|
|||
Если Экадаши начинается за три гхатики до восхода Солнца, такой Экадаши называется санкирна – «испорченным». Те, кто хотят сохранить плоды своей религиозной жизни, дхармы, и достигнуть процветания, артхи, должны избегать поста в этот день.. Ради блага сынЕсли Экадаши начинается за три гхатики до восхода Солнца, такой Экадаши называется санкирна – «испорченным». Те, кто хотят сохранить плоды своей религиозной жизни, дхармы, и достигнуть процветания, артхи, должны избегать поста в этот день.
Ради блага сыновей и процветания семьи (либо государства) в такой ситуации лучше поститься в Двадаши, а затем прервать пост на Трайодаши. Подобный поступок принесёт благочестие, обретаемое благодаря совершению сотни ведических жертвоприношений!
Если же экадаши-титхи наступает за две гхатики до восхода Солнца, Экадаши называется сандигдха – «нечистым», или «смешанным». Семейный человек не должен соблюдать пост в этот день. Вопрос: Кто-то может возразить, что все вышеперечисленные астрологические правила вычисления времени поста слишком сложны. Поэтому не проще ли будет их полностью игнорировать, и всегда соблюдать пост на одиннадцатый лунный день, не задаваясь при этом никакими излишними вопросами о характере текущего времени? В таком случае не нужно будет ломать голову, каждый раз размышляя, пересечётся ли Экадаши сегодня с Дашами на несколько минут или нет? В следующем стихе объясняется, насколько тяжелые последствия может принести неправильно выбранный день поста.
Известно, что Гандхари, жена царя Дхритараштры, постилась в день Экадаши, затронутый предыдущей лунной фазой Дашами, и, как следствие, все её сто сыновей погибли в битве на Курукшетре. Вопрос: А как быть, если возникают противоречивые мнения относительно времени наступления Экадаши?
Если при вычислении Экадаши возникла спорная ситуация и в отношении её писания по астрологии противоречат друг другу, тогда наиболее адекватным решением будет следующее. Необходимо перенести соблюдение поста на дарующий благочестие Двадаши. Это правило равнодейственно как при растущей Луне, так и при убывающей. Вопрос: Если приходится идти на компромисс и переносить пост на Двадаши, то в таком случае насколько можно быть уверенным, что плоды его соблюдения будут столь же благоприятными? Ответ о благотворности Двадаши даётся в следующем стихе.
В писаниях рекомендованы посты на дни солнечных и лунных затмений, а так же на вйатипат – некоторые из новолуний. Однако если совершать их тысячами или даже сотнями тысяч, благо от их соблюдения не идет ни в какое сравнение даже с одной шестнадцатой частью того блага, что обретается посредством соблюдения поста в Двадаши! Вопрос: Не каждый Экадаши пригоден для поста, но есть ли какие-то ограничения в отношении поста в Двадаши? Ответ следует далее.
Следует помнить, что пост в день, затрагиваемый Дашами, – это яд и, напротив, пост на «чистый» Экадаши – это нектар бессмертия (амрита). Поэтому вполне естественно, что нужно отказаться от яда и принять нектар! Двадаши также может пересекаться с предыдущей или последующей лунной фазой титхи, однако это не так страшно. Если Экадаши «чистый», то нужно поститься на него. Но если Экадаши испорчен, то Двадаши, несомненно, остаётся чистым, и поэтому пост следует совершать с его наступлением. Вопрос: Неправильно соблюденные посты влекут за собой дурные последствия в этой жизни, как было указано в примере с Гандхари, однако не принесут ли они хорошие плоды постящемуся человеку в его следующем рождении? Ответ следует ниже.
Глупец тот, кто соблюдает пост на «неполноценный» Экадаши и затем выходит из поста в Двадаши. Ему грозит преисподняя, хотя он и постится ради Господа Хари. Вопрос: В некоторых Дхарма-шастрах, писаниях об укладе религии, содержатся советы о посте в «неполноценный» Экадаши. Как быть с этим?
В Дхарма-шастрах можно найти рекомендации о посте в «неполноценный» Экадаши, однако такой пост вовсе не радует Верховного Господа, поскольку «испорченный» Экадаши нельзя считать любимым днём Господа. В действительности такой пост предназначен для поклонения более низкого уровня, его цель – удовлетворение небесного казначея Куверы, предпринимаемое ради обретения материальных благ. Вопрос: Но помимо Дхарма-шастр о посте на «неполноценный» Экадаши говорится также и в некоторых Пуранах, священных писаниях ведического канона. Как разрешить это противоречие?
Тому предлагается следующее объяснение: Господь Хари есть Джанардана – вершитель судеб человечества, и в облике Вьясадевы Он включил подобные ложные рекомендации в некоторые разделы Пуран по просьбе Мохини, жены царя Ругмангады. Сделано это было специально, дабы ввести в заблуждение демонов. Примечание: Здесь может возникнуть сомнение. Господь Вьясадева составил священные писания ради просвещения живых существ, зачем же Ему понадобилось включать в Пураны повергающие в иллюзию высказывания? На это можно ответить, что однажды даже Сам Господь принял облик очаровательной женщины Мохини с целью погрузить в иллюзию тех, кто действительно заслуживал подобной участи (т.е. демонов). Поэтому вовсе не удивительно, что иногда Он принимает меры по насаждению заблуждения в кругах грубых материалистов, ведь Господь весьма искусен в этом. В эпоху торжества ведической культуры жил знаменитый царь по имени Ругмангада, прославившийся за свою твёрдую решимость в соблюдении Экадаши. С древнейших времён его считают великим авторитетом в понимании значимости Экадаши, и потому в 170–171 текстах книги, Мадхвачарья представил наставления Ругмангады о правилах этого поста. Царевна Мохини, упоминаемая в обсуждаемом стихе, была послана полубогами для испытания решимости Ругмангады, о чём и повествует следующая история. Испытание царя Ругмангады
|
|||
|