Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Савельев А.Н. 3 страница



Перейдем к идеологическому принципу «общечелове­ческих ценностей». Даже временное воплощение этого принципа обернулось для России идеологическим СПИ­Дом - разложением защитных механизмов государства, оберегающих интересы общества и предохраняющих его от распада. По сути дела, в системе государственной власти возник целый слой чиновников либерально-номенклатур­ного толка, для которых «общечеловеческие ценности» имели приоритет перед государственными интересами. За вывод войск с территорий других стран, за обвальное ра­зоружение, за вспыхнувшие региональные конфликты, за исчезновение рынков сбыта и разрушение экономических связей заставили расплачиваться именно Россию, россий­ских граждан.

Ради «общечеловеческих ценностей» России было предложено в очередной раз «заклать себя на алтаре все­человеческой демократии» (К. Леонтьев). К этому склоня­ла ее наша творческая интеллигенция, зараженная мифом о дружественности бескорыстного Запада, который будто бы только и мечтает о соблюдении прав человека во всем мире. Этот миф нанес существенный материальный ущерб подавляющему большинству граждан России. За свою лег­коверность каждая российская семья поплатилась лишени­ем половины, а то и 2/3 своих доходов.

Либеральная мифология правового государства, главная мысль которой вполне проста и доступна каждо­му - жить не по произволу, а по закону, - также оказалась совершенно несостоятельной и лживой. На практике эта доступная мысль концентрировалась исключительно в при­нципе - «разрешено все». Это позволило чиновникам и нуворишам криминально-номенклатурной экономики обо­гащаться, открыто используя дыры в законодательстве. Именно им позволено было все и все было не запрещено.

В современной России до сих пор найдется немало об­разованных людей, с придыханием повторяющих заповедь Вольтера: «Я не согласен с вашим мнением, но готов от­дать жизнь за ваше право высказывать его». Забывают, правда, что Вольтер прожил до преклонных лет. Да и его последователи никогда не торопились бросаться грудью на амбразуру. И сегодня не торопятся, но фразу Вольтера все равно помнят и чтут. Как и «руссоистскую» концепцию «об­щественного договора» - хотя неясно, с кем и как общество договаривалось, чтобы порушить основы нашей государс­твенности, провести приватизацию и отъем денежных вкла­дов населения.

Здоровое русское общество относилось к «вольтерьян­цам и руссоистам» не лучше, чем к «якобинцам». Эти опре­деления были почти ругательными. И сегодня в России есть не только последователи Вольтера и Руссо, но и «другие мнения», за которые вольтерьянцы вовсе не собираются сложить свои жизни. Более того, «иным мнениям», оказы­вается, просто нет места ни на телевидении, ни в радиоэ­фире, ни в прессе. А если и возникает где-то щель, через которую иное мнение все-таки просачивается, «вольтерьян­цы» начинают гневаться, брезгливо поджимать губы и даже выдумывать «русский фашизм», якобы грозящий всему миру только оттого, что где-то высказано «иное мнение», не уложившееся в рамки Декларации прав человека.

Разделение труда и поликультурность современных обществ приводят к необходимости накладывания на них сложной коммуникативной ткани и выделения особого про­фессионального сословия - журналистов. Вместе с тем, воз­никает отчуждение коммуникативной системы от общества, подмена коммуникации ее имитацией. Журналисты начина­ют оттеснять из сферы коммуникации не только ученых, но и политиков, которые вынуждены обращаться к народу только при посредничестве газетчиков и телевизионщиков и только в рамках интересов журналистской корпорации.

Мы, фактически, имеем дело с узким социальным сло­ем, приватизировавшим СМИ и безраздельно пользующим­ся правом на свободное изложение своего мнения. На базе подаренной этому слою собственности вместе со всей инф­раструктурой, доводящей информацию до граждан, возник­ло новое сословие, причем со своим пониманием этических норм и своими жизненными интересами.

Свобода слова в рамках этой корпорации понимается только как монополия этой корпорации на СМИ, дающие для представителей этой корпорации практически неогра­ниченные возможности частного обогащения.

В рамках нового сословия выработался и особый язык, почерпнутый в значительной мере из блатной «фени». Язык диктует выбор тем и героев. Пропагандируются блат­ные «сатирики», блатные эстрадники, герои из «бывших», ведутся съемки из тюрем и изоляторов, демонстрируются подробности зверских убийств и их исполнители, в деталях показываются манипуляции наркоманов со жгутом и шпри­цем, обсуждаются детали половых извращений...

Где же вся эта «творческая интеллигенция», которой дали, наконец, свободу? Другим не дали, а ей выделили. И что? Где обещанные достижения изящной словесности? Их нет и быть не может, пока выделенная по списку сво­бода (список - в ельцинской администрации) используется, точно половая тряпка. Поэтому астрономию у нас заменяет астрология, медицину - колдуны-целители, информацию - сенсация (проще говоря - вранье). Репортаж подменяется эпатажем, интервью - словоблудьем двух приятелей, ана­лиз общественных событий - словесными упражнениями невежд...

Вместо действительной свободы мнений безнадзорная печать и эфир заполняются освобожденным от любых барь­еров сквернословием, свободой сквернословия. Слово «де­рьмо» уже не только исключено из разряда ругательных, но даже из разряда вульгарных. Его можно услышать в эфире даже от бывшего президента СССР, оценившего перед те­левизионными камерами в 1998 году «дефолт». Анально-генитальные шуточки и постельные сцены беспрепятствен­но попадают в общедоступные издания и в прайм-тайм для детей и юношества. Англоязычная брань в эфире даже не считается чем-то зазорным.

Можно возразить, что СМИ у нас таковы, какова публика. Но это полуправда. Публика сегодня не вольна выбирать - она не имеет никаких прав в сравнении с журналистской корпорацией, образованной по заказу враждебной народу власти. Когда выбор был, эта же самая публика выстраи­валась в очереди за многотомными собраниями сочинений Карамзина и Соловьева, скупала миллионные тиражи Пуш­кина и литературных журналов. Теперь ее отгораживают от культурных ценностей баррикады «желтых» изданий и «желтых» передач, которые в культурном отношении меж собой ничем не различаются.

Если либералы не обрушиваются на государство как та­ковое (подобного рода нигилизм может быть принят обще­ством только в переломные эпохи, когда народные массы готовы жечь собственный дом и убивать своих близких), то пытаются представить дело так, будто именно русское государство не имеет права на существование, а все бе­зобразия давней и современной истории - чисто русская специфика.

С откровенными мракобесами всегда выгодно бороться, поэтому в политике призрак мракобесия часто использует­ся, чтобы продемонстрировать собственную незаменимость в борьбе с ним и встать в позу защитника чести и досто­инства общества. Поэтому либеральными идеологами был воссоздан миф о «русском фашизме», который в 1991 году подавался как ужас «красно-коричневой угрозы».

Либералы от номенклатуры пустили газетную утку об угрозе фашизма со стороны национального движения и не­мало нажились на разработке этой темы. На угрозу России указывали те, кто сам был источником ее погибели. Дело в том, что утверждение об опасности русского национализма не только для народов России, но и для всего мира, скрыва­ло совершенно другую установку - установку на подавле­ние структур, защищающих национальные интересы Рос­сии (армии, спецслужб, дипломатии...).

Новое открытие мифа о фашистской опасности в конце 1994 - начале 1995 гг. было связано с чеченской войной, це­пью убийств известных журналистов и предпринимателей. Тем не менее, время либералами было упущено. Их сил хватало лишь для того, чтобы поддерживать пропагандист­ский напор «периода ранней демократии» лишь в течение нескольких дней.

Весной 1995 года патриарх отечественной «демократии» А. Яковлев на съезде РПСД продолжил традицию антифашизма словами: «Открыв шлюзы националистическому фашизму, вожди большевиков пошли на хаотический раз­вал Союза, надеясь тем самым вернуться к тоталитарному режиму через национал-социализм». В данном случае мы видим попытку списать все грехи собственной политики на мифическую угрозу фашизма, попытку подогнать под этот термин всех своих политических оппонентов.

В этом смысле симптоматичными были публикации газеты «Президент» периода октябрьской трагедии 1993 года. Из многочисленного набора пылающих ненавистью статей приведем такой фрагмент: «... нет оппозиции, есть откровенные фашисты, бандиты, погромщики, с которыми неприменимы язык дискуссий и парламентский протокол. Мы должны быть твердыми, а если потребуется, то и жес­токими. Страна больна коммуно-фашистским раком, ей ну­жен хирург, а не бабки-шептуньи».

В 1998 году Яковлев организовал Антифашистский кон­гресс, который не вызвал интереса в обществе - ну никак отставному партноменклатурщику не удавалось доказать, что в России фашизм таки есть. Приходилось измышлять за­гадочные сюжеты - мол, борцов с сионизмом организовало КГБ, «чтобы выпустить из общества пар диссидентства». А в результате возник, якобы, российский фашизм. Вот Яковлев и побежал к Ельцину - вынудил того подписать пустой указ о борьбе с «российским фашизмом», хотя даже в Академии наук затруднились сказать, что это такое. Сам Яковлев пред­ложил Ельцину считать фашизмом «разжигание националь­ной розни, пропаганду исключительности одной нации за счет другой, пропаганду войны и насилия». Таковое разжи­гание, разумеется, относилось не к дудаевым и Шаймиевым, рахимовым и гусинским, а лишь к своим бывшим соратни­кам по партии - ко всем, кто Яковлеву не нравился.

«Уголовщина, освященная идеологией, - эта формули­ровка подходит как коммунистам, так и фашистам», - гово­рил Яковлев. Ну да, в «фашистской» КПСС Яковлев сделал карьеру, а потом стал выдавать себя за анти-Штирлица: «У нас был единственный путь - подорвать тоталитарный режим изнутри при помощи дисциплины тоталитарной пар­тию. Мы свое дело сделали».

Воспринимая мафиозную организацию от олигархии, элитарные троечники превратились в цеховиков гумани­тарных профессий. Здесь сложились свои «мафии», созда­ющие и пропагандирующие фиктивные авторитеты. А те главным своим делом сочли оправдание олигархического режима.

Один из идеологов олигархии излагает суть дела так: «... полагаю, что, в конце концов, мы должны стать обществом, где основными действующими лицами политической жиз­ни не будут те, кто занимает официальные посты. Так во всех странах. Так должно быть. Политик - это футболист, которого выпустили на поле, он должен быть прекрасно подготовлен: забивать мячи, срывать аплодисменты, быть кумиром публики. Но решают вопрос, когда его выпустить, в каком матче, на сколько минут и т. д., уже другие. Я ду­маю, что когда-нибудь у нас в стране ключевые решения в политике будут принимать не политики. Когда такое время настанет - это будет нормальная страна» (Г. Попов, «НГ» 10.12.93).

Отец новой либеральной бюрократии в интервью «Ра­дио Франс Интернасьональ» говаривал («Гласность», ав­густ 1992 г.): «Вопрос о мафии искусственно раздувается противниками преобразований, и в последнее время это уже совершенно стало нагло, если так можно выразиться. Всякий, кто борется с рынком и переходом к капитализму, изображается как борец с мафией. В нашей стране, где де­сятки запретов на всякую нормальную экономическую де­ятельность, мафия - это в основном нормальная деятель­ность». И ему верили: мафия, терзающая город - это нор­мально!

Общий принцип дележа собственности как-то раз вы­разил председатель Госкомимущества А. Чубайс («РГ», 22.01.92): «Есть значительная часть сделок, совершенных до того, как был утвержден закон. И принимать какие бы то ни было решения по ним не приходится. Закон обратной силы не имеет. Далее, есть масса сделок, которые явно не соответствуют духу закона. Но дух-не буква. Нормативных документов нет, и не к чему привязываться». Короче - во­рье неуязвимо, а законодательство беспомощно. К нему добавлена политическая воля ставленника олигархии, поз­волившего легализовать многомиллиардные капиталы: «Пересмотра приватизации не будет». Это и есть главная программа либеральной бюрократии и главный пункт про­тивостояния с патриотами, которые знают, что человек без власти и собственности - раб. Знает это и олигархия, но ей нужны рабы, а национальным силам - свободные гражда­не, любящие свою страну и не позволяющие унижать ее.

Два паразитических слоя - либеральная интеллигенция и либеральная бюрократия - положили всю свою энергию на разрушение России. Но эта энергия в значительной мере выработалась. Ее не хватило, чтобы разгромить страну. Олигархия, получившая в руки невиданные денежные ре­сурсы, на короткое время взяла страну в свои ежовые рука­вицы: все должно было быть продано, обращено в деньги, а деньги - в личные богатства «верхов». Но и этот ресурс вырабатывается на глазах. Деньги ничто в депрессивной экономике. Поэтому особую роль в олигархии занимают вы­сшие чиновники и «силовики». Они вливаются в олигархию и получают свою долю в грабительских процедурах, органи­зованных в 90-е годы XX века.

Интегрально оценив воззрения ельцинистов, мы видим, что в них сконцентрировались все болезни, которыми боле­ла Россия в XX века. Не только в частных суждениях, ста­новящихся общим местом трибунной риторики, но и в доку­ментах организаций, рассматривавших Ельцина как своего лидера, вполне очевидно были видны ненависть к России, ее истории и традициям. И болезненная страсть обогаще­ния, которая вовремя не была выявлена только потому, что общество само было больно - в нем были сильны установ­ки коммунистического периода, когда с младых ногтей вос­питывались принципы потребительского общества - «все для человека, все во имя человека». Мелкое и всеобщее воровство на производстве было предтечей растаскивания государственной собственности при Ельцине. Примитивные потребности, которые так и не смог удовлетворить комму­нистический режим, неимоверно возросли, когда власть объявила, что все позволено. И потребовали себе компен­сации, не ограниченной никакими разумными пределами.

Салтыков-Щедрин писал: «С некоторым страхом я спра­шиваю себя: ужели же не исчезнут с лица земли эти пустомысленные риторы, эти лицемерствующие фарисеи, все эти шипящие гады, которые с такою назойливою наглостью наполняют современную атмосферу миазмами смуты и мя­тежа?»

 

БОРИС ЕЛЬЦИН - СТАВЛЕННИК МЯТЕЖА

Что лгать нехорошо, дети усваивают достаточно рано. Знание это сохраняется и во взрослом состоянии, дополня­ясь представлением о том, что лгать иногда выгодно. Но в политических играх взрослых ложь - чуть ли не основной инструмент. И тут есть свои мастера, которым удавалось, не сказав ни слова правды, воспарить в высшие структуры власти.

Салтыков-Щедрин писал про таких людей в своих «Бла­гонамеренных речах» так:

«Лицемерные лгуны ... забрасывают вас всевозможны­ми «краеугольными камнями», загромождают вашу мысль всякими «основами» и тут же, на ваших глазах, на камни паскудят и на основы плюют. <...> Лгуны искренние ... это чудища, которые лгут не потому, чтобы имели умысел вво­дить в заблуждение, а потому, что не хотят знать ни сви­детельства истории, ни свидетельства современности, ко­торые ежели и видят факт, то признают в нем не факт, а каприз человеческого своеволия. Они бросают в вас крае­угольными камнями вполне добросовестно, нимало не по­мышляя о том, что камень может убить. Это угрюмые люди, никогда не покидающие марева, созданного их воображе­нием, и с неумолимой последовательностью проводящие это марево в действительность».

Борис Ельцин сочетал в себе качества лгунов обоих ти­пов. Он лгал искренне, самозабвенно - как актер, уверо­вавший, что его сценический образ, и он сам есть одно и то же. И он лгал, зная наверняка, что лжет. Особенностью Ель­цина как политика была его послушность политтехнологам. Он принимал их игру. А когда не принимал, превращался в нечто непотребное - иногда в пьяное животное, иногда в труса, готового бежать с поля боя от первого выстрела, иногда в чванливого дурака. Но, в общем и целом, Ельцин - воплощение принципа «не быть, а казаться».

Памятный Пленум ЦК КПСС 1987 года особо интере­сен паучьей грызней будущих «демократов»: А. Яковлева, Э. Шеварднадзе, Г. Арбатова. Остальная свора, терзавшая отщепенца Ельцина, менее интересна. Она, в основном, ос­талась на прежних позициях. Поскольку Александр Яковлев играл в разрушении нашей страны особо зловещую роль, эта фигура достойна внимания именно в связи с оценками Ельцина. Приведем выдержки только из его высказываний («Известия ЦК КПСС», № 2, 1989).

«Вероятно, Борису Николаевичу кажется, что он высту­пил здесь, на Пленуме, смело и принципиально. На самом деле, на мой взгляд, ни то, ни другое. А если это так, то вы­ступление ошибочно политически и несостоятельно нравс­твенно. Политически неверно потому, что он исходит из не­верной оценки обстановки в стране, из неверной оценки тех принципиальных позиций, которые занимает Политбюро, Секретариат Центрального Комитета, из неверной оценки того, что на самом деле происходит в стране. А безнравс­твенно, на мой взгляд, потому, что он поставил свои личные амбиции, личные интересы выше общепартийных, как гово­рят, завел речь не в то время и не по делу. <...>

Борис Николаевич, на мой взгляд, перепутал большое дело, которое творится в стране, с мелкими своими обида­ми и капризами, что для политика, на мой взгляд, совершен­но недопустимо, особенно когда он занимает такой высокий пост, и партия ему доверила такое дело. Это, конечно, очень печально, что один из руководителей впал в элементарную панику. Такой, я бы сказал, произошел мелкобуржуазный выброс настроений, которые имеют место в обществе. Но приходится только сожалеть и недоумевать, что глашатаем этих настроений мелкобуржуазного свойства явился руко­водитель Московской организации. Конечно, здесь сыграли роль и амбиции, тщеславие, но это все-таки внешняя обо­лочка. А по существу, как мне показалось и как послыша­лось, - прямое несогласие с курсом перестройки, с ее прак­тикой, с ее темпами, с ее назначением и существом, и это, видимо, самое главное. Если Борис Николаевич по этому вопросу будет упорствовать или ставить вопрос, как сегод­ня, то, знаете, его это очень далеко заведет и политически, и нравственно. <...>

Ему кажется это революционностью, на самом деле это глубокий консерватизм. В конечном счете, здесь у нас прозвучало, к большому сожалению, самое откровенное капитулянтство перед трудностями, с которыми человек встретился, самое откровенное выражение этого состоя­ния, когда человек решил поставить свои амбиции, личный характер, личные капризы выше партийных, общественных дел. (Аплодисменты)».

Характерные словечки «мелкобуржуазный» и «кон­серватизм» раскрывают Яковлева с головой. Также как раскрывают Шеварднадзе ярлыки «примитивизм», «без­ответственность», «клевета», восхищение перед «кристальнейшим человеком» Е. Лигачевым. Если Шеварднадзе покинул паучью банку российской политики, перевалив че­рез Кавказский хребет, то Яковлев сумел найти с Ельциным общую «нравственную платформу». А для того, чтобы эта платформа не выглядела той самой паучьей банкой, Яков­леву пришлось написать книжку «Горькая чаша», сдобрен­ную душещипательными оборотами («это мое покаяние, свидетельство, мои надежды»). Пришлось трактовать свое выступление на злосчастном Пленуме как критику Лигаче­ва и Секретариата ЦК.

Стоит тут вспомнить и самого забитого (словесно, конечно же!) в 1987 году до полуобморочного состояния правдолюб­ца, его невнятное бормотание после основательной порки на Пленуме ЦК КПСС, а также покаянную речь на Пленуме МГК. В своем покаянии Ельцин говорил, путая слова так:

«... честное партийное слово даю, конечно, никаких по­литических умыслов я не имел и политической направлен­ности в моем выступлении не было.

...именно в этот период, то есть в последнее время, сра­ботало одно из главных моих личных качеств - это амби­ция, о чем сегодня говорили. Я пытался с ней бороться, но, к сожалению, безуспешно...

Мне сегодня было особенно тяжело слушать тех товари­щей по партии, с которыми я работал два года, очень кон­кретную критику, и я бы сказал, что ничего опровергнуть из этого не могу. И не потому, что надо бить себя в грудь, поскольку вы понимаете, что я потерял как коммунист лицо руководителя. Я очень виновен перед Московской партий­ной организацией, очень виновен перед горкомом партии, перед вами, конечно, перед бюро и, конечно, перед Михаи­лом Сергеевичем Горбачевым, авторитет которого так вы­сок в нашей организации, в нашей стране и во всем мире» («МП», 13.11.87).

Впоследствии Ельцин постоянно подчеркивал, что по­каянная его речь была связана с болезнью и жестоким действием препаратов, которыми его напичкали врачи. Реально же это было просто проявление уровня его сопро­тивляемости режиму, уровня его нравственного потенциа­ла. Когда партийная номенклатура показала свои коготки, «правдолюбец» начал молить о пощаде и потом еще долго осторожничал в своих высказываниях.

Например, так: «Нельзя же 70-летний опыт отбросить! Много сделано и народом, и партией, и комсомолом, от это­го нельзя отмахнуться. <...> Но не торопимся ли мы некото­рые процессы перевести на демократические рельсы, кото­рые пока без шпал? Мое мнение: торопимся. <...> Вот тут проглядывается либерализация и даже опасная. Надо пос­тепенно переходить к процессам демократизации, по мере готовности, в первую очередь, людей, да и средств произ­водства, условий труда. Помните, еще Ленин говорил, что митинговать митингуй, но требовательность должна быть даже больше, чем у капиталистов («Пропеллер», 21.02.89).

Яркий пример политического перевертыша!

Мне довелось видеть Ельцина не по телевизору лишь однажды. Это было на встрече с московскими избирате­лями в кинотеатре «Варшава». Манеры лидера оппозиции мне уже тогда показались отталкивающими. И я даже поду­мал, что он пьян, но отбросил от себя эту мысль. Ельцин вел себя развязно - именно как подвыпивший человек, который пытается копировать монолог какого-нибудь пошлого эст­радного сатирика. Тогда же я заметил беспалость Ельцина, сначала приняв ее за странную манеру складывания ладо­ни «лодочкой». Это неприятно удивило: физический порок редко не отражается на характере. Оторванные в детской забаве пальцы вполне могли породить в характере Ельцина черты совсем не позитивные.

Из тогдашней встречи с Ельциным я запомнил один эпи­зод. Когда встреча закончилась, Ельцин пошел по проходу как раз мимо меня и остановился в пяти шагах, останов­ленной какой-то подобострастно прозвучавшей репликой в духе: «мы вас очень любим, но надо бы поменьше вождиз­ма». Ельцин сделал расстроенное лицо и растеряно развел руками: ну какой же может быть вождизм?! Вот так - без ар­гументов - он разводил руками и говорил что-то невнятное и детское, пока вокруг не скопилась толпа. Тогда он через эту толпу и прошел с полным триумфом.

И все-таки в 1991 году видеть в Ельцине погубителя страны могли очень немногие. Моя мама, не стремившая­ся вникать в политику, каким-то женским чутьем замечала опасность, и повторяла: «мне он не нравится, не нравится - и всё!» Было что-то в Ельцине от беса. Когда в 1996 году бабушка моей жены решила пойти на выборы и проголо­совать за Ельцина, с ней увязался мой малолетний тогда сын. И на скользком полу избирательного участка так упал, •но навсегда оставил на подбородке шрам - память о при­видении к сатанинской процедуре. Теперь-то известно, что и 1996 году выборы были сфальсифицированы. Ельцин не мог нарастить свою популярность от 5% до уровня, чтобы быть вновь избранным президентом. Пропагандистская машина сделала фальшивые итоги выборов правдоподоб­ными - несколько месяцев обработки сознания граждан не побудили их поддерживать Ельцина, но составили у них представление, что остальные-то точно поддерживают.

Лозунги, которые были вложены в голову Ельцина его ближайшими советниками, оказались просты и понятны всем. Они опирались на интуитивное противостояние режи­му, ставили ему упрек, прежде всего, в нравственной не­состоятельности, расхождении идеологических установок и направленности практических действий. Перестройка дала возможность Ельцину бросать жесткие обвинения в адрес пережившей свою дееспособность части коммунистической номенклатуры. Перестройка дала возможность гражданам услышать эти слова, которые в другой ситуации в лучшем случае стали бы достоянием антисоветской литературы, а в худшей - обернулись бы пафосом в тюремной камере или палате психбольницы.

Слова Ельцина были понятны, потому что уже добрый десяток лет они произносились в частных беседах и осто­рожно проникали на страницы газет. Слова Ельцина были просты, потому что он сам был прост на вид - такой беско­рыстный правдоискатель, который без выкрутасов говорит то, что думает. На самом деле, у него за душой не было ничего. Поэтому простота его была, согласно пословице, «хуже воровства». Бесхребетную личность легко вылепить, сделать куклой, в которой толпа видит отражение своих собственных чаяний.

Спустя годы, можно с определенностью сказать, что внутренняя сила слов, произносимых Ельциным, не превы­шала силы слов кухонной беседы столичных интеллигентов, недовольных своим местом в жизни. Поэтому сила власти, данной Ельцину, оказалась не соответствующей силе его собственных нравственных устоев, силе его ума и органи­заторских способностей. Это теперь тоже ясно почти всем.

И все-таки очень трудно дается понимание того, что слова Ельцина из правды превратились в ложь, что его де­ятельность поставила равенство между понятием «Правда» и понятием «Ложь». «Правда» Ельцина была в свое время превращена в легенду о народном заступнике, появившем­ся вдруг из среды чиновников. Ложь Ельцина тоже стала народной легендой. При избрании Ельцина Председателем ВС РСФСР он обещал перейти к рыночной экономике, не снижая жизненного уровня народа, без повышения цен. И еще сказал свою крылатую фразу про то, что готов в слу­чае повышения цен лечь на рельсы. В конечном итоге на рельсы Борис Николаевич предпочел уложить всю Россию.

Легенда о рельсах - это уже неотъемлемая часть судьбы Ельцина и оценка его политической карьеры, которая с го­дами будет становиться только отчетливей. Ибо закрепле­на эта легенда танковой атакой первого Президента России на первый парламент России. Кровь, пролитая Ельциным, вполне характеризует его как историческую фигуру. Он убил людей ради сохранения личной власти, на которую не имел уже никаких прав.

Посмотрим, какие слова произносил Ельцин, подравни­вая ложь под правду и правду под ложь.

Находясь на пике популярности, Ельцин говорил с три­буны так: «... считаю главным, чтобы действовал такой ме­ханизм в партии и обществе, который исключал бы ошибки, даже близко подобные прошлым, отбросившие страну на десятилетия, не формировал бы "вождей" и "вождизм", со­здал подлинное народовластие и дал для этого твердые га­рантии» (XIX партконференция, 1988 г.). Практическая де­ятельность привела Ельцина и к вождизму, и к тому, что его усилиями страна была отброшена на многие годы назад.

Ельцин тогда призывал не планировать до 2000 года, а решать полностью за 2-3 года «одну-две задачи на благо людей». И вот Ельцин в президентском кресле. Какие за­дачи за 2-3 года он решил? Никаких. Только разрушение и хаос исходили от него. Надо действительно обладать ог­ромным «творческим» потенциалом, чтобы за три года не сделать на благо людей совершенно ничего!

Ельцин призывал к открытой «партийной социологии»: публикации подробных отчетов руководящих органов, обоб­щений писем трудящихся и пр. Ни разу Ельциным не было сделано ни такого отчета, ни попытки заставить своих бли­жайших сторонников такой отчет опубликовать. Хвалиться нечем, каяться он мог, только когда припирали к стенке. Ре­цепты «демократизации» Ельцин придумывал для других, но не для себя. Себя он хотел считать «царем Борисом». Забывая, что царь Борис Годунов был самозванцем - само­провозглашенным царем, не имевшим прав на престол. Са­мозванцем был и Ельцин. Несмотря на то, что народная лю­бовь и закулисные технологи вывели его к вершине власти. Он не был готов к этой власти ни морально, ни интеллекту­ально. Он был всего лишь советским самодуром, который во власти видел лишь упоение процедурой чинопочитания и безделье. Ельцин был бездельником!

Собственно, это позволяет понять, почему от него не ис­ходило ни одной конструктивной инициативы, почему он не брал на себя ответственности ни за одно социально-эконо­мическое изменение, которые проводились одно за другим, изничтожая страну. Ельцин мог самодурствовать, но не мог , управлять. Примерно то же можно сказать и о современных правителях России. Для них тайна власти недоступна. По сути дела, они не властвуют. Это инфантилы, которым уда­лось попасть в «верхи» по случаю. И они торжествуют, ра­дуясь, как подростки: теперь у них все есть, а делать ничего не надо. Делать будут подчиненные, а ты - только спраши­вать с них за результаты.

Ельцину в 1988 году «было стыдно» за роскошные особ­няки, дачи и санатории партийного начальства. Он гово­рил о порядочности, нравственной чистоте, скромности, партийном товариществе. Где все это? Ничего и в помине не осталось от тех запальчивых слов, которые скользили по верхам. «Партийное товарищество» - это была только мольба о том, чтобы за слова не начали лишать должнос­тей. Это укор партийному руководству, которое вело себя ровно так же, что и Ельцин всю свою жизнь: говорило одно, делало другое.

Когда Ельцин сел к рычагам власти, роль борца с при­вилегиями уже была сыграна, аплодисменты в необходимом количестве истребованы, и проку продолжать это кривлянье не было никакого. Теперь можно строить себе немыслимый особняк в Крылатском, располагаться в 15-ти комнатной квартире (не считая квартир для дочерей по 128 кв. метров), можно жить сразу на пяти дачах: в Архангельском, в Сосновке, в Успенском, в Горках и в бывшей резиденции Горбачева, можно подписывать Указ об изготовлении президентского штандарта из золота и серебра («Завтра», № 32,1994).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.