Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Савельев А.Н. 10 страница



Растерянность перед сложностями политической и эко­номической ситуации побуждала в 1990-1993 гг. некоторых политиков играть на нетерпеливом ожидании перемен и предлагать простые рецепты решения всех проблем. Оче­редное «открытие» появилось в интервью Г.Х. Попова еже­недельнику «АиФ» (№ 29, 1991): пока КПСС и демократы топтались на месте, на политическую арену вышла третья сила - «люмпенский вариант фашизма». Опасность фа­шизма была объявлена главной и, таким образом, борьба с фашизмом выходила для демократического движения на первый план. Не удивительно, что в список представителей «нашего» фашизма можно легко попасть помимо воли (а именно - волей хозяев прессы). Вас, дорогой читатель, мо­ментально можно по распоряжению причислить к люмпен- патриотам, люмпен-шовинистам, люмпен-пролетариату, люмпен-интеллигенции, люмпен-чиновникам (люмпен-аппарату). А все это совместно - «консервативно-люмпенс­кий фашизм». Такова классификация Попова, охватываю­щая все население России, исключая лишь ее предателей и разорителей. На ее основе в течение двух десятков лет ведется война правящей олигархии с русским народом, с русскими общественными активистам.

Выдумав миф о люмпенском фашизме, Попов активно разрабатывал эту тему, не уставая повторять слова о той огромной опасности, которую несет объединение комму­нистов и националистов. Именно этот шизофренический испуг привел к силовому подавлению забастовки таксис­тов, возмущенных убийствами своих друзей и безнаказан­ностью кавказских банд на улицах Москвы, когда еще об этнобандитизме говорили лишь единицы. Через десятиле­тие этнобандиты, завезенные в Москву Лужковым, будут терзать ее ежедневно. Именно этот психоз стал причиной первой крови, пролившейся 23 февраля 1992 года, когда банды наемников в милицейской форме устроили массо­вое избиение демонстрантов и ветеранов войны. Именно по этой причине Попов истерически призывал «дать отпор» попыткам «нового путча», которого он так ждал и увидел, наконец, в попытке народных депутатов ликвидированного СССР (которых, кстати, никто полномочий не лишал) соб­рать свой Съезд в марте 1992 года.

Завершающий теоретические изыскания тезис Г. Попов выдумывает после своего провала на парламентских вы­борах 1993 года: неблагополучное общество не может поз­волить себе роскошь всеобщих равных выборов. Из этого тезиса автор сам делал вывод: нельзя давать голосовать селу, пока фермеры составляют в нем 1%. Другое следс­твие: полновластие исполнительной власти в переходный период должны защищать специальные элитные части, вы­веденные из подчинения военных. Так проще будет найти желающих расстреливать парламент и усмирять недоволь­ных («НГ», 10.12.93).

Малоизвестны, но чрезвычайно поучительны закулисные маневры Попова при навязывании Москве должности мэра и при проведении предвыборной кампании. Вспомним еще раз, с какой подкупающей прямотой высказывался Гавриил Харитонович перед выборами председателя Моссовета в апреле 1990 года (цитировано выше). Готовность оставить выборный пост при явном расхождении между взглядами большинства депутатов, отказ от попыток переиграть это большинство в процедурных вопросах - нормальная пози­ция для всякого порядочного человека. Но этой позицией Попов не воспользовался, когда внеочередная сессия Мос­совета (29.04.91) сформулировала свою законодательную инициативу по поводу статуса и порядка выборов мэра Москвы. Решение сессии существенным образом отлича­лось от проектов, подготовленных самим Поповым - кан­дидатом на этот пост. Поэтому с его стороны были пред­приняты всевозможные усилия, чтобы в обход Моссовета провести свой вариант реформы управления, опираясь на связи в Президиуме Верховного Совета РСФСР.

В результате Попов добился такой процедуры выдвиже­ния кандидатов на пост мэра, при которой он становился практически единственной фигурой, представляющей де­мократическое движение Москвы (Т. Корягина, имеющая второй после Г. Попова рейтинг популярности среди моск­вичей, не успела набрать достаточного числа подписей для включения в список для голосования). Противодействие позиции Моссовета дошло до того, что решения внеоче­редной сессии, собранной инициативной группой депутатов вопреки воле председателя Моссовета, около двух недель не подписывались Г. Поповым и не направлялись в рассыл­ку. То есть происходила грубейшая манипуляция процедур­ными моментами, которая не позволяла большинству депу­татов Моссовета реализовать свою позицию. Ставка в этих номенклатурных играх для Попова была столь высока, что всякие представления о порядочности оказалось возмож­ным просто отбросить.

Попов не только не попытался утрясти разногласия с де­путатским корпусом, но и не выполнил еще одного обеща­ния, взятого на себя добровольно в уже упомянутом пред­выборном выступлении перед Моссоветом. Он заверил, что если станет баллотироваться в мэры, то для обеспечения выборов главы исполнительной власти «без давления» (т. е. без преимуществ для обладателя наиболее заметного административного поста) уйдет в отставку со своего поста председателя Моссовета и тем самым формально уравняет шансы всех кандидатов на выборах. Не ушел и не уровнял. Наоборот, Попов потребовал у сессии Моссовета особой рекомендации для своей кандидатуры, предупредив в опуб­ликованном накануне ультиматуме, что при отказе в такой рекомендации не только сразу уйдет в отставку с поста председателя Моссовета, но и вообще не станет участво­вать в выборах.

Не помогло. Даже при столь жесткой формулировке требований при открытом голосовании выявилось, что за год лидер демократов потерял навсегда более трети своих сторонников в Моссовете. Соответствующей рекомендации депутаты не выдали, считая, что шансы кандидатов и без того в пользу Попова. (Мне довелось сделать свой вклад в этот результат: на сессии я выступил в трибуны, заявив о полной несостоятельности Попова как политика и управ­ленца.) Но это не помешало последнему «забыть» свои угрозы и штурмовать кресло мэра по просьбе «друзей из Московского объединения избирателей».

На этих выборах перед Поповым стояла задача - побе­дить в первом туре вместе с Ельциным, который баллоти­ровался в президенты России. Второй тур с голосованием только по кандидатуре мэра с большой вероятностью мог не привлечь достаточного количества избирателей. Ради реализации сверхзадачи снова пришлось хитрить и лгать. Неравенство шансов кандидатов в мэры было усилено сов­местной предвыборной кампанией Ельцин-Попов. Вспом­ним хотя бы заполонившие столицу плакаты: «Ельцин - для России, Попов - для Москвы!» или «Ельцин: я голосую за Попова и Лужкова!». Нет сомнений, что этот девятый вал плакатов и листовок мало что прибавил к авторитету Ель­цина, но шансы конкурентов Попова свел к нулю.

Суть предвыборной кампании Попова кратко выразила газета «Позиция», № 15 (превращенная в агитлисток под грифом «исполком Моссовета», неожиданно появившийся в демократической газете). На первой странице над фото­графией Попова и Ельцина читаем: «Они пришли дать нам волю! Неужели откажемся?» Действительно, стоит ли отка­зываться, если тебя силком стараются втащить в «светлое будущее»? Тут и смыслом введения поста мэра интересо­ваться некогда! Тот же прием в 1996 году использовал не­популярный в народе Ельцин. «Голосуй или проиграешь!» - гласил его предвыборный лозунг, принесший ему иллюзию победы и скрывший тем самым масштабную фальсифика­цию. Вполне возможно, что Попов занимался фальсифи­кациями уже тогда. Один из депутатов Моссовета многие годы спустя рассказал мне о втором тираже бюллетеней для голосования при избрании Попова председателем Мос­совета. Нет сомнений, что Попов не постеснялся бы сделать и второй тираж бюллетеней для фальсификации выборов мэра Москвы.

Ради мэрского поста Попов, как и все люди его круга, не гнушался выдавать черное за белое. Так, в одной из агита­ционных листовок москвичам предлагалось порадоваться за увеличение ввода жилья «при Попове» на 18% за квар­тал (при страшном провале графика ввода жилья в 1990 году), за пенсионеров, получивших прибавки к пенсиям из средств города (на деле же - из кармана курильщиков, вы­нужденных покупать сигареты по коммерческим ценам), за создание 14 тысяч негосударственных предприятий (боль­шинство из которых либо просто сменили вывеску, либо были не в состоянии продуктивно работать). Тут же обна­ружились мифические 10 тысяч га под садовые участки в

Подмосковье, липовое увеличение объема ремонта дорог на 75% (тогда как за развал работы в 1990 года пришлось снять с должности начальника московского «Автодора»). Попов и его соратники лгали напропалую. Они первыми по­няли, что наступает эпоха тотальной лжи.

Избирательной кампании Г. Попова способствовала и организованная его хозяевами дискредитация представи­тельной власти, которая в дальнейшем хорошо послужила и Попову, и Лужкову.

Весной 1991 года Г. Попов потряс общественность оче­редным «эпохальным» произведением с громоздким на­званием: «Об укреплении демократически избираемой исполнительной власти и демократического порядка (вто­рое открытое письмо председателя Моссовета народным депутатам Моссовета и райсоветов, всем москвичам)». Он писал, что Советская система - это «мощная голова в виде Советов и весьма слабое «тело» в виде исполнительных органов». Вывод делался такой: надо перераспределить власть. Вот аргументация человека, целый год палец о па­лец не ударившего для организации работы возглавляемо­го им органа власти: «...Какое обсуждение возможно среди . нескольких сотен человек, когда автор предложения не то что ответить или пояснить, а вообще, в лучшем случае, мо­жет выступить только один раз, а многие его оппоненты не могут выступить ни разу? Представительный орган нужен, но только в составе нескольких десятков депутатов - не более». По логике Попова, для того чтобы узнать мнение депутата, непременно надо собирать сессию. Будто нет ме­ханизма согласования интересов на заседаниях комиссий, в предварительных слушаниях, на Президиуме Моссовета. По логике Попова выходило, что механизм народовластия, рожденный на последних выборах, уже никуда не годен. Выходило, что избранный всего год назад Моссовет - уже мешает. И нейтрализовать вред от народного представи­тельства (а такой вред считался бесспорным) может только «народный мэр».

Потому, когда Попов стал таким «народным мэром», он не слишком утруждал себя работой, а потом и вовсе сбе­жал со своего поста, поработав в должности мэра лишь около года. Вся «фундаментальность» его теории испари­лась от столкновения с жизнью, которую он же исковеркал. На практике его «теории» просто обосновали разрушение систем управления, переделку их под бюрократические кланы и запросы олигархии. Народное представительство в Москве было заменено карманной Мосгордумой из 35 чело­век, которые никогда не противоречили «сильной исполнительной власти», организовавшей систематический грабеж городской собственности и бюджета.

Добился Попов и ликвидации местного самоуправле­ния, через которое москвичи могли находить хоть какую- то управу на обнаглевших чиновников. Вот так это было «обосновано» в теории: «В сложившейся сейчас кризисной ситуации и с учетом положения Москвы, как столицы, я не вижу иного выхода, как превратить среднее звено исполни­тельной власти в городе - райисполкомы - в главные орга­ны на уровне городского района, формируемые городским исполкомом и подчиненные только ему. На уровне района нужно иметь Муниципальный совет, но с совещательными функциями по отношению к райисполкому...»

Райсоветы, избранные гражданами, просто выбрасыва­лись на помойку вместе с интересами избирателей и Конс­титуцией, предоставившей им право выбора. Предлагалось сохранить «потенциал демократии» - бесправных, безопас­ных для номенклатуры и никому уже не нужных депутатов этих самых райсоветов, но теперь уже в виде работников исполкомов и советов самоуправления микрорайонов. Со­ответственно, и депутаты Моссовета должны были быть принижены до выполнения чисто совещательных функций при исполнительной власти. В конце концов, все это сделать удалось. Народное представительство в Москве было унич­тожено окончательно в 1993 году и больше уже не возника­ло. Все без исключения выборы были фальсифицированы, все без исключения депутаты Мосгордумы и муниципаль­ных собраний согласовывались в кабинетах лиц, захватив­ших власть в результате государственного переворота.

К историческому письму «большого демократа» был приложен проект о введении «столичности» на Москве. «Столичность» заключалась прежде всего в том, что «мэр является главой исполнительной и распорядительной влас­ти и подчиняется непосредственно Президенту СССР и Председателю Верховного Совета РСФСР (Президенту РСФСР)». Ну, а сессия Моссовета собирается один раз в год - не более чем на две недели. Раз в квартал на срок также не более недели собирается Муниципальный Совет - десятая часть особо уважаемых депутатов, которые вправе направлять мэру свои решения, а тот вправе их отклонять.

Как точно воспроизводит все это предысторию Сове­тов, подмятых номенклатурой КПСС! Как раз такие Советы и нужны были новой номенклатуре, только такие Советы и могли обслуживать ее интересы. Вот Попов и старался обос­новать то, что Лужков реализовал в декабре 1993 года, а по­том постоянно поддерживал - фальшивую «надстройку» над тиранической властью самых отпетых разбойников.

Что касается политики, то, согласно мыслям Попова, вся она должна была сосредоточиться в Политическом Кон­сультативном Совете при мэре, состоящем из представите­лей организаций Москвы, документально подтвержденная численность которых превышает 1% списочного состава избирателей Москвы, т. е. 60 ООО членов. По тем временам такое могла позволить себе только компартия, которая и со­ставила бы половину нового Совета. А вторую половину, по замыслу Попова, он подобрал бы сам. Теперь известно из кого - из уголовников, мздоимцев и прочей нечисти:

Победа на выборах мэра воодушевила Попова на новые «подвиги». Пообещав накануне обсудить административ­ную реформу в городе «с депутатами и с районами», он тут же об этом забыл. Заявив сразу после выборов о необхо­димости сотрудничества с продуктивно работающим Мос­советом, Попов в действительности начал переманивать кадры и материальные ресурсы в мэрию. Моссовет опустел и был предоставлен сам себе. Если бы не сопротивление тех, кто не потерял совесть и честь в начавшемся тоталь­ном разграблении страны, можно было бы считать, что вступившее во власть ворье действовало при молчаливом согласии большинства.

Попов и его группировка страстно ненавидели народное представительство, поскольку и в самом народе чувствова­ли враждебность к своим завиральным идеям. Они воевали против народа, а потому считали себя обязанными обма­нывать его. Воспитанный коммунистическим режимом в полном неведении политических процессов, народ оказал­ся малочувствителен ко лжи, и многое принимал на веру. Попову верили, и оттого он лгал наглее. Первыми Попову перестали верить депутаты, быстро избавившиеся от наив­ности. И оттого Попов их ненавидел до безрассудности.

Не смягчило Попова, к тому времени ставшего мэром Москвы, даже совместное участие московских чиновников и депутатов в подавлении ГКЧП в 1991 году. Уже через ме­сяц после разгрома ГКЧП на московских депутатов со всех

сторон посыпались постоянно повторяемые в прессе обви­нения в непрофессионализме и болтливости. Попов сам показывал пример: для телезрителей он постоянно находил время, чтобы ответить на полтора десятка вопросов, почти никогда не требующих конкретных действий. С депутатами же работать было неудобно: они владели необходимыми знаниями, надуть их показным народолюбием оказалось труднее. Вот и стало привычным для Гавриила Харитонови- ча повсеместно поносить «советскую власть».

Агитаторы и пропагандисты нового режима стреми­лись убедить доверчивых избирателей, что само название «Совет» изначально означает порочность. Советы мешали грабить страну, потому что в то время купить большинство депутатов было еще невозможно. Поэтому их дискреди­тировали в глазах легковерных граждан, часть которых и сама была не прочь поживиться на растаскивании страны и втаптывании в грязь национального достояния.

После ликвидации ГКЧП мэр и его компания старались всячески отметить свою роль в сооружении баррикад у Бе­лого Дома. На сессии Моссовета Попов говорил: «Админис­трация города действовала в соответствии с указаниями правительства, активно помогая. Строительные конструк­ции, баррикады, транспортные средства выходили на пос­ты, перекрывали улицы, загруженные песком самосвалы становились там, где нужно, и в тех количествах, которые нужны. Короче говоря, все службы города в этот критичес­кий момент работали так, как требовало российское руко­водство, обеспечивая блокирование действий путчистов». Все это было ложью. «Столько, сколько нужно» - это коли­чество, достаточное для создания декораций, состоящих в основном из слов.

Во время торжеств по поводу провала «путча» Попов энергично выступал на всех крупных мероприятиях. В этих выступлениях трижды прозвучала фраза о том, что моск­вичи на баррикадах отработали свои талоны, свои приви­легии. Дважды Гавриил Харитонович предлагал присвоить Президенту РСФСР звание Героя Советского Союза. Оба пассажа говорят, пожалуй, о полном отсутствии внутренней культуры.

Послепутчевая горячка явилась причиной появления Указа Ельцина № 96, поставившего под сомнение консти­туционные права Моссовета (утверждение бюджета, опре­деление правил распоряжения землей и собственностью в

городе, порядка проведения приватизации) и перепоручаю­щего - в нарушение целого ряда законов РСФСР - функции представительной власти мэрии. Нет сомнений в том, что проект такого Указа на стол Ельцину положил Попов, поль­зовавшийся в то время у президента особым доверием. Это доверие простиралось до такой степени, что позволяло Попову нагло заявлять: Моссовет ему не указ, а все кон­фликты должны разрешать «вышестоящие организации». Пытаясь дать своей позиции какое-то обоснование, Попов сформулировал удобный для него принцип: «Горизонтальных вторжений в деятельность исполнительной власти не предусмотрено» («Куранты», 12.12.91). Так он говорил, так поступал, а вся правоохранительная система безмолвство­вала. Она уже тогда была поражена гнилостными процесса­ми и мало чем отличалась от банд преступников.

К осени 1991 года Г. Попов почти добился своей цели. В лице мэрии была сформирована сила, обладающая моно­полией в принятии решений по всем вопросам жизни Моск­вы. Эта сила стремилась не к реформированию, а к удуше­нию представительных органов власти, к превращению их в неполноценный придаток мэрии. При этом продолжалась недобросовестная кампания дискредитации депутатского корпуса Москвы, и создавались невозможные условия для его работы. Создание монопольной структуры мэрии от­разило общую тенденцию подчинения всей политической жизни интересам альянса новой и старой номенклатуры. У Попова была попытка создать заменитель КПСС, но в дело вмешались люди более толковые, и по-настоящему такой заменитель был создан лишь при Путине - усилиями неве­роятно обогатившейся олигархии, «проплатившей» партий­ные структуры свою холопов.

Менять всю систему - такова была установка Попова, оправдывающая тунеядство. Мы помним: с грязью на ули­цах Москвы без того, чтобы переломать все, что только воз­можно, справиться он был не в состоянии. Когда же вкус к разрушению был удовлетворен, управлять городом стало и вовсе не с руки.

Для чего же москвичи избирали Попова мэром? По По­пову - вышло, что для продавливания его понимания кон­цепции реформ. И если уж не удалось подменить собой Президента, то этот самый Президент должен именно в Москве уничтожить всякое подобие законности. До каких- то пор Ельцин шел на поводу у Попова, и целая цепочка противозаконных Указов вышла из-под его пера.

К осени 1992 года назойливость Попова перешла все границы. Ему не терпелось получить совсем уж диктаторс­кие полномочия. Четырежды Попов ходит к Президенту за новыми полномочиями, нужными якобы для радикальной приватизации жилья и торговли. Безрезультатно. Полномо­чий и так через край, а управление хозяйством Москвы ни­как не налаживается. Наконец, Попов восклицает: «Что это за система, в которой подчиненный должен висеть на шее у начальника!», - и уходит (в который уже раз, но все-таки теперь окончательно) в отставку («НГ», 11.06.92).

В другом печатном месте Попов заявляет, что его уход связан с тем, что российское законодательство не позво­ляет ему совмещать пост мэра и пост председателя «Рос­сийского движения демократических реформ» («Куранты», 06.06.92). Будто бы Попов когда-нибудь всерьез восприни­мал законы!

В третьем варианте обоснования своего бегства Г. По­пов говорит: «Я собирался быть мэром в условиях, когда обществом командует КПСС». К роли хозяина Москвы он оказался не готов. Эта роль, по Г. Попову, сводится к тому, чтобы делить блага («НГ», 10.12.93). Делить он не хочет и не умеет. Потому и уходит.

На деле же причина ухода, а точнее - бегства, проста. Прошел год, и настала пора отчитаться о деятельности на посту мэра, но отчитываться было нечем. Опять нечем! И вот почему: «Я хорошо знаю свои способности - в моем возрасте пора все это хорошо знать. Я теоретик, я спосо­бен разработать политику, способен защищать эту поли­тику, пропагандировать ее. Есть и участки практической деятельности, которые я могу вести. Но мэром я оказался в силу обстоятельств, и при первом удобном случае, как только обстановка будет благоприятной, с удовольствием уступлю свой пост любому другому, который действительно пригоден для такой работы». И еще одна причина: «Я по советским понятиям - богатый человек. Ни в чем не нужда­юсь, все у меня есть. Поэтому знаю, что после ухода с поста мэра буду жить и работать нормально» («ДМ», 28.05.92).

Вслед за бегством Г. Попова с поста мэра 4 июня 1992 года, Ельцин самочинно, не согласовав свои действия с Моссоветом (как это было положено по закону), назначил на данный пост Лужкова и объявил его главой администра­ции Москвы. 10 июня Моссовет обратился к Президенту с просьбой устранить нарушения законодательства в упомя­нутых указах. Ответа на обращение не последовало. Моссо­вет 25 июня 1992 года своим решением расценил действия Президента как незаконные, выразил Лужкову недоверие как заместителю главы администрации и, в соответствии с законом, назначил выборы нового главы администрации на 5 декабря 1992 года.

Логика депутатов Моссовета заключалась в следую­щем: принятие ряда поправок в действующую Конституцию и ряда законов на этот момент отождествило должность мэра с должностью главы администрации. Досрочное пре­кращение полномочий главы администрации на основании личного заявления по Закону «О краевом, областном Сове­те...» - исключительная компетенция Моссовета. Президент мог своей волей освободить Попова от должности лишь в случае грубого нарушения Конституции, актов Президента или Правительства или же по заключению Конституцион­ного Суда. Согласно действующему постановлению Съезда народных депутатов, установившему мораторий на выборы глав администрации до 1 декабря 1992 года, Президент не мог назначить Лужкова главой администрации без согласо­вания своего шага с Моссоветом и депутатами России от Москвы.

Московское правительство тут же отреагировало. На пресс-конференции было заявлено, что если решение Моссовета «не получит оценки здравомыслящей части де­путатов, правительство не будет считать возможным со­трудничество с данным депутатским корпусом». При этом правительство в отставку не собиралось и рассчитывало снова на Ельцина, указы которого позволяли не замечать существования в столице представительного органа власти («РГ», 27.06.92).

Лужков и его соратники использовали и новые для себя методы давления на депутатов. Они стремились организо­вать не только газетную кампанию против них, но и проде­монстрировать поддержку своего режима москвичами. На улицу выводились демонстрирующие свою поддержку Луж­кову грузовики, здание Моссовета было засыпано велико­лепно отпечатанными листовками, у его входа появились пикеты.

Попов бежал, чтобы «жить и работать нормально». И под это он подвел свою «теоретическую базу». Вот та­кими рассуждениями: «Я всегда нервничаю, когда не знаю, кому сколько надо дать, хотя хочется за что-то отблагода­рить человека. А по тарифам было бы просто: скажем, 10- 20% от стоимости сделки. В Америке так и говорят: 15% к счету. И все довольны друг другом. Можно ли это назвать коррупцией? Можно. Но можно и дополнительной оплатой хороших услуг» («АиФ», апрель 1992).

Ну, про Америку - это просто вранье. К счету деньги там берут не администраторы, а официанты. А вот понимание естественности подкупа в устах Попова - важный момент для понимания живучести воровства в административных органах власти и неизбежности создания «Попов-фондов» в ситуации мятежа номенклатуры.

Вот еще один перл Г. Попова: «Я категорически против всяких злоупотреблений, но это не означает, что работникам управления надо запрещать участие в бизнесе. Должен быть определен срок, после которого человек должен переходить в предпринимательскую структуру, если уж втянулся, стал заниматься бизнесом» («Труд», 12.12.91). Главное - втянуть­ся, а потом можно любое имущество считать своим!

Накануне своего бегства с поста мэра Попов откровен­ничал еще и таким образом: «..Если мы не решим пробле­му коммерциализации общества, мы будем обречены на жестокую борьбу за каждое кресло, ибо другого источника доходов у наших людей не имеется». И чуть ниже: «Я по советским понятиям богатый человек... К сожалению, очень многие из нынешних государственных чиновников, в том числе и самых высокопоставленных, находятся в ином по­ложении. Для них уход с поста - катастрофа. Надо ли удив­ляться, что они всеми правдами и неправдами стараются пробиться на большие должности, пробившись же, стара­ются удержаться на них как можно дольше? Вот и причина появления новой номенклатуры» («ДМ», 28.05.92). Можно ли после таких слов поверить, что Попов уже в качестве лидера РДДР может предложить программу именно народ­ной приватизации, а не очередной вариант грабежа народа («НГ», 04.07.92)?

Приватизатор Гавриил Попов расценил так: коль скоро на каждого гражданина России приходится на 10 тыс. рублей собственности (в старых ценах - до 1992 г.), то все предпри­ятия, где остаточная балансовая стоимость фондов ниже этой цифры, помноженной на число работающих, должны быть отданы трудовому коллективу бесплатно («Известия», 20.05.92). Так и получилось. Добавим, что если предпри­ятие стоило больше, то остальную часть вносили деньгами.

Но уже деньгами «новыми», обесцененными, то есть теми, которых было много и которые были дешевы. Оплачивали этими пустыми бумажками имущество, оцененное несколь­ко лет назад. Еще одна заметная особенность поповской приватизации состояла в том, что членами трудовых кол­лективов, которым московская администрация подарила такие льготы, оказались почти исключительно работники торговли и службы быта. К тому же они получили еще и ва­учеры от российского правительства.

Г. Попов в интервью еженедельнику «Эвенман дю жер­ди» сказал: «Не столь уж важно, в чьи руки перейдет го­сударственная собственность. Останутся лишь те, кто су­меет выжить» («Гласность», август 1992). Одним назначено было выживать, другим жить на широкую ногу. Вместе с реализацией невнятных идеологических установок Попова, в Москве привольную жизнь обеспечила себе криминально организованная торговля.

Именно торговая мафия, против которой боролся пер­вый секретарь московского горкома КПСС Б. Ельцин (или, скорее, делал вид, что борется) и которую вместе с Попо­вым и Лужковым энергично поддержал в процессе реформ, полностью восторжествовала в Москве. Она же показала, как борцов с мафией покупают и ставят на службу этой са­мой мафии.

Теория, оправдывающая воровство, получила для По­пова выгодное продолжение на практике. Для отставного мэра Москвы отступным подарком режима стал Междуна­родный университет и фонд при нем. В оформлении подар­ка личное участие принял Президент Ельцин. Фонд разви­тия «Международного университета», возглавляемый По­повым и учрежденный в свое время должностными лицами московского и российского правительства, в начале своей «продуктивной» деятельности выселил из двухэтажного особняка Центр культуры и гуманитарного сотрудничест­ва «На Остожье». По частному письму Фонда Президенту Ельцину последний согласился на передачу Фонду еще це­лого ряда зданий: Ленинградский пр., 17 (бывшая Высшая партийная школа), Скаковая, 9 (бывшее общежитие студен­тов), дома отдыха «Кунцево» и «Озеры», объект «Соснов- ка-2», строящийся дом на Ленинском пр., строение 15 по Плотникову пер., дом 6 по Савельевскому пер.


Ни письмо, ни ответ на него в канцелярии Президента не были зарегистрированы, что означало передачу зданий и земли частным порядком. И не удивительно, ведь в псевдо­университете обучались стипендиаты таких фирм, как «Ме­натеп», «Кока-Кола», СП «Мост», оплачивающих молодую поросль подлецов.

А вот другая часть подарка. По распоряжению Прези­дента от 17.06.92 поповскому университету дополнительно из госбюджета было выделено 100 млн руб. на двухлет­нее обучение бизнесу 50 (всего-навсего!) уволенных в за­пас офицеров - так называемый «президентский набор». То есть более чем по полтораста тысяч в месяц (в ценах се­редины 1992 г.), на каждого из отборного отряда ельцинистов! Вся сумма была перечислена к 1 сентября 1992 года, а не поэтапно, как это должно было быть по нормальной логике экономии бюджетных средств. Таким образом, Меж­дународный университет получил еще и своего рода бес­процентный кредит («Коммерсантъ-Дейли», 22.10.92).

А теперь посмотрим, кто же сформировал состав уч­редителей Фонда развития этого университета, который в ценах 1991 года имел уставной капитал в 500 000 рублей. Это физические лица - чиновники разных уровней: Г. По­пов (на тот момент мэр Москвы) - 100 000 рублей, А. Беляв­ский (советник мэра) - 67,5 тыс. рублей, В. Ресин (вице-пре- мьер Правительства Москвы) - 65 тыс. рублей, Ю. Прошин (начальник ХОЗУ администрации Президента России) - 65 тыс. рублей, В. Лещинский (тоже чиновник ХОЗУ, а в прошлом - чиновник ЦК КПСС) - 65 тыс. рублей. Не беда, что таким участием чиновников в подобной структуре нару­шены сразу Закон «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности» и Указ того же Президента «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Указы для собственных соратников пишутся, а не против них! И вопрос об источнике сумм, вложенных учредителя­ми в уставной капитал и равных примерно десятилетней зарплате каждого из них, как-то задавать не хочется. И об источнике финансирования закупок квартир для профес­сорско-преподавательского состава Международного уни­верситета (право на покупку десяти квартир в год Г. Попов дал сам себе соответствующим распоряжением в ноябре 1991 г.) спрашивать бессмысленно («НГ», 18.09.92). От всей этой истории и без того за версту несет воровством.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.