|
|||
От соблюдения поста в Экадаши или Двадаши не следует отказываться до конца жизни! Так, с чистым сердцем нужно поклоняться Властелину чувств – Господу Хришикеше. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Еще более (в миллионы раз!) славится пост, что соблюдён в Экадаши, несмотря на запреты и уговоры со стороны окружающих. Такой пост целиком уничтожает грехи, совершённые человеком с незапамятных времён. 144 Кроме того, от всех своих грехов освобождается тот, кто вдохновляет других на пост в день Экадаши. Поэтому ни для Господа Кешавы, ни для меня (Господа Шивы) нет ничего более дорого, чем Экадаши! 145 «Нарадия Пурана» (2.2.15) Если Экадаши не затронут Дашами, то, несомненно, в него нужно поститься, а затем на следующий день вовремя прервать пост до окончания двенадцатой лунной фазы (двадаши-титхи). Подобно тому как нужно быть всегда готовым к судьбоносному для души моменту смерти, точно также необходимо тщательно готовиться к своевременному выходу из поста в Двадаши! Вопрос: Во многих вышеизложенных цитатах слова писаний обращены непосредственно к брахманам. Означает ли это, что членам других сословий общества необязательно поститься на Экадаши? Ответ на это дается в следующем стихе. 146-147 Как при растущей, так и при убывающей Луне, Экадаши должны соблюдаться членами всех сословий и укладов жизни, будь то: брахмачари – неженатый ученик; грихастха – семейный человек; ванапрастха – пожилой мужчина, вставший на путь отречения; саннйаси – отрешённый человек; брахман – священнослужитель; кшатрий – царь; ваишйа – торговец; шудра – простой рабочий; замужняя женщина; незамужняя женщина; либо представитель иных слоев общества, включающих колесничих и собакоедов. Вопрос: А если кто-то не относит себя ни к одному из вышеперечисленных классов людей, разрешается ли ему отказаться от поста в Экадаши? 148 Если же кто-то настолько «порос мхом иллюзии», что ест в Экадаши (причем неважно, растет при этом Луна или убывает), то он, вне всякого сомнения, отправится в ад! Примечание: Кто-то может сказать – поститься два раза в месяц на Экадаши слишком трудно, поэтому я буду соблюдать пост лишь один раз, на Экадаши во время убывающей, либо наоборот, во время прибывающей Луны. Ведь это гораздо легче!? Ответ даётся в следующих стихах. 149 Грешник тот, кто, пребывая в невежестве, думает, что есть разница между Экадаши светлой и тёмной половины месяца. Ему не избежать ада! Вопрос: Но как обосновать равенство между двумя указанными видами Экадаши? 150 Корова источник благодати для человека и поэтому вне зависимости от того, белая она или чёрная, убивать её нельзя! Подобным же образом, запрещается нарушать пост в Экадаши, выпадающий как в светлую, так и в тёмную половину месяца. Вопрос: В некоторых Дхарма-шастрах (книгах, повествующих об укладе религии) рекомендуется не соблюдать пост в Экадаши при убывающей Луне. Как быть с этим? 151 В некоторых писаниях (Дхарма-шастрах) могут встречаться высказывания о том, что нужно избегать поста на Экадаши при убывающей Луне. В других же говорится о запрете на пост при сочетании Экадаши с неблагоприятными звёздами, такими как Бхарани. Но нет необходимости строго следовать всем этим рекомендациям, поскольку они даны для людей, озабоченных только мирским счастьем. Вопрос: На основании содержания рассматриваемого стиха можно сделать предположение, что те, кто жаждут материального счастья, могут не поститься на указанные выше дни Экадаши? Опровержение подобного заблуждения даётся в следующем стихе. 152 Общее правило таково: даже те, кто жаждут материального счастья, должны всегда поститься в Экадаши, искренне стремясь удовлетворить этим Господа Хари. Во время поста им нужно помнить о высшей цели жизни – освобождении, и следует избегать мыслей, связанных с исполнением плотских желаний. Примечание: в следующем стихе представлен общий вывод, касающийся темы, заявленной в пяти предыдущих стихах.
Таким образом, не важно, прибывает Луна во время Экадаши или убывает, взошла ли на небо Бхарани или какая-то другая звезда. Исключений не существует – пост нужно соблюдать всегда! Пост поможет человеку избежать ненужных проблем в жизни, а его целью должно стать удовлетворение Господа Хари. Таково средство достижения вечной духовной обители – Вишнулоки. Примечание: Для тех, кто считает, что достижение Вайкунтхи является слишком возвышенной целью, здесь сказано, что пост в Экадаши приносит освобождение, по крайней мере, от проблем, проистекающих от грехов, совершенных в течение настоящей жизни. Итак, в предыдущих стихах подробно описывалась слава соблюдения поста в «чистый» Экадаши, однако правила соблюдения поста в Двадаши пока ещё не были ясно обозначены. Поэтому в дальнейшем повествовании обсуждается именно эта тема.
Если на следующий после выхода из поста день всё ещё продолжается двадаши-титхи. Это означает, что время держания поста было выбрано неверно. В таком случае постящийся теряет плоды соблюдения сразу двенадцати постов! Данное правило вступает в действие, если в день после выхода из поста Двадаши продляется даже на одну гхатику (24 минуты) или даже на одну калу (24 секунды). Примечание: Важное правило, касающееся выхода из поста в «чистый» Экадаши, заключается в том, что пост необходимо прерывать в день, когда заканчивается Двадаши-титхи. Именно поэтому пост Экадаши иначе называют «двадаши-врата» – обет воздержания, оканчивающийся в Двадаши. Итак, пост можно совершать в чистый Экадаши, если двадаши-титхи заканчивается в течение следующего дня, в противном случае пост нужно перенести на Двадаши. Как уже упоминалось в тексте 125, при посте в Двадаши выход из поста осуществляется на тринадцатый лунный день, Траёдаши.
Если пост должно совершать в Двадаши, но человек пренебрёг им, это приравнивается к нарушению двенадцати двадаши-врат! Примечание: Кто-то может возразить. В любом случае, я не очень-то строго соблюдаю посты в Экадаши, поэтому потеря двенадцати постов для меня не так уж важна. Однако следующий стих более убедительно подчёркивает важность вышеуказанного правила.
Глупец тот, кто не соблюдает пост в Двадаши, совпадающий с днём восхода звезды Шравана. Такой человек потеряет благочестие, накопленное им в течение пяти лет! Примечание: В ведической астрологии, посвященной технике осуществления предсказаний, учитывается влияние 27 звезд зодиака, называемых накшатрами. Звезды располагаются по окружности небесной сферы, и каждая из них входит в состав одного из знаков зодиака. В частности, звезда Шравана принадлежит к созвездию Козерога (Макара). Эта звезда оказывает очень благотворное влияние, и само её название – Шравана, напоминает нам о важнейшем методе преданного служения – слушании (шраванам) ведических писаний. В действительности, накшатры расположены в зодиаке неподвижно, и под восхождением звезды подразумевается, что движущаяся по небесной сфере Луна, являясь своего рода инструментом отсчета времени, восходит на ночном небе рядом с указанной звездой. Ведическая история гласит, что все 27 накшатр приходятся женами богу Луны Чандре, и в течение полного лунного месяца Чандра по очереди встречается с каждой из них. Вопрос: В тексте 135 сказано, что при возникновении сомнений относительно вычисления постного дня, лучше соблюдать пост в Двадаши. Но в тексте 150 подчёркивается, что в Экадаши принимать пищу нельзя. Стало быть, два утверждения вступают в противоречие и исключают друг друга? 157 Постным днём является Экадаши, но если Экадаши становится «неполноценным», можно поститься в Двадаши. Не следует считать это нарушением, поскольку Господь Хари – Божество обоих дней. Поэтому пост в любой из них будет равно благотворным, при условии, что текущая астрологическая ситуация учтена правильно. 158 Если время параны (выхода из полноценного поста) ограниченно и нет возможности приготовить полноценную пищу, можно прервать пост, просто выпив воды, ибо согласно мнению мудрецов, питьё – это тоже еда и в то же время оно едой не считается. Поэтому прерывающий пост может сказать себе: «Сегодня я завершу мою экадаши-врату, просто испив воды». Относительно употребления в пищу злаков и бобовых – можно принять их позже в любое удобное время, и это не будет нарушением правила, касающегося процедуры выхода из поста. Примечание: Кто-то может подумать, что поститься на Экадаши само по себе тяжело, а разобраться в правилах соблюдения поста ещё труднее. Быть может, лучше избрать другой более простой метод очищения сердца, например, путешествие по святым местам или омовение в водах священных водоемов? Ответ сомневающемуся содержится в следующем стихе. 159 О царь! Экадаши – это день Господа Хари, и в отношении величия с ним не могут соперничать ни святые места, такие как Каши, Гая или Курукшетра, ни священные реки, такие как Ганга, Нармада или Годавари! (Примечание редакторов: Те святые места, что связаны с Голокой легко могут соперничать по силе с Экадаши. Непревзойдённая по милости Навадвипа вне всякого сравнения. Однако данное утверждение (т.е. 159) призвано особо акцентировать сознание на милости Экадаши. В Мадхва-сампрадае не распространяется наука о мадхурйа-бхаве и её таттве. Если бы таттва-вади знали о славе Вриндавана и Навадвипы, то тогда бы они приняли учение и практику Гаудия-сампрадаи, что автоматически дезориентировало их в отношении обретения индивидуальной сварупы. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», описывая 64 анги бхакти, ставит мадхура-васу – проживание в Матхуре – более эффективным средством позволяющим обрести прогресс в духовной жизни, чем Экадаши. В мадхурйа-бхакти главными могут быть одни анги, а в айшварйа-бхакти другие. Так устроено йога-майей, соответственно, это не значит, что учение Мадхвачарьи или Рупы Госвами ошибочно). Примечание: Кто-то может предположить, что благо от совершения жертвоприношений сопоставимо с благом, обретаемым в процессе соблюдения Экадаши. Ответ даётся в следующем стихе.
Тысячи жертвоприношений коня – ашвамедха, сотни императорских жертвоприношений – ваджапейа, взятые вместе, не идут ни в какое сравнение даже с одной шестнадцатой того блага, которое обретают постящиеся в Экадаши! Вопрос: В предыдущих стихах были представлены высказывания, со всей очевидностью демонстрирующие превосходство поста Экадаши над другими священными ритуалами. С чем это связано, и каково особое и неповторимое достоинство экадаши-враты? Ответ предлагается ниже.
О, лучший из царей, пост в Экадаши – это священный огонь, дотла сжигающий «дрова» грехов человека, накопленных им в течение ста рождений! Вопрос: Однако существует ли иной настолько же могущественный, но более лёгкий по сравнению с Экадаши, метод духовного очищения? Ответ следует далее.
«Следует общаться с садху, петь хари-наму, слушать «Бхагаватам», жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой. Эти пять видов бхакти лучшие из всех. Даже кратковременное соприкосновение с ними пробуждает в человеке любовь к Кришне» («Чайтанья-Чаритамрита», «Мадхья», глава 22, 128–129). Даже с точки зрения логики можно понять что эти пять анг бхакти обладают более милостивой природой. С ними можно соприкоснуться каждый день, особенно со святым именем Кришны, через маха-мантру, которая неотлична от Него Самого. А с Экадаши – только два раза в месяц. Цель 162 стиха – просто привлечь к Экадаши, так как пренебрежение этой вратой ведёт к падению в садхане. Иногда в шастрах во имя блага обусловленных джив кое-что может быть выражено особыми словами иногда даже с использованием преувеличения). Вопрос: Пост Экадаши освобождает человека от грехов, но будет ли очищение полным или же нет? Возможно, наиболее тяжкие грехи так и останутся за душой человека, ведь быстро избавиться от них, наверняка, очень трудно? Следующий стих рассеивает данное сомнение. 163 О царь, грехи останутся в теле рождённого на Земле человека лишь до тех пор, пока он не начнёт поститься в Экадаши – священный день Господа Падманабхи. Вопрос: Однако грехи различаются по степени тяжести и, соответственно, искупление за них может варьироваться. Неужели лишь один пост в Экадаши может очистить от всех грехов? В это трудно поверить! 164 Человек совершает грехи посредством одиннадцати чувств, однако пост на одиннадцатый лунный день (Экадаши) уничтожает все эти грехи. Вопрос: Если человек способен полностью удерживать чувства от соприкосновения с объектами их наслаждения, вполне вероятно, что посредством совершения такого аскетического подвига он освободится от множества прошлых грехов. Однако трудность заключается в том, что по своей природе чувства человека очень беспокойны и обычный человек едва ли способен контролировать их в полной мере. При малейшем ослаблении внимания чувства немедленно активизируются и отвлекают разум йога от объекта его духовного сосредоточения, подобно тому как ветер уносит прочь непривязанную крепко лодку. В таком случае, не обладая огромной силой сосредоточения, как можно возлагать большие надежды на очистительное воздействие Экадаши?
Вопрос: Кто-нибудь может возразить. Даже если невоздержанный человек окажется в состоянии искусственно удерживать свои внешние чувства от плотских наслаждений, он, несомненно, будет продолжать грешить на уровне ума. Есть ли в этом какой-то толк? По словам Господа Кришны, такое воздержание не более чем обман («Бхагавад-гита», 3.6). 166 Шри Вьясадева сказал: «Экадаши наступает дважды в месяц, на одиннадцатый день как возрастающей, так и убывающей Луны. Тот, кто ест в такой день, столь же греховен, как убийца брахмана или коровы, как вор или соблазнитель жены учителя!» Вопрос: В тексте 35 упоминалось, что грешник заслуживает искупление, прайашчитту, просто с преданностью памятуя о Господе Кришне. Нельзя ли тогда заменить экадаши-врату более лёгким методом очищения, памятованием о Боге? Ответ: Здесь перечислены лишь некоторые тяжкие грехи, и если человек неосознанно совершил какой-либо из них, молясь и памятуя о Господе, он может со временем надеяться искупить их, однако у грешника, сознательно пренебрегающего постом в Экадаши, нет никакой надежды на искупление. 167 Лучше испытывать вожделение к собственной матери, лучше есть плоть коровы, лучше пьянствовать и убивать, чем вкушать злаковую пищу и бобовые в день Экадаши! Примечание: Согласно священным писаниям вышеуказанные грехи всё же можно устранить с помощь метода памятования о Господе, но нарушение Экадаши вовсе не предполагается как возможное. Здесь Господь Вьясадева сопоставляет несоблюдение поста в Экадаши со страшными грехами, которые совершенно недопустимы. Таким образом, используя метод «от противного», Он всячески подчеркивает исключительную важность поста в Экадаши. Вопрос: В повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с множеством людей, которые не постятся в Экадаши. Некоторые из них наделены религиозностью и прочими достоинствами. Как же следует к ним относиться?
Вопрос: Как можно лишь за несоблюдение Экадаши считать нецивилизованными хороших и добрых людей своего социума? Разве это не преувеличение? Разве в подобном упущении заключены подлинные проблемы человечества?
Вопрос: Даже если пост в Экадаши приносит такую пользу, как можно ожидать, что его будут соблюдать все – и стар, и млад? Должны же существовать хоть какие-то ограничения в соответствии с возрастом постящихся?
Царь Ругмангада сказал: Любой, кто старше восьми лет от роду и моложе восьмидесяти, если он ест в Экадаши – день Господа Вишну, вне всякого сомнения, является грешником. Вопрос: Если исключение дано в отношении детей и стариков, быть может, оно действует и в отношении других? Например, как быть, если кто-либо из близких нарушает Экадаши. Допустимо ли это?
Неважно, делает это отец или сын, жена или близкий друг, за нарушение поста в Экадаши, день Падманабхи, нужно порицать со всей строгостью. Примечание: Неверно думать, что если чьи-то близкие нарушают Экадаши, и человек не способен повлиять на них, тогда ему можно не поститься самому. (Также следует заметить, что в этом стихе перечислены те, кого мужчина может порицать за нерадивость в посте. Однако сыну и жене следует быть очень осторожными в порицании мужа или отца, чтобы не совершить оскорблений). Вопрос: А как следует готовиться к Экадаши?
Дхарма-вибхушана сказал: О люди, вставайте в Экадаши рано утром! Перед его наступлением кушайте один раз в день, принимая лишь освященную пищу без соли и перца. Мужчины в ночь на Экадаши не должны спать с женами, им следует отказаться от удобных постелей и ложиться отдыхать на твёрдую поверхность (пол, землю и т.п.). А главное, в Экадаши все вы должны помнить Изначального, Верховного Господа – Пурушоттаму!
Соблюдайте пост, вкушая зерновую пищу лишь один раз в день перед Экадаши и один раз в день после него. Не следует в Экадаши совершать памятные обряды по усопшим предкам. В этот постный день предкам не подносится вода и пища. Вопрос: Как относиться к тем, кто иногда пропускает Экадаши, но соблюдает пост на Двадаши, не нарушая указанных выше правил?
Брахма сказал: «Тому, кто постится в священный Двадаши, не грозит встреча с Ямараджой, и они не отправятся страдать в аду». Вопрос: Важность поста в Экадаши очевидна, но нужно ли было говорить об этом так много и столько раз повторять одно и то же?
Вопрос: Да, Пураны постоянно говорят о важности Экадаши, но так как возможность исключений все же подразумевается (для детей и стариков), быть может, не обязательно поститься на Экадаши в течение всей жизни? Ответ следует далее.
От соблюдения поста в Экадаши или Двадаши не следует отказываться до конца жизни! Так, с чистым сердцем нужно поклоняться Властелину чувств – Господу Хришикеше.
|
|||
|