значении структурной упоря-доченности» [2. С. 55]. Типология же источников может быть построена, основываясь на способе возникновения структурно-сти. Поэтому А.С. Уйбо предлагает положить в основу типоло-гии принцип социальной памяти [2. С. 62].

 

Действительно, «человек может использовать три кана-ла для передачи информации, наличной в его сознании: языковые средства, вещи и поступки. В исторические ис-точники превращаются тс из них, которые сохраняются дли-тельное время как структурная упорядоченность» [2. С. 63]. Отсюда - три основных типа источников: языковые (пись-менные, устные и знаковые вообще), вещественные (напри-мер, орудия труда) и поведенческие (социальные отноше-ния, особенности бытовой культуры и пр.), а также ряд пе-реходных между основными типами форм. Соответственно, первый тип источников изучается по преимуществу истори-ками, второй - археологами, а третий - этнографами (автор вводит специальную оговорку об условности такого разде-ления [2. С. 64]).

 

 

При всех спорных моментах описанной концепции нельзя отказать ей в логической стройности. Следует, правда, огово-риться - впрочем, эту оговорку делает и сам автор, - что, как и любая типология, предложенная им система в определенной степени условна. Например, трудно себе представить знаковый (языковой) письменный источник, не имеющий материальной (вещественной) формы. Предложенные типы следует мыслить не как изолированные, но как взаимопроникающие и даже сосуществующие внутри одного и того же источника Выде-ляться же они будут в зависимости от точки зрения, с которой источник рассматривается в данный момент.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.