МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 страница
\ql
| Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 193н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 N 33035)
| Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 02.09.2014
|
Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2014 г. N 33035
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 апреля 2014 г. N 193н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ТРЕНЕР"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Тренер".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 7 апреля 2014 г. N 193н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ТРЕНЕР
┌────────────────┐
│ 48 │
└────────────────┘
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
┌────────────┐
Подготовка спортсменов │ 05.003 │
----------------------------------------------------------- └────────────┘
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов
|
Группа занятий:
| Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
|
|
| (код ОКЗ <1>)
| (наименование)
| (код ОКЗ)
| (наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.3
| Дополнительное образование детей
| 80.21
| Основное общее и среднее (полное) общее образование
| 80.22.2
| Среднее профессиональное образование
| 80.30
| Высшее профессиональное образование
| 92.62
| Прочая деятельность в области спорта
| 93.04
| Физкультурно-оздоровительная деятельность
| (код ОКВЭД <2>)
| (наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
| Трудовые функции
| код
| наименование
| уровень квалификации
| наименование
| код
| уровень (подуровень) квалификации
| A
| Осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
|
| Проведение занятий по общей физической подготовке обучающихся
| A/01.5
|
| Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом
| A/02.5
|
| Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
| A/03.5
|
| B
| Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
|
| Осуществление набора обучающихся в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта, спортивным дисциплинам)
| B/01.5
|
| Обучение основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам)
| B/02.5
|
| Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике
| B/03.5
|
| Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
| B/04.5
|
| C
| Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
|
| Осуществление отбора обучающихся в группы и секции тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта, спортивным дисциплинам
| C/01.5
|
| Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующей специфике вида спорта
| C/02.5
|
| Формирование навыков соревновательной деятельности
| C/03.5
|
| Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
| C/04.5
|
| D
| Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства
|
| Осуществление отбора обучающихся в группы и секции этапа совершенствования спортивного мастерства (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| D/01.6
|
| Совершенствование специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов
| D/02.6
|
| Развитие навыков соревновательной деятельности спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства
| D/03.6
|
| Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства
| D/04.6
|
| E
| Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства
|
| Подготовка спортсменов к достижению результатов уровня сборных команд России
| E/01.6
|
| Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов
| E/02.6
|
| Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе высшего спортивного мастерства
| E/03.6
|
| F
| Подготовка спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
|
| Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| F/01.6
|
| Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| F/02.6
|
| G
| Оказание консультационной поддержки тренерам и спортсменам на всех этапах спортивной подготовки
|
| Обобщение и распространение передового опыта тренерской деятельности
| G/01.7
|
| Оказание экспертной и методической помощи по вопросам своей компетенции
| G/02.7
|
| H
| Организация работы тренеров спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
|
| Планирование, организация и координация тренерской работы в спортивной сборной команде субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| H/01.7
|
| Учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| H/02.7
|
| I
| Руководство пополнением резерва спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
|
| Взаимодействие с физкультурно-спортивными организациями субъекта Российской Федерации в целях пополнения резерва спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| I/01.7
|
| Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| I/02.7
|
| J
| Подготовка спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
|
| Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| J/01.7
|
| Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| J/02.7
|
| K
| Руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
|
| Руководство тренерской работой в спортивной сборной команде субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| K/01.8
|
| Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| K/02.8
|
| Организация участия спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в спортивных соревнованиях
| K/03.8
|
| L
| Организация работы тренеров спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
|
| Планирование, организация и координация тренерской работы в спортивной сборной команде Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| L/01.8
|
| Учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| L/02.8
|
| M
| Руководство подготовкой и пополнением резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
|
| Взаимодействие с физкультурно-спортивными организациями в целях пополнения резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| M/01.8
|
| Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| M/02.8
|
| N
| Руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
|
| Руководство тренерской работой в спортивной сборной команде Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| N/01.9
|
| Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
| N/02.9
|
| Организация участия спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в спортивных соревнованиях
| N/03.9
|
| O
| Обеспечение подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации
|
| Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
| O/01.9
|
| Организация привлечения тренерских кадров для спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
| O/02.9
|
| Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
| O/03.9
|
| Организация подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
| O/04.9
|
| P
| Реализация мер по развитию вида спорта в Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации
|
| Руководство подготовкой и переподготовкой тренерских кадров
| P/01.9
|
| Руководство разработкой и реализацией комплексных целевых программ развития вида спорта
| P/02.9
|
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
| Осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
| Код
| A
| Уровень квалификации
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
| Тренер-преподаватель
Старший тренер-преподаватель
|
Требования к образованию и обучению
| Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта
| Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта
| Требования к опыту практической работы
| -
| Особые условия допуска к работе
| Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке
| Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4 - 6 лет)
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
| ОКЗ
|
| Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
| ЕКС <3>
|
| Тренер-преподаватель (включая старшего)
| ОКСО <4>
|
| Физическая культура
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
| Проведение занятий по общей физической подготовке обучающихся
| Код
| A/01.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий
| Проведение с обучающимися подвижных и спортивных игр, организация участия обучающихся в подвижных и спортивных играх
| Обеспечение безопасности при проведении занятий по общей физической подготовке обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе
| Необходимые умения
| Поддерживать учебную дисциплину во время занятия
| Разъяснять в простой и доступной форме правила проведения спортивной, подвижной игры, объяснять суть упражнения, правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре
| Показывать образцово и наглядно выполнение упражнения
| Ставить двигательную задачу в конкретной форме с наглядным объяснением
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами
| Пользоваться спортивным инвентарем
| Выявлять своевременно угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности
| Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты
| Необходимые знания
| Возрастная и специальная педагогика и психология
| Физиология и гигиена
| Методика преподавания
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
| Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи
| Правила проведения подвижных спортивных игр
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
| Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.
| Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта
| Этические нормы в области спорта
| Правила охраны труда и пожарной безопасности
| Другие характеристики
| Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
| Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом
| Код
| A/02.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Проведение с обучающимися лекций и бесед о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, первой доврачебной помощи
| Совместный просмотр и обсуждение кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов
| Организация встреч обучающихся с известными спортсменами
| Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся
| Обеспечение безопасности при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на спортивно-оздоровительном этапе
| Необходимые умения
| Поддерживать учебную дисциплину во время занятия
| Рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, медицинской помощи
| Показывать в простой и доступной форме выполнение упражнений, техники оказания первой доврачебной помощи
| Выявлять угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты
| Использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов
| Необходимые знания
| Возрастная и специальная педагогика и психология
| Физиология и гигиена
| Методика преподавания
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
| Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи
| Правила проведения подвижных спортивных игр
| Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, коллегами по работе
| Педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами
| Правила внутреннего трудового распорядка
| Этические нормы в области спорта
| Правила охраны труда и пожарной безопасности
| Другие характеристики
| Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
| Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
| Код
| A/03.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации
| Организация прохождения обучающимися контрольных процедур с целью подтверждения достигнутого уровня физической подготовленности
| Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм
| Оценка эффективности подготовки обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности
| Внесение корректив в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости)
| Внедрение современных методик подготовки обучающихся по программам спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки
| Выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования
| Необходимые умения
| Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся
| Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде
| Выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов
| Использовать методы календарного планирования
| Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности
| Необходимые знания
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта
| Методика преподавания
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта
| Режимы тренировочной работы
| Предельные тренировочные нагрузки
| Объем индивидуальной спортивной подготовки
| Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся
| Методы планирования тренировочного процесса
| Современные методы тренировочной работы
| Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми редакторами, электронными таблицами и браузерами
| Правила внутреннего трудового распорядка
| Этические нормы в области спорта
| Правила охраны труда и пожарной безопасности
| Другие характеристики
| Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
|