(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов
Группа занятий:
Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
(код ОКЗ <1>)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.3
Дополнительное образование детей
80.21
Основное общее и среднее (полное) общее образование
80.22.2
Среднее профессиональное образование
80.30
Высшее профессиональное образование
92.62
Прочая деятельность в области спорта
93.04
Физкультурно-оздоровительная деятельность
(код ОКВЭД <2>)
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
Проведение занятий по общей физической подготовке обучающихся
A/01.5
Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом
A/02.5
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
A/03.5
B
Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
Осуществление набора обучающихся в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта, спортивным дисциплинам)
B/01.5
Обучение основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам)
B/02.5
Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике
B/03.5
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
B/04.5
C
Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
Осуществление отбора обучающихся в группы и секции тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта, спортивным дисциплинам
C/01.5
Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующей специфике вида спорта
C/02.5
Формирование навыков соревновательной деятельности
C/03.5
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
C/04.5
D
Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства
Осуществление отбора обучающихся в группы и секции этапа совершенствования спортивного мастерства (по виду спорта, спортивной дисциплине)
D/01.6
Совершенствование специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов
D/02.6
Развитие навыков соревновательной деятельности спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства
D/03.6
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства
D/04.6
E
Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства
Подготовка спортсменов к достижению результатов уровня сборных команд России
E/01.6
Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов
E/02.6
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе высшего спортивного мастерства
E/03.6
F
Подготовка спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
F/01.6
Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
F/02.6
G
Оказание консультационной поддержки тренерам и спортсменам на всех этапах спортивной подготовки
Обобщение и распространение передового опыта тренерской деятельности
G/01.7
Оказание экспертной и методической помощи по вопросам своей компетенции
G/02.7
H
Организация работы тренеров спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Планирование, организация и координация тренерской работы в спортивной сборной команде субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
H/01.7
Учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
H/02.7
I
Руководство пополнением резерва спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Взаимодействие с физкультурно-спортивными организациями субъекта Российской Федерации в целях пополнения резерва спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
I/01.7
Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
I/02.7
J
Подготовка спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
J/01.7
Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
J/02.7
K
Руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Руководство тренерской работой в спортивной сборной команде субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
K/01.8
Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
K/02.8
Организация участия спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в спортивных соревнованиях
K/03.8
L
Организация работы тренеров спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Планирование, организация и координация тренерской работы в спортивной сборной команде Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
L/01.8
Учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
L/02.8
M
Руководство подготовкой и пополнением резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Взаимодействие с физкультурно-спортивными организациями в целях пополнения резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
M/01.8
Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
M/02.8
N
Руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Руководство тренерской работой в спортивной сборной команде Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
N/01.9
Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
N/02.9
Организация участия спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в спортивных соревнованиях
N/03.9
O
Обеспечение подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации
Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
O/01.9
Организация привлечения тренерских кадров для спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
O/02.9
Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
O/03.9
Организация подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
O/04.9
P
Реализация мер по развитию вида спорта в Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации
Руководство подготовкой и переподготовкой тренерских кадров
P/01.9
Руководство разработкой и реализацией комплексных целевых программ развития вида спорта
P/02.9
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
Код
A
Уровень квалификации
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Тренер-преподаватель
Старший тренер-преподаватель
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта
Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта
Требования к опыту практической работы
-
Особые условия допуска к работе
Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке
Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4 - 6 лет)
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
ЕКС <3>
Тренер-преподаватель (включая старшего)
ОКСО <4>
Физическая культура
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Проведение занятий по общей физической подготовке обучающихся
Код
A/01.5
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий
Проведение с обучающимися подвижных и спортивных игр, организация участия обучающихся в подвижных и спортивных играх
Обеспечение безопасности при проведении занятий по общей физической подготовке обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе
Необходимые умения
Поддерживать учебную дисциплину во время занятия
Разъяснять в простой и доступной форме правила проведения спортивной, подвижной игры, объяснять суть упражнения, правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре
Показывать образцово и наглядно выполнение упражнения
Ставить двигательную задачу в конкретной форме с наглядным объяснением
Пользоваться контрольно-измерительными приборами
Пользоваться спортивным инвентарем
Выявлять своевременно угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности
Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря
Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты
Необходимые знания
Возрастная и специальная педагогика и психология
Физиология и гигиена
Методика преподавания
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи
Правила проведения подвижных спортивных игр
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста
Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.
Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта
Этические нормы в области спорта
Правила охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики
Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом
Код
A/02.5
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Проведение с обучающимися лекций и бесед о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, первой доврачебной помощи
Совместный просмотр и обсуждение кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов
Организация встреч обучающихся с известными спортсменами
Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся
Обеспечение безопасности при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на спортивно-оздоровительном этапе
Необходимые умения
Поддерживать учебную дисциплину во время занятия
Рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, медицинской помощи
Показывать в простой и доступной форме выполнение упражнений, техники оказания первой доврачебной помощи
Выявлять угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности
Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты
Использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов
Необходимые знания
Возрастная и специальная педагогика и психология
Физиология и гигиена
Методика преподавания
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи
Правила проведения подвижных спортивных игр
Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, коллегами по работе
Педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.
Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами
Правила внутреннего трудового распорядка
Этические нормы в области спорта
Правила охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики
Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
Код
A/03.5
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации
Организация прохождения обучающимися контрольных процедур с целью подтверждения достигнутого уровня физической подготовленности
Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм
Оценка эффективности подготовки обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности
Внесение корректив в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости)
Внедрение современных методик подготовки обучающихся по программам спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки
Выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования
Необходимые умения
Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся
Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде
Выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов
Использовать методы календарного планирования
Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности
Необходимые знания
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта
Методика преподавания
Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта
Режимы тренировочной работы
Предельные тренировочные нагрузки
Объем индивидуальной спортивной подготовки
Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся
Методы планирования тренировочного процесса
Современные методы тренировочной работы
Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации
Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией
Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми редакторами, электронными таблицами и браузерами
Правила внутреннего трудового распорядка
Этические нормы в области спорта
Правила охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики
Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
Код
B
Уровень квалификации
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Тренер-преподаватель
Старший тренер-преподаватель
Тренер
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта
Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта
Требования к опыту практической работы
-
Особые условия допуска к работе
Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке
Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4 - 6 лет)
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
ЕКС
Тренер-преподаватель (включая старшего)
ОКСО
Физическая культура
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Осуществление набора обучающихся в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта, спортивным дисциплинам)
Код
B/01.5
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ этапа начальной спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации
Контроль отсутствия медицинских противопоказаний для занятий видом спорта у поступающих в группы начальной подготовки
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
Организация контрольных мероприятий для зачисления поступающих на этап начальной подготовки по результатам сдачи нормативов (при невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих)
Необходимые умения
Проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группу начальной подготовки
Проводить методически обоснованный набор в группу начальной подготовки, в том числе по результатам сдачи нормативов
Пользоваться контрольно-измерительными приборами
Пользоваться спортивным инвентарем
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
Необходимые знания
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста
Основы работы с персональным компьютером, с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами
Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации
Этические нормы в области спорта
Правила охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики
Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Обучение основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам)