Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





От соблюдения поста в Экадаши или Двадаши не следует отказываться до конца жизни! Так, с чистым сердцем нужно поклоняться Властелину чувств – Господу Хришикеше.



Еще более (в миллионы раз!) славится пост, что соблюдён в Экадаши, несмотря на запреты и уговоры со стороны окружающих. Такой пост целиком уничтожает грехи, совершённые человеком с незапамятных времён.

144
тат сарвам вилайам йати парешам упавасанат
на ча тасмат прийатамах кешавасйа мамапи ва

Кроме того, от всех своих грехов освобождается тот, кто вдохновляет других на пост в день Экадаши. Поэтому ни для Господа Кешавы, ни для меня (Господа Шивы) нет ничего более дорого, чем Экадаши!

145 «Нарадия Пурана» (2.2.15)
экадашйам хй авидхайам двадашим на паритйаджет
паране маране чаива титхис таткалики смрита

Если Экадаши не затронут Дашами, то, несомненно, в него нужно поститься, а затем на следующий день вовремя прервать пост до окончания двенадцатой лунной фазы (двадаши-титхи). Подобно тому как нужно быть всегда готовым к судьбоносному для души моменту смерти, точно также необходимо тщательно готовиться к своевременному выходу из поста в Двадаши!
Примечание: В день выхода из поста двадаши-титхи может пересекаться с последующей фазой Луны – Траёдаши. Постящемуся необходимо успеть прервать пост до наступления Траёдаши, и поэтому в календаре указан промежуток времени, в течение которого надо успеть выйти из поста.
Может возникнуть вопрос: «А приемлемо ли прерывать пост на Двадаши, пересекающийся с Траёдаши?» В связи с этим стих содержит аналогию со смертью, наступающей в день с пересекающимися титхи. Помешает ли это умереть? Конечно, нет, ведь датой ухода из жизни будет та титхи, в течение которой человек оставит тело. Следуя данной аналогии, можно заключить, что выход из поста должен быть успешно завершён на двадаши-титхи, даже если трайодаши-титхи наступает в течение этого же дня.

Вопрос: Во многих вышеизложенных цитатах слова писаний обращены непосредственно к брахманам. Означает ли это, что членам других сословий общества необязательно поститься на Экадаши? Ответ на это дается в следующем стихе.

146-147
брахмачари грихастхо ва ванапрастхо йатис татха
брахманах кшатрийо ваишйах шудро бхартри-мати татха
абхартрика татха 'нйе ча сута-ваидехикадайах
экадашйам на бхунджита пакшайох шукла-кришнайох

Как при растущей, так и при убывающей Луне, Экадаши должны соблюдаться членами всех сословий и укладов жизни, будь то: брахмачари – неженатый ученик; грихастха – семейный человек; ванапрастха – пожилой мужчина, вставший на путь отречения; саннйаси – отрешённый человек; брахман – священнослужитель; кшатрий – царь; ваишйа – торговец; шудра – простой рабочий; замужняя женщина; незамужняя женщина; либо представитель иных слоев общества, включающих колесничих и собакоедов.

Вопрос: А если кто-то не относит себя ни к одному из вышеперечисленных классов людей, разрешается ли ему отказаться от поста в Экадаши?

148
экадашйам ту йо бхункте мохенаврита-четасах
шуклайам атха кришнайам нирайам йати са дхрувам

Если же кто-то настолько «порос мхом иллюзии», что ест в Экадаши (причем неважно, растет при этом Луна или убывает), то он, вне всякого сомнения, отправится в ад! Примечание: Кто-то может сказать – поститься два раза в месяц на Экадаши слишком трудно, поэтому я буду соблюдать пост лишь один раз, на Экадаши во время убывающей, либо наоборот, во время прибывающей Луны. Ведь это гораздо легче!? Ответ даётся в следующих стихах.

149
вивечайати йо мохач чхукла кришнети папакрит
экадашим са ваи йати нирайам натра самшайах

Грешник тот, кто, пребывая в невежестве, думает, что есть разница между Экадаши светлой и тёмной половины месяца. Ему не избежать ада! Вопрос: Но как обосновать равенство между двумя указанными видами Экадаши?

150
йатха гаур наива хантавйа шукла кришнети бхамини
экадашйам на бхунджита пакшайор убхайор апи

Корова источник благодати для человека и поэтому вне зависимости от того, белая она или чёрная, убивать её нельзя! Подобным же образом, запрещается нарушать пост в Экадаши, выпадающий как в светлую, так и в тёмную половину месяца. Вопрос: В некоторых Дхарма-шастрах (книгах, повествующих об укладе религии) рекомендуется не соблюдать пост в Экадаши при убывающей Луне. Как быть с этим?

151
йани кани ча вакйани кришнаикадаши-варджане
бхаранйади-нишедхе ча тани камйа-пхалартхинам

В некоторых писаниях (Дхарма-шастрах) могут встречаться высказывания о том, что нужно избегать поста на Экадаши при убывающей Луне. В других же говорится о запрете на пост при сочетании Экадаши с неблагоприятными звёздами, такими как Бхарани. Но нет необходимости строго следовать всем этим рекомендациям, поскольку они даны для людей, озабоченных только мирским счастьем. Вопрос: На основании содержания рассматриваемого стиха можно сделать предположение, что те, кто жаждут материального счастья, могут не поститься на указанные выше дни Экадаши? Опровержение подобного заблуждения даётся в следующем стихе.

152
камино 'пи хи мокшартхам курйур эвопавасанам
принанартхам харер нитйам на ту кама-вйапекшайа

Общее правило таково: даже те, кто жаждут материального счастья, должны всегда поститься в Экадаши, искренне стремясь удовлетворить этим Господа Хари. Во время поста им нужно помнить о высшей цели жизни – освобождении, и следует избегать мыслей, связанных с исполнением плотских желаний. Примечание: в следующем стихе представлен общий вывод, касающийся темы, заявленной в пяти предыдущих стихах.


153
тасмач чхуклам атхо кришнам бхаранйади-йутам апи
пратйавайа-нишедхартхам упавасита нитйашах
принанартхам хареш чапи вишну-локасйа чаптайе

Таким образом, не важно, прибывает Луна во время Экадаши или убывает, взошла ли на небо Бхарани или какая-то другая звезда. Исключений не существует – пост нужно соблюдать всегда! Пост поможет человеку избежать ненужных проблем в жизни, а его целью должно стать удовлетворение Господа Хари. Таково средство достижения вечной духовной обители – Вишнулоки. Примечание: Для тех, кто считает, что достижение Вайкунтхи является слишком возвышенной целью, здесь сказано, что пост в Экадаши приносит освобождение, по крайней мере, от проблем, проистекающих от грехов, совершенных в течение настоящей жизни. Итак, в предыдущих стихах подробно описывалась слава соблюдения поста в «чистый» Экадаши, однако правила соблюдения поста в Двадаши пока ещё не были ясно обозначены. Поэтому в дальнейшем повествовании обсуждается именно эта тема.


154
кала ва гхатика вапи апаре двадаши йади
двадаша-двадашир ханти пурве дйух паране крите

Если на следующий после выхода из поста день всё ещё продолжается двадаши-титхи. Это означает, что время держания поста было выбрано неверно. В таком случае постящийся теряет плоды соблюдения сразу двенадцати постов! Данное правило вступает в действие, если в день после выхода из поста Двадаши продляется даже на одну гхатику (24 минуты) или даже на одну калу (24 секунды). Примечание: Важное правило, касающееся выхода из поста в «чистый» Экадаши, заключается в том, что пост необходимо прерывать в день, когда заканчивается Двадаши-титхи. Именно поэтому пост Экадаши иначе называют «двадаши-врата» – обет воздержания, оканчивающийся в Двадаши. Итак, пост можно совершать в чистый Экадаши, если двадаши-титхи заканчивается в течение следующего дня, в противном случае пост нужно перенести на Двадаши. Как уже упоминалось в тексте 125, при посте в Двадаши выход из поста осуществляется на тринадцатый лунный день, Траёдаши.


155
атирикта двадаши чет са там нопошайед йади
двадаша-двадашир ханти двадаши чатилангхита

Если пост должно совершать в Двадаши, но человек пренебрёг им, это приравнивается к нарушению двенадцати двадаши-врат! Примечание: Кто-то может возразить. В любом случае, я не очень-то строго соблюдаю посты в Экадаши, поэтому потеря двенадцати постов для меня не так уж важна. Однако следующий стих более убедительно подчёркивает важность вышеуказанного правила.


156
двадашим шраванопетам йо нопашйат суманда-дхих
панча-самватсара-критам пунйам тасйа винашйати

Глупец тот, кто не соблюдает пост в Двадаши, совпадающий с днём восхода звезды Шравана. Такой человек потеряет благочестие, накопленное им в течение пяти лет! Примечание: В ведической астрологии, посвященной технике осуществления предсказаний, учитывается влияние 27 звезд зодиака, называемых накшатрами. Звезды располагаются по окружности небесной сферы, и каждая из них входит в состав одного из знаков зодиака. В частности, звезда Шравана принадлежит к созвездию Козерога (Макара). Эта звезда оказывает очень благотворное влияние, и само её название – Шравана, напоминает нам о важнейшем методе преданного служения – слушании (шраванам) ведических писаний. В действительности, накшатры расположены в зодиаке неподвижно, и под восхождением звезды подразумевается, что движущаяся по небесной сфере Луна, являясь своего рода инструментом отсчета времени, восходит на ночном небе рядом с указанной звездой. Ведическая история гласит, что все 27 накшатр приходятся женами богу Луны Чандре, и в течение полного лунного месяца Чандра по очереди встречается с каждой из них. Вопрос: В тексте 135 сказано, что при возникновении сомнений относительно вычисления постного дня, лучше соблюдать пост в Двадаши. Но в тексте 150 подчёркивается, что в Экадаши принимать пищу нельзя. Стало быть, два утверждения вступают в противоречие и исключают друг друга?

157
экадашйм упошйатха двадашим апй упошает
на татра видхи-лопах сйад убхайор девата харих

Постным днём является Экадаши, но если Экадаши становится «неполноценным», можно поститься в Двадаши. Не следует считать это нарушением, поскольку Господь Хари – Божество обоих дней. Поэтому пост в любой из них будет равно благотворным, при условии, что текущая астрологическая ситуация учтена правильно.

158
парайитводакенапи бхунджано наива душйати
ашитанашита йасмад апо видвадбхир иритах
амбхаса кеваленаива каришйе врата-паранам

Если время параны (выхода из полноценного поста) ограниченно и нет возможности приготовить полноценную пищу, можно прервать пост, просто выпив воды, ибо согласно мнению мудрецов, питьё – это тоже еда и в то же время оно едой не считается. Поэтому прерывающий пост может сказать себе: «Сегодня я завершу мою экадаши-врату, просто испив воды». Относительно употребления в пищу злаков и бобовых – можно принять их позже в любое удобное время, и это не будет нарушением правила, касающегося процедуры выхода из поста. Примечание: Кто-то может подумать, что поститься на Экадаши само по себе тяжело, а разобраться в правилах соблюдения поста ещё труднее. Быть может, лучше избрать другой более простой метод очищения сердца, например, путешествие по святым местам или омовение в водах священных водоемов? Ответ сомневающемуся содержится в следующем стихе.

159
на каши на гайа ганга на вени на ча гаутами
на чапи кауравам кшетрам тулйам бхупа харер динат

О царь! Экадаши – это день Господа Хари, и в отношении величия с ним не могут соперничать ни святые места, такие как Каши, Гая или Курукшетра, ни священные реки, такие как Ганга, Нармада или Годавари! (Примечание редакторов: Те святые места, что связаны с Голокой легко могут соперничать по силе с Экадаши. Непревзойдённая по милости Навадвипа вне всякого сравнения. Однако данное утверждение (т.е. 159) призвано особо акцентировать сознание на милости Экадаши. В Мадхва-сампрадае не распространяется наука о мадхурйа-бхаве и её таттве. Если бы таттва-вади знали о славе Вриндавана и Навадвипы, то тогда бы они приняли учение и практику Гаудия-сампрадаи, что автоматически дезориентировало их в отношении обретения индивидуальной сварупы. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», описывая 64 анги бхакти, ставит мадхура-васу – проживание в Матхуре – более эффективным средством позволяющим обрести прогресс в духовной жизни, чем Экадаши. В мадхурйа-бхакти главными могут быть одни анги, а в айшварйа-бхакти другие. Так устроено йога-майей, соответственно, это не значит, что учение Мадхвачарьи или Рупы Госвами ошибочно). Примечание: Кто-то может предположить, что благо от совершения жертвоприношений сопоставимо с благом, обретаемым в процессе соблюдения Экадаши. Ответ даётся в следующем стихе.


160
ашвамедха-сахасрани ваджапейа-шатани ча
экадашй-упавасасйа калам нарханти шодашим

Тысячи жертвоприношений коня – ашвамедха, сотни императорских жертвоприношений – ваджапейа, взятые вместе, не идут ни в какое сравнение даже с одной шестнадцатой того блага, которое обретают постящиеся в Экадаши! Вопрос: В предыдущих стихах были представлены высказывания, со всей очевидностью демонстрирующие превосходство поста Экадаши над другими священными ритуалами. С чем это связано, и каково особое и неповторимое достоинство экадаши-враты? Ответ предлагается ниже.


161
экадаши-самуттхена вахнина патакендханам
бхасми бхавати раджендра апи джанма-шатодбхавам

О, лучший из царей, пост в Экадаши – это священный огонь, дотла сжигающий «дрова» грехов человека, накопленных им в течение ста рождений! Вопрос: Однако существует ли иной настолько же могущественный, но более лёгкий по сравнению с Экадаши, метод духовного очищения? Ответ следует далее.


162
недришам паванам кинчин наранам бхуви видйате
йадришам падма-набхасйа динам патака-ханидам


Для человека, живущего на Земле, нет ничего столь же благотворного, как сжигающий грехи пост Экадаши, совершаемый в день Господа Падманабхи!
(Примечание редакторов: С этим утверждением, говоря объективно, может поспорить учение Гаудийа-сампрадайи, тоже основанное на шастрах и мнении Самого Бога. Шри Чайтанья Махапрабху сказал:


садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана
мадхура-васа, шри муртира шраддхайа севана
сакала-садхана-шрештха эи панча анга
кришна-према джанмайа эи панчера алпа санга

«Следует общаться с садху, петь хари-наму, слушать «Бхагаватам», жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой. Эти пять видов бхакти лучшие из всех. Даже кратковременное соприкосновение с ними пробуждает в человеке любовь к Кришне» («Чайтанья-Чаритамрита», «Мадхья», глава 22, 128–129). Даже с точки зрения логики можно понять что эти пять анг бхакти обладают более милостивой природой. С ними можно соприкоснуться каждый день, особенно со святым именем Кришны, через маха-мантру, которая неотлична от Него Самого. А с Экадаши – только два раза в месяц. Цель 162 стиха – просто привлечь к Экадаши, так как пренебрежение этой вратой ведёт к падению в садхане. Иногда в шастрах во имя блага обусловленных джив кое-что может быть выражено особыми словами иногда даже с использованием преувеличения). Вопрос: Пост Экадаши освобождает человека от грехов, но будет ли очищение полным или же нет? Возможно, наиболее тяжкие грехи так и останутся за душой человека, ведь быстро избавиться от них, наверняка, очень трудно? Следующий стих рассеивает данное сомнение.

163
тават папани дехе 'смин тиштханти мануджадхипа
йаван нопошайед джантух падманабха-динам шубхам

О царь, грехи останутся в теле рождённого на Земле человека лишь до тех пор, пока он не начнёт поститься в Экадаши – священный день Господа Падманабхи. Вопрос: Однако грехи различаются по степени тяжести и, соответственно, искупление за них может варьироваться. Неужели лишь один пост в Экадаши может очистить от всех грехов? В это трудно поверить!

164
экадашендрийаих папам йат-критам бхавати прабхо
экадашй-упавасена тат сарвам вилайам враджет

Человек совершает грехи посредством одиннадцати чувств, однако пост на одиннадцатый лунный день (Экадаши) уничтожает все эти грехи. Вопрос: Если человек способен полностью удерживать чувства от соприкосновения с объектами их наслаждения, вполне вероятно, что посредством совершения такого аскетического подвига он освободится от множества прошлых грехов. Однако трудность заключается в том, что по своей природе чувства человека очень беспокойны и обычный человек едва ли способен контролировать их в полной мере. При малейшем ослаблении внимания чувства немедленно активизируются и отвлекают разум йога от объекта его духовного сосредоточения, подобно тому как ветер уносит прочь непривязанную крепко лодку. В таком случае, не обладая огромной силой сосредоточения, как можно возлагать большие надежды на очистительное воздействие Экадаши?


165 «Нарадия Пурана» (2.1.14-15)
экадаши-самам кинчит павирам на хи видйате
вйадженапи крита раджан на даршайати бхаскарим


Нет ничего столь же священного, как день Экадаши! О царь, даже если кто-то совершил пост на Экадаши шутки ради или без должного почтения, после смерти ему более не грозит страшный суд перед ликом Ямараджи.
Примечание: Таким образом, если человек недостаточно твёрд в соблюдении аскезы и у него остаётся склонность к греху, ему необходимо с искренним упованием положиться на великую очищающую силу Экадаши и тем самым встать на путь исправления. Пускай кто-то не может избежать некоторых отклонений в соблюдении Экадаши, несмотря на это, ему гарантированно духовное благо.

Вопрос: Кто-нибудь может возразить. Даже если невоздержанный человек окажется в состоянии искусственно удерживать свои внешние чувства от плотских наслаждений, он, несомненно, будет продолжать грешить на уровне ума. Есть ли в этом какой-то толк? По словам Господа Кришны, такое воздержание не более чем обман («Бхагавад-гита», 3.6).
Ответ: Тот, кто нарушает Экадаши, не просто отказывается от чего-то позитивного и благоприятного, такой человек рискует угодить в списки великих грешников, совершающих маха-папу, самые отвратительные поступки, перечисленные Вьясадевой в следующем стихе.

166
шри веда-вйаса увача
са брахмаха са гогхнаш ча са стено гуру-талпагах
экадашйам ту бхунджанах пакшайор убхайор апи

Шри Вьясадева сказал: «Экадаши наступает дважды в месяц, на одиннадцатый день как возрастающей, так и убывающей Луны. Тот, кто ест в такой день, столь же греховен, как убийца брахмана или коровы, как вор или соблазнитель жены учителя!» Вопрос: В тексте 35 упоминалось, что грешник заслуживает искупление, прайашчитту, просто с преданностью памятуя о Господе Кришне. Нельзя ли тогда заменить экадаши-врату более лёгким методом очищения, памятованием о Боге? Ответ: Здесь перечислены лишь некоторые тяжкие грехи, и если человек неосознанно совершил какой-либо из них, молясь и памятуя о Господе, он может со временем надеяться искупить их, однако у грешника, сознательно пренебрегающего постом в Экадаши, нет никакой надежды на искупление.

167
варам сва-матри-гаманам варам го-мамса-бхакшанам
варам хатйа-сура-панам экадашй-анна-бходжанат

Лучше испытывать вожделение к собственной матери, лучше есть плоть коровы, лучше пьянствовать и убивать, чем вкушать злаковую пищу и бобовые в день Экадаши! Примечание: Согласно священным писаниям вышеуказанные грехи всё же можно устранить с помощь метода памятования о Господе, но нарушение Экадаши вовсе не предполагается как возможное. Здесь Господь Вьясадева сопоставляет несоблюдение поста в Экадаши со страшными грехами, которые совершенно недопустимы. Таким образом, используя метод «от противного», Он всячески подчеркивает исключительную важность поста в Экадаши.

Вопрос: В повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с множеством людей, которые не постятся в Экадаши. Некоторые из них наделены религиозностью и прочими достоинствами. Как же следует к ним относиться?


168
экадаши-дине пунйе бхунджанте йе нарадхамах
авалокйа мукхам тешам адитйам авалокайет


Лишённые духовной культуры люди едят в Экадаши. Даже мельком увидев их лица, следует с целью очищения взглянуть на лучезарное Солнце.
Примечание: Нормы ведической культуры предписывают, что, увидев труп или нечто явно отвратительное, нужно тут же для очищения посмотреть на Солнце.

Вопрос: Как можно лишь за несоблюдение Экадаши считать нецивилизованными хороших и добрых людей своего социума? Разве это не преувеличение? Разве в подобном упущении заключены подлинные проблемы человечества?


169 «Нарадия Пурана» (2.22.8)
притхивйам йани папани брахма-хатйадикани ча
аннам ашритйа тиштханти сампрапте хари-васаре


Все виды ужасных грехов, совершаемых на Земле, такие как убийство брахмана и прочие, покоятся в злаках и бобовых. Они не приемлемы для пищи в Экадаши – день Господа Хари.
Примечание: Если хорошие и благородные люди не соблюдают Экадаши, как следствие, они лишаются плодов собственного благочестия, их благонравие угасает, а негативные качества характера усиливаются. Поэтому если человек не соприкасается с благодатной очищающей силой Экадаши, ему придётся неизбежно пожинать горькие плоды собственных греховных поступков.
Сейчас можно нередко видеть, что «хорошие» люди творят плохие дела и что в современном обществе резко снижаются стандарты нравственности. Поэтому Господь милостиво даровал нам очень действенное средство духовного совершенствования и очищения от грехов. Если бы многие люди приняли на вооружение пост в Экадаши, стольких проблем в обществе можно было избежать...

Вопрос: Даже если пост в Экадаши приносит такую пользу, как можно ожидать, что его будут соблюдать все – и стар, и млад? Должны же существовать хоть какие-то ограничения в соответствии с возрастом постящихся?


170 «Нарадия Пурана» (2.22.8)
ашта-варшадхико йас ту ашитир на хи пурйате
йо бхункте манавах папи вишнор ахани чагате

Царь Ругмангада сказал: Любой, кто старше восьми лет от роду и моложе восьмидесяти, если он ест в Экадаши – день Господа Вишну, вне всякого сомнения, является грешником. Вопрос: Если исключение дано в отношении детей и стариков, быть может, оно действует и в отношении других? Например, как быть, если кто-либо из близких нарушает Экадаши. Допустимо ли это?


171 «Нарадия Пурана» (2.3.18)
пита ва йади ва путро бхарйа вапи сухрид-джанах
падманабха-дине бхункте ниграхйо дасйувад бхавет

Неважно, делает это отец или сын, жена или близкий друг, за нарушение поста в Экадаши, день Падманабхи, нужно порицать со всей строгостью. Примечание: Неверно думать, что если чьи-то близкие нарушают Экадаши, и человек не способен повлиять на них, тогда ему можно не поститься самому. (Также следует заметить, что в этом стихе перечислены те, кого мужчина может порицать за нерадивость в посте. Однако сыну и жене следует быть очень осторожными в порицании мужа или отца, чтобы не совершить оскорблений). Вопрос: А как следует готовиться к Экадаши?


172–173
пратар хари-дине локас тиштхадхвам чаика-бходжанах
акшара-лаванах сарве хавишйанна-нишевинах
авани-талпа-шайанах прийа-санга-виварджитах
смарадхвам дева-девешам пурана-пурушоттамам

Дхарма-вибхушана сказал: О люди, вставайте в Экадаши рано утром! Перед его наступлением кушайте один раз в день, принимая лишь освященную пищу без соли и перца. Мужчины в ночь на Экадаши не должны спать с женами, им следует отказаться от удобных постелей и ложиться отдыхать на твёрдую поверхность (пол, землю и т.п.). А главное, в Экадаши все вы должны помнить Изначального, Верховного Господа – Пурушоттаму!


174
сакрид-бходжана-самйукта хй упавасе бхавишйатха
акрита-шраддха-ничайа-джала-пиндодака-крийах

Соблюдайте пост, вкушая зерновую пищу лишь один раз в день перед Экадаши и один раз в день после него. Не следует в Экадаши совершать памятные обряды по усопшим предкам. В этот постный день предкам не подносится вода и пища. Вопрос: Как относиться к тем, кто иногда пропускает Экадаши, но соблюдает пост на Двадаши, не нарушая указанных выше правил?


175
упошйа двадаши пунйа сарва-пара-кшайа-прада
на пашйанти йамам вапи наракани на йатанам

Брахма сказал: «Тому, кто постится в священный Двадаши, не грозит встреча с Ямараджой, и они не отправятся страдать в аду». Вопрос: Важность поста в Экадаши очевидна, но нужно ли было говорить об этом так много и столько раз повторять одно и то же?


176 «Нарадия Пурана» (2.3.30)
ратантиха пуранани бхуйо бхуйо варанане
на бхоктавйам на бхоктавйам сампрапте хари-васаре


О светлоликая богиня! Пураны твердят вновь и вновь: когда наступает день Господа Хари – наслаждаться пищей нельзя!
Примечание: В системе ведического образования считается, что многократное повторение предмета способствует его глубокому усвоению и, в конечном счете, запоминанию. Так как тема, касающаяся Экадаши очень важна, её необходимо тщательно изучать и усвоить во всей полноте. Следует помнить, что относительно дня Экадаши подробно говорит не только автор книги - Шрипада Мадхвачарья, священные тексты Пуран вновь и вновь воспевают его славу.

Вопрос: Да, Пураны постоянно говорят о важности Экадаши, но так как возможность исключений все же подразумевается (для детей и стариков), быть может, не обязательно поститься на Экадаши в течение всей жизни? Ответ следует далее.


177
двадаши на прамоктавйа йавад айух правартате
арчанийо хришикешо вишуддхенантаратмана

От соблюдения поста в Экадаши или Двадаши не следует отказываться до конца жизни! Так, с чистым сердцем нужно поклоняться Властелину чувств – Господу Хришикеше.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.