Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши (Фрагменты из книги «Кришнамрита-махарнава» с примечаниями Гададхара Пандит даса)
Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши (Фрагменты из книги «Кришнамрита-махарнава» с примечаниями Гададхара Пандит даса)
Основной (из вторичных правил) акцент экадаши-враты состоит в том, что, прежде всего, в этот день рекомендуется в целом воздерживаться от пищи. Подобные ограничения необходимы, дабы свести материальные запросы тела до минимума, естественно не забывая при этом об основной цели – максимальном сосредоточении на духовной практике. Однако учитывая тот факт, что в наше время, век деградации Кали-югу, люди слабы, подвержены частым болезням и невоздержаны, многие из духовных учителей, находящихся в ученической преемственности Гаудийа-ваишнавов (такие как Бхактиведанта Свами Прабхупада) посчитали допустимым некоторое отступление от правил соблюдения строжайшего поста. Вместо того чтобы держать полный пост с запретом даже на воду, они позволили своим ученикам принимать в Экадаши легкую, предложенную Господу на алтаре пищу, избегая употребления злаков и бобовых. Относясь к данной категории, такая пища не считается запрещенной. Указанный подход весьма практичен, поскольку позволяет вовлекать в соблюдение Экадаши даже современных людей, большинство из которых лишены возможности и тем более способности совершать строгие аскетические подвиги. В действительности допущения, облегчающие правила соблюдения поста, не являются современным нововведением, принятым в культуре Вед. В этой связи в своей посвященной Экадаши книге под названием «Dearest to Vishnu» финский ученый-санскритолог Бхригу-муни Прабху приводит следующие цитаты из священных писаний: В «Маркандея Пуране» говорится: «Детям и пожилым людям разрешается в Экадаши вкушать один раз вечером пищу, состоящую из молока, плодов и кореньев». В писании «Баудхаяна-смрити» мудрец Баудхаяна объявил: «Если кто-то ещё не достиг восьмидесятилетнего возраста, но тем не менее слаб, и пост для него может оказаться непосильным, тогда такому человеку разрешается вкушать на Экадаши один раз в день». Далее Баудхаяна сказал: «Вечером в день Экадаши разрешается есть тому, кто изнурён болезнью и в чьём теле наблюдается избыток желчи...» В «Махабхарате» (Удьйога-парве) говорится: «Восемь вещей не нарушают обед поста, и они суть следующие: вода; корнеплоды; фрукты; молоко; хавир – топлёное коровье масло, предложенное Господу; желание брахмана (если по какой-то веской причине священник-брахман просит вас вкусить пищу); приказ гуру (если гуру велит вам принять пищу); какое-либо лекарство». Кроме того в «Вараха Пуране» говорится: «Если человек начал соблюдать пост, но вскоре почувствовал сильное недомогание, он может попросить поститься за себя свою верную жену, послушного сына, сестру или брата. Таким образом, его обет-врата будет сохранен». По этому поводу в «Ваю Пуране» сказано: «Тот, кто постится за других, обретает в сто раз большее благо, чем от соблюдения собственного поста-воздержания! Если женщина постится в Экадаши за своего мужа, то, как сама она получает полное благо от поста, так и её муж обретает в сто раз большее благо! Так говорят мудрецы, прозревающие высшую истину». «Кришнамрита-махарнава» 118 говорит, что в «Нарадия Пуране» сказано (2.29.2):
джнатва випрас титхим самйаг даива-джнаих самудиритам картавйа упавасас ту хй анйатха наракам враджет
«Сута Госвами сказал: “О, брахманы, абсолютно необходимо точно узнать момент наступления Экадаши от мудрецов сведущих в астрологии, науке, изучающей время, что движется по воле Господа. Далее, в указанный день нужно соблюдать пост, ибо те, кто не следуют Экадаши, рискуют попасть в ад”».
Примечание: Хотя на санскрите пост обозначается использованным в стихе словом упаваса, его прямое значение вовсе не говорит о пустом желудке. Упа означает «рядом с Богом», васа – «находиться». Таким образом, соблюдение Экадаши предполагает не просто воздержание от еды, но, в большей мере, подразумевает сосредоточение на духовных аспектах жизни. В Ведах говорится о четырёх целях существования человека, среди которых: дхарма – религия; артха – решение актуальных задач, таких как экономическое благополучие; кама – наслаждение чувств; мокша – освобождение. Примечательно, что великие мудрецы и преданные Господа особым образом истолковывают эти четыре устремления. Они утверждают, что религиозным принципам дхармы нужно следовать, чтобы обрести артху, духовную цель жизни, которая, в свою очередь, проявляется в каме –- особом виде желания, выражающемся в стремлении достичь мокши, вечного царства Господа. В этом заключается смысл жизни духовных людей, но чтобы постоянно находиться в таком сознании, необходимо научиться обуздывать чувства посредством совершения разного рода воздержаний (врат), т.е. аскетических подвигов. Лишь тогда врата в царство Господа действительно откроются для нас. Настоящей духовной вратой считается та, которая совершается бескорыстно, без желания обретения материальной выгоды. именно поэтому Экадаши считается наиважнейшей из всех врат. Это особый день, в который человеку предоставляется уникальная возможность посвятить служению Господу всё: тело, чувства и ум. В этой связи глубоко символичным выглядит одно из буквальных значений слова Экадаши, что переводится как «одиннадцать», ибо в такой день все наши чувства, коих насчитывается именно одиннадцать, могут быть полностью заняты служением Господу. Полный список чувств включает в себя: пять познающих чувств (слух, осязание, зрение, вкус, обоняние), пять органов деятельности (руки, ноги, речь, анус, гениталии) и, наконец, ум, также относящийся к чувствам. Более того, именно ум является главным, одиннадцатым чувством, и здесь скрывается ещё один смысл слова Экадаши. В день Экадаши человеческий ум должен быть особенно занят глубокими размышлениями о Господе. Вопрос: Если столь важно знать точную дату соблюдения Экадаши, как её определить? Далее следует ответ.
119 «Нарадия Пурана» (2.2.28) кшайе ва 'пй атхава вриддхау сампрапте ва дина-кшайе упошйа двадашй пунйа пурва-виддхам паритйаджет
|