Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос: Зачем же Вьясадева представил демонам ложное понимание о дне поста Экадаши?



Ругмангада был рождён в династии царей, идущей от бога Солнца, и приходился правнуком знаменитому правителю Бхагиратхе. Его жена по имени Сандхьявали прославилась как пати-врата – женщина, наделённая образцовой преданностью мужу, а его верного сына звали Дхармангадой. Ругмангада обладал всеми лучшими качествами святого царя, и как отец, с любовью заботился о благе своих подданных. Он хорошо знал заветы священных Вед и был наделён просветлённым разумом. Однажды святой мудрец Нарада пришёл во дворец Ругмангады. Царь с поклонами предложил Нараде почётное место, а также различные предметы поклонения. Тогда Нарада спросил Ругмангаду: «О, царь, расскажи мне, как проходит твоя жизнь?» На что Ругмангада смиренно ответил: «Я полностью удовлетворён всем тем, что дал мне Господь. Однако, о святой Нарада, пожалуйста, пролей милость и объясни мне лучший метод, с помощью которого я смог бы благополучно пересечь труднопреодолимый океан материального бытия. Я владею несметными богатствами и в состоянии наслаждаться различными способами, но всё это преходяще. Поэтому я хотел бы достичь наивысшего блага – освободиться из круговорота рождений и смертей и, наконец, заслужить милостивый взгляд Верховного Господа. Существует ли какой-нибудь аскетический подвиг, способствующий достижению этой высшей цели человеческой жизни?» Нарада ответил: «О царь, ты задал очень мудрый вопрос, и ответ на него представляет собой поистине сокровенное знание! К тому же у меня нет никаких сомнений в том, что ты действительно достоин того, чтобы услышать, как я отвечу на него. Я поведаю тебе об одном великом обете (врате), который удовлетворяет Господа Хари больше всего. Для того чтобы исполнить этот обет, не нужно ни богатств, ни физических усилий. Он не потребует ни дорогостоящих ингредиентов, ни жертвенных даров в форме денег или пищи. Этот обет называется экадаши-вратой. Всё, что для него нужно – в течение лишь одного дня полностью занять в служении Господу все одиннадцать чувств, пять из которых приобретают знание, пять осуществляют разнообразную деятельность и, наконец, последний, ум, координирует их совместные усилия. Таким образом, в день Экадаши нужно полностью предаться Господу, и помимо этого нет никакой необходимости предпринимать что-либо ещё. О Ругмангада! Я расскажу тебе о том, как возник Экадаши. В древние времена, когда полубоги и демоны пахтали молочный океан, ради обретения нектара бессмертия, первым днём пахтанья стал Экадаши. Они трудились весь день не покладая рук и как следствие, постились. На следующий день богиня процветания Шри Лакшми появилась из океанского лона, и её появление было увенчано всеблагим знаком – милостивым взглядом Господа Нараяны. Так возникла традиция поста на одиннадцатый лунный день. Однако смысл этой аскезы кроется отнюдь не в соблюдении пустоты желудка, ведь в действительности упаваса или пост – это стремление оказаться как можно ближе к Господу посредством практики преданного служения». Затем Ругмангада спросил: «А когда наступает Экадаши, и как его нужно соблюдать?» Нарада ответил: «На десятый лунный день (Дашами) человеку предписывается есть один раз в сутки и воздерживаться от избыточных наслаждений чувств. Экадаши наступает на следующий день, в течение которого постящийся должен старательно поклоняться божеству Господа, предлагая цветы, плоды, воду и листья Туласи, с преданностью вознося при этом искренние молитвы. Необходимо полностью воздерживаться от еды и выпивать лишь немного чаранамриты, освященной воды, стекающей со стоп Господа. Нужно весь день хранить себя в духе преданности, а ночью не спать, повторяя святые имена Господа в обществе ваишнавов. С наступлением следующего дня Двадаши следует прежде всего накормить святых садху и только затем самому своевременно прервать пост. О благонравный царь, не только ты, но и все твои подданные должны соблюдать этот священный обет!» По совету Нарады Ругмангада вместе со своими подданными начал соблюдать экадаши-врату. В результате все жители царства быстро научились контролировать чувства и пробудили в себе духовный разум, с помощью которого человек может достичь конечного совершенства жизни, любви к Богу. Как-то раз Ругмангада отправился в соседний лес на охоту, дабы оградить жителей окрестных селений от нападений обитавших там хищных зверей. Когда он возвращался назад, полубоги, получившие на то дозволение Господа, привели в действие хитроумный план, с целью испытания твердости обетов Ругмангады. Навстречу ему была послана девушка небесной красоты по имени Мохини – «ввергающая в иллюзию». И хотя обычно Ругмангада взирал на любую постороннюю женщину с почтением, которого могла заслуживать его собственная мать, однако в этот раз он был совершенно околдован чарами и красотой Мохини и почувствовал неудержимое влечение к ней. Не в силах совладать с нахлынувшими эмоциями, Ругмангада приблизился к Мохини и произнёс: «Я царь и у меня может быть несколько жен, согласна ли ты стать моей второй женой?» На что Мохини ответила: «Хорошо, но в таком случае тебе придётся выполнять всё то, о чем я тебя попрошу...» Ругмангада пламенно воскликнул: «Несомненно! Я обещаю исполнять всё, о чём бы ты ни попросила! Я сделаю для твоего удовлетворения всё, а если окажусь неспособным выполнить этот обет, отсеку голову моёму собственному сыну Дхармангаде и преподнесу её тебе в дар!» Сказав эти слова, царь вдруг осекся и в смятении подумал: «О Боже, что я делаю, что за бред я несу? Как мне теперь оправдаться пред моей добродетельной супругой!!!?» Тем временем Сандхьявали узнала о случившемся и чуть позже сказала мужу: «О, мой господин, то, что приключилось с тобой, есть даиви-санкалпа – божественное провидение. Судьбу не изменить, поэтому я принимаю эту девушку в дом как собственную сестру. Обещаю, что я никогда не стану видеть в ней соперницу и не причиню ей никаких страданий. Будь, что будет, твоё счастье – моё счастье. В конце концов, главный долг пати-враты, верной супруги, – понимать желания любимого мужа и способствовать их удовлетворению». Тогда смущенный Ругмангада сказал: «Волею судьбы я попал в опасную ситуацию, молю тебя, пожалуйста, оказывай мне поддержку, что бы ни случилось!» Прошли месяцы и годы... И вот однажды наступил любимый день Господа Хари – шайана-экадаши, приходящийся на первый месяц сезона дождей или Чатурмасьи. Чтобы как следует подготовиться к посту, на день Дашами царь принял пищу только один раз. С наступлением же Экадаши Ругмангада позвал жену и сына и, совершив омовение, стал вместе с ними поклоняться Господу. Предлагая листья Туласи стопам Господа, Ругмангада с великой преданностью пел: «О дорогой Господь, какую воду я могу предложить Тебе, если Ты являешься источником священной Ганги!!!? Я с любовью подношу Тебе это молоко, но нужно ли оно Тому, кто возлежит в молочном океане? Я предлагаю Тебе цветок, хотя гигантский лотос, являющийся источником целой вселенной, произрастает прямо из Твоего пупка! Какое богатство я могу преподнести Тебе, если богиня всех богатств Шри Лакшми пребывает у Тебя на груди? Я застилаю Тебе постель, но какая постель подойдёт для Того, кто возлежит на удивительной постели – божественном теле змея Шеши? Я предлагаю Тебе опахало, хотя исполинскими крыльями Тебя обмахивает самый величайший из орлов – Гаруда! Какой светильник я могу Тебе поднести, если Ты являешься источником изначального духовного света брахмаджйоти! Единственное, чем я надеюсь удовлетворить Тебя - это хари-нама-санкиртаной. Однако мне известно, что святой мудрец Нарада непрерывно воспевает Твою славу под аккомпанемент своей вины, так как же я смогу привлечь Твоё внимание своим несовершенным пением!!!?» Вслед за мужем молилась и Сандхьявали: «О мой дорогой Господь, как мне избавиться от невежества? Какое подношение я способна совершить для Тебя? Я предлагаю Тебе лампаду на топленом масле гхи, так пусть же моя преданность к Тебе будет гореть подобно этой лампадке, и пускай она будет сравнима с топленным коровьим маслом, являющимся символом чистой и бескорыстной любви! В гигантской вселенной, брахманде, Земля – Твоя асана, трон; небо – Твоя мандапа, шатёр; Солнце и Луна – это Твои лучезарные светильники; звёзды на небе – жемчужное ожерелье на Твоей шее; все деревья – Твои опахала; а все плоды – это подношение Тебе! Мое тело из плоти, пинанда, соткано по подобию Твоего вселенского тела, и потому оно также является Твоим храмом. Мой ум – это место, где Ты восседаешь; поток моих слёз – омовение Тебя, абхишека; блеск моих глаз – светильники, что подносятся Тебе; мои руки – это Твои опахала; мои пальцы – маленькие любимые Тобой бананы, кадеты; моя голова – это жертвенный кокос, предназначенный Тебе; мой язык – Тебя прославляет; моё горло – звучащая для Тебя морская раковина; пять моих чувств – это пять предметов, подносимых Тебе во время храмовой службы; и моё ложное эго – это наиведйа, пища, которую я умоляю Тебя вкусить! Так я поклоняюсь Тебе всем, что у меня есть...» В это время подошла очаровательная Мохини, наблюдавшая со стороны до этого момента. Она подумала: «Господь Шри Хари специально послал меня сюда, и сейчас я устрою последнее испытание для Ругмангады». она подошла к царю, но тот не смотрел на неё, поглощенный прославлением Господа. Тогда Мохини рассерженно пнула поднос с предметами поклонения и гневно крикнула: «Что же это такое, я стою пред тобой во всей красе своих украшений и изящных одежд, но ты словно вовсе не замечаешь меня!!!? Ведь с самого начала, таково было твоё желание –находиться рядом со мной, что же теперь происходит? Ты привёл меня жить к себе во дворец, но сейчас даже смотреть на меня не хочешь? Неужели разыгрывая фарс поклонения Вишну в обществе своей первой жены и сына, ты решил полностью пренебречь мною!!!? Если же ты так отрешён от всего мирского, то зачем тебе понадобилось приводить меня в дом? Я переполнена материальными желаниями и требую их удовлетворения! Так что немедленно бросай своё показное поклонение, вылей воду из золотого ритуального сосуда и, наполнив его пьянящим напитком, поскорее приходи в мою опочивальню! Облачись в драгоценные одежды, а моё тело умасти той ароматной сандаловой пастой, что была предназначена для твоего Бога! Приходи, мы станем есть, пить и веселиться, я жажду великого разнообразия любовных утех. Вставай же, я говорю, нечего неприкаянно смотреть на меня!» Ругмангада воскликнул: «Что ты говоришь? Сама ли ты всё это придумала, или в тебя вселилась какая-то демоническая сила!!!? О жестокосердная женщина, сегодня такой благоприятный священный день – Экадаши, так зачем же ты хочешь втянуть меня в порочные наслаждения – бхога-виласу. В моём царстве все следуют наставлениям Нарады Муни об экадаши-врате, моя жена и сын всячески содействуют мне в соблюдении этого священного обета. Даже проститутки с верой постятся в такой день. К чему же ты меня призываешь!!!?» Немного смягчившись, Ругмангада продолжил: «Подумай хорошенько, Мохини! Я обещал тебе, и в любой другой день я готов сделать для тебя всё, что ты попросишь. Однако попытайся понять, какой великий день сегодня, сделай попытку хотя бы только на сегодня отказаться от греховных поступков! Иначе за мельчайшую каплю наслаждения ты падешь в полный мучений ад Раурава. Не только ты, мы оба падём туда! Пожалуйста, позволь мне выполнить свой долг сегодня. В конце концов, ты для меня не бхога-патни – подруга по наслаждениям, но дхарма-патни – религиозная жена. Пожалуйста, вспомни о целомудрии святых женщин, прославленных в историях Вед. Раз ты считаешь меня своим мужем, ты должна разделить со мной место на царском троне и, следовательно, ты должна помочь мне выполнять обязанности царя, став образцом нравственности. Пожалуйста, не разрушай мою добрую репутацию! Если же и это не убедило тебя, то постарайся понять, что ты также одна из моих подданных, и как царь я имею право настоять на том, чтобы ты не нарушила правил священного дня Экадаши!» Однако выслушав слова Ругмангады, Мохини пришла в ещё большее беспокойство и начала яростно разбрасывать во все стороны предметы поклонения. Затем она схватила царя за руку с криком: «Послушай, если ты не удовлетворишь моё требование прямо сейчас, тебе придётся отсечь голову собственному сыну Дхармангаде!» Эти слова ранили Ругмангаду в самое сердце, и со слезами на глазах он посмотрел Сандхьявали в лицо и прошептал: «Как ужасно, ведь я сам привёл во дворец эту женщину…» Видя переживания мужа, Сандхьявали перевела взгляд на своего сына Дхармангаду. Тот встал и, принеся поклоны матери, сказал: «Мама, сердцем я понимаю, на что намекает твой взгляд. Ради спасения репутации отца я готов расплатиться собственной жизнью. Благодаря нему я обрёл это тело, и я готов пожертвовать им для него!» Услышав такие слова, Сандхьявали начала обнимать и гладить сына с головы до пят: «Сынок, успех всей моей жизни – иметь такого ребенка, как ты! Так же как сандаловое дерево источает аромат во все стороны света, только когда его растирают в пасту; так же как масляная лампада, сгорая сама, освещает всё вокруг; так и ты героической жертвой показываешь миру, насколько важен священный день Экадаши! Ты моя гордость, сынок!!!» Дхармангада поклонился отцу и произнёс: «Дорогой отец, пожалуйста, не медли, отсеки мне голову. Смерть человека должна быть более славной, чем его рождение. Пусть же моя смерть ради высшего блага станет показательной!» Затем Дхармангада поклонился Мохини и сказал: «О мать, я готов пожертвовать жизнью ради репутации отца. Пожалуйста, более не препятствуй ему в соблюдении священной экадаши-враты, ибо эта врата дорога ему, как воздух, и я отдаю за неё своё дыхание жизни!» После всего этого Дхармангада склонил голову, предоставляя её мечу. Потрясенный Ругмангада посмотрел на Мохини и подумал: «Есть ли у этой женщины хоть какое-то сострадание?» Но Мохини гневно смотрела на царя и кричала: «Или его голова – или моё НАСЛАЖДЕНИЕ!!!» Дрожащей рукой Ругмангада поднял саблю и прерывающимся голосом проговорил: «О сын, в недалёком будущем я должен был передать эту саблю царя тебе и удалиться в лес, ради духовного совершенствования, но что же я вынужден делать теперь?..» Дхармангада: «О папа, кто кому отец или сын в этом мире!!!? Только Верховный Господь – Отец каждому из нас!» Незадолго до того, как Ругмангада опускал саблю на шею сына, на том же самом месте вдруг появился Господь Вишну с божественными символами в четырёх руках. Все на мгновение замерли и затем склонились перед Господом в поклоне. Господь объявил, что Он необычайно удовлетворён твёрдостью Ругмангады в соблюдении Экадаши. Мохини вышла вперед и сказала Ругмангаде: «Я пришла сюда лишь для того, чтобы испытать твою решимость в духовном обете. Теперь же моя жизнь достигла успеха благодаря общению с такой святой личностью, как ты!» Господь благословил Ругмангаду всей полнотой Своей милости и, начиная с этого момента, слава Ругмангады распространилась во всех трёх мирах. Так пусть каждый, кто слушает эту историю, тоже обретёт милость Господа!

Вопрос: Зачем же Вьясадева представил демонам ложное понимание о дне поста Экадаши?

141
дханадарча вивриддхй-артхам маха-витта-лайасйа ча
асуранам моханартхам пашанданам вивриддхайе
атма-сварупавиджнаптйаи сва-локапраптайе татха



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.