Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зиновьев А. 11 страница



способен решить и которые можно решить лишь силами государства54.

Необходимо, как на этом в послевоенные годы настаивала значительная часть

теоретиков и политиков, социальная, то есть общественно ограниченная и

контролируемая экономика. Дефекты рынка должны быть восполнены усилением

экономической роли государства. В последнее десятилетие началось обратное

идейное движение в сторону ограничения роли государства и предоставления

большей свободы рынку55. Однако государство уже заняло прочную

позицию в экономике. К этой теме я вернусь ниже.

Другой фактор, ограничивающий свободу рынка, это концентрация капиталов

и укрупнение предприятий. Эта тенденция не ослабляется, а усиливается. В

США, например, в 1950 году 200 крупнейших компаний контролировали 40%

национального производства, а в 1970 году -- уже 60V.

Американский концерн "General Motors" обладал в 1985 году капиталом в 283

миллиарда долларов. В нем работало 800 тысяч наемных лиц. В концерне "IBM"

работало 400 тысяч человек, в концерне "Ford" -- 369 тысяч. В Западной

Германии в 1974 году было 294 крупных концерна,  а в 1986 году -Уже

80257. Корпорации с миллиардными активами, десятками тысяч

наемных рабочих, мощными управляющими штатами фактически доминируют на

рынке, определяют выпуск продукции и цены. Рынок превра-щается в координацию

различных объединений предприятий. Крупное предпринимательство овладевает

139

важнейшими рынками. Это давало основание утверждать, что время

конкурентного капитала прошло58.

Концентрация капиталов и укрупнение производства в рамках отдельных

стран дополняются такими же процессами международного масштаба. Всевластие

сверхкрупного бизнеса основывается на использовании всех современных

научно-технических, финансовых и информационных возможностей.

В том же направлении действуют банки. Они контролируют частные

предприятия, владея их акциями, и управляют правом голоса своих клиентов,

депонирующих у них свои акции. Банки заинтересованы в надежности своих

кредитов предприятиям, а свободная рыночная конкуренция создает для них

опасность. Естественно, банки принимают меры к ограничению свободы рынка.

НЕМЕЦКОЕ ЧУДО

Апологеты свободного рынка часто ссылаются на "немецкое чудо" как на

несокрушимый (по их мнению) аргумент в пользу их концепции. В послевоенной

истории Западной Германии действительно в лабораторно чистом виде можно было

наблюдать механизмы запад-низма, подобно тому, как в Восточной Германии --

механизмы коммунизма. Тут начинали почти с нуля, но имея в качестве образцов

результаты западнизма     в его наиболее отчетливой форме

американизма59.

"Немецкое чудо" произошло не просто благодаря рынку, но благодаря

американским инвестициям капиталов (план Маршалла) и благодаря социальной

рыночной экономике, то есть благодаря экономике, контролируемой и

регулируемой государством. Считается, что теоретическое обоснование такой

экономики было дано Кейнсом, а в Германии А. Мюллером-Армаком. Практическая

реализация этой теории была осуществлена под руководством Людвига Эрхарда.

При этом весьма неохотно вспоминают или совсем забывают о том, что у них

были предшественники, в теории -- идеолог гитлеровской экономической

политики К. Шиллер, в практике -- сам Гитлер.

140

ПЛАНИРОВАНИЕ

Рыночная экономика Запада противопоставляется плановой экономике

коммунистического общества. Это противопоставление лишено научного смысла.

Оно является идеологически-пропагандистским, ибо при таком

противопоставлении как плановая, так и рыночная экономика преподносятся в

тенденциозно искаженном виде.

Планирование деятельности отдельных предприятий, отраслей производства

и экономики страны в целом само по себе ничего плохого не представляет. Дело

не в планировании как таковом, а в том, какой вид оно принимает в том или

ином обществе, какую роль в нем играет и к каким последствиям ведет. Еще

совсем недавно (в шестидесятые и семидесятые годы) многие западные теоретики

смотрели на планирование иначе, чем сейчас60. Вот что, например,

говорилось в книге одного немецкого автора61, которого никак

нельзя было заподозрить в симпатиях к коммунизму (или социализму). Развитие

капиталистической экономики достигло уровня, когда нужны новые

организационные формы. Старые организационные формы (частная собственность и

конкуренция) стали препятствием. Частное предпринимательство структурируется

уже не в расчете на конкуренцию. Частная собственность играет все меньшую

роль сравнительно с большими капиталистическими организмами. Требуется

планирование в интересах капитала, то есть частнокапиталистическое

планирование. Это не есть введение некапиталистической хозяйственной формы.

Это -- в интересах тех, кто раньше действовал в рамках конкуренции. И такой

переход от конкуренции к плану уже начался.

Приведенные мысли вызревали и высказывались тогда, когда в Западной

Германии имел место экономический кризис, который был результатом именно

рыночной экономики. Так что некоторые крайности сторонников плановости

отчасти объясняются тревогой за судьбу капитализма. Но именно эта тревога

заставляла отодвигать в сторону идеологические и пропагандистские

соображения и говорить хотя бы кусочек правды. В восьмидесятые годы в связи

с усилением наступле-

141

ния Запада на коммунистический мир, двигавшийся к поражению в "холодной

войне", идеологическая ориентация Запада изменилась на противоположную.

Плановость прочно связали с коммунизмом. В противовес ей стали превозносить

рынок и конкуренцию как нечто специфически западное и противоположное

плановости.

Чтобы сравнение западнизма и коммунизма с точки зрения плановости

экономики имело научный смысл, нужно определить объем планируемых феноменов

экономики в обоих обществах, отвлекаясь от того, какие учреждения,

организации, предприятия и лица занимаются делом планирования. По моим

предположениям, процент планируемых феноменов в западной экономике ничуть не

ниже, чем таковой в экономике коммунистической. И с точки зрения важности

планируемых феноменов западное общество не уступает коммунистическому. Иное

дело -- распределение планирующих функций и операций по различным

подразделениям, сферам, учреждениям, организациям и т. д. С этой точки

зрения различие западного и коммунистического общества бросается в глаза, и

прежде всего различие на уровне государственных учреждений и предприятий.

Рассмотренные два аспекта (объем планируемого и распределение планирующих

функций), как правило, не различаются, на первый план выдвигается второй, и

плановость представляется как специфика коммунистической экономики, что

неверно или бессмысленно.

Рассматривая экономику с точки зрения объема планируемых феноменов,

можно констатировать как факт, что западная экономика является плановой в

очень высокой степени, и степень плановости неуклонно растет. Это является

неизбежным следствием усложнения делового аспекта общества. Более того, и с

точки зрения распределения планирующих функций имеет место сильная тенденция

в сторону сходства с коммунистической экономикой. Усиливающаяся роль

государства в экономике (налоговая политика, кредиты, общественные заказы,

инвестиции) и распределение гигантского бюджета вполне сопоставимы с

планирующей ролью коммунистического государства.

142

государство и рынок

В западной идеологии, по крайней мере начиная с сороковых годов, идет

борьба двух направлений -- государственников и рыночников (так бы я назвал

их). Самыми характерными фигурами тут являются соответственно Кейнс и Хайек.

Оба направления признают роль рынка и роль государства. Но каждое из них

делает упор на то или на другое, причем так, что фактически получается их

противопоставление.

Я считаю такое противопоставление лишенным научного смысла. Роль

государства в функционировании рынка общеизвестна и очевидна. И дело не в

том, слишком велико или слишком мало участие государства в работе рынка.

Дело в том, что государство является  не просто охранителем и регулировщиком

(в какой-то мере) рынка, а в том, что оно само есть фактор экономики и

крупнейший участник рынка. Обычно в государстве выделяют лишь один его

аспект, а именно -- власть и управление обществом как целым. Но государство

одновременно есть гигантское предприятие, дело которого заключается в том,

чтобы выкачивать средства для своего существования. А это средства для

10--15% работающих граждан и их семей.

Государство распоряжается колоссальными денежными суммами. Оно является

самым крупным покупателем на рынке, размещая заказы бесчисленным фирмам и

предоставляя им кредиты. А образование наднациональных рынков и мирового

рынка с необходимостью превращает государственную власть "национальных

государств" в участников рынка наряду с гигантскими концернами и банками.

Скажу коротко о таком явлении, как государственный Долг. В 1950 году

государственный долг Западной Германии был 18 миллиардов марок, а в 1992

году стал 1300 миллиардов. В 1995 году ожидается 2000 миллиардов. В Италии в

1991 году государственный долг был 2000 миллиардов марок. А США побили все

рекорды на этот счет: в 1992 году их государственный долг превысил 4000

миллиардов долларов (более 6000 миллиардов марок).

Государственный долг есть явление не случайное. Это не Результат плохой

политики, хотя и этот фактор иг-

143

 

 

рает роль. Он неизбежен в условиях западнизма при любой политике. От

него не могут избавить никакие политические гении, ибо это явление

экономическое. В 1989 году США выплатили около 20% национального дохода в

качестве процентов за государственный долг. Кому идут эти платы? За чей

счет, если государство само по себе ничего не производит? На эти вопросы вы

вряд ли найдете подробные и правдивые отчеты в средствах массовой информации

и в общедоступных книгах. И тем более не найдете научно-убедительного

объяснения этого феномена. Но и без этого очевидно одно: государство тем

самым производит перераспределение средств в соответствии с объективными

экономическими законами, которые в такой форме устанавливают некую

социальную "справедливость". Вместе с тем рост государственного долга есть

признак того, что в обществе увеличиваются диспропорции между его сферами и

частями, и это вносит свой вклад в общую сумму условий и причин назревающего

кризиса.

Я думаю, что наступает время, когда придется говорить не просто об

экономике и политике как о связанных, но различных факторах западного

общества, а о едином политико-экономическом или экономико-политическом

комплексе. Я имею в виду при этом не слияние этих феноменов, а образование

нового уровня в структуре западного общества в связи с превращением

экономики в межнациональную и глобальную. Пока этот уровень еще слит с

экономикой и политикой в старом смысле, еще не выработал адекватные себе

формы. Это дело будущего. Но к этому идет. К данной проблеме я вернусь ниже.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ

Я выше уже касался проблем управления. Добавлю к сказанному еще ряд

соображений, связанных с темой рынка.

Рыночная экономика Запада противопоставляется коммунистической

экономике как командной, управляемой "сверху". Это противопоставление точно

так же является идеологически-пропагандистским. Во всяком

144

достаточно большом и сложном обществе экономика так или иначе

управляется, причем "сверху", ибо управление по самому смыслу понятия есть

управление "сверху".

В эпоху "старого" ("атомарного") капитализма степень управляемости

того, что образовывало капитализм, была низкой. Идеологи и теоретики,

вырывавшие в абстракции капитализм из его социальной среды, создали иллюзию,

будто капиталистическая экономика вообще есть царство анархии. В эпоху

"нового" ("тотального") капитализма последний стал почти всей (практически

всей) экономикой западного общества. Став тотальным, он утратил свое

исключительное право быть анархичным, слабо управляемым или неуправляемым

совсем. "Невидимая рука" превратилась во вполне видимую и ощутимую

управляющую руку.

Существуют различные формы управления. В советском обществе имело место

единое, централизованное и прямое (командное) управление экономикой. Не

следует преувеличивать его силу и педантизм. В изображении идеологов обеих

сторон (как апологетов, так и критиков) оно тенденциозно искажалось. На

самом же деле отступления от абстрактных норм этой системы управления были

настолько велики, что огромная часть советской экономики была вне сферы

официальной системы управления. Такой была, например, теневая экономика.

Таким было мизерное в отдельных случаях, но огромное в общей массе частное

"предпринимательство", которое тоже было полузаконно или совсем незаконно

юридически.

Экономика современного западного общества отличается от советской с

точки зрения управления. Но это не значит, будто она вообще никак не

управляется. Во-первых, процент управляемых "сверху" действий людей в сфере

экономики тут не меньше, чем в обществе коммунистическом. Во-вторых, тут

существует совокупность учреждений, организаций и личностей, которые

совместно выполняют функции, аналогичные функциям высшей власти

коммунистической системы управления экономикой. В этот управляющий комплекс

входят государственные учреждения, советы банков и предпринимателей,

эксперты и т. д. Они управляют экономикой не

145

прямыми командными методами, а опосредованно, то есть путем принятия

определенных законов и манипулирования денежными суммами. Но их решения

должны кем-то претворяться в жизнь, а для этого требуются командные методы и

контроль. Так что элемент командной системы управления присутствует и в

западной экономике и имеет тенденцию к усилению.

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Вряд ли в мире найдется хотя бы несколько человек, которые будут

оспаривать утверждение, что западная экономика является самой эффективной в

мире и в истории человечества вообще.  Но что это такое -- высокий уровень

эффективности экономики? Технический уровень? Открытия и изобретения?

Производство хороших вещей, причем в большом количестве? Высокая

производительность труда? Рациональная организация? Если присмотреться к

тому, что на Западе пишется и говорится на эту тему, то можно заметить

односторонность и тенденциозность в понимании эффективности экономики и в

отборе критериев ее оценки, переходящие в идеологическое извращение и

фальсификацию. Это особенно сильно стало проявляться в последнее время,

после окончания "холодной войны" в пользу Запада. При этом восхваление

экономики Запада сопровождается дискредитацией экономики бывших

коммунистических стран. Я не собираюсь заниматься здесь апологетикой

экономики коммунизма и критикой экономики Запада. Я хочу лишь сказать,

выражаясь метафорически, следующее. Когда на том основании, что птицы лучше

летают, чем рыбы, начинают доказывать, будто птицы и плавают лучше, чем

рыбы, то получается ложное представление как о рыбах, так и птицах.

Говоря об эффективности западной экономики, надо принимать во внимание

то, что подход к этой проблеме различен на различных уровнях, -- на уровне

отдельных предприятий, отраслей экономики, экономики целой страны и,

наконец, всего западного мира. Надо далее различать абстрактную и реальную

эффективность. В случае абстрактной эффективности прини-

146

маются во внимание лишь некоторые признаки экономики, причем в наиболее

развитых и характерных образцах. В случае же реальной эффективности

принимается во внимание вся совокупность важных признаков экономики, причем

во множестве реально существующих факторов.

Надо, далее, различать экономический и социальный подход к экономике. В

первом случае экономика рассматривается сама по себе, во втором же случае

она рассматривается с точки зрения проблем социальных (условия труда,

занятость, жизненные гарантии и т. д.). Наконец, надо различать

эффективность экономики и экономическую эффективность общества. В последнем

случае нужна суммарная оценка экономики с учетом не только экономических и

социальных критериев, но и факторов иного рода, касающихся общества в целом

(способность переживать природные катастрофы и кризисы, вести войны и т.

д.). Одним словом, проблема эффективности экономики и общества с точки

зрения экономики есть на самом деле сложный комплекс разнородных проблем,

исключающий единое и однозначное решение.

Возьмем такой пример. Всего от 3 до 6% работающих людей в западных

странах занято в сельском хозяйстве. Идеологи истолковывают это как якобы

бесспорный показатель высокой производительности труда. Мол, этих 3--6 %

достаточно, чтобы удовлетворить потребность страны в продуктах сельского

хозяйства. Это, однако, неверно фактически, так как страна может ввозить

более половины продуктов сельского хозяйства из других стран. Так что надо

учитывать и тех, кто занят в сельском хозяйстве стран-экспортеров. Кроме

того, надо учитывать не только тех, кто непосредственно занят в производстве

продуктов, но и тех, без которых это производство и реализация его продуктов

вообще невозможны, то есть иначе подходить к проблеме, иначе расчленять

общество, иначе производить измерения.

Кроме того, эти 3--6 % можно интерпретировать совсем иначе, а именно

так: лишь 3--6 % работающих могут заработать на жизнь в сфере сельского

хозяйства, На этом примере отчетливо видно различие двух под-

147

ходов к эффективности экономики -- западнистского и коммунистического.

Принцип первого -- минимизировать число занятых в каком-то деле и

максимализи-ровать интенсивность труда. Принцип второго -- дать возможность

максимально большому числу людей существовать за счет этого дела и облегчить

условия труда. С точки зрения решения проблем социальных коммунистическая

экономика эффективнее западной, уступая ей в чисто экономическом плане.

Экономическую эффективность общества в целом принято измерять

стоимостью суммарной продукции общества. Прирост суммарного продукта

считается признаком нормальной и даже цветущей экономики. Многие специалисты

отмечали бессмысленность такого критерия и несоответствие его реальному

положению62. При таком подходе не принимаются в расчет другие,

более существенные факторы, например -- инфляция, рост налогов, удорожание

жизни, рост безработицы, загрязнение окружающей среды, структурные изменения

в экономике и многие другие.

С принятыми критериями оценки экономики теоретики могут создать любую

желаемую картину состояния экономики в зависимости от социальной,

политической и идеологической конъюнктуры. Замечу между прочим, что годовой

прирост национального продукта в коммунистическом Китае в 1992 году был

10--12 %, а в передовой в экономическом отношении стране Запада -- в

Западной Германии -- он был близок к нулю. А колоссальный прирост в

Советском Союзе когда-то повергал в панику Запад.

ОЖИРЕНИЕ И ПАРАЗИТИЗМ

В западной экономике производятся не только жизненно необходимые

продукты, но и излишние, без которых люди в принципе могут обойтись,

сохраняя жизненный уровень. Примером производства такого рода может служить

производство пиротехнических средств и праздничных безделушек, которых в

одной только Западной Германии ежегодно продавали на несколько миллиардов

марок. B США сложилась целая отрасль

148

экономики, занятая контролем за весом людей, которая в 1992 году имела

оборот 43 миллиарда долларов. В Германии выпускалось более 200 предметов для

операций с куриными яйцами. Трудно сказать, каких огромных размеров

достигает производство избыточных предметов потребления и роскоши.

Производительность труда в этой сфере может быть высокой, но это показатель

не экономической эффективности, а своего рода ожирения общества. Степень

такого ожирения западного общества необычайно высока и имеет тенден-цию

увеличиваться.

( Характерным для западного общества является также высокая степень

паразитарности. Я имею в виду большое число людей, ничего не дающих от себя

обществу, живущих паразитами за его счет] Тут существуют и процветают группы

таких людей, целые слои и категории. Большое число людей занято

производством ценностей для этих паразитов и обслуживанием их, тем самым

включаясь в сферу паразитарности. К этим явлениям относятся также

паразитарные аспекты деятельности в целом непаразитарных слоев, учреждений и

организаций. Это, например, возникновение должностей и функций, без которых

в принципе можно было бы обойтись. Тенденция к росту степени паразитарности

Запада является очень сильной и, пожалуй, неодолимой. Между прочим,

превращение западного общества в постиндустриальное означает фактически

превращение его в ожиревший социальный организм с высочайшей степенью

паразитарности. Со временем это неизбежно скажется на его способности

самосохранения самым негативным образом.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Экономика западного общества не есть нечто застывшее, монотонное,

однообразное. Это процесс, в котором бывают подъемы, бумы, застои, спады и

кризисы. Обобщающие теоретические исследования на эту тему мне неизвестны,

если не считать сочинения Маркса, Ленина и их последователей. Эти сочинения

не соответствуют современному состоянию западного

149

общества, так что то, что я собираюсь высказать здесь, есть результат

моих непрофессиональных наблюдений.

   В начале девяностых годов экономический спад на Западе стал очевидным

всем и был признан как факт повседневной жизни. Хотя некоторые политики и

теоретики и поговаривали о скором улучшении, их слова мало кого убеждали. А

в 1993 году стали повсеместно говорить уже не просто о спаде, но о кризисе.

В качестве критерия оценки ситуации как кризисной по негласному сговору

множества специалистов и вообще пишущих и говорящих на темы экономики были

приняты величины некоторых факторов (безработица,  налоги, цены, инфляция,

курс акций и т. п.), которые вышли за пределы терпимых ("нормальных").

Я считаю, что понимание экономического кризиса просто как нарушения

границ "нормального" состояния экономики является поверхностным и

неадекватным его сущности. Кризис проявляется в спаде экономики. Но не

всякий спад есть кризис, каким бы сильным он ни был. Тут есть более глубокое

различие, связанное с характером современного ("нового", "тотального")

капитализма. Современная   западная экономика не является

стихийно-капиталистической, какой она была во времена Маркса и Ленина и в

какой-то мере сохранялась до Второй мировой войны. Она стала

организованно-запад-нистской. К тому, что я уже сказал выше на эту тему,

добавлю еще следующее.

Современная экономика западного общества имеет сложную социальную

структуру с иерархией уровней, функционирующих по разным законам, причем не

только экономическим, но и коммунальным. Высшие уровни иерархии, играющие

решающую роль в экономике, функционируют вообще не столько как феномены

экономические, сколько как феномены коммунальные, -как всякого рода союзы

глав и представителей банков и крупных концернов, как надэкономические

учреждения, организации, сговоры, блоки и т. п., которые превращают

экономику в нечто подобное государственной организованности. А с другой

стороны, государство входит в сферу экономики не как нечто внешнее ей, не

просто как орган охраны экономики, а как крупнейший владе-

150

лец и распорядитель капиталов наряду с банками и концернами.

Положение современной западной экономики зависит теперь главным образом

от ее социальной организации и способности руководства экономикой ("видимой

руки") управлять экономикой теми методами, какими оно действует в нормальных

условиях, и принимать меры, благодаря которым экономика удерживается в

определенных рамках. О кризисе, в отличие от просто спада экономики, можно

говорить тогда, когда экономика становится неуправляемой, и обычные меры

"видимой руки" оказываются неэффективными. Подчеркиваю, об управлении здесь

речь идет в том смысле, в каком об этом говорилось выше.

Сейчас руководители западной экономики предпринимают меры к тому, чтобы

остановить спад экономики, не допустить настоящий кризис. Ситуацию в

западном мире пока еще нельзя считать кризисом. Это скорее спад и депрессия

на грани кризиса.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

В наше время главные источники прогресса втекают в экономику Запада

сверху и извне, а не пробиваются снизу и изнутри. Они не являются

разрозненными и стихийными. Они организованны и преднамеренны, заранее

спланированы и задуманы. Это научные открытия и технические изобретения,

являющиеся результатом огромных усилий со стороны государства и

госу-дарствоподобных предприятий с участием больших масс и объединений

специалистов высокой квалификации. Это рационализация экономики в

соответствии с рекомендациями, разработанными специалистами на высотах

экономики и вне ее. Это -- потребности в решении крупных задач, которые под

силу лишь сверхкрупным объединениям предприятий и государству. Это

интернационализация и глобализация экономики, рождаю-щие более высокие

уровни экономики с закономерностями более высокого порядка.

Уже в период подготовки ко Второй мировой войне основные стимулы

экономического прогресса пришли

151

в экономику извне, из потребностей глобально-политического порядка. А в

годы "холодной войны" эта тенденция усилилась настолько, что теперь и речи

быть не может о возврате к прежним стимуляторам прогресса. Думаю, что

победоносное для Запада окончание "холодной войны" послужило одной из

главных причин экономического спада и усиления тенденции к кризису.

На Западе сложилось убеждение, будто прогресс экономики на основе

капитализма безграничен. Это идеологическое заблуждение. Всякий прогресс

имеет потолок. Причем причины его ограниченности заключены в нем самом. Одни

и те же факторы, стимулируя прогресс, одновременно порождают и его

ограничители. Мне кажется, что Запад близок к потолку своего экономического

прогресса. Прогресс требует затрат. А затраты растут  с каждым шагом

прогресса так, что выгоды от него относительно сокращаются. В конце концов

затраты превзойдут выгоды, и регресс в других отношениях будет доминировать.

К тому же экономический прогресс Запада происходит на более широкой основе,

чем только капитализм, -- на основе западниз-ма, в котором все большую роль

играет аспект коммунальный (коммунистоподобный, если не коммунистический).

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ

Население западных стран распадается на множество категорий, групп,

классов, слоев, короче говоря --на множество подразделений по самым

различным признакам и в самых различных разрезах общества. Рассматривая

различные сферы общества, мы тем самым рассматриваем и структурирование

населения страны. И я на  эту тему уже сказал довольно много. Сделаю к

сказанному еще ряд дополнений. Они будут касаться суммарного

структурирования населения.

В течение длительного времени на Западе имел влияние марксистский

подход к социальной структуре населения. В основе его лежало деление людей

на основные классы, противостоящие друг другу. Основными

152

классами западного общества как общества капиталистического считались



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.