Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Переосмысление



Переосмысление

 

Представьте планету, населенную разумными слепыми людьми. Слепота для них —такая же норма, как для нас зрячесть. Их объективная реальность — что фиксируют четыре чувства: осязание, вкус, слух и обоняние. Для них не существует цвета, звезд или неба. В их голове нет соответствующих образов и слов для этих форм существования.

И вот однажды на этой планете произошел генетический сбой — родился зрячий человек. Он начал говорить о цветах, звездах и небе. Для слепых это выглядело бредом. Все решили, что у него психическое расстройство. Обследование установило источник расстройства — две выпуклости на лице (глаза). Диагностировав проблему, добрые люди провели операцию и удалили глаза. Прооперированный человек исцелился — стал таким же нормальным и полноценным гражданином общества, как все — стал слепым.

У нас, в отличие от воображаемой планеты слепых, на одно чувство больше — у нас есть зрение. Как слепые уверены, что нет никаких звезд, потому что у них нет чувства, с помощью которого они могут их зафиксировать, так мы уверены, что за границами наших чувств нет никакого бытия. Наша уверенность имеет те же основания, что и у слепых. 

Чем быстрее слепые расстанутся с уверенностью, что мир ограничен их чувствами, тем быстрее они увидят звезды. Чем быстрее мы расстанемся с верой, что реальность — это что нам привычно считать реальностью, тем объективнее будет наше понимание мира.

С этой позиции я смотрю на окружающий меня мир, данный мне в ощущениях. Я гляжу на звезды, вижу идущего по улице человека, ощущаю свое тело, телефон, мокрость дождя, обоняю запах цветов и прочее. Совокупность этого — объективная реальность.

На каких основаниях я могу быть уверен, что все фиксируемое реально существует, а не аналог картинки на мониторе? Как было сказано, когда я гляжу на утюг, в мозг попадает не утюг, а набор сигналов, из которых мозг создает образ, определяемый как утюг.  

Утверждение, что зафиксированные образы есть реальность, держится на тех же основаниях, на каких уверенность средневековых жителей, что Солнце крутится вокруг Земли. Проще говоря, на привычке считать, что все привычное есть истина.  И доказывать эту «истину» детскими аргументами из серии, какими пользовался Ленин в споре с солипсистами. Они говорили, что мир иллюзия, а Ленин отрицал, и в качестве аргумента предлагал оппонентам удариться головой об стол, чтобы они убедились в его реальности.

Наверное, такие аргументы убедительны для тех, чья мысль заперта в тюрьму привычных истин. Но для человека, способного подняться над обыденной очевидностью, такие аргументы смешны. Они показывают уровень мышления того, кто ими оперирует.

Кажется, я веду к солипсизму (учение, что окружающий мир есть иллюзия). Но нет, я нахожу его недодуманным. Солипсизм утверждает, что есть настоящая реальность, и она вне наших чувств. А данный нам в ощущениях мир есть не реальность, а иллюзия. И если реальность — это то, что существует, а по солипсизму существует только бытие вне материи, получается, иллюзия есть реальность, а что мы зовем реальностью, то иллюзия.

Это похоже на нагромождение слов, в которых никакого конструктива нет. Вместо него эквилибристика слов, умножающих туман и уменьшающих понимание. На этой базе черное можно назвать белым, но нельзя сформировать мнение, что же есть бытие.

Но с другой стороны, в солипсизме есть часть истины. Действительно, единственное, в существовании чего невозможно сомневаться — это в своих ощущениях и мыслях. Еще более сильное в своей непривычности утверждение — нет ни единого шанса считать, что что-то из того, что потенциально может мной наблюдаться, возможно вне моих чувств и мыслей. Любой зафиксированный мной образ будет в границах моих чувств или мысли. 

Из этого следует, что максимально близкое к истине понимание природы реальности — это понимать ее как сон. Данная в ощущениях реальность, люди, моря, горы, телефон на столе, запах, дождь за окном и все прочее, имеет природу сна. Подчеркиваю, я не говорю, что наблюдаемая реальность есть сон. Я говорю, что у нее природа сна. Все, что мы фиксируем во сне и наяву — все дано в ощущениях. Наблюдаемая во сне реальность менее яркая, наблюдаемая наяву более. Но четкость прорисовки не показатель реальности и иллюзии. В противном случае нужно будет признать сверхреалистичную трехмерную графику-голограмму реальностью, а внешний мир иллюзией. Или признать, что видимый через матовые стекла мир иллюзорен, а через прозрачные тот же мир уже реальность

Представляя наш мир наблюдаемым во сне, мы максимально понимаем его природу. Я даже думаю, что сон дан не для того, чтобы мозг отдыхал (это слишком обыденное объяснение). Мозг никогда не отдыхает. Во сне он тоже активен. Сон дан как подсказка для понимания природы реальности, чтобы увидеть выход на другой уровень игры.

Предметы, объекты и явления во сне не отличаются друг от друга. Холодильник, запах розы, люди, солнце, звезды и все прочее, с одной стороны, реальность, данная в ощущениях. С другой стороны, никаких объектов в традиционном смысле нет. Есть только ваши чувства. Если вы прекратите ощущать, наблюдаемый вами мир тут же исчезнет.

Кампанелла в XVII веке сказал, что «Всякое знание есть знание наших собственных состояний». Наблюдатель есть основа наблюдаемого мира. Без него мира не может быть. Наблюдатель можно расширять ощущаемую и осмысливаемую область, мир, но не может выйти за ощущения и мысли. Нельзя мыслить вне мыслей и чувствовать вне чувств.

Это примерно как в компьютерной игре, как бы далеко и глубоко вы не продвинулись в познании виртуального мира, вы всегда в рамках компьютера. Аналогично и тут, если вы опустились до элементарных частиц и поднялись до охвата Вселенной, то ни на йоту не вышли за границы мира — за ваше мышление и ощущения. Наблюдаемая вами реальность внутри вас, как сон внутри сновидца, а виртуальный мир внутри компьютера.

Наблюдаемых на мониторе образов в традиционном смысле нет. Есть информация, создающая образы — мигающие по алгоритму пиксели. Наблюдаемых во сне образов тоже нет. Мир вокруг нас — наше наблюдение, наш сон. Это значит, разницы между объектами реального мира, какими бы они ни казались разными, не существует. Нет никаких физических объектов и явлений в традиционном смысле. Есть только структурированная информация. Бытие по природе едино и неделимо, как совокупность пикселей на экране.

Напомню, что таким представляли мир древние — представители Элейской школы.  Парменид считал его монолитным и единым, а наблюдаемые изменения понимал не как реальное движение, а как иллюзию, порождаемую нашими чувствами. Они улавливают не бытие, а его тень, которую древние называли эйдосом бытия.

Если вплотную рассматривать монитор, образы на нем исчезнут. Будут видны только пиксели. Если еще дальше углубимся, увидим элементарные частицы. А еще ниже ничего не увидим. Глубже будет только информация, не улавливаемая вне своих носителей.

Аналогично и с нашим бытием, по мере уменьшения наблюдателя видимые образы будут исчезать. Если человек уменьшится до размера нейтрино, он ничего не увидит из того, что видит сейчас. Мир для него исчезнет абсолютно, как прерванный сон.

Самый маленький образ — элементарная частица; самый большой — бесконечное пространство Вселенной. Образ бесконечно большого одинаково хорошо умещается в нулевое пространство, как и образ бесконечно малого. Чтобы принять это, реальность нужно понимать не физикой, а информацией — симуляцией реальности. 

Наш язык не годится для оперирования такими понятиями, как язык кухарки для квантового мира. Нет подходящих слов для четкого выражения мыслей, а всякая аналогия хромает. Попытка детализировать вместо ясности увеличивает многословие и умножает сущности. В этой ситуации оптимально ловить только направление мысли и контур идеи.

Термин «симуляция» серьезно сбивает с толку и запутывает. Симуляция и есть реальность. Но только не та реальность, что принято считать реальность, а совершенно другой тип бытия, понимание природы которого улавливается через природу сна.

Это заявление серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Оно означает, что нет прошлого и будущего. Если я во сне или компьютерной игре вижу факты, доказывающие существование прошлого и неизбежность будущего, это не означает, что прошлое было а будущее будет. Это значит, в игре есть история про прошлое и будущее, подтвержденное аргументами, созданными, чтобы подтверждать эти утверждения.

Если в моем сне или компьютерной игре был Большой Взрыв и жили фараоны, и в подтверждении этого существует Вселенная и пирамиды, это не означает, что все так и есть. Это не реальнее слов сказки «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…». Да, в сказке есть такие слова, но они никак не доказывают, что тридевятое царство реально существует. Существует история про царство, но она не доказывает, что само царство было или существует. Если в моем сне существует Вселенная и пирамиды, это не означает, что был Большой Взрыв и жили фараоны. Все это лишь прописано в программе.

Все аргументы в пользу традиционного понимания реальности не выдерживают никакой критики. Невозможно привести ни единого доказательства, что мир существует вне зависимости от наблюдателя и был до него. Любые факты не более, чем ощущения Я. 

Возникает вопрос: что есть Я, которое видит гигантский сон — наблюдает, фиксирует, ощущает и мыслит? Сказать, что «Я» есть личность — пустые слова, потому что, а что есть личность? Где она находится?  

Кажется, личность в мозгу или ДНК. Но с чего вы взяли, что мозг или ДНК есть? Если во сне вы видите мозг, из этого не следует, что наблюдаемый вами образ существует. Если вы во сне видите в микроскоп свою ДНК, это не значит, что образ существует.

Ничего из того, что фиксируют или могут зафиксировать наши чувства, не годится на роль «Я». Единственное, что годится — душа. Но это религиозное понятие предельно неконкретно. Оно не улавливается чувствами и мыслью, потому что мыслить, значит, укладывать в форму, а душа за раками формы, и потому неуловима для мысли и чувства. Это просто слово без всякого конкретного наполнения (общие слова не в счет).  

Если наблюдаемая мной реальность — мой сон, получается, я неотделим от нее, как сновидец от своего сна. Я творец реальности, ее наблюдатель, и… сама реальность. Людовик по прозвищу «Король-Солнце»  в XVII веке сказал «Государство — это я». У меня, кажется, есть основания более радикально сказать «Реальность — это я».  

Но разбираясь дальше, я вижу, что это только кажется. Про свой сон с натяжкой я могу сказать, что являюсь его творцом. Это будет гипотеза из серии, что мозг набрался за день впечатлений и ночью создает из них образы, что и есть сон. Все это, если говорить серьезно, несерьезно. Но для поверхностного понимания с натяжкой пойдет. Особенно если вспомнить такое явление как осознанный сны, где сновидец, осознав себя во сне, может творить реальность — управлять видимым миром как Бог.

Могу ли я называть себя творцом наблюдаемой реальности? Даже с натяжкой не могу. Создателю присущи некоторые качества. Например, если я создатель данного текста, то могу нарисовать любой образ и написать любое слово. Захотел написать «точка», и написал заглавными буквами «ТОЧКА». Захотел и стер «     », и вы не видите между кавычками слова.

Если бы я был создателем мира, мне было бы по силам менять физические законы, положение звезд на небе или хотя бы горы двигать. Точно так же, как создателю компьютерной реальности по силам изменить свое творение как ему фантазии хватит.

Эксперимент показывает, что я могу изменить реальность в границах физических законов — правил этого мира. Например, могут предмет с одного места переставить на другое. Но я абсолютно недееспособен за раками законов. Если они запрещают усилием воли менять реальность, я не могу даже пылинки так переместить на другое место

Из этого следует, что я не создатель реальности. Я родственен на фундаментальном уровне ей, как сон сновидцу, но точно не создатель. Я даже не вполне создатель своего внутреннего мира, хотя я тут почти Бог. Я тут могу хоть по потолку ходить, как муха. Вот представил себя шагающим сначала по стенке, потом по потолку, и никаких проблем — шагаю. В этой реальности я ограничен только своей фантазией. Но и здесь могу не все.

В моей голове иногда рождаются образы помимо моей воли. Кто их создает? Не я. От некоторых установок я не могу избавиться, хотя хочу этого. Кто мне мешает? Кто-то. Что мне приснится этой ночью — решаю не я. Мое воображение опирается на данности, которые я не выбирал. Они были во мне от рождения или приобретены в процессе жизни.

Если наблюдаемая мной реальность аналог моего сна, но при этом я не ее творец, из этого следует, что сон (существование) имеет создателя (причину существования). Для образности причину существования назову Богом. Это не имеет отношения к «дедушке на облаке», а равно и любому другому религиозному образу. Бог не мыслиться, так как не имеет форм, характеристик, координат и прочих качеств. Он имеет природу информации, но что это конкретно значит — мне этого никак не удается помыслить.

Бог — это информация и одновременно программист, который структурирует из себя информацию, создавая бытие. Так как она бесконечна, Бог-программист без малейшего ущерба для себя создал из себя (из информации) все существующее.

Законы, пространство и время в роли трехмерного монитора — сцены, на которой разворачивается действо. В роли театрального реквизита — живые и мертвые образы, явления и объекты. В роли актеров — окружающие люди — такие же личности, как я.

Делая такое утверждение, исхожу из того, что свое существование я определяю как несомненное на том основании, что мыслю. Если бы я не мыслил, несомненности не было откуда взяться. Без мысли нет личности. Если я фиксирую от наблюдаемых людей мысли, и понимаю, что их создал не я, из этого заключаю, что они так же существуют, как и я.

Все остальные образы и явления, относящиеся не к личности, а к мертвой и живой материи, ближе к образам на мониторе или наблюдаемые во сне. Они существуют ровно настолько, насколько в них присутствует божественная информация.

Все варианты существования можно поделить на три группы — по размеру емкости, в которой присутствует божественная информация. Самый низший слой — мертвая материя. Элементарные частицы, атомы, молекулы, звезды, галактики и их скопления — все они живут по жесткому алгоритму — программе по имени «физические законы». Все электроны и звезды крутятся так, как предписывает программа-законы.

Второй слой — живая материя, куда входят все существа  — от клетки и растений до морских и сухопутных высших животных. В этих емкостях божественной информации больше, и потому они живут не по механическому алгоритму, а по сложным программам, именуемым «рефлексы» и «инстинкты». Из всех вариантов событий они выбирают тот, какой кажется им самым лучшим — стремятся к своему благу. Но в этом стремлении они всегда строго в рамках инстинктов. За их границы животное никогда не может выйти.

На вершине находится человек. В эту емкость умещается столько информации, что она позволяет осмыслить себя, иметь абстрактное мышление, задаваться вопросами за рамками обеспечения жизнедеятельности. Ни к чему подобному животное не способно.  

Все люди делятся на два типа. У одних божественная информация активная, у других частично заморожена. Первый тип людей — это проснувшиеся. Они смотрят на мир и у них возникают вопросы из серии: что есть наблюдаемая вокруг картина? Откуда она появилась? Кто я? Где я был до рождения? Что со мной будет после смерти? Не важно, как они отвечают на свои вопросы. Важно, что у них есть вопросы за рамками быта.

Второй тип людей, у кого божественная информация частично заморожена, назову спящими. У них невозможны вопросы онтологического уровня. Они понимают реальность так, как им предписано понимать. Их разумности хватает на действия в рамках системы. Они ориентированы на достижение установок, на какие запрограммированы.

«Дайте нам образцы для подражания! — хором кричат женщины. — Скажите, какую модель семьи создавать? Каким сексом заниматься? Какое поведения скажет о моем успехе? Какая одежда, обувь, сумки, косметика, грудь, губы в тренде? Что дико модно?»

Целая армия в лице киношных героев, ведущих ток-шоу, спортсменов и политиков, моралистов и стилистов, блогеров и журналистов отвечают на запрос дам. Чем больше удается соответствовать предписанным образцам, тем больше женщины счастливы.

Не отстают от женщин и спящие мужчины. Они тоже хотят знать, какую семью надо строить и каким сексом заниматься, чтобы тебя признали настоящим мужчиной. У них свои бантики: «Скажите, какие машины, прически, бороды и социальные индикаторы, аксессуары и гаджеты лучше скажут о моей успешности?» — хором спрашивают они.

Армия киношных героев, ведущих шоу, блогеров и спортивных комментаторов, плюс мужские журналы и сайты детально и развернуто говорят: что, как и с чем. Какой дом нужно строить, какую семью создавать, где купить модный аксессуар, какую внешность иметь и как правильно подкатывать к незнакомкам. Чем больше мужчины соответствуют заданному эталону, тем более счастливы. Они так же хвастают друг перед другом своими бантиками, как женщины своими.

Проснувшихся людей можно сравнить с компьютерными персонажами, за которыми стоят реальные люди-игроки. Спящие люди подобны энписишникам компьютерной игры — неигровым персонажам, в которых люди не играют и ими управляет программа. Они создают фон, увеличивая насыщенность игры, поднимая ее реалистичность. Но при этом эти люди все равно высший уровень бытия, потому что у них есть объем божественной информации. Она заморожена у энписишника, но в теории может быть разблокирована.

Возьмем старого и глупого человека, всю жизнь жившего механическим алгоритмом в рамках предписанных системой правил. Он никогда в жизни не думал за рамками быта. Все его мысли были из серии «где еды/денег взять». Его интеллект ограничен сильнее, чем паровоз рельсами. Паровоз может сойти с рельс и некоторое время двигаться в любую сторону. Пусть хаотично и кувырком, но может. Спящий же подобен снаряду в трубе, которой так же плотно обтянут трубой, как нога чулком. За рамки его мысль не может выйти, так как ограничена стандартам мышления. С ним в принципе невозможно говорить на темы, выше бытового масштаба. Но если его потрясти до основания, он разморозится.

Чтобы понимать, какой нужен уровень потрясения для разблокировки, педставьте, что ему с неба реально спустилось божество и показало иной мир и чудеса. Энписишник после этого точно бы разморозился.

Такое событие невероятно, но возможна его имитация. Только стоят ли усилия результата? Не думаю… На выходе получим сумасшедшего дедушку или бабушку. Люди всю жизнь жили с шорами, и тут вдруг шоры спали. Не всякий человек переживет такое потрясение. Поэтому эффективнее раскачивать уже проснувшихся людей, чем тратить время и силы на пробуждение крепко или даже мертвецки спящих.

Для визуальности причину существования можно представить в виде облака, которое из себя выдает порции божественной информация. Малые порции, представим их в виде частичек, образующих туман, обеспечивают вращение электрона вокруг ядра. Большие порции информации, представим их каплями дождя, создают рефлексы и инстинкты живых существ. Самые большие порции информации, представим их в виде сплошных струек, создают мышление и личность. 

Отдельно и жирно подчеркну, что тела людей не отличаются от животных. Дело не в форме туловища, а в объеме божественной информации/энергии в емкости. Если объем информации человека поместить в животное, оно тут же станет полноценной личностью.

Все религии, затрагивающие онтологические темы (не затрагивающие — не религии, а суеверия и народные традиции), заявляют: а) иллюзорность мира; б) структуру объектов; в) разную сложность существующего: мертвое, живое, разумное. И разные силы, каждая из которых отвечает за свой порядок сложности. Иудаизм называет силу, организующую низовое бытие, мертвую материю, Нефеш. Живую материю организует сила по имени Рух. На самом верху Нешама. Техники создания разных уровней существования тоже отличны. Создание живой и мертвой материи Библия описывает в терминах «И сказал Бог: да будет… И стало…». Разумная жизнь (человек) создается принципиально иначе: «и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7).

При переводе иудейских текстов христианские переводчики опустили многообразия. Все варианты сил для простоты назвали «дух жизни». «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Быт. 7, 21-22). Получилось, что человека, животное, растения и микробы оживляет одна сила. Хотя по смыслу Библии живая материя создается по одной технологии, а мертвая по другой.

Если Бог — создатель реальности, а личность — самая большая часть Бога, получается, люди не просто часть Бога, а со-создатели реальности, т.е. маленькие боги. Примечательно, что на этот факт (что люди боги) несколько раз указывает Библия. «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». (Быт.3,5); «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс.81,6); «вы боги» (Ин.10,34).

Однажды идущая к человеку струйка с облака становится тоньше. С этого момента начинается отключение функционала — процесс, именуемый старостью. Когда струйка прерывается, в человеке больше нет личности/души. Это состояние именуется смертью.

Когда силы, оживляющие материю, уходят, она становится мертвой: «Всё произошло из праха и всё возвратится в прах» (Еккл. 3, 20). Одноклеточные животные стареют и умирают так же, как высокоорганизованные животные и разумные люди.

Оба состояния имеют аналогии в компьютерной игре. Когда геймер теряет интерес к игре и лениво двигает компьютерным персонажем, это можно сравнить со старостью. Когда геймер бросает игру, в этот момент персонаж умирает. «Умерший» персонаж от человека переходит в ведение программы. Умерший человек, вернее, оставшееся от него туловище, переходит от подчинения личности к программе по имени «законы физики».

Что происходит с божественной информацией, покинувшей тело — не знаю. Можно сказать, что информация, на данный момент образующая личность, никуда не исчезает, а возвращается в облако-Бога, где растворяется. Можно сказать, что она уходит назад к Богу, в котором растворяется, как капля падает в океан, где теряет свою индивидуальность. Но только это больше поэтические образы, напускающие туману и ничего не объясняющие.

Я могу строить гипотезы на тему, что такое смерть, но что это такое — не знаю. Потому что ни разу еще не умирал. А с теми, кто умер, не могу пообщаться, чтобы узнать, в каком состоянии они пребывают. Но мне думается, что ворота в ту сторону открыты.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.