Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Савельев А.Н. 1 страница



 

 

Савельев А.Н.

 

КАК УБИВАЛИ СССР. КТО СТАЛ МИЛЛИАРДЕРОМ.

 

 Роковые 90-е, разрушение Советского Союза, рождение олигархии. (Серия "Сверхдержава") - М.: Книжный Мир, - 2012. - 352 стр.

ISBN 978-5-8041-0581-6

Двадцать лет назад в результате государственного переворота, совершенного Ельциным, его сторонниками, при подде­ржке зарубежных врагов нашей страны был разрушен Союз Советских Социалистических Республик.

Советский Союз, несмотря на его идеологическую чуж­дость русской традиции, оставался для нас, русских, Родиной, которую очень часто называли «Россия» - и обычные люди, и крупные писатели. Советский Союз - это всего лишь офици­альное наименование государства, которое к концу 80-х годов XX века пора было сменить на название историческое и всеми любимое.

Тем, кто помнит, что случилось с нашей страной 20 лет на­зад, тяжко смотреть, как чествуют Михаила Горбачева - иници­атора расчленения страны, который имел в руках все инстру­менты управления, чтобы подавить крамолу и вывести страну на магистральный путь ее развития, заложенный в традиции.

За короткий промежуток 1991-1995 гг. в России возникли колоссальные капиталы, власть денег приобрела гипертрофи­рованные формы. В этот период политическая власть в стране приобрела опору в новоявленных олигархах. Ельцин прибли­зил группу избранных: Березовский, Гусинский, Смоленский, Ходорковский, Фридман, Чубайс. Олигархами также следует считать и крупных управленцев, также контролировавших гро­мадные имущественные комплексы, также президентов неко­торых внутренних республик.

Понимание происшедшей с Россией трансформации - один из шагов к тому, чтобы выйти на путь избавления от олигархии и утверждения справедливой власти, живущей исполнением общественно полезных задач. В чем автор и видит свой граж­данский и профессиональный долг.

ЗАО «Книжный мир».

ISBN 978-5-8041-0581-6

127427, г. Москва, ул. Ак. Королева, д.28, к.1 Тел.: (495) 619-01-63; 618-01-42

©А.Н.Савельев 2012 © Книжный Мир 2012


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Железный закон» олигархии гласит, что в любом, даже самом демократичном обществе, непременно выделяет­ся группа, которая концентрирует в своих руках власть и богатство. Отчасти это связано с естественной функцией государственного управления, предполагающего делеги­рование полномочий профессиональным управленцам. Но чтобы стать олигархией, слою управленцев надо переро­диться в нечто антиобщественное, антинациональное, не имеющее ничего общего с исполнением общественно по­лезных задач. Однако такое перерождение происходит да­леко не всегда.

В имперской России олигархии не было. Хотя управ­ленческий слой уже переродился в бюрократию, а арис­тократия приобрела черты паразитического слоя. Пока во главе страны стоял Государь Император, сконцентрировать в одних руках собственность и власть не представлялось возможным. Стоило этот стержень российской государс­твенности устранить, как она рухнула. И уже в советской системе образовалась новая бюрократия - номенклатура. Включенность в этот привилегированный слой означала доступ к материальным благам, которых народ был лишен. Символом привилегий стала система специального снаб­жения товарами с характерным признаком - «конвертное» поощрение партийных кадров, которые формально, на од­ном и том же уровне управления, получали равные зарпла­ты с кадрами советскими.

Коммунистическая номенклатура еще не была олигар­хией, но была готова к новому этапу перерождения. Уп­равленцы, почувствовавшие свою полную независимость от народа, мечтали перейти на более высокие стандарты личного потребления - те, которые они могли видеть в за­рубежных поездках по наиболее развитым странам Запада. Для этого нужно было всего-то отбросить идеологические догматы и законы, не позволявшие владеть крупной час­тной собственностью. При поддержке зарубежных врагов нашей страны такой переворот был совершен, и олигархия образовалась почти мгновенно.

За короткий промежуток 1991 -1995 гг. в России возникли колоссальные капиталы, власть денег приобрела гипертро­фированные формы, страсть к наживе охватила довольно большую часть населения, тщетно пытавшегося разбога­теть за счет участия в финансовых «пирамидах», организо­ванных мошенниками. В тот же период политическая власть в стране приобрела опору в новоявленных олигархах, а те широко использовали в утверждении своего статуса хозя­ев жизни уголовников. Ельцин приблизил группу избран­ных: Березовский, Гусинский, Смоленский, Ходорковский, Фридман, Чубайс, Потанин. Помимо этих персонажей 90-х годов, олигархами следует считать и крупных управленцев, также контролировавших громадные имущественные комп­лексы и узурпировавших властные полномочия: Черномыр­дина, Лужкова, президентов некоторых внутренних респуб­лик - Шаймиева, Рахимова, Николаева, госпредставителей в крупнейших топливных и производственных корпорациях.

«Железный закон» бюрократии означает, что высшее руководство крупной социальной или производственной системы непременно, причем достаточно быстро лишается профессиональных навыков и приобретает нечувствитель­ность к нравственным императивам. Чтобы удерживать власть и получать максимальную прибыть, необходимо отказаться от многого, что знал до сих пор, и отбросить нравственные нормы. Ложь становится инструментом в конкурентной борьбе, где обман народа, обман потребите­ля дают преимущества при удержании власти и приобрете­нии прибыли.

Чтобы заставить общество принять такое перерожде­ние «верхов», используются инструменты информационной войны против собственного народа, который разлагают с помощью средств массовой информации, где особое место и особые привилегии получают пропагандисты режима - профессиональные лжецы. Таковые были рекрутированы олигархией из прежней марксистско-ленинской профессу­ры и брошены на «промывание мозгов». Так получили пуб­личную известность Г. Попов, Гайдар, Собчак, Нуйкин, Ла­цис и многие другие «авторитеты», среди которых наиболее выделялся академик Сахаров, не успевший застать олигар­хию, но наговоривший немало шизофренического бреда, с радостью подхваченного наемниками номенклатуры, на глазах трансформирующейся в олигархию.

В дополнение к пропагандистскому давлению и насаж­дению аморализма новая бюрократия в 90-е годы пошла на силовое подавление сил сопротивления. Кровавые собы­тия 1992-1993 годов (о них читатель прочтет в этой книге) были дополнены чудовищно неэффективной войной про­тив чеченских банд, в которой власть во главе с Ельциным многократно срывала победные операции армии и, в конце концов, в 1996 году уступила власть головорезам. В 2000-е годы этот сценарий был повторен.

Характер режима, установившегося в 90-е годы в Рос­сии, следует определить как тиранию - власть немногих (олигархия), помноженную на тотальное беззаконие. В следующее десятилетие этот режим не претерпел сущес­твенных изменений. Более того, он окончательно утвердил легальность капиталов, приобретенных криминальным пу­тем. Поэтому ранее скрытые миллиардеры стали открыто демонстрировать свое богатство, образовавшееся в ре­зультате невиданного в истории человечества грабежа собственной страны.

Можно ли что-то противопоставить «железным зако­нам», по которым Россия получила антинародный полити­ческий режим и антинациональные имущественные «вер­хи»? В этой книге мы не разрешаем этот вопрос, затра­гивая его только в заключении. Автор представляет лишь очерк истории 90-х годов, которые ему пришлось прожить, участвуя во многих событиях и анализируя их. Дело в том, что многие документы и высказывания известных лиц тех лет забываются. Однако, думается, стоит сохранить их для истории. Хотя действующие лица и обстоятельства с тече­нием времени подавляющим большинством будут забыты, но общее представление о 90-х годах XX века должно быть выстроено правильно. Этому и служит книга, представлен­ная читателю к 20-летию разрушения целостности нашей страны в результате государственного переворота, совер­шенного Ельциным и его сторонниками в 1991 году.

Понимание происшедшей с Россией трансформации - один из шагов к тому, чтобы выйти на путь избавления от олигархии и утверждения национальной власти. Что и яв­ляется, по мнению автора, главной целью и задачей всех патриотических сил страны.

 

ПРОГРАММЫ И ВЗГЛЯДЫ ЕЛЬЦИНИСТОВ

 

Финал 80-х годов - это бурлящие собрания интелли­генции во всех аудиториях, которые только можно было задействовать. Салтыков-Щедрин писал о подобной обста­новке, возникшей в русском обществе, дорвавшемся до об­разования, но еще не способного к здравомыслию: «Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. Один говорит, что слишком мало свобод дают, другой, что слишком много; один ропщет на то, что власть бездейству­ет, другой - на то, что чересчур достаточно действует; одни находят, что глупость нас одолела, другие - что слишком мы умны стали; третьи, наконец, участвуют во всех пакостях и, хохоча, приговаривают: ну где такое безобразие видано?! Даже расхитители казенного имущества - и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет».

Где бы ни собирались «демократы» - набивались полные залы. Преимущественно это кипение разума возмущенного происходило в Москве, в аудиториях московских вузов. Но казалось, что сотрясается все страна. Московская интелли­генция валом валила на собрания, которые казались каким- то откровением, прорывом к информации, доселе недоступ­ной, приобщением к творящейся на глазах истории.

Сегодня мало кто помнит, что тогда говорили «демок­раты», чего требовали, чего обещали на случай прихода к власти. Собственно, о власти они и не мечтали. СССР и при нарастающем хаосе оставался незыблемым, поскольку по­давляющее большинство народа хоть и липло к телеэкра­нам, где начали транслировать политические спектакли, но все же не помышляло о том, что страну можно расчленить или отдать власть в руки вот этим горлопанам. То же самое было и в элите: там, где знали, сколь тяжко нести ответс­твенность власти, никто не рассматривал Ельцина, Гаврии­ла Попова или Собчака как потенциальных властителей. В них видели разве что инструмент для снятия устаревшей и нетворческой «верхушки» КПСС.

Так о чем же вещали «демократы», внезапно получив­шие всеобщую известность - сначала по публикациям, а с 1989 года - по трансляциям Съездов народных депутатов?

Главное, на чем строился теневой интерес слоя полити­ков, возникшего из тусовок неформалов и «демо-коммунистов», - это реформа государственной власти, способная перераспределить властные полномочия и хотя бы слегка расчистить иерархическую пирамиду. Но в 1989-1990 годах этот вопрос еще не был основным, о разрушении государс­твенного единства и системы хозяйственного управления еще никто не помышлял. Правда, КГБ уже был сориенти­рован на изменников, которым позволялось говорить все, что угодно. Но за прямые призывы к разрушению страны еще можно было если не угодить за решетку, то заслужить всеобщее презрение. Народ хотел иной жизни - более сво­бодной, но вовсе не собирался разрушать свой дом.

В то время депутаты СССР, получившие статус народ­ных избранников на 90% по номенклатурному признаку, лишь осваивались в ощущении своей избранности, которая представлялась им значительным историческим событием. Они были еще неопытны при исполнении своей роли в быст­ро меняющейся ситуации, ими легко было манипулировать. Они не противились, они привыкли быть объектом манипу­ляций. Клан номенклатуры КПСС был в этой компании на порядок сильнее всех остальных группировок, и его пра­вила игры практически никем не оспаривались. Но вот из недр второго эшелона номенклатуры выделяется Межреги­ональная депутатская группа (МДГ). Ее публицистическая энергия и массированная агрессивность внепарламентских сторонников делают имя Г. Попову, А. Собчаку, С. Стан­кевичу, Ю. Афанасьеву и другим. Над всем этим шумом и гамом реет где-то в заоблачных высотах популярности обиженный властями любимец публики Б. Ельцин. Новизна этой нетрадиционно скандальной фигуры посреди номенк­латурного единства привлекает всеобщее внимание.

Все вроде бы есть у претендентов на симпатию народа, но формирование реальной оппозиционной силы как-то не клеится. Уже возникают зародыши политических партий, уже проходят первые демократические демонстрации, а лидеры МДГ лишь блещут речами в парламенте. По свиде­тельству Г. Попова («НГ», 10.12.93), парламентские демок­раты все лето 1989 года работали над созданием програм­мы объединения оппозиции в единый фронт. Наспорившись вдоволь, вопрос отложили, оставив лишь один лозунг: отме­ну 6-й статьи Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС. Единой платформы не было, дальше общих лозунгов дело не шло. Экономисты, юристы, историки не могли предложить ничего такого, что не придумал бы Гор­бачев. Принимать на себя ответственность за организацию массового движения лидерам МДГ, удобно устроившимся в депутатских креслах, не хотелось. Да они и не знали, как это делается. Знающие подтянулись в основном позднее, получив инструкции за рубежом.

Свидетельств о внутренней деятельности МДГ - этого зародыша нового номенклатурного спрута - не так много. Только небольшие дозы информации о деятельности МДГ просачивались в самиздат, пугая правоверных коммунис­тов своей залихватской нахрапистостью и готовностью порушить все основы. Примерно такого рода черновые на­броски попадали в руки жаждавших новизны граждан.

Уровень политического программирования виден из те­зисов к платформе межрегиональной депутатской группы:

«Основополагающими принципами взаимоотношений между народами являются право наций на самоопределе­ние и суверенитет, а также их равенство, независимое от численности...

Предлагается унификация иерархии национально-го­сударственных образований, и оставить только союзную республику, выделить Россию из Российской Федерации. Языки народов, давших наименование республикам, по­лучают статус государственных. Русский язык - только на территории России...

В союзном договоре предлагается предусмотреть права вступления, выхода и исключения республик...

Утвердить в специальном декрете, что в СССР нет и не может быть иного источника политической власти, кроме Советов народных депутатов. Сделать местный Совет глав­ным арендодателем и распорядителем природных ресурсов на подведомственной территории...

...отраслевые министерства ликвидируются, а вместо них создаются группы специалистов при Гэсплане».

Из этих строк вполне ясно, что и через десятилетия де­структивные выдумки продолжают присутствовать в обще­ственном сознании. Например, идея равенства народов, которой не может существовать в принципе, поскольку при­рода дает уникальные черты и способности не только отде­льным индивидам, но и целым народам. Для индивидов с некоторыми допущениями возможно правовое равенство, в котором способности в любом случае дают некоторые пре­имущества (общество развивается, когда более способным предоставляются большие права), но народы никак не мо­гут быть очерчены правом, а тем более наделены какими- то равными правами. Народы могут иметь историческую память, менталитет, какие-то антропологические свойства, но никак не могут иметь прав. Права имеют граждане, но не народы. Это правило попытались опровергнуть «феде­ралисты» - большевики, а в наши времена - либералы. Тягчайший кризис государственности в первом случае на­ступил, как только был снят интернациональный партийный диктат, а во втором случае кризис оказался перманентным даже в мононациональном государстве. Смягчить его смог только Путин - введением все того же партийного диктата космополитической партии «Единая Россия» и управляю­щего ею закулисного клана олигархии.

К 1990 году отстоялся еще один консолидирующий демок­ратов лозунг: «Вся власть Советам!». А к очередным выборам из недр узкой интеллектуальной тусовки всплыла программа избирательного блока «ДемРоссия». Опубликовал эту про­грамму флагман нарождающейся демпрессы - журнал «Ого­нек». Здесь уже есть за что зацепиться по существу.

Высказанные в 1990 году обещания стали основой предвыборных программ для всех, кто причислил себя к демократическому блоку. Но разительное несоответствие публично заявленных целей и средств и результатов было видно уже в 1994 году - и в разгоне Советов, и в разграбле­нии собственности, и в обнулении сбережений граждан.

Итак, процитируем этот воистину исторический доку­мент - пример оболванивания народа:

ПРОГРАММА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЛОКА «ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РОССИЯ» (1990 г.) «Общую политическую ориентацию этого широкого объ­единения будут определять программные документы Меж­региональной депутатской группы, гуманистические идеи нашего великого современника АНДРЕЯ ДМИТРИЕВИЧА САХАРОВА, предложенные им Декрет о власти и проект новой Советской Конституции.

Мы - убежденные сторонники гражданского мира, а не гражданской войны, к которой сознательно и бессознатель­но подталкивают те, кто заняты поисками врагов в нашем обществе, кто взвинчивает истерию ненависти. Мы отдаем должное инициаторам перестройки и хотели бы видеть в них сторонников, а не противников.

Однако положение быстро меняется. Консервативные поборники аппарата, поборники равенства в нищете, люди, разжигающие зоологический шовинизм, быстро организу­ются и выступают теперь единым фронтом. Реформаторы из партийно-государственного руководства, к сожалению, не всегда остаются тверды по отношению к их нажиму.

В то же время в политику втягиваются массы людей, начало формироваться независимое рабочее движение, страну потрясли шахтерские забастовки, во время которых были выдвинуты демократические политические требова­ния. Перемены, начатые сверху и блокируемые влиятель­ными силами, в том числе в высших эшелонах власти, под­талкиваются теперь снизу.

В этих условиях демократы не могут быть лишь эшело­ном поддержки реформ, проводимых руководством страны. Они могут и должны стать самостоятельной политической силой. В одних случаях обеспечивать поддержку реформа­торам, в других - выступать с критикой их непоследователь­ности, политических ошибок и экономических просчетов, в третьих - предлагать собственную альтернативу».

Остановим цитирование на преамбуле и посмотрим на этот энергичный текст глазами человека нашего времени. Очевидно, что ложь начинается с самого начала. От борьбы за власть Советов, от сахаровских разработок («Декрет о власти» и «Проект Конституции») верхушка «ДемРоссии» перешла к борьбе против Советов сразу же после выборов 1990 года. Ей нужна была не власть Советов, сгинувшая в 1918 году, а просто власть - власть собственной группиров­ки, которой она добивалась, координируя усилия в закулис­ных сделках и сговорах.

Речь в программе шла об опасности гражданской вой­ны и страшных планах консервативного аппарата. Вместе с властью, как показал опыт последующих лет, «демократы» усвоили и методы аппарата. Это и разнообразные спосо­бы ведения «холодной гражданской войны», и вживление психологии потребительства при равенстве в нищете, и прикорм узкого околовластного слоя журналистов и спе­циалистов, и использование госаппарата в политических целях. А пока надо было играть роль миротворцев, повто­ряющих вслед за испуганными обывателями: «Лишь бы не было войны».

Продолжим цитирование, чтобы вспомнить о тех альтер­нативах, которые лидеры «ДемРоссии» пытались выста­вить в пику партхозноменклатуре.

«Основополагающие принципы ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕ­ФОРМЫ: государство для народа, а не народ для государс­тва, приоритет интересов личности перед интересами госу­дарства.

Первый Съезд народных депутатов РСФСР должен сде­лать то, чего пока не удалось достичь на общесоюзном уровне - взять на себя ВСЮ ПОЛНОТУ ГОСУДАРСТВЕН­НОЙ ВЛАСТИ В РСФСР. Блок «Демократическая Россия» сделает все, чтобы Съезд осуществил следующие перво­очередные политические преобразования:

Безотлагательно утвердил основные принципы новой демократической Конституции РСФСР. Она должна строго соответствовать Декларации прав человека ООН и другим международным соглашениям и правам, а законы Респуб­лики - гарантировать осуществление этих прав.

Необходимо положить конец монополии одной партии на власть, отменив статью 6 Конституции РСФСР. Следс­твием этого должны стать лишение непосредственной власти партийных комитетов всех уровней, ликвидация всех форм контроля партийных организаций на предприятиях и в учреждениях, прекращение их деятельности в армии, пра­воохранительных органах и дипломатической службе.

Гарантировать гражданам России безусловное право объединяться в партии, организации, союзы; установить для общественных организаций заявительный, а не разре­шительный порядок регистрации. Преследованию в судеб­ном порядке, вплоть до запрещения, подлежат лишь те из них, которые призывают или потворствуют насилию, про­поведуют идеи расовой, национальной, религиозной, соци­альной исключительности и вражды.

Отказаться от двухступенчатой структуры Съезд - Верховный Совет, разрывающей прямую связь постоянно работающего высшего органа власти с избирателями.

Совершить переход от разрешенной гласности к дейс­твительной свободе слова и печати. Немедленно ввести в силу в России последовательно демократический закон о печати, предусматривающий предоставление права бес­цензурной издательской деятельности общественным ор­ганизациям и частным лицам. Центральная газета РСФСР и канал телевидения России должны стать органом Съезда народных депутатов.

Провозгласить реальную, а не на словах, свободу со­вести, распространить на религиозные общины права об­щественных организаций, вернуть храмы верующим.

Съезд должен ограничить функции КГБ задачами за­щиты государства от внешней опасности и террористичес­кой деятельности, поставить КГБ, МО, МВД под эффектив­ный контроль выборных органов власти».

Снова прервем цитирование и спросим себя, отчитались ли Ельцин, Попов, Собчак, Станкевич и другие за реализа­цию этой программы? Нет, таких отчетов не было. Завое­вав формально верховную власть в России, демократы за­нялись завоеванием реальной власти. Но не путем усиле­ния взятого ими под контроль Съезда, Верховного Совета, Моссовета и пр., а путем закулисной игры, путем торговли с той самой партхозноменкпатурой, против которой они осо­бенно ярко выступали с трибун, начиная с 1991 года.

Всю полноту государственной власти получил отнюдь не Съезд, отнюдь не Советы. Власть от КПСС перетекала, минуя народных избранников, прямиком к окружению пред­седателя Президиума Верховного Совета (а потом Прези­дента) Б. Ельцина. Всюду, где «исполкомия» была отделена демократами от «совдепии», номенклатура восстановила власть над умами, впитав в себя светлые идеи демократи­ческих публицистов и ораторов. Для того чтобы «исполко­мия» проглотила «совдепию», много времени не потребова­лось. Закулисный сговор сложился почти мгновенно.

Заметим в этом тексте русофобский рефрен, почерпну­тый из зарубежных источников. Там, где не наблюдалось никакой национальной, религиозной, расовой, социальной розни, уже намечались репрессии против партий и орга­низаций, которые подобную рознь проповедуют. Из этого следует, что врага «демократы» себе придумывали зара­нее, и главным врагом для них всегда был русский народа. Те, кто выступал на стороне русского народа и России в ее историческом облике, должны были быть подвергнуты реп­рессиям. Последующие 20 лет показали, что «демократы» не гнушались никакими методами для того, чтобы не дать русским людям пользоваться правами, провозглашенными в принятой «демократами» Конституции, а русские органи­зации - подавить и уничтожить.

Смотрим дальше на эту декларацию врагов нашей госу­дарственности, вполне откровенно обещавших нам уничто­жение нашей страны.

«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ имеют решающее значение. Без них не будет ни материального достатка, ни уважения к человечес­кому достоинству людей, ни культурного возрождения Рос­сии. С другой стороны, все достижения перестройки нельзя считать необратимыми, пока не заработает ЗДОРОВАЯ ЭКОНОМИКА, пока широкие массы народа не почувствуют реального улучшения в повседневной жизни. Разгорающий­ся ныне спор об экономической политике - это спор между теми, кто озабочен в первую очередь распределением и пе­рераспределением имеющегося национального дохода, и теми, кто добивается создания экономического механизма, способного его наращивать количественно и улучшать ка­чественно. Этот спор нередко приобретает идеологическую окраску: социализм или капитализм. Перевод разговора в эту плоскость вовсе не дает ответа на вопрос: какая эконо­мика нам нужна.

Пора сделать практические выводы из того, что дока­зано мировым опытом. Современная высокоразвитая эко­номика, работающая на потребителя, а не на показатели плана, в любом ее варианте включает:

рынок как государственный регулятор хозяйства

систему государственных рычагов экономического ре­гулирования, находящуюся под демократическим контролем

экономическую самостоятельность предприятий

эффективную антимонополистическую политику

многообразие и юридическое равенство разных форм собственности: государственной, акционерной, кооператив­ной, частной и т. д.

мощные механизмы экологической безопасности и со­циальной защиты».

Что же вышло на деле? Одни принципы были примене­ны для большинства населения, другие - для избранных, которыми стали представители старой и новой номенкла­туры, разбавленные криминалитетом. Если большинству пришлось искать способы выживания в условиях «шоко­терапии» и насильственного введения экономических от­ношений раннего капитализма, то номенклатурные груп­пировки получили возможность обеспечить себя не хуже своих западных коллег. Самостоятельность предприятий, лишенных оборотных средств, стала причиной их бесхоз­ности и смерти. Или приватизации за гроши. Зато монопо­лии выжили и превратились в кормушки для начальства, сочетавшего коммерческую деятельность с государствен­ной службой. Вместо оздоровления экономики была реа­лизована программа ее умерщвления. Больная экономика стала полумертвой экономикой. Это главное достижение «ДемРоссии» и ее лидеров. А о том, что написано в про­грамме, никто и не вспоминал.

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА правительства, де­кларируя движение к рыночной системе и предусматри­вая некоторые разумные меры, не обеспечивает все же неотложного становления новых хозяйственных структур, а хозяйственная практика дискредитирует экономическую реформу в глазах народа. Чтобы осуществить трудный пе­реход, надо разработать и провести в жизнь две взаимосвя­занные, но разные программы:

основную, предусматривающую безотлагательное создание эффективного рыночного сектора - локомотива развития и преобразования экономики - в первую очередь, путем преобразования значительной части государствен­ной собственности в иные формы;

вспомогательную, включающую комплекс мер, смяг­чающих издержки переходного периода и противодейству­ющих снижению жизненного уровня населения и прежде всего малообеспеченных слоев.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА долж­на, в частности, предусматривать:

законодательное закрепление права граждан на га­рантируемый минимум дохода, учитывающий изменение индекса цен;

замораживание цен и сохранение государственных до­таций на основные виды продуктов питания и потребитель­ских товаров до тех пор, пока сам рыночный механизм не обеспечит приемлемый уровень цен;

привязку всех пенсий к динамике заработной платы и индекса цен;

установление гласного контроля над общественными фондами потребления и распределением государственно­го жилого фонда, реализация программы трудоустройства, переобучения и компенсации трудящимся, задетым глубо­кой структурной перестройкой экономики и сокращением аппарата управления и армии.

Нужные для этого средства могут быть получены за счет резкого сокращения непроизводительных расходов, в особенности военных, и привлечения внешних ресурсов в разумных пределах, а не работой печатного станка. Не­обходимо также немедленно ликвидировать все привиле­гии номенклатурных работников - не столько как средство решения наших экономических проблем, сколько как эле­ментарное нравственное требование к руководителям го­сударства, десятки миллионов граждан которого живут за чертой бедности».

Раздел программы о социальных гарантиях выполнен с точностью «до наоборот». Ни индексирования, ни заморажи­вания цен никто и не подумал проводить. Наоборот, была ре­ализована варварская либерализация цен, разрушившая не только социальную стабильность, но и основы финансовой системы. Общественные фонды потребления просто исчез­ли в карманах чиновников и уголовников, ставших предпри­нимателями. Структурная перестройка в экономике пошла особым путем: превратила страну в сырьевой придаток Ев­ропы и Азии, выгнала с предприятий наиболее квалифициро­ванные кадры, за пределы страны - наиболее талантливых ученых. Заниматься их трудоустройством при растаскивании собственности новой номенклатуре было некогда.

«Болевая точка нашей экономики - продовольственная проблема. Нельзя дальше откладывать решение ВОПРОСА О ЗЕМЛЕ. Мы предлагаем:

тот, кто может и хочет работать на земле, должен полу­чить безусловную свободу выбора формы ведения хозяйс­тва, равно как и гарантии, что никогда более не повторится трагедия «раскулачивания»;

надо узаконить передачу земли в бессрочное владе­ние или частную собственность тем, кто занят или желает заняться сельскохозяйственным трудом;

поток государственных капиталовложений и кредитов, бесплодно расточаемых и пожираемых органами управле­ния на селе, должен быть переадресован в руки тех, кто ста­нет хозяином земли, а не поденщиком».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.