Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные процедуры 4 страница



Упражнения с прикосновениями могут проводиться в любое время. Однако когда упражнения, требующие более тесных физических контактов, применяются раньше времени, то такие физические контакты часто оказываются препятствием для настоящей близости.

Следующий отрывок, огшсьтающий ситуацию в достаточно долгое время существовавшей группе встреч, иллюстрирует поведение участницы, решившейся попросить группу дать ей обратную связь и поддержать ее. Сара — 39-летняя женщина, страдающая от одиночества и неумения вовлечь других в свои проблемы. М.— руководитель группы (Shepard & Lee, 1970).

М.: Закрой глаза и начни описывать нам свои ощущения, а затем разреши своему телу делать все, что оно хочет

делать. И если окажется, что ты хочешь, чтобы

121 кто-то прикоснулся к тебе, то ты скажи нам об этом.

Сара (глаза закрыты): Ну... есть одна вещь. о которой я думала раньше. Я думаю. что мне понравится, если меня будут подбрасывать. Есть одна вещь, о которой я думала...

(Группа поднимает Сару и подбрасывает ее три минуты, говоря в такт звук "ом", затем опускает на пол. Сара продолжает лежать с закрытыми глазами.) Сара: Я чувствую мир... я чувствую расслабленность, расслабленность. И я ощущаю удовольствие от того, что так много людей прикасалось ко мне. М.: Что бы ты хотела именно сейчас? Как бы

ты хотела, чтобы мы помогли тебе? Сара: Ну, я хотела бы, чтобы меня спросили

о чем-нибудь. М.: Кто должен спросить тебя? Сара: Ты. М.: Что я могу сделать, чтобы ты ощутила что-нибудь очень важное для себя? Сара: Я не уверена...

М. (после паузы): Что я могу сделать для тебя, чтобы доставить тебе наибольшее удовольствие именно сейчас? Сара: Ты можешь взять мою руку.

(М. берет руку Сары и держит ее.) Сара (продолжает): Что я действительно хочу узнать от всех вас, так это то, что вы думаете обо мне и что я делаю такого, что сохраняет между нами дистанцию и оставляет меня в таком...

(Ее голос опять прерывается.).

Кари: Хрупкость, я чувствую хрупкость. Сара: Ты имеешь в виду, что я ущербна? Кари: Да. Может быть, ты упала, и какие-то

маленькие кусочки потерялись. Жан: Я чувствую некоторую беспомощность при тебе. Как будто ты сильная, как будто ты самодостаточна, и твоя самодостаточность как бы дает основания считать, что никто из нас не имеет того, чего бы ты хотела от нас получить.

сильная и отстра-

М.: Я думаю так же — ненная от всех. Шершон- Те же мысли пришли и в мою голову.

ски: Самодостаточна. Я чувствую, ты знаешь, что я ничего не могу дать тебе, потому что ты кажешься, знаешь ли, ну, самодостаточной.

Бернард: Я чувствую немного другое. Я считал, что ты что-то хочешь от нас. Я жене чувствовал себя способным дать это тебе. Гм... я считаю, что, когда я связываюсь с женщинами, я... жду от них чего-то противоположного. И, общаясь с тобой, я чувствовал, что я не уверен, что смогу, гм... не уверен, что буду настолько сильным, чтобы дать тебе то, что ты хочешь.

Сара: Ты считаешь, что я хочу так много, что ты не можешь мне это дать? Или что ты просто не знаешь, чего я хочу?

Бернард: Гм... складывается впечатление о твоей огромной уверенности, и, э-э... я не знаю... я колеблюсь попросить тебя пойти со мной в другую комнату и лечь со мной на пол... гм... в то время как я могу в группе обратиться с этой просьбой к другим девушкам. И хотя я чувствую, что тебе это, возможно, понравится, мне кажется, что я буду... гм... чувствовать себя с тобой не в своей тарелке, так как ты можешь почувствовать, что я смешон. Сара: Гм-гм. "Маленъ- Я бы хотел дать тебе что-то, но я, э-э,

кии принц ":

Сара:

не знаю, что именно.

Как ты мог заметить, я не настолько хороша, чтобы не сказать, какой чертовщины мне на самом деле хочется. "Маленъ- Именно это я и хотел сказать.

кий

принц ":

М.: Теперь-то ты знаешь, чего ты хочешь? Сара: Да.

Затем на занятии Сара продолжает посвящать членов группы в свои проблемы и начинает исследовать

123 трудности, пытаясь разобраться, что же она хочет от отношений с мужчинами.

Разнообразие видов групп встреч

Группы встреч могут отличаться по своим основным характеристикам. Например, наряду с группами, которые собираются регулярно, существуют группы "марафона", которые собираются один раз, но на длительный, от 12 до 48 часов, период с небольшими перерывами на отдых или сон. Этот вид групп был разработан Фредом Столлером (Stoller, 1972) и Джорджем Бахом (Bach, 1966), психоаналитически ориентированными психотерапевтами, которые экспериментировали с альтернативами традиционной терапевтической парадигме. Хотя группы "марафона", так же как и другие виды групп встреч, придерживаются тех же основных понятий, методика проведения этих групп позволяет усилить атмосферу доверия и открытости, а также уделить внимание каждому члену группы. Даже те участники, которые пассивно "уходили", отстранялись от участия в более классических группах, в группах "марафона" вступали в конфронтацию и вовлекались в групповой процесс. Очень трудно быть в стороне, если вы постоянно на протяжении двух или более дней сталкиваетесь с группой! Более того, продолжительные занятия предоставляют больше времени для обсуждения чувств, поэтому члены группы получают возможность полностью разобраться со своими проблемами. Утомление, которое неизбежно возникает из-за ограничения времени на сон и продолжительного эмоционального контакта, также может помочь участникам снизить защищенность и начать вести себя с большей долей риска. Однако сомнительно, чтобы чрезмерно утомленные члены группы могли обобщить свой групповой опыт таким образом, чтобы он привел к эффективным изменениям в их реальной жизни. Хотя сниженность защитных барьеров может помочь разрушить ригидные поведенческие паттерны и выявить волнующие клиента проблемы, необходима определенная работоспособность для принятия и интеграции полученного опыта. Более то" " некоторая психологическая защита может оказт полезной для утомленных участников, так как помо! им высказывать суждения, которые не полностью о" жают их стремления. Большинство современных р} водителей групп "марафона" осознают подобную си

124 цию и склонны в большей степени разрешать отдых и перемену деятельности, чем настаивать на непременном продолжении марафона.

Возможно, наиболее спорными группами, составляющими небольшой процент всех групп встреч, являются группы "обнажения", которые были предложены Полем Биндримом. Обычно такая группа собирается в теплом бассейне, и упражнения по сенсорному осознанию могут заканчиваться обнажением, которое, по мнению Биндрима, помогает участникам полностью снять всякую тревогу по поводу своего тела. Биндрим (Bindrim, 1968) предположил, что сознательное участие в группах "обнажения" приводит к усилению межличностной откровенности и к возникновению "обнаженно" честных взаимоотношений, а также к усилению чувства свободы и полноты бытия. Оценка

Хотя группы встреч имеют последователей и число их растет, у них есть и противники. Курт Бак (Back, 1972), один из наиболее последовательных критиков этого группового движения, предупреждает, что выявленная в группах встреч сильная тенденция группового процесса возбуждать интенсивные эмоциональные переживания не всегда есть благо. Когда самовыражение становится самоцелью, то символические утверждения и абстрактное теоретизирование теряют свою ценность. Хотя, согласно Баку, группы встреч направлены на установление контактов и развитие близости в отношениях, сильные эмоции, возникающие в момент межличностной "встречи", могут оказаться и не столь интимными, а тем более значимыми. Он утверждает, что каждый участник используется как инструмент или объект для формирования переживаний у других членов группы и отношения в группе не являются личностными и подлинными. Следовательно, по завершении курса обучения участники заботятся друг о друге не так, как они думали заботиться друг о друге в период занятий в группе.

Поскольку группы встреч приводят к возникновению уникального, интимного стиля общения, который противоречит социальным условностям, то члены группы часто испытывают трудности, возвращаясь в мир со-

125 циальньгх условностей. Этот болезненный переход глядно проиллюстрирован в кинофильме "Bob and Cr and Ted and Alice". Супружеская пара после прох> дения курса обучения в мастерской Эсалена не про ляет терпимости к своим старым друзьям, так как с тает их по сравнению с собой менее "открытыми" более "неуверенными". Хотя и не дидактично, но группы встреч фор руют ценности, которые трудноосуществимы в повс невных социальных контактах. Так, у бывших учг ников при возвращении к обыденной жизни и i осознании, что другие не разделяют их новую сист" убеждений и не относятся к ним как к близким, р ным людям, может возникнуть существенное разе рование. Вероятно, наиболее сильный феномен "возв щения" бывает тогда, когда один из супругов возе щается из группы личностного роста и обнаружив;

что его (ее) супруга (супруг) не изменились и дг не поражены богатством его (ее) нового опыта. Оп-ные участники

научаются снижать уровень своих о;

даний для сохранения того, что они получили в груг

Трудности реализации многих ценностей групп вст:

в реальных социальных условиях приводят к тому, некоторые люди становятся "завсегдатаями" этих гру Множество "наркоманов" групп встреч переходят одной группы в другую в поисках все более и бо сильных и значимых переживаний, так как они не с собны измениться или адаптироваться к реальному м, и чувствуют себя в безопасности, комфортно только с ди узкого круга участников группы. Если не происхо переноса полученного в группах опыта в реальи жизнь, группы встреч становятся неким подобием у жища для регрессивных и зависимых личностей.

Поскольку группы встреч вызывают изменения в ловеке в любом направлении, то вероятность пол} ния психологической травмы в них больше, чем в дру видах групп. Недостатки групп встреч во многом ос ются неописанными, так как к настоящему времени последовательной, направляющей психологической i рии (Burton, 1969). В связи с тем, что философе основания теории групп встреч бросают вызов в-структуре социально принятых ценностей, не существ таких этических принципов, под которыми могли подписаться как все защитники, так и все Крит' этого группового движения.

Руководитель группы в существенной степени определяет, насколько полезным окажется групповой опыт. Было замечено, что талантливый руководитель оказывается очень влиятельным в стрессовых ситуациях, и члены группы, его горячие приверженцы, часто наделяют такого руководителя "магическими" качествами (Tucker, 1968). Такие руководители могут оказывать огромное влияние на мышление участников в эмоционально насыщенной атмосфере группы.

Во многих группах встреч проводится лишь минимальная работа по отбору кандидатов для того, чтобы определить, как они переносят рискованные ситуации и могут ли получить пользу от участия в группе. Хотя при этом руководители избегают оценивать кандидатов как здоровых или потенциально больных, необходимо отметить, что люди по-разному переносят сильные эмоции и ситуации межличностного конфликта. Для невежественного или психопатического участника эффект группы может оказаться отрицательным. Те группы, в которых возникают сильные эмоциональные конфронтации, могут быть безопасными для участников только в том случае, если руководитель проводит предварительный отбор кандидатов, отсеивая тех, кто не может получить пользы от группы или кому группа может принести вред.

Последнее критическое замечание по группам встреч касается недостаточности данных об отдаленных последствиях группового опыта. Необходимо подчеркнуть, что только недавно были проведены исследования по отдаленным последствиям некоторых групповых методик. Одной из главных проблем, связанных с изучением групп встреч, является определение подходящих переменных, описывающих результат проведения группы. В отличие от традиционной психотерапии, где изменение проявляется в исчезновении специфического симптома, группы встреч претендуют на такой результат, который выражается в развитии или изменении личности в целом. Данные исследований, подтверждающие приобретение опыта, довольно велики и в подавляющем большинстве положительны. Гибб (Gibb, 1971) и Роджерс (Rogers, 1970) цитируют исследования, в которых показано, что опыт участия в группах встреч помогает исследовать чувства, усиливает чувствительность к оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку, увеличивает самопринятие. Бебоут (Bebout, 1973) добав-

127 ляет, что группы встреч, несомненно, уменьшают отчужденность, решают многие личностные проблемы, вызывают положительные изменения в представлении клиента о самом себе.

Проблема продолжительных поведенческих изменений, которые происходят после приобретения группового опыта, требует глубокого изучения. Однако сторонники групп встреч утверждают, что даже временные изменения имеют значительную ценность, так как они демонстрируют саму возможность изменений. Рассказ студентки о том, как опыт участия в группе встреч помог ей осознать, что при желании она опять сможет снизить свою защищенность, стать более открытой и приблизиться к полному функционированию, иллюстрирует данную точку зрения.

Со временем мой "разрыв" с группой становился все бол заметным. Всего лишь несколько раз мне удалось быть ностью откровенной с самой собой и рассказать об этом гим. И люди ответили мне состраданием и теплотой. Я холилась в полном согласии со своим внутренним миро' каждая клеточка моей души была открыта другим. Чп ощущение! Я ходила в восхищении в течение некоторого ;

мени, пытаясь сохранить это мгновение, пока все не во? тилось на круги своя и я опять не закрылась. Но эти и нения обязательно повторятся со мной и с теми, с кем я вм все это переживала. Это был момент нашей общности (К 1973, р. 164).

Есть ли неудачи, негативные аспекты rpynnoi опыта? Несомненно, поскольку некоторые участж освобождаясь от обычных защитных механизмов, создают более адекватных способов поведения. Hat лее подробное исследование результатов группового о та было проведено Либерманом, Ялом и Майлзом (1 berman, Yalom & Miles, 1973). Авторы выделили дес видов психокоррекционных групп. Различия между ми были довольно неопределенными, поэтому их мо;

квалифицировать как группы "встреч". Отмечая w видуализированный характер воздействия группы участников, авторы подчеркивают, что "если чело в результате участия в групповом процессе ощуш себя более дискомфортно в психологическом пл< использует менее адаптивные защитные механик или и то и другое вместе, если эти негативные из нения постоянны и не проходят по прошествии boci месяцев после окончания занятий, то эффект у1 тия в группе для этого человека оказался отрицатс

128 ным" (Yalom <& Lieberman, 1971, p. 17—18). Согласно оценочным данным этих авторов, для 9% всех выпускников, принявших участие в исследовании, групповой опыт был связан с психологической травмиро-ванностью. В то время как другие авторы — Гибб (Gibb, 1970), Росс, Клингфельд и Уитман (Ross, Klingfeld & Whitman, 1971), Хартл, Роубак и Абрамович (Hartley, Roback <& Abramowitz, 1976) — привели данные, что число "неудачников" равнялось 1 %. Исследование Либермана и др. подвергается и методологической критике (Rowan, 1975; Russell, 1978; Schutz, 1974).

В частности, спекулятивным был вывод Либермана и др. о том, что агрессивный, эмоционально стимулирующий участников руководитель группы будет иметь непропорционально высокое количество неудач, хотя исследование Расселла (Russell, 1978) показало, что лишь некоторые руководители групп в исследовании Либермана имели высокие оценочные показатели по такому качеству, как эмоциональное стимулирование, которое считается основным для руководителей групп встреч. Другим фактором, тесно связанным с отрицательным результатом участия в группе, является психологический портрет членов группы. Те участники, которые оказались "неудачниками", еще до начала занятий в группе были в большей степени, чем другие кандидаты, не уверены в себе, имели низкую самооценку, нереалистичные ожидания по отношению к групповому опыту, а также были склонны избегать стрессовых ситуаций. Иными словами, те члены группы, которые при стремлении к изменению и личностному росту психологически уязвимы, неадекватны в межличностных отношениях и не способны использовать опыт, полученный в группе, составляют группу риска. Наивные ожидания, что группа встреч есть единственный источник постоянных изменений, представляют собой большую опасность, чем небольшой и неизбежный риск негативного результата.

Наконец, для того чтобы оценить группы встреч, необходимо принять во внимание, что в 70-е годы, во времена расцвета движения групп встреч, защитники и критики разделились на два враждебных лагеря, представители которых либо критиковали эту форму психологического воздействия, либо полностью ее одобряли. Оценки и суждения различных авторов показывают всю сложность явления, а также то, 4TJ среди

-773

129 руководителей-практиков существует гораздо больше разногласий, чем единых мнений. Личный опыт и предвзятый анализ литературы могут воздействовать на чье-либо суждение. Так, Струпп (Strupp, 1973) и Хоу-ган (Hogan, 1976) при рассмотрении одних и тех же проблем пришли к совершенно противоположным выводам, а Арбакл (Arbuckle, 1973) ответил на критику групп встреч Коха (Koch, 1971, р. 49—50) следующим "уничижающим" высказыванием: "Он читал совсем другие книги, чем я. Используя такой же специально подобранный список литературы, какой использовал он, я могу прийти к выводу, что религия есть череда собраний, на которых (за плату) евангелист-психотик высвобождает группы неграмотных и полных страха людей из когтей дьявола".

Социальная обстановка Северной Америки способствовала распространению групп встреч частично потому, что выдвижение системы ценностей этой формы групповой работы совпало по времени с ростом индивидуализма отчуждения, погоней за успехом и счастьем. Некоторые рассматривают движение групп встреч как светскую замену тех функций, которые выполняли традиционные церкви (Sampson, 1971; Steinberg, 1975). Если это так, то можно провести параллель между психологическим эффектом групп встреч и мистической системой верований христианства, где особое внимание уделяется самораскрытию, честности, чувству общности, общению и второму рождению. Иногда странствующий руководитель групп встреч напоминает проповедника, проводящего свои собрания где придется. Возможно, то, что дало силу движению групп встреч, может превратиться в его тормоз. Капиталистическая, рыночная ориентация Америки, которая помогла группам встреч завоевать наиболее посещаемые центры личностного роста, может привести к возрастанию механистичности и последующему ослаблению этого движения (Steinberg, 1975). Хотя группы встреч могут дать опыт настоящего общения и искренних переживаний. те умения, которыми овладевают участники в этих группах, могут использоваться как с манипулятивными, так и с гуманистическими целями. Несмотря на то что участие в группах встреч помогает членам этих групп стать аутентичными, более открытыми опыту, некоторые участники учатся "продуцировать" чувства и играть фальшивые роли.

Ориентация групп встреч на активность и принятие риска отличает их от остальных видов групп. Часто люди обращаются к группам встреч, когда традиционная терапия не может удовлетворить их стремление к социализации и близости в общении. По многим параметрам группы встреч могут расцениваться как прогрессивное явление в психотерапии, которое раздвинуло рамки психотерапии и включило в нее людей, стремящихся расширить сферу осознания самих себя и улучшить свои межличностные контакты. Опыт групп встреч также используется традиционными организациями, такими, как церковные общества, учебные заведения и т. п. Движение групп встреч дает людям возможность ощутить вкус "общности", поэтому группы, имеющие другие цели и функции, используют методы групп встреч как свои собственные (Coulson, 1973). Однако некоторые философские аспекты, лежащие в основе групп встреч, в настоящее время уже не так интересуют студенчество, как это было несколько лет тому назад. Борьба за личную свободу и честность постепенно затухает и в некоторой степени заменяется возвращением к более стабильным ценностям, прагматизму, материальному успеху и достатку. Но, пока существуют одиночество, отчужденность, а также стремление личности к реализации собственного потенциала, будет и определенная необходимость в группах встреч. Резюме

Эксперимент в Национальной лаборатории тренинга привел к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия, многие из которых получили название групп встреч. Можно выделить группы, ориентированные на определенную задачу (группы Восточного побережья), и группы, ориентированные на чувство общности (группы Западного побережья). Наиболее существенным вкладом в движение групп встреч явились концепция основной встречи Карла Роджерса и концепция открытой встречи Уиль-яма Шутца. Роджерсовский подход основывается на его теории центрированного на клиенте консультирования и ставит целью достижение личностью аутентичности в отношениях с другими людьми. Подход Шутца

131 основывается на его опыте работы в Институте Эса-лена и направлен на интеграцию сознания и тела. Основными признаками понятия группы встреч являются: самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физического "Я", ответственность и принцип "здесь и теперь". Осознание самого себя включает изучение своих слабых и сильных сторон, а также осознание своего физического "Я". Группы встреч, как правило, в значительной степени подчеркивают ответственность членов группы за свое поведение. Сведения об ответственности руководителя групп более противоречивы. Упор на принцип "здесь и теперь" выражается в том, что члены группы фокусируют внимание на сиюминутные переживания и не апеллируют к прошлому опыту. Последний признак понятия группы встреч затрагивает различие между психотерапией и группами роста личности. Группы встреч ориентированы на ускорение психологического развития нормально функционирующего индивидуума, на немедленный, но кратковременный эффект и поощряют самораскрытие руководителя группы. Хотя это сильно отличается от целей и методов традиционной психотерапии, различие между психотерапией и группами роста личности остается неясным. Осознание самих себя, развитие аффективной сферы рассматриваются в качестве целей, приемлемых как для невротических личностей, так и для относительно здоровых людей. Активирующие процедуры, которые поощряют участников к межличностной коммуникации, построению доверительных отношений, изучению конфликтов и сопротивления, проявлению сочувствия и поддержки, в сильной степени привлекают руководителей групп встреч. Используются несколько альтернативных способов проведения групп встреч, например группы "марафона" и группы "обнажения". Возможно, наиболее спорным аспектом групп встреч является ценность такой их цели, как самовыражение. Движение групп встреч чрезвычайно популярно, но его критики указывают на отсутствие стройной психологической теории, предварительного отбора участников и адекватных сведений об отдаленных последствиях группового опыта. Очевидно, что личностные особенности участников и подходы руководителя к проведению группы являются критическими факторами успешности группы. Для членов группы, неуверен-132 ных в себе, неадекватных в межличностных отношениях, но стремящихся к изменению и личностному росту,

эффект участия в группе с наибольшей вероятностью может оказаться отрицательным.

Литература

Arbuckle, D. Koch's distortions of encounter group theory. Journal of Humanistic Psychology, 1973, 13, 47—52. Bach, G. R. The marathon group: Intensive practice in intimate interaction. Psychological Reports, 1966, 18, 995—1002. Back, K. W. Beyond words: The study of sensitivity training and the encounter movement. New York: Russell Sage Foundation, 1972.

Bebout, J. A. A study of group encounter in higher education. Educational Technology, 1973, 13, 63—67. Bindrim, P. A report on a nude marathon. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 1968, 5, 180—188. Burton, A. Encounter, existence, and psychotherapy. In A. Burton (Ed.), Encounter: Theory and practice of encounter groups. San Francisco: Jossey-Bass, 1969.

Carkhuff, R. R., & Berenson, B. G. Beyond counseling and psychotherapy (2nd ed.). New York: Holt, Rinehart &

Winston, 1977.

Casriel, D. So fair a house: The story of Synanon. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1963. Coulson, W. R. A sense of community. Columbus, Ohio: Charles E. Merrill, 1973.

Egan, G. Encounter: Group processes for interpersonal growth. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1970. Egan, G. The skilled helper. Monterey, Calif.: Brooks/ Cole, 1975.

Gibb, J. R. Sensitivity training as a medium for personal growth and improved interpersonal relationships. Interpersonal Development, 1970, /, 6—31.

Gibb, J. R. Effects of human relations training. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change. New York: Wiley, 1971.

Goldberg, C. Encounter: Group sensitivity training experience. New York: Science House, 1970.

Gustaitis, R. Turning on. New York: Macmillan, 1969.

Hartley, D., Roback, H. В., & Abramowitz, S. I. Deterioration effects in encounter groups. American Psychologist, 1976,

31, 247—255.

Hogan, D. B. The experiential group and the psycho-therapeutic enterprise revisited: A response to Strupp. International Journal of Group Psychotheraphy, 1976, 26, 321—333. Howard, J. Please touch. New York: McGraw-Hill, 1970.

Jourard, S. M. The transparent self: Self disclosure and well-being. Princeton, N. J.: Van Nostrand, 1964. Kaiser, H. The problem of responsibility in psychotherapy. Psychiatry, 1955, 18, 205—211.

Kaplan, H.I., & Sadock, B. J. (Eds.). Sensitivity through encounter and marathon. New York: Jason Aronson, 1972. Keyes, R. We the lonely people, searching for community. New York: Harper & Row, 1973.

Koch, S. The image of man implicit in encounter group theory. Journal of Humanistic Psychology, 1971, 11, 109—128.

Lieberman, M. A., Yalom, I. D., & Miles, M. S. Encounter groups: First facts. New York: Basic Books, 1973.

Luft, J. Group processes: An introduction to group dynamics. Palo Alto, Calif.: National Press, 1970.

Maddi, S. The existential neurosis. Journal of Abnormal Psychology, 1967, 72, 311—325.

Maslow, A. H. Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: D. Van Nostrand, 1968.

Mintz, E. E. Marathon groups: Reality and symbol. New York: Appleton-Century-Crofts, 1971.

Mowrer, О. H. The new group therapy. New York:

D. Van Nostrand, 1964.

Mowrer, I. H. Peer groups and medication, the best "therapy" for professionals and laymen alike. In Where do therapists turn for help? Symposium presented at American Psychological Association, Division 29, Miami, September, 1970. Peterson, R. L. Choice, responsibility, and psychotherapy. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 1977. 14,

106—119.

Rogers, C. R. (Ed.). The therapeutic relationship and its impact. Madison: University of Wisconsin Press, 1967. Rogers, C. R. Interpersonal relationships USA 2000. Journal of Applied Behavioral Science, 1968, 4, 208—269.

Rogers, С. R. Carl Rogers on encounter groups. New York: Harper & Row, 1970.

Ross, W. ., Klingfeld, ., & Whitman, R. W. Psychiatrists, patients and sensitivity groups. Archives of General Psychiatry, 1971, 25, 178—180.

Rowan, J. Encounter group research: No joy? Journal of Humanistic Psychology, 1975, 15, 19—28.

Russell, E. W. The facts about "Encounter groups:

First facts." Journal of Clinical Psychology, 1978, 34, 130—137.

Sampson, E. Social psychology and contemporary society. New York: Wiley, 1971.

Schutz, W. C. FIRO: A three-dimensional theory of interpersonal behavior. New York: Holt, Rinehart & Win-ston,

1958.

Schutz, W. C. Joy: Expanding human awareness. New York: Grove Press, 1967.

Schutz, W. C. Here comes everybody: Bodymind and encounter culture. New York: Harper & Row, 1971.

Schutz, W. C. Not encounter and certainly not facts. In J. W. Pfeiffer & J. E. Jones (Eds.), The 1974 handbook for group

facilitators. La Jolla, Calif.: University Associates, 1974.

Shepard, M., & Lee, M. Marathon 16. New York:

Putnam's 1970.

Steinberg, R. The encounter group movement and tradition of Christian enthusiasm and mysticism. Unpublished doctoral dissertation, York University, 1975.

Stoller, F. H. Marathon groups: Toward a conceptual model. In L. N. Solomon & B. Berzon (Eds.), New perspectives on encounter groups. San Francisco: Jossey-Bass, 1972.

Strupp, H. H. The experiential group and the psychothe-rapeutic enterprise. International Journal of Group Psychotherapy, 1973, 23. 115—124.

Tucker, R. C. The theory of charismatic leadership. Daedalus, 1968, 97 (3), 731—756.

Warkentin, J. Intensity in group encounter. In A. Bur-ton (Ed.), Encounter: Theory and practice of encounter. groups. San Francisco: Jossey-Bass, 1969.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.