Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос: Каково же правило вычисления времени начала «появления зари»? Ответ даётся в следующем стихе.



«Время наступления Экадаши (одиннадцатой лунной фазы) варьируется в различные дни годового цикла. Если Экадаши начинается позже положенного срока (раннего утра), следует поститься не в настоящий день, а на следующий – двенадцатый день лунного календаря, в священный Двадаши».

120
пурва-виддхам пракурвано наро дхарман никринтати
сантатес ту винашайа сампадо харанайа ча

«Если же кто-то постится на Экадаши, «испорченный» контактом с предыдущей десятой фазой луны (Дашами), такой человек собственноручно губит плоды своей религиозности. Его пост станет причиной гибели потомства и приведёт к утрате благополучия».
Примечание: В этом стихе дано очень серьезное предостережение, касающееся важности выбора правильного дня соблюдения поста.

Вопрос: Чем же плох Экадаши, затронутый Дашами?
Ответ даётся в следующем стихе:

121
калав эдхе ту випрендра дашамйаикадашй йади
сурайа биндуна сприштам гангамбха ива сантйаджет

«О ученый брахман, если Экадаши хоть немного затронут Дашами, его нужно отвергнуть, как отвергают воду Ганги, оскверненную лишь одной каплей вина». Примечание: Здесь может возникнуть следующее сомнение. Если большое количество воды осквернено лишь каплей вина, такое осквернение можно считать достаточно условным, и вполне вероятно, что при этом какая-то часть воды останется чистой. Для разрешения возникшей проблемы в следующем стихе приводится другое, более убедительное сравнение.

122. «Нарада Пурана» (2.2.37)
швадритау панча-гавйам ча дашамйа душитам тйаджет
экадашим двиджа-шрештхах пакшайор убхайор апи

Панча-гавйа – это смесь из пяти продуктов, предоставляемых коровой (молоко, йогурт, топленое масло, моча и навоз). Она считается священной, однако даже её следует считать осквернённой, если она налита в мешок, сделанный из кожи собаки. О, лучшие из брахманов! Подобным же образом, следует отвергнуть Экадаши, осквернённый десятой фазой Луны, Дашами. Это правило остаётся верным, как при растущей Луне, так и при убывающей.

123. «Нарада Пурана» (2.2.45)
тасмад випра на виддха хи картавйаикадаши квачит
виддха ханти пура-пунйам шраддхам ча вришали-патих

«О брахманы, поэтому ни в коем случае нельзя поститься на «испорченный» Экадаши. Такой пост разрушает плоды (мирского) благочестия. Соблюдать его всё равно, что доверить падшему брахману, женатому на девушке из касты неприкасаемых, совершение шраддхи, священной памятной церемонии по усопшим предкам». Вопрос: Если в день Экадаши приходится совершать какой-нибудь священный ритуал, например, шраддху – поминание усопших предков, тогда соблюдение поста может стать невозможным. Как быть в таком случае? Ответ: В данном стихе подразумевается, что все другие священные ритуалы должны быть отложены, если их правила входят в конфронтацию с правилами соблюдения поста в Экадаши. Вопрос: Но почему соблюдение Экадаши имеет большую важность, нежели другие священные ритуалы? Ответ даётся в следующем стихе.

124
джаптам даттам хутам снатам татха пуджа крита харех

тат сарвам вилайам йати тамах сурйодайе йатха

«Повторение джапы, милостыня, подношения на жертвенный огонь, ритуальные омовения, поклонение Богу – все эти благие поступки остаются бесплодными, если пост соблюдён на «испорченный» Экадаши. Они становятся сродни ночной мгле, исчезающей с восходом Солнца». Примечание: Кто-то может возразить, что вместо того чтобы изнурять себя постом в день Экадаши, наверняка, важнее совершать какие-нибудь иные также приносящие духовное благо виды служения. В этом стихе, однако, утверждается: «Экадаши не просто имеет первостепенную значимость, но более того, без его соблюдения любая другая религиозная деятельность не принесёт ожидаемых плодов».

125
экадашйа йада брахман дина-кшайа-титхир бхавет

упошйа двадаши пунйа трайодашйам ту паранам

«О брахман, если одиннадцатая фаза Луны наступает позднее положенного срока, следует поститься на следующий день, в священный Двадаши, и затем прервать пост на Трайодаши». Вопрос: А как вычислить день, пригодный для поста Экадаши? Примечание: В наше время существуют компьютерные программы, с помощью которых по координатам любой географической точки на Земле можно точно вычислить время соблюдения поста Экадаши. В дополнение ко всему имеются уже готовые ваишнавские календари с указанием всех праздников и постов по текущему лунному календарю. Информацию о времени наступления Экадаши можно легко найти на страницах Интернета. В прошлом люди не имели указанных выше технических средств, и поэтому знание о правилах вычисления Экадаши оставалось актуальным для всех без исключения. Однако любому преданному Кришны для того, чтобы глубже осознать смысл и назначение поста, пусть в общих чертах, но будет полезно узнать науку о вычислении времени Экадаши.

126
пратипат-прабхритайах сарва удайад удайад равех

сампурна ити виджнейа хари-васара-варджитах

За исключением дня Господа Хари (Экадаши), все другие дни лунного календаря с первого по последний считаются сампурна – «полноценными», только в том случае, если их титхи (соответствующая фаза Луны) наступает утром, не позже восхода Солнца. Для того чтобы правильно вычислить день «полноценного» Экадаши, в ведической астрологии существует дополнительное правило, сформулированное в следующих стихах. Примечание: Титхи – это фазы роста и убывания Луны в лунном календаре. Они не совпадают с фактическим наступлением дня, определяемым по восходу Солнца. В этом смысле лунный календарь представляется несколько неудобным. Тем не менее, в ведической астрологии, посвященной предсказаниям, предпочтение в отношении летоисчисления отдано именно лунному календарю. Почему? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно усвоить несколько аксиом, касающихся течения вселенского времени. Так, мы знаем, что в жизни человека различные благоприятные или неблагоприятные ситуации случаются как раз под влиянием времени, движущегося для нас абсолютно неуловимо. Жизнь человека протекает во времени, и потому он совсем не замечает его динамики. В «Шримад-Бхагаватам» приводится следующий пример: несомые ветром по небу облака движутся вместе с потоками воздуха, и потому ветер для них совсем не ощутим, хотя и переносит их с огромной скоростью сквозь небесное пространство. В ведических писаниях, посвященных астрологии, говорится, что время движется циклически, и человек, становясь свидетелем круговорота времени, наблюдает неизменную регулярность в смене дней и ночей, а также чередовании сезонов года. В астрологии существует понятие о так называемом «Кала-пуруше» – незримой форме Господа, воплощающей собой весь цикл вселенского времени. Хотя время само по себе течёт незаметно, все же о его изменениях можно судить по движению планет, перемещающихся по небесной сфере со скоростью, исчисляемой в определенных единицах. Для расчета параметров и характеристик Кала-пуруши («олицетворения цикла времени») астрологи замеряют быстроту прохождения планет по их орбитам либо скорость вращения планет вокруг собственной оси. Помимо скорости течения времени астрология рассматривает сам характер времени. Его фиксируют, наблюдая, какое влияние на жизнь человека оказывают планеты при прохождении по различным зодиакальным созвездиям. Как в западной, так и в ведической астрологии насчитывается двенадцать знаков зодиака, расположенных внутри небесной сферы. Созвездия, идентичные с астрологическими домами в зодиаке, относительно неподвижны, и их условно считают двенадцатью частями тела Кала-пуруши, олицетворения вселенского цикла времени. Итак, становится очевидным, что в своей жизни человек испытывает влияние не столько планет или домов гороскопа, сколько зависимость от воли Верховного Господа, проявленной в форме особого Божества времени, Кала-пуруши. Сначала движущееся по вечному циклу время приобретает на каждом участке своего протекания выраженный в конкретных качествах характер, и лишь затем данный астрологический характер вычисляется по определенной комбинации планет и домов гороскопа. Несколько слов необходимо сказать и относительно Луны. Особенность её движения такова, что она проходит всю небесную сферу из двенадцати знаков зодиака всего за один месяц, тогда как Солнцу требуется целый месяц, чтобы пройти только один из знаков. Благодаря такой динамике своего движения Луна очень быстро проходит по всем звездным домам, воплощающим тело Божества времени Кала-пуруши. Отсюда следует, что по смене месторасположения Луны в гороскопе намного легче вынести суждение о характере движения вселенского времени в целом. Именно в силу этой причины в ведической астрологии отдается предпочтение принципу летоисчисления по лунному календарю, нежели по солнечному. К тому же, Луна ежедневно меняет фазы своего роста и убывания, что позволяет делать калибрированный отсчёт её влияния на повседневную жизнь человека. Вопрос: А если Экадаши пересекается с предыдущей лунной фазой только на рассвете, как быть в таком случае? Ответ даётся в следующем стихе.

127. «Падма Пурана» (4.15.32)
арунодайа-кале ту дашами йади дришйате

папа-мулам тада джнейам экадаши-упавасинам

Если же в момент «появления зари» (арунодайа) все ещё продолжается дашами-титхи, предыдущая десятая фаза Луны, то следует знать, что пост в этот день будет корнем всевозможного греха для тех, кто вздумает его соблюдать, пусть даже по неведению. Вопрос: Пост в Экадаши, затронутый Дашами, порождает грех, но не перекроет ли этот грех благодатное влияние самого дня Экадаши? Ответ приводится ниже.

128
арунодайа-кале ту дашамй йади дришйате

на татраикадашй карйа дхарма-камартха-нашини

Если Дашами присутствует при «появлении зари» – Арунодая, в этот день ни в коем случае нельзя соблюдать Экадаши. Пост, совершенный в подобный день по незнанию, разрушит плоды следования религии, дхарме. Кроме того, такой пост не только лишит человека камы – возможности наслаждаться жизнью посредством не только исполнения желаний, но и благополучия (артхи).

Вопрос: Каково же правило вычисления времени начала «появления зари»? Ответ даётся в следующем стихе.


129
чатасро гхатиках пратар арунодайа учйате
йатйнам снана-кало 'йам гангабхах садришам смритах

130
удайад праг йада випра мухурта-двайа-самйута
сампурнаикадаши нама татраивопавасед грихи


Утреннее время за четыре гхатики (1 гхатика = 24 мин; 4 гхатики = 96 мин) до восхода Солнца называется «Арунодая» – «появление зари». Это период, когда людям, посвятившим себя духовной жизни (в особенности живущим в отречении саннйаси), положено пробуждаться и совершать полное омовение, поскольку в это время оно равноценно омовению в священных водах Ганги. Две гхатики, взятые вместе, составляют одну мухурту.
Правило: Таким образом, день Экадаши может быть признан «полноценным» – сампурна, лишь в том случае, если его титхи наступает не менее чем за две мухурты (96 мин) до восхода Солнца.
Примечание: Из приведённых выше объяснений становится понятно, что наступление Экадаши – это, по сути, приход определенного благоприятного времени, которое вычисляется посредством учёта движения Солнца и Луны с точки зрения земного наблюдателя.
В разных районах Земли время восхода Солнца может сильно разниться. Например, за полярным кругом день длится в течение полугода и столько же ночь, поэтому представленное здесь правило для вычисления Экадаши по восходу Солнца может оказаться не действенным в таких условиях. Тем не менее, из приведённой выше истории о возникновении Экадаши становится понятным, что даже жители ада, куда, как мы знаем из писаний, свет Солнца вовсе не проникает, способны воспользоваться очищающей силой Экадаши. Поэтому можно сделать вывод, что метод служения Господу посредством поста в Экадаши должен быть доступен для всех жителей Земли. Просто для этого наступление времени Экадаши нужно определять в соответствии с местными координатами и времяисчислением.
На территории Индии время восхода и захода Солнца в течение всего года смещается весьма незначительно. Таким образом, это является благоприятным фактором для поддержания регулярности следования духовной практике и священным ритуалам.
Помимо самого времени Экадаши, существует другой не менее важный фактор, который может усиливать эффект от совершаемого поста в Экадаши. Данным фактором является место расположения постящегося человека на планете. К примеру, если пост соблюдается в святом месте или в храме Господа, то благотворный эффект может усиливаться в сотни раз.
К святым местам, в первую очередь, относятся места, находящиеся на территории Индии и непосредственно связанные с играми Господа на Земле. Согласно замыслу Творца земля Индии изначально наделена особыми божественными благословениями. По этому поводу в «Вишну Пуране» сказано:


уттарам йат-самудрасйа химадреш чаива дакшинам
варшам тад бхаратам нама бхарати йатра сантатих
нава-йоджана-сахасро вистаро 'сйа махамуне
карма-бхумир ийам сваргам апаваргам ча гаччхатам


«О великий мудрец! Священной землей Бхарата-варшей называется территория, расположенная севернее Индийского океана и южнее Гималайских гор, её протяженность – девять тысяч йоджан (около 3300000 квадратных километров, что примерно соответствует площади современной Индии, которая равняется 3287300 квадратным километрам). На этой земле обитают прямые потомки ведической цивилизации.
Эта земля является карма-бхуми – благоприятным местом для совершения священных ритуалов. Тем, кто практикуют религиозные деяния на территории Бхарата-варши, быстро открывается путь для достижения сварги (рая) или же более высокая стезя – путь в вечную обитель Господа».
В отношении того, что касается исполнения чисто духовной деятельности – практики бхакти, включающей в себя повторение святых имён Кришны, посты в Экадаши и прочие методы, необходимо сказать, что такая деятельность полностью трансцендентна и потому может совершаться в любом месте, вне зависимости от степени благоприятности внешних условий.

Вопрос: Если Экадаши не является «полноценным», как его называют?


131
удайат прак три-гхатика-вйапинй экадаши йади
санкирнаикадаши нама варджйа дхармартха-канкшибхих



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.