МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 страница
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
| Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
| Код
| B
| Уровень квалификации
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
| Тренер-преподаватель
Старший тренер-преподаватель
Тренер
|
|
| Требования к образованию и обучению
| Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта
| Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта
| Требования к опыту практической работы
| -
| Особые условия допуска к работе
| Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке
| Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4 - 6 лет)
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
| ОКЗ
|
| Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
| ЕКС
|
| Тренер-преподаватель (включая старшего)
| ОКСО
|
| Физическая культура
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
| Осуществление набора обучающихся в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта, спортивным дисциплинам)
| Код
| B/01.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ этапа начальной спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации
| Контроль отсутствия медицинских противопоказаний для занятий видом спорта у поступающих в группы начальной подготовки
| Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
| Организация контрольных мероприятий для зачисления поступающих на этап начальной подготовки по результатам сдачи нормативов (при невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих)
| Необходимые умения
| Проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группу начальной подготовки
| Проводить методически обоснованный набор в группу начальной подготовки, в том числе по результатам сдачи нормативов
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами
| Пользоваться спортивным инвентарем
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
| Необходимые знания
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста
| Основы работы с персональным компьютером, с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации
| Этические нормы в области спорта
| Правила охраны труда и пожарной безопасности
| Другие характеристики
| Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
| Обучение основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам)
| Код
| B/02.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений с небольшими и средними отягощениями для развития общей физической подготовки
| Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса специальных упражнений для широкого спектра двигательных умений и навыков различных видов спорта, включая выбранный с целью развития технической подготовки
| Проведение с обучающимися подвижных и спортивных игр, организация участия обучающихся в подвижных и спортивных играх
| Обеспечение безопасности при проведении тренировок и занятий на этапе начальной подготовки
| Необходимые умения
| Поддерживать учебную дисциплину во время занятия
| Разъяснять в простой и доступной форме правила проведения спортивной, подвижной игры, объяснять суть упражнения, правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре
| Показывать образцово и наглядно выполнение упражнения
| Поставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами
| Пользоваться спортивным инвентарем
| Выявлять своевременно угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности
| Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты
| Необходимые знания
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта
| Методика преподавания
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта
| Режимы тренировочной работы
| Предельные тренировочные нагрузки
| Объем индивидуальной спортивной подготовки
| Психологические особенности обучающихся с учетом возраста и основы возрастной педагогики
| Правила проведения подвижных спортивных игр
| Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений для широкого спектра двигательных умений и навыков различных видов спорта, включая выбранный
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов
| Правила внутреннего трудового распорядка
| Этические нормы в области спорта
| Правила охраны труда и пожарной безопасности
| Другие характеристики
| Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
| Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике
| Код
| B/03.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Проведение с обучающимися лекций и бесед о правилах, технике и тактике в виде спорта
| Организация совместного просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований по виду спорта, обучающих и научно-популярных фильмов
| Организация встреч обучающихся с известными спортсменами
| Организация участия обучающихся в мероприятиях патриотического характера
| Проведение лекций о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга в спорте, скрытых или явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх
| Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся
| Обеспечение безопасности при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на этапе начальной подготовки
| Необходимые умения
| Поддерживать учебную дисциплину во время занятия
| Рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении, истории, правилах, технике и тактике вида спорта
| Показывать в простой и наглядной форме выполнение упражнений, способствующих развитию двигательных умений и навыков в виде спорта
| Использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов
| Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты
| Необходимые знания
| Возрастная и специальная педагогика и психология
| Физиология и гигиена
| Методика преподавания
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта: общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
| Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи
| Правила, основы техники и тактики вида спорта
| Комплексы упражнений, способствующих развитию двигательных умений и навыков в виде спорта
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, коллегами по работе
| Педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами
| Правила внутреннего трудового распорядка
| Этические нормы в области спорта
| Правила охраны труда и пожарной безопасности
| Другие характеристики
| Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
| Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
| Код
| B/04.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Разработка и представление для утверждения руководством учреждения проекта расписания занятий
| Организация прохождения учащимися контрольных процедур с целью подтверждения достигнутого уровня физической подготовленности
| Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм
| Оценка эффективности подготовки обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности
| Внесение корректив в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости)
| Внедрение современных методик подготовки обучающихся по программам этапа начальной подготовки
| Выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования
| Необходимые умения
| Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся
| Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде
| Выявлять проблемы в организации спортивной работы, предлагать мероприятия по совершенствованию подготовки
| Использовать методы календарного планирования
| Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности
| Необходимые знания
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми
организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта
| Методика преподавания
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта
| Режимы тренировочной работы
| Предельные тренировочные нагрузки
| Объем индивидуальной спортивной подготовки
| Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся
| Методы планирования тренировочного процесса
| Современные методы тренировочной работы
| Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми редакторами, электронными таблицами и браузерами
| Правила внутреннего трудового распорядка
| Этические нормы в области спорта
| Правила охраны труда и пожарной безопасности
| Другие характеристики
| Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
| Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
| Код
| C
| Уровень квалификации
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
| Тренер
Старший тренер
Тренер-преподаватель
Старший тренер-преподаватель
|
Требования к образованию и обучению
| Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта
| Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта
| Требования к опыту практической работы
| Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель
| Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации
| Особые условия допуска к работе
| Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
| ОКЗ
|
| Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
| ЕКС
|
| Тренер-преподаватель (включая старшего)
| ОКСО
|
| Физическая культура
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
| Осуществление отбора обучающихся в группы и секции тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта, спортивным дисциплинам
| Код
| C/01.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Решение о переводе обучающихся с этапа начальной подготовки на тренировочный этап (этап спортивной специализации)
| Контроль отсутствия медицинских противопоказаний для занятий видом спорта у поступающих в группы тренировочного этапа
| Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
| Организация контрольных мероприятий для зачисления обучающихся на тренировочный этап (этап спортивной специализации) по результатам выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами
| Необходимые умения
| Проводить методически обоснованный отбор в группы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации)
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами
| Пользоваться спортивным инвентарем
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
| Необходимые знания
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
| Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на тренировочном этапе
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах тренировочного этапа (по виду спорта)
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста
| Основы работы с персональным компьютером, с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации
| Этические нормы в области спорта
| Правила охраны труда и пожарной безопасности
| Другие характеристики
| Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер), первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
| Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующей специфике вида спорта
| Код
| C/02.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|