|
|||
Вопрос: Каково же правило вычисления времени начала «появления зари»? Ответ даётся в следующем стихе.«Время наступления Экадаши (одиннадцатой лунной фазы) варьируется в различные дни годового цикла. Если Экадаши начинается позже положенного срока (раннего утра), следует поститься не в настоящий день, а на следующий – двенадцатый день лунного календаря, в священный Двадаши». 120 «Если же кто-то постится на Экадаши, «испорченный» контактом с предыдущей десятой фазой луны (Дашами), такой человек собственноручно губит плоды своей религиозности. Его пост станет причиной гибели потомства и приведёт к утрате благополучия». Вопрос: Чем же плох Экадаши, затронутый Дашами? 121 «О ученый брахман, если Экадаши хоть немного затронут Дашами, его нужно отвергнуть, как отвергают воду Ганги, оскверненную лишь одной каплей вина». Примечание: Здесь может возникнуть следующее сомнение. Если большое количество воды осквернено лишь каплей вина, такое осквернение можно считать достаточно условным, и вполне вероятно, что при этом какая-то часть воды останется чистой. Для разрешения возникшей проблемы в следующем стихе приводится другое, более убедительное сравнение. 122. «Нарада Пурана» (2.2.37) Панча-гавйа – это смесь из пяти продуктов, предоставляемых коровой (молоко, йогурт, топленое масло, моча и навоз). Она считается священной, однако даже её следует считать осквернённой, если она налита в мешок, сделанный из кожи собаки. О, лучшие из брахманов! Подобным же образом, следует отвергнуть Экадаши, осквернённый десятой фазой Луны, Дашами. Это правило остаётся верным, как при растущей Луне, так и при убывающей. 123. «Нарада Пурана» (2.2.45) «О брахманы, поэтому ни в коем случае нельзя поститься на «испорченный» Экадаши. Такой пост разрушает плоды (мирского) благочестия. Соблюдать его всё равно, что доверить падшему брахману, женатому на девушке из касты неприкасаемых, совершение шраддхи, священной памятной церемонии по усопшим предкам». Вопрос: Если в день Экадаши приходится совершать какой-нибудь священный ритуал, например, шраддху – поминание усопших предков, тогда соблюдение поста может стать невозможным. Как быть в таком случае? Ответ: В данном стихе подразумевается, что все другие священные ритуалы должны быть отложены, если их правила входят в конфронтацию с правилами соблюдения поста в Экадаши. Вопрос: Но почему соблюдение Экадаши имеет большую важность, нежели другие священные ритуалы? Ответ даётся в следующем стихе. 124 тат сарвам вилайам йати тамах сурйодайе йатха «Повторение джапы, милостыня, подношения на жертвенный огонь, ритуальные омовения, поклонение Богу – все эти благие поступки остаются бесплодными, если пост соблюдён на «испорченный» Экадаши. Они становятся сродни ночной мгле, исчезающей с восходом Солнца». Примечание: Кто-то может возразить, что вместо того чтобы изнурять себя постом в день Экадаши, наверняка, важнее совершать какие-нибудь иные также приносящие духовное благо виды служения. В этом стихе, однако, утверждается: «Экадаши не просто имеет первостепенную значимость, но более того, без его соблюдения любая другая религиозная деятельность не принесёт ожидаемых плодов». 125 упошйа двадаши пунйа трайодашйам ту паранам «О брахман, если одиннадцатая фаза Луны наступает позднее положенного срока, следует поститься на следующий день, в священный Двадаши, и затем прервать пост на Трайодаши». Вопрос: А как вычислить день, пригодный для поста Экадаши? Примечание: В наше время существуют компьютерные программы, с помощью которых по координатам любой географической точки на Земле можно точно вычислить время соблюдения поста Экадаши. В дополнение ко всему имеются уже готовые ваишнавские календари с указанием всех праздников и постов по текущему лунному календарю. Информацию о времени наступления Экадаши можно легко найти на страницах Интернета. В прошлом люди не имели указанных выше технических средств, и поэтому знание о правилах вычисления Экадаши оставалось актуальным для всех без исключения. Однако любому преданному Кришны для того, чтобы глубже осознать смысл и назначение поста, пусть в общих чертах, но будет полезно узнать науку о вычислении времени Экадаши. 126 сампурна ити виджнейа хари-васара-варджитах За исключением дня Господа Хари (Экадаши), все другие дни лунного календаря с первого по последний считаются сампурна – «полноценными», только в том случае, если их титхи (соответствующая фаза Луны) наступает утром, не позже восхода Солнца. Для того чтобы правильно вычислить день «полноценного» Экадаши, в ведической астрологии существует дополнительное правило, сформулированное в следующих стихах. Примечание: Титхи – это фазы роста и убывания Луны в лунном календаре. Они не совпадают с фактическим наступлением дня, определяемым по восходу Солнца. В этом смысле лунный календарь представляется несколько неудобным. Тем не менее, в ведической астрологии, посвященной предсказаниям, предпочтение в отношении летоисчисления отдано именно лунному календарю. Почему? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно усвоить несколько аксиом, касающихся течения вселенского времени. Так, мы знаем, что в жизни человека различные благоприятные или неблагоприятные ситуации случаются как раз под влиянием времени, движущегося для нас абсолютно неуловимо. Жизнь человека протекает во времени, и потому он совсем не замечает его динамики. В «Шримад-Бхагаватам» приводится следующий пример: несомые ветром по небу облака движутся вместе с потоками воздуха, и потому ветер для них совсем не ощутим, хотя и переносит их с огромной скоростью сквозь небесное пространство. В ведических писаниях, посвященных астрологии, говорится, что время движется циклически, и человек, становясь свидетелем круговорота времени, наблюдает неизменную регулярность в смене дней и ночей, а также чередовании сезонов года. В астрологии существует понятие о так называемом «Кала-пуруше» – незримой форме Господа, воплощающей собой весь цикл вселенского времени. Хотя время само по себе течёт незаметно, все же о его изменениях можно судить по движению планет, перемещающихся по небесной сфере со скоростью, исчисляемой в определенных единицах. Для расчета параметров и характеристик Кала-пуруши («олицетворения цикла времени») астрологи замеряют быстроту прохождения планет по их орбитам либо скорость вращения планет вокруг собственной оси. Помимо скорости течения времени астрология рассматривает сам характер времени. Его фиксируют, наблюдая, какое влияние на жизнь человека оказывают планеты при прохождении по различным зодиакальным созвездиям. Как в западной, так и в ведической астрологии насчитывается двенадцать знаков зодиака, расположенных внутри небесной сферы. Созвездия, идентичные с астрологическими домами в зодиаке, относительно неподвижны, и их условно считают двенадцатью частями тела Кала-пуруши, олицетворения вселенского цикла времени. Итак, становится очевидным, что в своей жизни человек испытывает влияние не столько планет или домов гороскопа, сколько зависимость от воли Верховного Господа, проявленной в форме особого Божества времени, Кала-пуруши. Сначала движущееся по вечному циклу время приобретает на каждом участке своего протекания выраженный в конкретных качествах характер, и лишь затем данный астрологический характер вычисляется по определенной комбинации планет и домов гороскопа. Несколько слов необходимо сказать и относительно Луны. Особенность её движения такова, что она проходит всю небесную сферу из двенадцати знаков зодиака всего за один месяц, тогда как Солнцу требуется целый месяц, чтобы пройти только один из знаков. Благодаря такой динамике своего движения Луна очень быстро проходит по всем звездным домам, воплощающим тело Божества времени Кала-пуруши. Отсюда следует, что по смене месторасположения Луны в гороскопе намного легче вынести суждение о характере движения вселенского времени в целом. Именно в силу этой причины в ведической астрологии отдается предпочтение принципу летоисчисления по лунному календарю, нежели по солнечному. К тому же, Луна ежедневно меняет фазы своего роста и убывания, что позволяет делать калибрированный отсчёт её влияния на повседневную жизнь человека. Вопрос: А если Экадаши пересекается с предыдущей лунной фазой только на рассвете, как быть в таком случае? Ответ даётся в следующем стихе. 127. «Падма Пурана» (4.15.32) папа-мулам тада джнейам экадаши-упавасинам Если же в момент «появления зари» (арунодайа) все ещё продолжается дашами-титхи, предыдущая десятая фаза Луны, то следует знать, что пост в этот день будет корнем всевозможного греха для тех, кто вздумает его соблюдать, пусть даже по неведению. Вопрос: Пост в Экадаши, затронутый Дашами, порождает грех, но не перекроет ли этот грех благодатное влияние самого дня Экадаши? Ответ приводится ниже. 128 на татраикадашй карйа дхарма-камартха-нашини Если Дашами присутствует при «появлении зари» – Арунодая, в этот день ни в коем случае нельзя соблюдать Экадаши. Пост, совершенный в подобный день по незнанию, разрушит плоды следования религии, дхарме. Кроме того, такой пост не только лишит человека камы – возможности наслаждаться жизнью посредством не только исполнения желаний, но и благополучия (артхи). Вопрос: Каково же правило вычисления времени начала «появления зари»? Ответ даётся в следующем стихе.
130
Вопрос: Если Экадаши не является «полноценным», как его называют?
|
|||
|