Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные процедуры 2 страница



мотивация. Одним из актуальных вопросов иссле-

92 дований в области групп тренинга является выявление долговременных изменений. В связи с трудностями наблюдения и измерения в области тренинга только в нескольких работах применялись измерения спустя какое-то время и устанавливалось отношение групповых изменений к фактическому поведению в специфической домашней и рабочей обстановке. По мнению одних исследователей, успешный перенос усвоенного тренинго-вого опыта в домашнюю обстановку, видимо, облегчается:

1) признанием участниками некоторых проблем личного взаимодействия, например таких, как трудности при произнесении и получении комплиментов; 2) пониманием участниками того, что существует определенная общность между переживаниями в группе и в повседневной жизни (Lakin, 1972). Участники Т-групп, стремящиеся применять в домашних условиях опыт группового взаимодействия, обнаруживают после окончания занятий в группе более существенные изменения в поведении, чем участники Т-групп, в которых не практиковался перенос полученного опыта в реальную среду (Bunker & Knowles, 1967). Наибольшая степень последующих изменений наблюдается среди организованных групп, которые были созданы не только для обучения, но и сохранялись как целое в дальнейшем (Smith, 1975).

Согласно другой точке зрения, наиболее важной предпосылкой успешного переноса усвоенного опыта является накопление основных умений, помогающих точно диагностировать новую ситуацию и выработать соответствующую отношению сотрудничества модель поведения (Argyris, 1973). Участники группы должны научиться: а) правильно общаться друг с другом; б) давать и получать полезную обратную связь; в) осуществлять эти умения таким образом, чтобы возрастало доверие и усиливалось чувство самоидентичности; в) создавать группы, эффективно использующие способности своих членов и проявляющие уважение к их индивидуальности. Растущая популярность Т-групп (увеличение числаучастников ираспространение психологических знаний) Лабораторные учебные занятия, без сомнения, оказали заметное влияние на окружающее общество. Следствием этого явилось возрастание числа членов общества, свободно оперирующих психологическими понятиями. Некоторые склонны считать, что тот, кто не

93 совершает периодически паломничества в психокоррек-ционные группы, не может быть "стоящим" и живущим полной жизнью человеком. У все большего числа людей развивается лучшее понимание психологических процессов повседневной жизни. В этом отношении лабораторный тренинг помог обнаружить, что мы в большей степени осуществляем контроль над нашей жизнью, чем нам всегда казалось (Steele, 1968). В периоды социальных катастроф или кризисов, как, например, при прекращении подачи электроэнергии в северо-восточных штатах США в 1975 г., нас изумляет, как меняются социальные взаимоотношения и происходит сплочение людей. Опыт Т-групп учит, что не обязательно ждать случайных кризисов, чтобы возникли волнующие новые ситуации и стал возможен более значительный выбор.

Поскольку профессии, призванные оказывать помощь людям, попадали под возрастающее влияние движения Т-групп, все больший акцент стал делаться на поощрении индивидуального развития и аутентичности. Популярность понятия "тренинг сензитивности" отражает поворот от сосредоточенности на группе к модели индивидуального развития. Сегодня группы сензитивности и Т-группы в чистом виде встречаются не столь часто, как несколько лет назад. Скорее всего, принципы и методы лабораторного обучения изменились по меньшей мере в двух направлениях. С одной стороны, наметилась тенденция к образованию групп, вырабатывающих концептуальный подход и соответствующие умения. Программные брошюры НЛТ и других центров Т-группо-вого тренинга заполнены описаниями специальных тематических групп, таких, например, как группы семейных взаимоотношений, группы повседневных потребностей мужчин и женщин, группы тренинга учителей и администраторов. С другой стороны, актуальным является направление, соединяющее методы разных групповых подходов с традиционными методами Т-групп.

Различия между Т-группами и психотерапевтическими группами будут рассмотрены в следующей главе. Сейчас достаточно сказать, что Т-группы не эквивалентны интенсивной групповой психотерапии. Однако открытая и честная обратная связь, которую обычно участники получают в Т-группе, может подтолкнуть некоторых из них к поиску более интенсивного и индивидуализированного группового опыта.

Резюме

Первые группы тренинга (Т-группы) были основаны в 1946 г. Куртом Левином и его коллегами, заметившими, что участники групп получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов, происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы, получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всестороннее развитие личности отдельных участников.

Ценности, лежащие в основе движения Т-групп, включают: ориентацию на поведенческие и общественные науки, демократичные процессы в противовес авторитарным, способность устанавливать отношения взаимопомощи. Основные понятия, связанные с Т-группами:

обучающая лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип "здесь и теперь". Обучающая лаборатория фокусирует внимание на опробование новых видов поведения в безопасном окружении. Обучение тому, как учиться, включает цикл: представление самого себя — обратная связь — экспериментирование. Обратная связь, раскрывается на примере "Окна Джогари",— наиболее важном понятии в методологии Т-групп. Руководитель Т-группы (тренер) доверяет участникам группы совместную работу по исследованию их поведения и взаимоотношений. Имеющая сходство с Т-группой тэвистокская малая учебная группа исходит из того, что индивидуальное поведение отражает процессы, которые происходят в группе. Тэвистокскому руководителю принадлежит более пассивная роль, чем руководителю Т-группы. Т-группа помогает также участникам развивать специфические коммуникативные умения, такие, как описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, конфронтация. Некоторые Т-группы используют структурированный подход для достижения специфических целей членов группы.

В исследованиях Т-групп могут быть выделены две области: исследования группового процесса и оценка конечной эффективности. Существует необходимость в более долговременных исследованиях, в частности, для изучения переноса результатов группового опыта в реальность, например в семейную группу. Т-группы

95 способствовали росту популярности групп в целом и расширили знакомство с психологическими понятиями. Они явились частью растущего интереса членов общества к личностному росту и аутентичности. Последнее время Т-группы направили свое внимание на развитие специфических умений и стали включать техники других направлений. Литература

Argyris, С. T-groups for organizational effectiveness. Harvard Business Review, 1964, 42, 60—74.

Argyris, C. Explorations in interpersonal competence. Journal of Applied Behavioral Science, 1965, 7, 58—83.

Argyris, C. On the future of laboratory education. Journal of Applied Behavioral Science, 1967, 3, 153—183.

Argyris, C. The nature of competence-acquisition activities and their relationship to therapy. In W. G. Bennis, D. E.

Berlew, E. H. Schein, & F. I. Steele (Eds.), Interpersonal dynamics. Homewood, 111.: Dorsey Press, 1973.

Banet, A. C. Jr., & Hayden, C. A Tavistock primer. In J. W. Pfeiffer & J.E.Jones (Eds.), Small-group training, theory and

practice (2nd ed.). La Jolla, Calif.: University Associates, 1979.

Benne, K. D. History of the T-group in the laboratory setting. In L. P. Bradford, J. R. Gibb, & K. D. Benne (Ed .), T-

group theory and the laboratory method. New York:

Wiley, 1964.

Bennis, W. G. Goals and meta-goals of laboratory training. In R. T. Golembiewski & A. Blumberg (Eds.), Sensitivity training and the laboratory approach. Itasca, 111: F. E. Peacock, 1977. Bion, W. R. Experiences in groups. New York: Basic Books, 1959.

Blank, L. The use and misuse of sensitivity and other groups. Paper presented at the American Psychological Association convention, Washington, D. C., Aug. 31-Sept. 4, 1969.

Blumberg, A., & Golembiewski, R. T. Learning and change in groups. Baltimore, Md.: Penguin, 1976. Bogart, D. The complete trainer. Journal of Applied Behavioral Science, 1966, 2, 360—361. Bradford, L. P., Gibb, J. R., & Benne, K. D. (Eds.).

T-group theory and the laboratory method. New York:

Wiley, 1964.

Bunker, D. R. Individual applications of laboratory training. Journal of Applied Behavioral Science, 1965, /, 131—147. Bunker, D. R., & Knowles, E. S. Comparison of behavioral changes resulting from human relations training laboratories of different lengths. Journal of Applied Behavioral Science, 1967, 3, 505—523.

Campbell, J. P., & Dunnette, M. D. Effectiveness of T-group experiences in managerial training and development.

Psychological Bulletin, 1968, 70, 73—104.

Carkhuff, R. R. Helping and human relations (Vols. 1 and 2). New York: Holt, Rinehart & Winston, 1969.

Cash, R. W., & Vellema, C. K. Conceptual versus competency approach in human relations training programs. The

Personnel and Guidance Journal, 1979, 58, 91—96.

Cohen, A. M., & Smith, R. D. The critical incident in growth groups: Theory and technique. La Jolla, Calif.: University Associates, 1976.

Egan, G. The skilled helper. Monterey, Calif.: Brooks/ Cole, 1975. French, W. L., & Bell, C. H. Organization development:

Behavioral science interventions for organization improvement. New York: Prentice-Hall, 1973 .

Gibb, J. R. Climate for trust formation. In L. P. Bradford, J. R. Gibb, & K. D. Benne (Ed .), T-group theory and laboratory method. New York: Wiley, 1964.

Gibb, J. R. Defensive communication. In W. G. Bennis, D. F. Berlew, E. H. Schein, & F. I. Steele (Eds.), Interpersonal dynamics. Homewood, 111.: Dorsey Press, 1973.

Gibb, J. R. Trust: A new view of personal and organizational development. Los Angeles: Guild of Tutors Press, 1978. Golembiewski, R. Т., <& Blumberg, A. (Eds.). Sensitivity training and the laboratory approach. Itasca, 111.: P. E. Peacock, 1977.

Hampden-Turner, C. M. An existential "Learning theory" and the integration of T-group research. Journal of Applied Behavioral Science, 1966, 2, 367—386.

Lakin, M. Interpersonal encounter: Theory and practice in sensitivity training. New York: McGraw-Hill, 1972. Lewin, K. Resolving social conflict. New York: Harper, 1948. Lewin, K. Field theory in social science: Selected

4-773

theoretical papers (D. Cartwright, Ed.). New York: Harper & Row, 1951.

Luft, J. Group processes: An introduction to group dynamics. Palo Alto, Calif.: National Press, 1970.

Luke, R. A., & Seashore, C. Generalization on research and speculations from experience related to laboratory training

design. In R. T. Golembiewski & A. Blumberg (Eds.), Sensitivity training and the laboratory approach. Itasca, 111.: F.

E.      Peacock, 1977.

O'Day, R. The T-group trainer: A study of conflict in the exercise of authority. In G. S. Gibbard, J. J. Hubbard & R.E.Mann (Eds.), Analysis of groups. San Francisco: Jossey-Bass, 1974.

Pfeiffer, J. W. & Jones, J. E. (Eds.), Small-group training, theory and practice (2nd ed.). La Jolla, Calif.: University Associates, 1979.

Pfeiffer, J. W., & Jones, J. E. The Johari Window: A model for soliciting and giving feedback. In J. E. Jones & j.W. Pfeiffer (Eds.), The 1973 annual handbook for group facilitators. La Jolla, Calif.: University Associates, 1973. Rice, A. K. Learning for leadership. New York: Humanities Press, 1965. Rioch, M. J. The work of Wilfred Bion on groups. Psychiatry, 1970, 33, 56—66.

Rogers, C. R., Gendlin, E. Т., Kiesler, D., & Truax, С. B. The therapeutic relationship and its impact. Madison, Wis.: University of Wisconsin Press, 1967.

Schein, E. H., & Bennis, W. G. Personal and organizational change through group methods. New York: Wiley, 1965. Seashore, C. What is sensitivity training? NTL Institute News and Reports, April, 1968.

Sherwood, J. J. An introduction to organization development. In J. W. Pfeiffer & J.E.Jones (Eds.), Organization development: Selected readings. La Jolla, Calif.: University Associates, 1977.

Simmel, G. The sociology of George Simmel. Glencoe, 111.: Free Press, 1950.

Smith, P. A. Controlled studies of the outcome of sensitivity training. Psychological Bulletin, 1975, 82, 597—622. Steele,

F.      I. The T-group movement: Its past and future, or, the socket-wrench saga. Paper presented at a symposium on T-group training at the Midwestern Psychological Association Convention, Chicago, May, 1968.

Truax, С. В., & Carkhuff, R. R. Toward effective counseling and psychotherapy. Chicago: Aldine, 1967. Truax, С. В., & Wargo, D. G. Antecedents to outcome in group psychotherapy with outpatients: Effects of therapeutic conditions, alternate sessions, vicarious therapy pre-training and patient self-exploration. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1969, 33, 440—447.

Valiquet, M. I. Contribution to the evaluation of a management training program. Unpublished doctoral dissertation, Massachusetts Institute of Technology, 1964.

White, R., & Lippitt, R. Leader behavior and member reaction in three "social climates". In D. Cartwright & A. Zander

(Eds.), Group dynamics: Research and theory. New York: Row, Peterson, 1962.

Yalom, I. D. The theory and practice of group psychotherapy. New York: Basic Books, 1975.

 

Группы встреч

То, что когда-то начиналось как рискованный эксперимент в Национальной лаборатории тренинга в г. Бетеле, штат Мэн, в скором времени привело к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия. В настоящее время во всем мире существует множество разновидностей психокоррекцион-ных групп. Многие из них получили название группы встреч, и этот удачный термин вызывает нечто похожее на любовь среди сторонников и враждебность среди критиков.

Первое использование термина встреча приписывают Я. Морено, основателю психодрамы (см. 5-ю главу). Современное определение понятия встреча дано Уилья-мом Шутцем (Schutz, 1971): "Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического "Я", ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип „здесь и теперь"" (р. 3). Именно это определение мы и будем использовать для описания групп встреч. История и развитие

В групповом движении существует разделение на Западное и Восточное направление. Центры личностного роста на Востоке предпочитают группы, которые ориентируются на определенную задачу и направлены на такие темы, как коммуникация, решение проблем и лидерство. Группы на Западе в большей степени "ориентированы на чувство общности" и развивают способ

100 ности членов группы к близким межличностным отношениям (Kaplan & Sadock, 1972). Неслучайно, что в основном центры личностного роста, где проводятся группы встреч, находятся на Западе. Жизненный стиль и климат Калифорнии, вероятно, способствуют проведению социальных экспериментов, тем более что лидеры движения групп встреч Карл Роджерс и Уильям Шутц проживают именно там.

Наибольшее признание Карл Роджерс получил за свою основополагающую работу в области терапии, центрированной на клиенте, и в настоящее время этот вид терапии используется во многих центрах консультаций Северной Америки. Роджерс обратился к движению групп встреч как к величайшему социальному изобретению в 60-х годах. Осуждая чрезмерно рационалистические и бюрократические аспекты современной культуры, которые отчуждают нас друг от друга и от самих себя, приводят к потере контакта с реальностью, Роджерс предсказал (Rogers, 1968, р. 268—269): "Есть все возможности для быстрого развития близости между людьми, не искусственной близости, а настоящей и глубокой, которая хорошо приспособится ко все увеличивающейся мобильности нашей жизни. И временные взаимоотношения смогут достичь такой глубины и значимости, которая ранее ассоциировалась лишь с подлинной дружбой". Вкладом Роджерса в движение групп встреч стала концепция основной встречи, разработанная им в Западном институте поведенческих наук и Центре изучения личности в г. Ла-Иолле, штат Калифорния. Роджерсовская концепция групп встреч была тесно связана с гуманистической ориентацией в индивидуальном консультировании, которую он разрабатывал в 40-х и 50-х годах. Психологи обращают свое внимание на навыки общения клиента, проявляют эмпатию по отношению к нему без навязывания своих оценочных суждений и поощряют клиента к реализации своего собственного потенциала развития. Роджерсовская концепция основной встречи содержит веру в рост личности, так как члены группы в общении свободно выражают свои чувства и принимают чувства других. В отличие от Т-групп группы основной встречи фокусируются не на групповом процессе или на процессе развития навыков межличностных взаимодействий, а на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими. Лидер пытается создать атмосфе-

101 ру безопасности, доверия и помогает ее развитию с целью поощрения свободы выражения членами группы интим -ных мыслей и чувств. Роджерс избегает включать запланированные процедуры и упражнения в процесс группового взаимодействия и ориентируется на безусловное позитивное принятие другой личности для того, чтобы сломить сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех членов группы. Центром драматических перемен в движении групп встреч стал Институт Эсалена в г. Биг-Суре, штат Калифорния, находящийся в идиллической долине среди скал на побережье Тихого океана. Эсален был основан в 1962 г. выпускником Станфордского университета Мишелем Мерфи и его другом Ричардом Прайсом как центр для исследования потенциальных возможностей человека. В то время как на Востоке Национальная лаборатория тренинга (НЛТ) ограничилась исследованием процессов, происходящих в малых группах, Эсален остался открытым для самого различного терапевтического и псевдотерапевтического опыта. Группы эсале-новского типа в отличие от традиционных Т-групп, направленных на изучение групповой динамики, предлагали в виде "шведского стола" разнообразие психологических и терапевтических приемов, которые приводят к росту личности, используя в качестве ключевого понятие "встреча". За несколько лет Эсален стал центром развития групп встреч и образцом для центров подобного типа по всей стране. Институт Эсалена организовывал семинары и лекции по таким темам, как дзэн-буддизм, медитация, биоэнергетика, группы встреч. Занятия проводились как постоянным персоналом центра, так и специально приглашенными экспертами, знакомившими с новыми методами организации психологической помощи.

Если Эсален можно сравнить с амфитеатром движения групп встреч, то Уильям Шутц может быть назван актером на центральной сцене. Бывший социальный психолог из Гарвардского университета Шутц получил академическое признание за работы под названием "FIRO" (Schutz, 1958), в которых он предпринял попытку соотнести психоаналитическую теорию с групповой динамикой. Ко времени прибытия в Эсален Шутц имел разностороннюю подготовку, включая знание психодинамической теории, биоэнергетики (см. б-ю главу) и на-

102 выки проведения групп в НЛТ. Переработав свой опыт и объединив знания в единую систему, Шутц стал "гуру" в движении групп встреч, назвав свою форму обучения "открытой встречей". Используя разработки Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, Моше Фельденкрайса и Иды Рольф, всех тех телесных терапевтов, кого мы будем обсуждать в б-й главе, Шутц разработал понятие о единстве тела и сознания — центральное в своей концепции открытой встречи. Его теоретические положения основываются на том, что эмоциональные конфликты выражаются через мышечное напряжение в различных областях тела, и любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Основываясь на таком подходе, Шутц начал работать с эмоционально блокированными областями тела, изучая проблемы движения и телесные позы в условиях группы, и затем выдвинул программу активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляющихся эмоций.

Хотя современные группы в Эсалене используют принципы и методы психологического воздействия различных групповых подходов, складывается впечатление, что в современном групповом движении можно выделить по крайней мере два основных направления: первое — соматически, или телесно, ориентированные группы, например, группы первичной терапии, биоэнергетики и структурной интеграции; и второе — группы, в большей степени направленные на осознание внутриличностных и межличностных проблем, такие, как группы встреч, группы психодрамы и гештальтгруппы. Соматический подход будет обсуждаться в б-й главе. Гештальтгруппы и группы психодрамы (главы 4-я и 5-я), которые сами по себе являются очень популярными течениями, можно считать логическими предшественниками групп встреч. Многие лидеры групп встреч основывались на своем опыте гештальттерапии и психодрамы, который увеличивает способность невербального выражения эмоций. Основные понятия

Опеределение группы встреч Шутцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и чест-

103 ность, осознание самого себя и своего физического "Я", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и теперь".

Самораскрытие

Открытость и честность достигаются через реализацию такой групповой ценности, как самораскрытие. Группы встреч поощряют участников к раскрытию самих себя другим и таким образом дают им возможность установить близкие отношения между собой. Участники поощряются внимательно относиться к своим чувствам и быть открытыми опыту в любой момент времени. Раскрытие личности по принципу "здесь и теперь" отличается от раскрытия участниками прошлого опыта, не связанного с групповым процессом. Например, в рассказе о том, что один из членов группы напоминает вам вашего старшего брата, который вызывал у вас чувства страха и боязни, было бы не совсем подходящим простое описание взаимоотношений с вашим братом без их соотнесения с ситуацией в группе по принципу "здесь и теперь".

В том, что для установления более близких отношений с другими нам нужен групповой опыт, заключена некоторая ирония. Но в обществе сокрытие своих истинных чувств, глубоких сомнений и желаний является более приемлемым, поскольку самораскрытие делает нас уязвимыми и слабыми. Люди, готовые раскрыть другим свой внутренний мир, могут быть оценены либо как требующие жалости и сочувствия, либо как эксгибиционисты, чьи стандарты поведения не соответствуют общепринятым нормам. Сидней Джурард (Jourard, 1964) подчеркивал, что раскрытие своего "Я" другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть самих себя от других людей, мы тем самым предпринимаем активные усилия для построения ложного внешнего "Я". Хотя в такой социальной среде, как школа или работа, играть роли становится необходимым, те люди, которые переоценивают значимость ролевого поведения, могут почувствовать себя одинокими, отдаленными от других и отстраненными и отчужденными от самих себя. Одной из причин поощрения консультантом или психотерапевтом процесса самораскрытия является возможность полностью открыть свою душу симпатизирующему слушателю, что может оказать тера-

104 певтическое воздействие независимо от реакции или обратной связи слушателя.

Иногда сокрытие реальных мыслей и чувств от других приносит определенную пользу и удовлетворение Мы можем избежать рассказа о любых неприятных фактах своего прошлого, но это лишит нас близости в отношениях с другими людьми. Таким образом, избегая самораскрытия, мы создаем у других впечатление о своем благополучии и успехе, но ценой этому становится невозможность построения значимых отношений с окружающими. Существуют также основания для предположения о том, что подавление или вытеснение значимого внутреннего опыта приводит ко многим психосоматическим расстройствам, таким, например, как язва, гипертония, астма и мигрень. Моурер (Mowrer, 1964) установил, что многие психологические симптомы — такие, как тики, чрезмерное употребление воды или пищи, различные страхи, усиливающаяся головная боль или боль в области живота,— могут представлять собой попытки избежать тех неприятных ощущений, которые вызываются рассказом о своих неблаговидных поступках. Согласно Моуреру, одиночество, чувство вины и депрессия всегда сопровождают сокрытие правды о самом себе, и сила католической исповеди заключается в облегчении процесса самораскрытия (Mowrer, 1970). "Грешник" может освободиться от чувства вины за реальное или воображаемое преступление при помощи самораскрытия. Моурер прямо перенес прием исповеди на занятия своих групп встреч. В его "интегрирующих группах" участники поощряются к открытию своих поступков, что приводит к повышению ответственности при решении проблем.

Различными путями группы встреч как бы дают разрешение на раскрытие самих себя не перед профессионалами — священниками, врачами, советниками и терапевтами,— к которым мы обращаемся в стрессовых ситуациях, а перед партнерами по группе (Egan, 1970). Надо сказать, что беспорядочное самораскрытие в группе также неприемлемо. Хотя многие участники впервые узнают именно в группе о том, что они обычно более отчуждены от своих друзей и знакомых, чем это требуется условиями социальной среды, "любительское" самораскрытие может ошеломить других и представить человека неразборчивым в своих знакомствах. Лафт (Luft, 1970) предположил, что самораскрытие становит-

105 ся приемлемьгм, когда оно является функцией имеющихся взаимоотношений; когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимного принятия; когда тема самораскрытия связана с тем, что происходит между людьми; когда оно происходит постепенно, а не лавинообразно и когда человек способен почувствовать. какое влияние самораскрытие производит на слушателя.

Возможно, что экзистенциальное понятие аутентичности наиболее близко понятию об открытых и честных отношениях, необходимых для успешного проведения групп встреч. Аутентичность можно представить как умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Согласно Мадди (Maddi, 1967, р. 315), отчужденная личность не имеет четкого ощущения своей самоидентичности и считает себя не кем иным, как "актером, играющим социальные роли, и существом, имеющим биологические потребности". Таким образом, индивидуум может удовлетворить биологические потребности и создать приемлемый и приятный образ "Я" без осознания своих более глубоких психологических потребностей. Аутентичная личность выражает себя спонтанно, не прибегая к защитным механизмам, открыто высказывая свои мысли и выражая чувства в группе. Говоря кратко, эти люди — "подлинны" (Carkhuff & Berenson, 1977).

Конечно, рискнуть стать "подлинной" и аутентичной личностью можно только в безопасном для личности окружении, вызывающем доверие. Согласно Роджерсу (Rogers, 1970), раскрытие чувств, возникающих в отношении других членов группы, возможно только после того, как группа приобретет определенный опыт и пройдет через основные этапы группового процесса: ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; сопротивление раскрытию личности и выражению эмоций; описание прошлых, следовательно, более безопасных жизненных событий и чувств; открытое выражение негативных чувств для проверки групповой сплоченности и первые попытки исследования личностно значимых тем. Для того чтобы члены группы смогли начать анализировать прежде неосознаваемые и почти незнакомые им чувства, они должны быть уверены в их безусловном положительном принятии со стороны остальных членов группы.

Осознание самого себя

Вторым признаком определения понятия группы встреч Шутцем является осознание самого себя. Выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны. Осознание самого себя начинается, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны. Члены группы лучше осознают те паттерны поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также то, как они воздействуют на окружающих и как окружающие воздействуют на них самих. Участник может, например, начать анализировать свои неудачные взаимоотношения с людьми противоположного пола. Рост осознания себя сопровождается тем, что члены группы становятся более приятными для самих себя и более склонными к изменениям в личных установках и поведении, приближающим к идеалу "Я".

Одним из способов, при помощи которого группы встреч поощряют в участниках рост осознания себя, является конфронтация, заставляющая членов группы подвергать рефлексии, внимательно анализировать и ставить под сомнение свое поведение. Обычно конфронтация выявляет противоречие между тем, как члены группы воспринимают сами себя и как их воспринимают другие члены группы. В идеале конфронтация используется не просто для того, чтобы выразить свой протест и возражения собеседнику или вызвать у него враждебные чувства по отношению к окружающим. Нет смысла вступать с кем-то в конфронтацию, если вы хотите только заинтересовать этого человека самим собой (Egan, 1975). Конфронтация между членами группы должна выражать участие и заинтересованность друг в друге для того, чтобы помочь членам группы исследовать собственное поведение. По мере развития группового общения конфронтация стимулирует изучение самого себя и способствует изменениям своего поведения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.