|
|||
Методические особенности вариативных курсов «Окружающий мир»Стр 1 из 6Следующая ⇒ Методические особенности вариативных курсов «Окружающий мир» Учебная программа – документ, определяющий цели, задачи и основное содержание обучения по конкретному предмету, уровень его предъявления учащимся и требования к результатам усвоения. Программа устанавливает последовательность изучения основных разделов, тем и вопросов курса, раскрывает особенности организации и методов его изучения. Учебная программа содержит: - пояснительную записку о целях и задачах изучения данного предмета, рекомендуемых формах и методах обучения; - тематическое содержание изучаемого материала с указанием ориентировочного количества времени, отводимого на изучение отдельных вопросов курса; - основные требования к знаниям и умениям учащихся; перечень учебного оборудования и учебных пособий; - перечень рекомендуемой литературы. В связи с углублением процесса дифференциации начального образования разработаны различные варианты учебных программ по предметам «Окружающий мир» и «Естествознание» («Природоведение»). ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ (система учебных курсов) А.А. Плешаков Система учебных курсов «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование и включает следующие курсы: 1. Мир вокруг нас (основной курс). 2. Природоведение (основной курс). 3. Экология для младших школьников (факультативный курс). 4. Планета загадок (факультативный курс). Мир вокруг нас (1-2 классы) Приоритетная задача курса «Мир вокруг нас» – формирование единого ценностно-окрашенного образа мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению. Человек, природа и общество рассматриваются в данном курсе в их неразрывном, органичном единстве. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей. В первом классе дети учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать ответы на них. В курсе второго класса выделяется несколько содержательных линий. Первая линия направлена на ознакомление с природой, конкретными природными объектами. Вторая линия знакомит с жизнью общества на примере своего города или села, с экономикой. Третья линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование гигиенических навыков, умений ориентироваться в опасных ситуациях. Четвертая линия направлена на обучение детей умению общаться, освоение азбуки вежливости и норм этики. Пятая линия связана с обучением простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений. С этой целью используются мысленные «путешествий» по глобусу и карте. Природоведение (3-4 классы) Курс «Природоведение» является продолжением курса «Мир вокруг нас». Цель данного курса – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. В 3-м классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая дает возможность обобщить, систематизировать, расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением в курс. В 4-м классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой полушарий, учащиеся получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т. д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Главная отличительная черта авторских программ А.А. Плешакова – экологическая направленность. Знакомство с экологическими проблемами происходит на глобальном, национальном и краеведческом уровнях. Большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.
|
|||
|