Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зиновьев А. 26 страница



жизненная установка вынуждает на бережливость и расчетливость, производящие

впечатление скаредности, а многих вынуждает на преступления. Она превращает

массу людей в поразительно скучные, серые и безликие существа, смолоду

думающие об обеспеченной старости.

Люди вынуждены прилагать неимоверные усилия к тому, чтобы их счет в

банке не опускался много ниже нулевого уровня. Теория немецкого экономиста

Палу Мартина151, согласно которой основной движущей силой

капитализма являются долги, выглядит не так уж нелепо. Средний западный

человек есть не просто гомо эко-номикус, как его иногда называют на Западе,

а скорее гомо банкус152. Дело тут не столько в том, что он

использует банк как удобное средство, сколько в том, что банк использует его

как свое собственное средство наживы.

Нет надобности описывать то, какие жизненные блага доступны богатым

людям на Западе в наше время. Еще никогда в истории человечества богатые не

жили на таком уровне и в таком количестве. Характерной для нашего времени

является сильная тенденция максимально рационализировать процесс жизни в

соответствии с достижениями науки, техники и медицины. Сохранение здоровья и

молодости стало важнейшим элементом богатства, так же как бытовой комфорт,

доступ к достижениям цивилизации и способность разумно наслаждаться ее

благами. Сложилась целая индустрия и культура рационального использования

богатства. Но одновременно действуют и последствия чрезмерности богатства со

всеми его пороками.

Следует заметить, что интеллектуальный, культурный и моральный уровень

"высшего света" нисколько не превышает таковой средней части населения. В

прошлом богатство было путем к культуре и к образу жизни, которые были

недоступны без него. Теперь просто

340

не существует особая культура более высокого уровня, чем общая

культура, которая была бы недоступна прочим гражданам. Конечно, билеты на

фестивали в Бай-ройте или в Зальцбурге не по карману большинству жителей

западных стран. Но посещение таких фестивалей и прочие дорогие развлечения

сами по себе нисколько не возвышают их посетителей над прочим человечеством

в культурном, интеллектуальном и моральном отношении. Кое для кого это

удовольствие, а для большинства -- престижный элемент их образа жизни,

подобный этикеткам престижных фирм на одежде. Одним словом, сложился не

слой, аналогичный аристократии прошлого, а лишь более высокий уровень

мещанства. Западнистское общество по своей изначальной природе есть общество

мещанское.

Уровень бедности западных стран выше, чем в других странах. Это

означает, что западные бедняки в массе своей богаче бедняков незападных

стран. Но для западных бедняков мало осознавать это, чтобы быть довольными

своим существованием. Они ощущают себя обездоленными сравнительно с

благополучными слоями и сравнительно с теми благами, которые производит их

общество и на которые они считают себя вправе рассчитывать. Кроме того, в

западных странах бедность означает нечто большее, чем бедность в обществах

другого типа, ибо тут отсутствие материальных средств означает отсутствие

доступа ко всем прочим жизненным ценностям.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Формула "Хлеба и зрелищ!", которую принято относить к Римской империи,

имеет силу и в отношении западного общества, причем в удесятеренной степени.

"Хлебом" западоиды обеспечены настолько, что Запад стал величайшим соблазном

для всего человечества. А что касается зрелищ, то тут создано такое

изобилие, какое еще сто лет назад не могло вообразить самое пылкое

воображение.

Из сущности западнизма не вытекает ни радио, ни кино, ни телевидение,

ни прочие современные изобре-

341

 

тения, приносящие развлечения. Но эти изобретения оказались очень

кстати. Они оказались адекватными потребностям западнизма в средствах

пассивного развлечения в одиночку. Нет надобности говорить о том, какую роль

в жизни западных людей приобрело телевидение. С точки зрения массовости

охвата людей и времени, проводимого ими перед экранами телевизоров, оно

стоит на первом месте среди средств развлечения. Оно позволяет развлекаться

с удобствами, независимо от других людей, без всяких усилий и за низкую

плату. А с точки зрения диапазона и разнообразия зрелищ оно вне конкуренции.

На втором месте после телевидения идут, пожалуй, зрелища, собирающие

толпы людей, и сборища с участием многих людей. Это на первый взгляд есть

противоположность тенденции к развлечению в одиночку, а по сути дела это

есть явление того же рода, оборотная сторона ее. Эти сборища и зрелища суть

особые явления, отличные от театров, фильмов, концертов, цирка и других

представлений, предназначенных для развлечения, причем для развлечения

индивидуального, хотя тут и собирается вместе много людей. Зрелищем может

стать все, что угодно, специально не предназначенное для развлечения, но

организованное так, что именно театральный аспект выходит на первый план. И

вторая черта зрелищ -- расчет на массовое восприятие, то есть на людей как

членов толпы, массы.

В зрелища превращаются спортивные соревнования, а многие специально

изобретаются для этого. В зрелища превращаются медицинские операции, суды,

визиты важных персон, парламентские заседания, парти известных личностей,

юбилейные заседания и приемы, парады, шествия, демонстрации, церковные

проповеди, природные катастрофы, сцены голода и военных разрушений, выборы

президентов. И даже сцены покушений и захвата заложников. Современная

технология позволяет делать увлекательные зрелища из всего, даже из

незначительных явлений. Как справедливо заметил Нил Постмен, все

превращается в шоу-бизнес (зрелищные мероприятия). Все должны развлекать,

дабы иметь успех. Происходит "голливудизация" всей общественной жизни.

342

Точно так же в зрелища превращаются различного рода сборища,

предназначенные не только для развлечения других, но и для участия в

массовых развлечениях. Наблюдая эти зрелища и зрелищные сборища, невольно

начинаешь думать, что за внешним великолепием, пышностью и зрелищностью

жизни Римской империи скрывался такой образ жизни, что пришедшая ему на

смену христианская цивилизация со всей ее первоначальной скромностью,

серостью и скукой явилась в какой-то мере избавлением и облегчением.

Невольно напрашивается и другое сравнение. На Западе подвергались

всяческому осмеянию торжественные заседания, празднества и парады в

Советском Союзе. Но то, что тут делали и делают сами, во много раз превышает

советскую театральность, парадность и торжественность. По сравнению с тем,

как в США праздновали "победу" в фиктивной войне с Ираком и в Англии

"победу" в смехотворной войне за Фолклендские острова, празднества в

Советском Союзе по поводу победы в величайшей в истории человечества войне

1941--1945 годов с Германией выглядят ужасающе бледно, скромно, мизерно. От

таких сравнений становится грустно. Чем ничтожнее "победы", тем помпезнее

становятся ликования по их поводу.

Характерной чертой западных средств развлечения, массовых как с точки

зрения скопления людей в одном месте, так и с точки зрения охвата населения,

является их неинтеллектуальность и бездуховность. Спорт, туризм, танцы,

музыка, парти, секс, еда, алкоголь, наркотики -- во всем этом обнаружить

какие-то крупицы интеллектуальности и духовности можно только при большом

желании. Развлечения интеллектуальные и духовные распылены в океане других,

оттеснены на задворки и извращены. Тут как в случае отравления природной

среды -- от него в конечном итоге начинают страдать все. Вся сфера

развлечения в конце концов оказывается духовно опустошенной и отравленной

чисто внешними эффектами.

В годы после Второй мировой войны производство и предложение средств

развлечения выросло во много раз сравнительно с прошлыми годами. Они стали

разнообразнее, изощреннее, доступнее. Одновременно происхо-

343

дил и процесс их психологического обесценивания. В этом свою роль

сыграло, конечно, их изобилие. Но дело не только  в этом. Средства

развлечения поверхностны, не затрагивают глубоко психологическое состояние

людей. А сами люди в массе воспитаны и натренированы жить так, что у них уже

не может быть иного отношения к развлечениям. Складывается устойчивое

состояние всеобщей скуки и склонность к извращенным формам поведения.

ДИНАМИЗМ

Характерной чертой западного образа жизни после Второй мировой войны

стал необычайный динамизм. Идеология и психология перемен с неслыханной

доселе силой овладела западным обществом. Жизнь превратилась в мелькание

вещей, людей, идей, мод, книг, фильмов, сенсаций. Впечатление такое, будто

общество куда-то лихорадочно торопится, не имея ни минуты на остановку и

покой. Перемены, перемены, перемены! Перемены во что бы то ни стало, в чем

угодно, не считаясь с последствиями. Причем перемены не всегда к лучшему и

часто не имеющие разумного объяснения. Лишь бы что-то изменить, лишь бы

изобрести что-то новое.

Такой динамизм имеет основания в самом характере западного общества,

что общеизвестно. Он является удобным средством поддержания интенсивного

обмена веществ в обществе и идейно-психологического тонуса людей. Он

поддерживается искусственно всеми влиятельными силами общества -- бизнесом,

государством, медиа, идеологией, пропагандой.

Динамизм уживается, однако, с консерватизмом социальным. Тут любая

более или менее сенсационная новинка и перемена громогласно провозглашается

революцией и новой эпохой, а в своих основах общество устраивается так,

чтобы исключить всякие радикальные социальные преобразования. Динамизм

фактически оказывается поверхностным, в значительной мере иллюзорным и

суетным. Выдержать его достаточно долго -- на это нужны большие усилия. Хотя

западоиды более спо-

собны на это, чем другие народы, но и у них возможности не

беспредельны. Уже сейчас можно заметить признаки усталости и стремления к

более замедленному темпу жизни.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Многочисленные западные авторы констатировали факт изменения

человеческого материала, причем, как правило, в негативной форме, в форме

жалоб на падение нравственности, рост преступности, обезличивание,

обесчеловечивание, духовное опустошение и т. д. Безусловно, эти жалобы имеют

основания в фактах повседневной жизни людей. Но останавливаться на этом было

бы весьма односторонне и поверхностно. На мой взгляд, то, что эти авторы

воспринимают как деградацию человека, есть лишь оборотная сторона и

следствие прогресса человека. Всякий прогресс и регресс относительны. Важно

-- с какими критериями мы к ним подходим.

Изменение в человеческом материале Запада действительно произошло. Оно

заключается, на мой взгляд, прежде всего в том, что произошли изменения,

касающиеся западоидов. Оно, во-вторых, заключается в том, что изменился

состав населения западных стран. Я рассмотрю сначала и главным образом

первые изменения.

Комплекс черт западоидности изменился в смысле степени их развитости,

ролей и пропорций в массе западоидов. Одно дело -- западоиды как условие

возникновения и становления западнизма. И другое дело -- западоиды как

продукт торжествующего западнизма. В первом случае западоиды проявили себя в

одних качествах, во втором же случае они изготовляются с комплексом качеств,

в котором первые суть лишь часть, к тому же в трансформированном виде. В

этот второй комплекс входят не только такие качества, которые необходимы для

воспроизводства западнизма и самосохранения общества, но и такие, которые не

соответствуют этой потребности, но без которых невозможны качества

необходимые. Общество воспроизводит

345

 

 

нужный для своего самосохранения человеческий материал, но делает это

так, что производится и многое такое, без чего желательно было бы обойтись.

Основные качества западоидов, без которых запад-низм вообще был бы

невозможен, общеизвестны, -- расчетливость, изобретательность,

инициативность и т. д. Они прекрасно описаны в великой литературе прошлого.

Я их называю качествами западоидности. Какая судьба постигла их в

современном западном обществе? Они стали всеобъемлющими как в смысле

распространения в массе людей, так и в смысле проявления их в массе

поступков каждого из них по отдельности. Если раньше люди с заметными

чертами западоидов более или менее часто встречались в массе людей, а черты

западоидности они проявляли в исключительных случаях, то теперь вся масса

коренного населения западных стран стала обладателем этих черт в той или

иной мере, а черты эти проявляются во всех их мало-мальски серьезных

жизненных ситуациях. Раньше можно было говорить о "растворе" западоидности в

чем-то другом. Теперь же надо говорить о "растворе" чего-то другого в

сплошной западоидности. Западное общество стало обществом западоидности,

включающим в себя посторонние вкрапления и остатки незападоидности.

Колоссально, в общей совокупности -- в тысячи раз, возросло число таких

действий людей, для осуществления которых потребовались качества

западоидности. Но при этом произошло измельчение основной массы этих

действий. Качества западоидности стали использоваться в бесчисленных

поступках, которые кажутся пустяковыми в сравнении с самими качествами.

Западоидность для основной массы западных людей и для основной массы их

поступков превратилась в мелочный житейский педантизм. Человек, затевавший в

свое время дело с риском потерять состояние, и человек, приобретающий на

небольшую сумму денег акции какой-то компании почти со стопроцентной

гарантией, оба поступают как западоиды. Таких, как первый, было и есть

немного, а таких, как второй, -- десятки миллионов. Разница, я думаю,

очевидна.

Существует убеждение, будто западный человек стал безликим существом.

Но по самому смыслу слова "стал"

346

это означает, будто человек раньше не был таким. А каким же он был?

Авторы, писавшие об обезличивании человека, предполагали, будто раньше

человек был индивидуализированной личностью. Некоторые авторы даже

утверждают, будто человек от рождения является индивидуализированной

личностью, а в современном обществе стал утрачивать это качество. Такую

концепцию развивали, например, Эрик Фромм, Олдос Хаксли, Конрад

Лоренц153.

Я считаю такие убеждения просто вздорными. Западные люди и остались

индивидуалистами в том смысле, в каком об этом говорилось выше, то есть

"разумными эгоистами". Но они в подавляющем большинстве никогда не были

индивидуализированными личностями. И тем более они никогда не были и не

являются таковыми от рождения. Личностями люди не рождаются. Они становятся

ими в силу обстоятельств их социального бытия, да и то в редких случаях. В

том смысле, в каком люди индивидуализированы от рождения,

индивидуализированы даже клопы и червяки. Проблема человека как

индивидуальной личности вообще есть проблема социальная, причем современная.

Лишь в современном западном обществе впервые в истории появилась

возможность для формирования человека как индивидуализированной личности не

в порядке исключения, а в массовых масштабах. Но именно сам факт массовости

исключил реализацию этой возможности для подавляющего большинства людей.

Если взять отдельного человека в отношении к возможностям, которые ему в

принципе предоставляет современное общество, то он вроде бы должен быть

индивидуальной личностью. Но таких людей слишком много, и это низводит их

почти всех на уровень деиндивидуали-зированных единичек массы. Порождая у

многих людей потребность в том, чтобы быть уникальной личностью, массовость

этого явления исключает возможность удовлетворения потребности.

Никому не запрещено становиться миллионером, президентом страны,

кинозвездой и т. д., и пропаганда трубит о равных возможностях для всех на

этот счет. А многим ли это удается?! Никому не запрещается становиться

уникальной личностью, но лишь немногим

347

 

 

это удается на деле. Для этого нужен такой "пустяк", как общественное

признание человека в качестве личности. А общество имеет для этого свои

критерии отбора. Индивидуализированные личности всегда были и останутся

исключениями. Меняется лишь их тип и процент в массе безликих "единичек". В

западном обществе этот процент выше, чем в других обществах, но не настолько

велик, чтобы удовлетворить всех претендующих на статус личности.

Упомянутые авторы  утверждают также, будто произошло некое

обесчеловечивание человека. Чтобы судить о том, насколько это утверждение

верно, надо иметь точный список признаков человечности и произвести

эмпирическое исследование того, какие из этих признаков исчезли или ослабли.

Такое исследование практически невозможно, так как нет данных о прошлом

состоянии людей с этой точки зрения, да и о нынешнем состоянии вряд ли такие

данные можно получить. И что считать человечностью? Злобность,

мстительность, жестокость, зависть и прочие порицаемые свойства людей не

менее человечны, чем доброта, великодушие, любовь, заботливость, сострадание

и прочие поощряемые свойства тех же людей. И попробуйте разделить их в

реальности! Так что противоположное утверждение имеет не менее прав на

существование, чем утверждение об обесчеловечивании человека.

Но впечатление, будто произошло обесчеловечивание человека, имеет

реальные основания. На мой взгляд, они таковы. В огромном числе случаев то,

что люди имели благодаря "человеческим" качествам других людей (благодаря их

"человечности"), теперь они это имеют благодаря более сильным и надежным

средствам, а именно благодаря деньгам, власти, славе, правовым нормам,

договорам, открытиям науки и медицины, короче говоря -- благодаря средствам

надприродным и внемо-ральным, можно сказать -- сверхчеловеческим. Если и

произошло какое-то обесчеловечивание человека, то не за счет опускания его

вниз, а за счет осверхчеловечива-ния, то есть за счет прогресса. Деградация

человека была платой за его прогресс.

Число случаев, о которых идет речь, настолько велико, а их пример

настолько заразителен, что они стали

348

оказывать решающее влияние на состояние всего человеческого материала

западного общества. Если, например, в любом возрасте и с любыми внешними

данными возможно при желании иметь за деньги молодого и красивого партнера

для сексуальных развлечений, если тебе на помощь приходит медицина и

сексуальная техника, позволяющая иметь удовольствие больше и лучше, чем

благодаря человеческой любовной страсти, как правило выдуманной и

преувеличенной писателями, то никакая человечность в этом деле не может

конкурировать с ее сверхчеловечным заменителем. Если какие-то человеческие

достоинства становятся источником денег и успеха, то никакой нормальный

западоид не будет их консервировать или раздавать другим даром.

Тоска по человечности отражает тот факт, что сверхчеловеческие средства

удовлетворения человеческих потребностей доступны далеко не всем, а у тех,

для кого они доступны в изобилии, наступает от них пресыщение. К теме

сверхчеловечности я еще вернусь ниже.

При характеристике современного западного человека часто отмечают его

внутреннюю упрощенность и даже опустошенность. В какой мере это справедливо

и почему создается такое впечатление?

Современный западоид выглядит внутренне (идейно, духовно,

психологически) упрощенным сравнительно с типом человека, который возникает

и является довольно распространенным в условиях сравнительно высокого уровня

цивилизации, праздного образа жизни, неторопливой жизни, отсутствия риска и

ненужности инициативы и т. д. Этот тип человека развивает в себе повышенную

способность к рефлексии, к неустойчивости настроений, к стремлению

уклоняться от принятия самостоятельных решений и к прочим качествам, которые

стали рассматриваться как признаки некоей богатой "духовной" жизни.

Разумеется, для развития таких не-западоидных качеств нужны природные

задатки, встречающиеся далеко не у всех народов.

Психологически тут на самом деле имеет место более сложный, гибкий,

изменчивый, запутанный с точки зрения внутренних переживаний человеческий

тип, чем западоид. Но это не есть более высокоразвитый тип че-

349

 

 

ловека и не есть более высокий уровень человека. Скорее наоборот.

Западоид выглядит сравнительно с человеком такого типа так же, как выглядит

чистое помещение с аккуратно расставленной мебелью в сравнении с сараем или

чердаком, заваленным всяким хламом. Западный человек есть человек более

организованный, рациональный и расчетливый, чем человек со сложной

внутренней (духовной) жизнью.

Личности со сложной внутренней жизнью, какие изображала западная

литература прошлого, либо были выдуманы писателями, либо существовали как

исключение, да и то не в такой яркой форме. На самом деле они были гораздо

скучнее и примитивнее. При всем при том эти личности были свободны, имели

достаточно времени для самоанализа (как правило -- кустарного) и

размышлений. Средства коммуникации были не такие, как они начали развиваться

после Первой мировой войны, так что образованный человек, который мог

поддержать беседу, имел ценность. Объектов культуры было не так уж много.

Книги были редкостью и ценились. Одним словом, для богатой внутренней жизни

нужны определенные условия. Это материальная обеспеченность хотя бы на

минимальном уровне, праздность, любопытство, образованность, информационный

и культурный голод, интерес к человеку. Теперь на Западе для большинства

людей этого нет. Объекты культуры имеются в изобилии. От людей некуда

податься. Информация избыточна. Развлечений сколько угодно. Люди заняты и

озабочены, им не до праздных размышлений. Нет жизненных гарантий. Нужно все

силы вкладывать в дело или работу. Сознание людей ориентировано иначе.

Исключительные личности теряются в океане средних. Они не привлекают к себе

внимания. Они не поощряются и не культивируются. Культивируются личности,

отвечающие природе западнизма. Как правило, это иллюзорные и ложные

величины.

Западнизм рационализировал человека. Он исключил из его "внутреннего

мира" все излишнее, всякий психологический хлам, идейную запутанность,

склонность к избыточной рефлексии, чрезмерную опосредованность между идеей и

делом. Зато западнизм сделал человека более надежным для построения

человеческих объеди-

350

нений огромного масштаба и с высоким уровнем социальной организации.

Западоид есть высший уровень эволюции человека. Это искусственно

выведенное существо, а не результат чисто биологической эволюции. О нем с

полным правом можно сказать, что это сверхчеловек. Никакой прогресс не

дается даром. Сверхчеловек -- это не то всесторонне развитое и совершенное

во всех отношениях существо, о котором говорили мечтатели прошлого, а именно

реальный западоид, то есть внутренне упрощенное, рационализированное

существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой

эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем

здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное,

расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически

стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по

отношению к прочему (незападному) человечеству.

СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Западнизм, породив особый тип человека -- западо-ида, породил и особый

тип личных отношений между людьми.

Я разделяю личные отношения людей на два уровня -- человечный и

сверхчеловечный. К первому уровню я отношу такие личные отношения между

людьми, которые строятся на основе личных симпатий и антипатий людей друг к

другу. При этом человек имеет или не имеет ценность для другого как таковой,

то есть независимо от его социального статуса (богатства, известности,

должности) и независимо от практических расчетов другого. Эти отношения

бывают "душевными", доверительными, искренними, проникающими в тайники

сознания. Они имеют свои плюсы. Это внимание к ближнему, сочувствие,

сострадание, солидарность переживаний, бескорыстность, взаимопомощь,

соучастие. Они имеют и минусы. Это, например, бесцеремонное вторжение в

чужую душу и личную жизнь, стремление контролировать поведение ближних,

насилие над инди-

351

 

 

видом со стороны окружающих путем чрезмерного внимания, несоблюдение

дистанции в отношениях, потеря уважения вследствие наблюдения людей с

близкого расстояния, стремление к поучительству, раздражение, грубость.

Для западнизма характерны личные отношения между людьми, которые я

отношу ко второму уровню -к сверхчеловечным отношениям. Они обладают другими

качествами сравнительно с человечными, в значительной мере --

противоположными. Они возникли как результат приспособления западоидов к

условиям своего общества. Основные из этих условий суть следующие.

Смысл жизни западоидов свелся в конечном счете к двум пунктам: 1)

добиваться максимально высокого жизненного уровня или хотя бы удержаться на

достигнутом; 2) добиваться максимальной личной свободы, независимости от

окружающих и личной защищенности. Первое стремление делает человека

прагматичным, второе толкает его на самоизоляцию.

Западоид имеет настолько мощную правовую защиту, что практически он

лишь в ничтожной мере нуждается или совсем не нуждается в поддержке

коллектива по работе и общественных организаций. Естественно, ослабляется

или пропадает совсем внимание последних к нему в личном отношении. Если

общественные организации и проявляют заботу о нем, как это делают профсоюзы,

например, то он при этом фигурирует как представитель класса, а не как

индивидуальная личность. Внимание других организаций к нему имеет место

постольку, поскольку оно оплачивается.

К сказанному следует добавить бытовые удобства, телефон, телевидение,

автомобиль, изолированное жилье, возможность обслуживать себя, отсутствие

надобности в тесных контактах с соседями, напряженную работу. Важную роль

сыграла необходимость защищаться от негативных проявлений человечных

отношений. При этом люди невольно ослабляли и даже заглушали совсем

позитивные стороны человечных отношений, неразрывно связанные с негативными.

С точки зрения сверхчеловечных отношений человек не имеет ценности сам

по себе. Даже в тех случаях, ког-

352

да кажется, будто он ценен сам по себе (например, красив, здоров,

сексуален, умен), он ценен как предмет| удовлетворения потребностей.

Способности человека имеют ценность для других, поскольку они могут

реализоваться в жизненном успехе, и другие могут за его счет поживиться.

Проблему "Быть или иметь?" западнизм решил в пользу "Иметь". Но он не

отбросил "Быть", а отождествил его с "Иметь". Его формула "Быть -- значит

иметь". Если у тебя много денег и высокий социальный статус, так что за твой

счет могут поживиться другие, то ты можешь иметь и дружбу, и любовь, и

внимание, и заботу. Правда, они суть эрзацы. Но они ничуть не хуже

человечных отношений такого рода. Не надо идеализировать человечные

отношения. Качество сверхчеловечных отношений, как правило, выше, чем

человечных. И они надежнее человечных. Человечные друзья предают не реже, а

чаще сверхчеловечных. А о любовницах и говорить нечего. То же самое можно



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.