Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные процедуры 7 страница



Язык тела не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучать эмоции, тембр голоса также содержит некоторую информацию о скрытых чувствах. Ра бота с мечтами Один из наиболее удивительных видов работы на

6"                               163

"горячем месте" является разгадывание участником значения своих мечтаний (фантазий). Перлз считал (Peris. 1973), что мечты представляют собой наиболее спонтанную продукцию в нашем опыте, те фрагменты нашего "Я", которые подавляются или от которых мы отказываемся, и, таким образом, они несут уникальную информацию для того, кто их создает. В гештальттерапии фигуры и объекты в мечтах не анализируются и не интерпретируются руководителем группы, поскольку мечты здесь не имеют того универсального значения, которое они имеют в психоанализе, где, например, оружие, пуля или башня, а также любой длинный объект интерпретируется как образ мужской сексуальности. Вместо этого работа с мечтами в гештальттерапии включает в себя два процесса: перенос мечты на реальную почву и повторное присвоение отчужденных фрагментов личности.

Перенос мечты на реальную почву становится возможным, когда член группы получает задание описывать свою мечту в настоящем времени. Описание мечты в прошедшем времени ("Я представлял, как кто-то преследует меня в долине, зажатой между двумя высокими заснеженными горами") как бы объективирует мечту и приводит участника к необходимости интерпретации и интеллектуализации. Описание же мечты в настоящем времени ("Я бегу по долине. Кто-то бежит за мной. Мне страшно. По бокам от меня — две высокие, заснеженные горы. У меня нет иного пути. Я могу бежать только вперед") позволяет члену группы как бы вновь пережить ситуацию возникновения мечты и заново, уже в группе, испытать все события и связанные с ними чувства. Каждый объект или фигура мечты представляет собой отчужденный фрагмент личности. В приведенном примере отчужденные фрагменты личности участника скрываются за фактом преследования, неизвестным преследователем, за дорогой, горами и даже за снегом на вершинах гор. Для того чтобы вновь присвоить их, он должен выявить их, идентифицируясь с каждым объектом своей v ты. Участника могут попросить разыграть мечту, дат! описание от первого лица, как будто он — это i ("Я — гора. Я очень массивен и значителен. Ты ci ничтожен, что не можешь меня сдвинуть"), дор ("Я — единственная дорога между этими горами. верься мне, и я проведу тебя"), преследователь ("Ть знаешь, кто я есть, но я собираюсь напасть на теб

По мере того как участник по очереди становится каждым объектом своей мечты, он идентифицирует те аспекты своей личности, которые никогда раньше полностью не осознавал. Он может почувствовать превосходство или уверенность, незначительность или страх, враждебность или уязвимость. Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты, который является самым важным, или переводит его внимание с объекта на объект, заставляя пережить все чувства, связанные с ними.

Другим вариантом этого упражнения является описание мечты с точки зрения каждого объекта мечты. Перлз считал, что в гештальттерапии нет необходимости работать с целой мечтой, даже фрагмент мечты может дать нужное количество информации. Те участники, которые с трудом вспоминают ночные мечты, могут исследовать мечты, возникающие наяву, днем.

Если центральным моментом мечты является обсуждение или спор, то для интеграции противоположностей используется методика "двух стульев". Участник разыгрывает диалог между двумя основными "действующими лицами" мечты, исследуя все крайние точки противоположности, для того чтобы потом интегрировать их в единое целое. Он может также выбирать других членов группы для демонстрации объектов мечты. В отличие от психодрамы, где члены группы получают разрешение отвечать работающему участнику, в гештальтгруппе члены группы изображают пространственные отношения, позы и, возможно, воспроизводят некоторые фразы, содержащиеся в мечте. Работа с мечтами дает возможность участнику изучить гештальт своей мечты и увеличивает потенциальные возможности, позволяющие раскрыть значение своей мечты. Принятие ответственности за самих себя

Причиной любого невротического механизма является неспособность индивидуума принять ответственность за свое "Я". Интроецирующий индивидуум не может различать свои чувства, убеждения и чуждые идеи, которые были усвоены им, но не ассимилированы и не сделаны своими собственными. Проецирующий индивидуум переносит свои импульсы на других. При патологическом слиянии человек не может развести свое "Я" и более объемное "Мы", то есть дифференцировать себя и Других. Ретрофлексирующий индивидуум объективирует 165 и отторгает важные аспекты своего "Я". Гештальтподх! в терапии помогает преодолеть невротические механизм с помощью изменения средств коммуникации и структ ры языка.

В гештальгруппе поощряется непосредственное обр щение к другому человеку в первом лице, а не разгов о нем в третьем лице. Сплетни и советы, интеллектуал зирование и психологизирование, а также нарушение i| ниц "Я" других людей не одобряются. Руковод;

группы помогает членам группы ощутить то, Kai используют местоимения и глаголы. Например, уча говорит: "Это ужасно — бить своих детей". Руковод:

просит его идентифицировать, к кому обращен высказывание, или хотя бы использовать местом •" "я". Когда предложение изменено на "Это уу:

что я бью своих детей", участник принимает ответ.-ность как за свои чувства, так и за свои действие ким образом, посредством персонификации местои -неопределенность, составляющая сущность пато ческого слияния, и нарушенное функционировать проекции и интроекции изменяются и способствую; кватному контакту.

Руководитель гештальтгруппы должен вниматг относиться к использованию глаголов, в частности . ла могу, а также к использованию глаголов с некотс модальными словами, например надо, должен. Из их на хочу, не хочу, выбираю, члены группы прини ответственность за свои мысли, действия и связан i ними чувства, усиливают контроль за своим повед( а не контролируются им. Руководитель также поог членов группы заменять союз "но" на союз "и". Ког части предложения соединены союзом "но", то п часть отвергается или определяется через вторую Предложение "Я хочу заниматься этой проблемой боюсь" может быть закончено "следовательно, я не " Предложение "Я хочу заняться этой проблемой боюсь" имеет совсем другое значение, так как в m предложении союз "но" препятствует говорящем;

пять ответственность за самого себя. Руководитель i поощряет членов группы заменять вопросительные ложения на утвердительные для того, чтобы они с' обнаружить свои собственные ресурсы, а не пыталж билизовать их у других людей, представляя себя помощными. Принятию ответственности за самих себя такжл

166 собствует осознание того, на кого мы возлагаем ответственность за самих себя, как прерываем самих себя, как мешаем самим себе ощущать все в полной мере. Члены группы часто делают других ответственными за самих себя, полагая, что их чувства вызываются другими людьми и что они поэтому являются жертвами чужих воздействий. Член группы, который считает, что его состояние депрессии вызвано тем, что любимая девушка "заставила" его испытывать эти чувства, может получить задание сказать ей в воображении: "Я считаю тебя ответственной за то, что я испытываю депрессию". Это помогает участнику научиться принимать ответственность за передачу другим людям своих собственных функций по возбуждению чувств и контролю за ними. Со временем он сможет мягко сказать: "Я почувствовал это, когда ты...", тем самым усиливая свою собственную ответственность (Pas-sons,

1975).

Тенденция избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными других говорит о том, что у человека проявляются такие симптомы, которые Перлз назвал "дырами в личности". Согласно Перлзу (Peris, 1969а), индивидуум проецирует что-то вовне тогда, когда не может это мобилизовать в самом себе. Руководители гештальтгруппы понимают, что они представляют собой экран для проекций ограниченных возможностей членов группы. Уделяя членам группы внимание, руководители одновременно фрустрируют их, отказываясь дать поддержку, и тем самым заставляют их выискивать ресурсы внутри самих себя и, следовательно, принимать ответственность за свои чувства. Преодоление сопротивления

Сопротивление — это общее понятие для многих школ психотерапии и консультирования. В гештальттео-рии сопротивление обозначает, что член группы не выполняет те упражнения, которые рекомендуются ему руководителем (Latner, 1973). Руководители гештальтгрупп используют возникающее сопротивление, которое включает нежелание или ощущение неспособности делать или переживать что-то, для расширения сферы осознания членами группы самих себя (Latner, 1973). Таким образом, гештальттерапевты не рассматривают сопротивление в качестве преграды, которую надо "повалить и разрушить". Сопротивление проявляет себя в том, как члены груп-167 сложив руки на груди, of л "Можешь ли ты прислушаюЛ" к своему . он тебе слышится?", или: "Можешь ли ты ты сидишь на стуле?", или: "Можешь ли г что ты делаешь со своими руками?" (Enrigb да члены группы имеют какие-либо телесные

ния, то они начинают опираться на прошлый о осознании своего сопротивления переживанию, чу ванию или продолжению работы в группе у ч а с становятся способными преодолеть препятствия ii к полному функционированию и аутентичности.

Члены группы иногда защищают себя тем, ч" рестают ощущать сигналы от органов чувств в полн' ре, то есть они могут не слышать, что они говорят, i деть, что они делают, или не осознавать свои соб-ные чувства. По мере осознания подобного сопро' ния формируется способность принимать ответ,' ность за свое нежелание видеть или слышать. Неже переживать чувства, особенно болезненные, также i ' ляется физиологически, например в поверхностном нии или в попытке задержать дыхание. Внимате ' руководитель должен поощрить члена группы к глу му дыханию, которое позволит ему (члену группы) ' зить и пережить все свои чувства.

Физиологические проявления сопротивления • быть преодолены при помощи методики "двух сту Член группы получает задание "построить диалог" частью тела, которая находится в напряжении. 1-! мер, представить на пустом стуле свои руки и спроси что они делают. Иногда напряжение выражается ' что две части тела как бы "ведут борьбу". В то врел член группы рассказывает о своей работе, руково;; замечает, что его правая рука сжимает и тискает 168

Эта "борьба" между правой и левой руками означает наличие конфликта, который исследуется посредством диалога между руками. Левая рука, например, может "сказать": "Ох, прекрати так сжимать меня!"; а правая рука может "ответить": "Я не хотела причинить тебе боль, но есть другие вещи, которые могут причинить нам большую боль, и я просто стараюсь обезопасить нас от них".

Таким образом, в гештальттерапии не делается акцент на разрушение чьего-либо сопротивления. Пациенту необходимо осознать наличие у себя сопротивления и понять, что на самом деле есть то, что он старается избегать осознавать. Осознание стимулирует члена группы на дальнейшее продвижение и на риск пережить заблокированные чувства. Со временем осознание сопротивления поможет участникам преодолеть его. Оценка

Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом и является оригинальным методом психотерапии и роста личности. Перлз был терапевтом с уникальной интуицией и чувствительностью, его яркая, незаурядная личность, а также вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой самонадеянности. В настоящее время руководители групп, занимаются ли они только гештальт-терапией или заимствуют некоторые ее приемы, принимают те теоретические понятия гештальттерапии и используют те ее техники, которые в наибольшей степени соответствуют их стилю.

Один из вкладов Перлза в гештальттеорию состоит в создании молитвы гештальтиста:

Я делаю свое, а ты делаешь свое.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты это ты, а я это я.

И если нам случится найти друг друга — это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь.

Философский смысл молитвы отражает понимание Перлзом проблем ответственности за самого себя и осознания

самого себя. Она прямо говорит о нежелании брать ответственность за чью-то жизнь при достижении своих

169 собственных личностных целей, даже зная, кто этот другой человек. Заложенное в молитве представление об "опоре на себя", "саморегуляции" предполагает относительную свободу от социальных ограничений. Это как бы ответ на давление общества и семьи, направленное на то, чтобы человек подчинялся условностям и соответствовал ожиданиям значимых других. К сожалению, молитва гештальтиста очень часто искажается как руководителями, так и членами группы. Утверждение "Я делаю свое. а ты делаешь свое" используется для обоснования отсутствия восприимчивости к чувствам и желаниям других. Перекладывая ответственность за боль и развитие на плечи членов группы, эгоцентричный руководитель как бы оправдывает себя за недостаток внимания к проблемам других. В некотором смысле эта молитва является антигештальтистской; она фокусирует наше внимание на независимости без оценки нашей же зависимости, которая необходима для удовлетворения наших желаний и обеспечения нашего личностного роста. Суммируя данные об эффекте гештальтгрупп, Гринвальд (Greenwald, 1976) отметил, что некоторые гештальтгруппы "становятся токсичными" из-за их чрезмерного давления на участников, переоценки сильных эмоциональных переживаний и опыта катарсиса. Заботливый руководитель группы может обеспечить более высокий уровень осознания самих себя и более высокую готовность к принятию рискованных решений, чем неггоиступный и автократический руководитель.

Во многом антиинтеллектуальная позиция Перлза, отражаемая в утверждении типа "забудь о своем уме и доверься чувствам", так же довольно часто искажается и упрощается. Среди руководителей гештальтгрупп существует тенденция игнорировать рациональное мышление и интеллектуальные способности членов групп. Намерение же Перлза заключалось в смещении равновесия от чрезмерного преувеличения роли сознания к возвращению значения роли телесных ощущений и чувств. Однако преувеличение роли тела при недооценивании роли интеллекта не может привести к созданию оптимального терапевтического подхода.

Хотя Перлз был основателем гештальттерапии и авторитетным специалистом, многие из современных руководителей гештальтгрупп пошли гораздо дальше своего учителя. Развитие гештальттеории привело к созданию множества упражнений и экспериментальных приемов,

170 начиная от методики "двух стульев" и кончая воображаемыми диалогами с объектами мечты, которые вполне применимы и в рамках других терапевтических подходов. Однако гештальтподход не является тем теоретическим подходом, который предоставляет уже готовый набор методик для проведения групп. Многие практики ответственны за некритическое использование методик без рассмотрения теории и принятия во внимание индивидуальных желаний каждого члена группы. Наиболее успешными руководителями гештальтгруппы являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками, создает новые приемы для решения индивидуальных проблем и в определенный момент интуитивно находит нужные ответы на требования каждого члена группы. Гештальт-метод может слишком сильно воздействовать на членов группы, поэтому руководитель должен опираться на знание и понимание теоретических положений, а также обладать опытом в гештальт- и групповых процессах. Исследований по гештальтподходу явно недостаточно. Прохазка (Prochaska, 1979) в своем обзоре по геш-тальтгруппам указывает на противоречивость исследовательских результатов. Одни исследования отмечают у членов групп значительный личностный рост после участия в гештальтгруппах, другие — минимальный эффект. Обследование 60 студентов университета показало, что опыт гештальттерапии во время семинарских занятий способствовал самоактуализации при измерении их поведения с помощью опросника личностной ориентации (Foulds & Hannigan, 1977). Последние исследования обращают внимание на то, что гештальтметодики ведут к расширению осознания самих себя (Greenberg & Clarke, 1979), усиливают эмпатию, чувство понимания себя другими, автономность, а также увеличивают глубину переживаний и способность к контакту и уменьшают отчужденность между членами группы (Anderson, 1978).

Для развития этого популярного, обладающего большими потенциальными возможностями подхода требуется гораздо больше, чем в настоящее время, эмпирических исследований его эффективности. Гештальттерапия оказывает воздействие на практику многих психотерапевтов — руководителей групп и остается оригинальным методом исследования личности и обеспечения ее роста. 171

Резюме

Гештальттерапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе и последующего изучения экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению. В настоящее время гештальтгруп-пы известны своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников. Основными понятиями этого подхода являются: отношение фигуры и фона, осознание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость. Исследования в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Невротическое функционирование возникает, когда между нашими внешней и внутренней зонами осознания вклинивается средняя зона фантазии. Понятие "противоположности", ярким примером которого является конфликт между "нападающим" и "защищающимся", описывает борьбу между двумя полярными сторонами нашего "Я", которые должны сосуществовать вместе. Функции защиты представляют собой неэффективные способы избавления от угрозы или стресса и включают в себя патологическое слияние, ретрофлексию, интроекцию и проекцию. Зрелость описывается как способность найти свои собственные ресурсы поддержки и принять ответственность за самого себя.

Целью гештальттерапии является пробуждение орга-низмических процессов участников путем поощрения расширения осознания и продвижения по направлению достижения зрелости. Руководитель группы обычно работает с одним "добровольцем", который находится на эмоционально "горячем месте". Членам группы разрешается оказывать поддержку этому участнику, они могут идентифицироваться с ним. В последнее время гештальттерапевты стали в большей степени исполь-

172 зовать групповое взаимодействие и поддержку. Методики и упражнения гештальттерапии направлены на расширение осознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самих себя и преодоление сопротивления.

Критики обвиняют гештальттерапевтов в их антиинтеллектуальной, иррациональной направленности. Тем не менее в настоящее время гештальтгруппы широко распространены и имеют много последователей. Одним из основных вкладов гештальтгрупп является то, что они дают возможность выбора между ними и традиционными видами терапии с преобладающей ориентацией на функции сознания. Литература

Anderson, J. D. Growth groups and alienation:

A comparative study of Rogerian encounter, self-directed encounter and Gestalt. Group and Organizational Studies, 1978, 3, 85—107.

Gohen, A. M., & Smith, R. D. The critical incident in growth groups: Theory and technique. La Jolla, Calif.: University Associates, 1976.

Enright, J. B. An introduction to Gestalt techniques. In J. Fagan and I. L. Shepherd (Eds.), Gestalt therapy now. New York: Harper & Row, 1971.

Enright, J. B. An introduction to Gestalt therapy. In F. D. Stephenson (Ed.), Gestalt therapy primer. Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1975.

Fagan J. The tasks of the therapist. In J. Fagan and I. L. Shepherd (Eds.), Gestalt therapy now. New York: Harper <& Row, 1971.

Fagan J., & Shepherd, I. L. Gestalt therapy now. New York: Harper & Row, 1971.

Fantz, R. Polarities: Differentiation and integration. In F. D. Stephenson (Ed.), Gestalt therapy primer. Springfield, 111.:

Charled C. Thomas, 1975.

Feder, B. Safety and danger in the Gestalt group. In B. Fedr and R. Ronall (Eds.), Gestalt approaches to group. New York: Brunner/Mazel, 1980.

Foulds, M. L., & Hannigan, P. S. Gestalt workshop and measured changes in self-actualization: Replications and refinement study. Journal of College Student Personnel, 1977, 18, 200—205.

Greenberg, L. S., & Clarke, К. M. Differential effectiveness of the two-chair experiment and empathic reflections at a conflict marker. Journal of Counseling Psychology, 1979, 26, 1—8. Greenwald, J. A. The art of emotional nourishment:

Nourishing and toxic encounter groups. In C. Hatcher and P. Himelstein (Eds.), The handbook of Gestalt therapy. New York: Jason Aronson, 1976.

Kaplan, I. L. Uses of the group in Gestalt therapy groups. Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 1978, /5, 80—

89.

Kempler, W. Gestalt therapy. In R. Corsini (Ed.) Current psychotherapies. Itasca, 111.: P. E. Peacock, 1973. Kepner, E. Gestalt group processes. In B. Feder and R. Ronall (Eds.), Gestalt aproaches to group. New York: Brunner/Mazel, 1980.

Koffka, K. Principles of Gestalt psychology. New York: Harcourt, Brace, 1935.

Kohler, W. Gestalt psychology: An introduction to new concepts in modern psychology. New York: New American Library, 1947.

Latner, J. The Gestalt therapy book. New York: Julian Press, 1973.

Naranjo, С, I and thou, here and now: Contributions of Gestalt therapy. In F. D. Stephenson (Ed.), Gestall therapy primer. Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1975.

Passons, W. R. Gestalt approaches in counseling. Holt, Rinehart & Winston, 1975.

Peris, F. Group vs. individual therapy. Etc. A review of general semantics, 1967, 24, 306—312.

Peris, F. Gestalt therapy verbatim. Lafayette, Calif.:

Real People Press, 1969. (a)

Peris F. S. Ego, hunger, and aggression. New York, Random House, 1969. (b)

Peris, F. The Gestalt approach and eye witness to therapy. Palo Alto: Science and Behavior Books, 1973. Peris, F. S. Group vs. individual therapy. In J. 0. Stevens (Ed.), Gestalt is... New York: Bantam Books, 1977. Peris, F., Hefferline, R. F. & Goodman, P. Gestalt therapy. New York: Julian Press, 1951.

Polster, E. Techniques and experience in Gestalt therapy. In F. D. Stephenson (Ed.), Gestalt therapy primer Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1975.

Polster, E„ & Polster, I. Gestalt therapy integrated. New York: Brunner/Mazel, 1973.

Prochaska, J. 0. Systems of psychotherapy: A trans-theoretical analysis. Homewood, 111.: Dorsey Press, 1979.

Simkin, J. Gestalt therapy in groups. In G. I. Gazda (Ed.), Basic approaches to group psychotherapy and group

counseling. Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1968.

Stevens, J. 0. Awareness: Exploring, experimenting, experiencing. Lafayette, Calif.: Real People Press, 1971.

Stevens, J. 0. Gestalt is... New York: Bantam Books, 1977.

Wertheimer, I. Productive thinking. New York: Harper & Brothers, 1945.

Zinker, J. Creative process in Gestalt therapy. New York: Brunner/Mazel, 1977.

Zinker, J. C. The developmental process of a Gestalt therapy group. In B. Feder and R. Ronall (Eds.), Gestalt approaches to group. New York: Brunner/Mazel, 1980.

Психодрама

Классическая психодрама — это терапевта ский групповой процесс, в котором используется i струмент драматической импровизации для изуче' внутреннего мира клиента. Психодрама, по сущее" является таким видом драматического искусства, . торый отражает актуальные проблемы клиента, а не ,. здает воображаемые сценические образы. В психодра искусственный характер традиционного театра за,\-няется спонтанным поведением ее участников.

Следует отметить, что именно психодрама, являе i первым методом групповой психотерапии, разработ ным для изучения личностных проблем, мечтаний, ст хов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отног ний и моделей поведения более эффективно при i пользовании действий, реально приближенных к жи :

по сравнению с использованием вербализации. В э":

смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии, которые будут описаны в б-й гл'с Возможно, психодрама имеет более значительный тенциал для трансформации пятиминутного словесн обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность пе живаний усиливается использованием разнообразн психодраматических приемов, которые облегчают выл жение чувств и эмоций. История и развитие

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892—1974), основателя

социометрии и, как считают некоторые пси-

176 хологи, движения групповой психотерапии в целом. Морено родился в Бухаресте (Anderson, 1974), затем ребенком вместе с семьей переехал в Австрию, где изучал философию и медицину в Венском университете. В период учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Морено, положил начало движению групповой психотерапии. Морено сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания помощи женщинам в осознании ими своих личностных целей. Он (Moreno, 1947) отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали краеугольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимности. В 1916 г. Морено начал работать над вторым проектом организации групп самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым условиям. На основе данных, полученных благодаря осуществлению этих проектов, он разработал методики групповой социометрии, составившие фундамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.

Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название "спонтанный театр". Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе. Морено замысливал свой "спонтанный театр" как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого "Я" в "театре жизни", который предоставляет безграничные возможности для свободного выражения эмоций. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в "храме театра".

Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным 177

как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

В 1925 г., переехав в США, Морено продолж. разрабатывать психодраматический подход, работая детьми в Плимутском институте в Нью-Йорке. Од}. временно он работал над методиками социометрическс анализа, проводя обследования заключенных государ! венной тюрьмы Нью-Йорка и детей-правонарушителе обучавшихся в подготовительной школе. Результаты исследований по терапии групповым взаимодействие явилось построение социограммы '. В 1929 г. Море;

приступил к осуществлению первой крупномасштабн, программы "открытой" психодрамы в любительск. труппе Карнеги-холла. В 1934 г. он издал монографи "Применение группового метода для классификации в которой определил содержание терминов "группов. терапия" и "групповая психотерапия", подробно опис специфический комплекс операций. Обсуждение этой ] боты на конференции по групповым методам явило первой попыткой привлечь внимание Американской пс хиатрической ассоциации к групповой психотерапии. Основные понятия Ролевая игра

Ролевая игра — широко применяемый в психодраме прием — состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальттерапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.