Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Валявский Андрей 17 страница



«Правильно развитая любовь - любовь как потребность отдавать, дарить» (7,34).

«Вся суть духовного развития человека сгодится к одному: научиться совершенной Любви ко всем и ко всему. На этом пути - на разных его этапах - применяются разные приемы, иногда выглядящие внешне противоположными.

у Кришны, кстати, было очень много жен и еще больше детей.

И будем помнить, что сексуальные отношения сыграют для нас положительную роль только в том случае, если мы будем к ним относиться этически верно. Пусть перед каждым из нас встанет цепь: научиться никогда не хотеть от других ничего для себя» (7,35).

Ответим еще раз на вопрос: «Что же такое Любовь совершенная?» Как говорил Ходжа Насреддин, «истина от повторения не потускнеет!»

«Поймем, что Бог любит все свои твари, как бы грешны или отвратительны, с нашей точки зрения, они ни были. Совершенная Любовь - это Любовь Бога. Постичь ее можно, научившись глядеть на все и на всех глазами Бога. Этого можно достичь, хотя и очень трудно...» (7, 33), «научиться никогда не хотеть от других ничего для себя» (7,35).

«Все, что делал Иисус, - это говорил о Любви, показывал Любовь и жил Любовью. И затем, в конце концов, в Любви он отдал Свою жизнь за тебя и за меня, для того, чтобы...» (из текста Д. Фонтейна).

9 октября - день памяти апостола Иоанна. Он был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и чистоту... Еще его называют апостолом Любви за последние в его жизни слова: «Любите друг друга, дети, потому что это заповедь Господня, и если бы ее только исполнить - этого было бы достаточно».

Человек, отдающий свою Любовь, никогда не будет одинок в этом мире, ибо он всегда будет кому-нибудь нужен. Вдумайтесь еще раз в слова: «В чем нуждается каждый - это в любви». Мы все - дети Любви!

 

МАТЬ

 

Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать, точнее, какова гармония любви и волн в ее духовном мире. Мудрость материнской любви заключается в том, как воля управляет любовью, и подлинная человеческая любовь одухотворяет главный стимул воли - чувство ответственности за будущего человека (В .А. Сухомлинский).

 

МЕРА НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

«Существуют две крайности, с которыми можно столкнуться и в работах философов, и в произведениях писателей и в повседневной жизни: одна из них абсолютизирует ответственность, а другая - безответственность.

...Сторонники первой крайности не хотят... никаких ограничений: я человек, я свободен и потому отвечаю за все...

Абсолютизируя ее * мы по пучили ответы в духе девиза американского журнала «Физическая культура»: «Болезнь - это преступление. Не будьте преступником». Такой подход мобилизует, не дает распускаться, ко в то же время способен породить излишнюю напряженность в отношении к другим и к себе. И здесь два возможных не хода: браться за то, что явно не по силам, а в неудаче винить себя - стресс для себя; вмешиваться во все, считая это своим предназначением, и в неудачах винить других - стресс для окружающих... Оба варианта - и постоянное самообвинение и беспощадное обвинение других вместо трезвого анализа реальных обстоятельств - не способствуют возрастанию Добра в человеческих отношениях.

Устав от такой постоянной перенапряженной ответственности, которой противится человеческое естество, легко броситься в другую крайность - я ни за что не отвечаю, жизнь такова, обстоятельства не позволяют... В самом деле, наши поступки - хорошие и дурные - вызваны определенными мотивами и обстоятельствами. Обстоятельства действительно могут оказаться сильнее нас: имеющиеся в нашем распоряжении знания, умения, орудия оказываются подходящими средствами решения далеко не для каждой задачи, которую ставит жизнь. Мотивы тоже порождены определенными обстоятельствами: нравами эпохи, окружающей обстановкой, воспитанием. Меня не научили, меня не охватили, меня не оградили, мне не создали условий - так в чем же я виноват? И все понять - все простить. У хорошего нет заслуг, у плохого - нет вины. Такими, мол, они родились, такими их госпитали, сделали обстоятельства. Так ли? Почему же один спокойно плывет по течению, а другой борется с ним?» (3,196 - 198).

 

МИЛОСЕРДИЕ

 

«Но есть в жестоком рациональном мире искорки, заставляющие вспомнить об альтруизме. Посмотрите, как ловко атакуют вороны ослабленных голубей, как разоряют гнезда маленьких птиц. Но однажды я наблюдал: на нитке, намотавшейся где-то на лапку, вниз головой на суку дерева повис скворец. Орал безбожно. Пока я соображал, что и как предпринять, на помощь скворцу пришли вороны, а точнее, самая сообразительная из них (а может быть, милосердная). Она села на сук и оборвала клювом нитку. Есть у меня достоверные сведения: лиса вертелась у ног человека и, как оказалось, побуждала его последовать за ней. Оказалось, в проволочную петлю попала другая лиса. На Полтавщине мы вели киносъемку и были свидетелями, как два гуся пришли на помощь утенку, которого все норовили щипнуть. Дельфины не дают задохнуться в воде ослабевшему собрату - поддерживают его на поверхности. Похожее много раз наблюдали и у слонов. Раненого товарища они поддерживают с двух сторон, не давая ему упасть, уводят в безопасное место. Даже в волчьей жизни иногда вдруг сверкнет милосердие. Известен случай, когда волчица кормила старого своего друга, уже потерявшего зубы волка» (В. Песков)'"

Милосердие дает урожай в следующем сезоне (1,104).

 

МИР

 

Соня:

хорошо, что есть:

Шла:

- Как хорошо, что есть Соня!

Маша:

- Как хорошо, что есть мир!

Так младшая дочь обобщила наши высказывания (21 февр. 1991 т.). А вот пример взрослого обобщения: «Мир есть Бог» (А.З. Васильев). Еще один пример детского обобщения. Папа:

- Маша, как переделать в единственное число следующие два предложения: «Медведи спят в берлоге. Папа с мамой поссорились»?

Маша:

- Медведь спит в берлоге. Папа с мамой помирился.

Как видим, ребенок не согласился со ссорой и переделал ее в мир. Мальчиком я всегда страдал от ссор родителей. Для всех детей и взрослых Мир начинается с семьи. С Мира в семье.

«Цепь соревновании летающих йогов - воцарение мира на всей Земле. Каким образом? У Махариши, изобретателя техники летающих йогов, логика проста: пес может быть зеленым г том случае, если все остальные деревья в лесу зеленые. Иными словами: мир на Земле возможен только тогда, когда мир воцарился в душах всех людей или хотя бы большинства.

...Война по Махариши - это нарушение гармонии между народом и природой" Возникает стресс, который аккумулируется в коллективном сознании нации... Как молния разряжает небеса, так и войны сотрясают нашу планету... Итак будет до тех пор, пока люди не осознают потребность и не научатся творить мир в своей душе при разных условиях и обстоятельствах, пока не поймут. что это главное в жизни» (5,4).

При этой технике несложно углубиться в себя, в свое сознание, прикоснуться душой к Вселенной, ощутить себя ее частицей... Говорят, что уже после 20 минут занятий все бытовые и прочие проблемы кажутся ничтожной, недостойной человека суетой, забываются обиды, улетучивается желание мести...

«Мир подобен куполу: он отражает то, что Выговорите под ним*, и отвечает Вам теми же словами* Таков и закон действия: что Вы сеете, то и пожнете...»; «...Путь к миру - через внутреннее молчание» (5,4).

Помолчав внутри себя. Услышишь мир вокруг себя и других.

Мир внутренний и невидимый является нам для осознания прежде всего через мир видимый. В книге «Мой мир и я» представлен оригинальный «курс основ нравственного усовершенствования школьников, основанный на этических учениях мировых религий... В основу содержания книги положена идея Любви... Ненависти нет необходимости учиться... Человеческий опыт свиде-тельствует о том, что необходимо учиться любить, и не только учиться - к любви необходимо приобщаться, испытать радость, которую она несет, пронзить любовью всю нашу жизнь... Множество равноправных взглядов... - одно из существенных достоинств книги»*.

Цель книги «в том, чтобы читатель выработал собственный взгляд на окружающий мир».* Добавим: и на мир внутренний, и на мир невидимый.

Цель нашей книги в том же: не настаивая, добавить наши представ пения картины мира для целостности Вашей картины.

Посоветуйтесь и с другими людьми и их книгами, например, с [29], (30).

Я Вам сказываю, братия; время уже коротко.

Так что имеющие жен, должны быть какие имеющие,

И плачущие -как не плачущие,

И радующиеся – как не радующиеся,

И приобретающие – как не приобретающие,

И пользуюшиеся сим, как не пользуюшиеся.

Ибо проходит образ мира сего.

Кор. 7:29-31

Какое величественное просветленное понятие о мире сем звучит в этих

словах Св. Апостола! Мир сей - это только образ мира Невидимого и притом проходящего: только тень, но не самый предмет.» (протерией Иоанн Жулавский).

 

МУЖЧИНА

 

Идеальный мужчина. Кто ОН?

Некоторые шутят: слепо-глухо-немой моряк дальнего плавания.

Сексолог, доктор медицинских наук, профессор С.С. Либих: «Считается, что идеальный мужчина - это тот, кто „всегда готов". Абсурд! Своим студентам я «когда задаю вопрос: какой орган мужчины наиболее важен в пологой жизни? Правильный ответ - голова. Интеллект определяет поведение мужчины в постели.

Идеальный в этом отношении мужчина всегда помнит о своей партнерше, понимает ее, что называется, с полувзгляда. Да, он должен владеть техникой секса, он лидер в ,сексуальных играх"».

Священнослужитель, ректор Ленинградской Духовной Академии, протоиерей профессор В.И. Сорокин на вопрос об идеальном мужчине ответил так: «К любому человеку отношусь не иначе, как к образу и подобию Божьему, и всегда жду от него добра, милосердия, любви. Если говорить об идеальном мужчине - это такой мужчина, который никогда не выходит из себя, не выплескивает свой гнев, свое недовольство чем-нибудь народных, близких, на окружающих. «Бог есть любовь», - говорится в Священном Писании. Надо уметь хранить в себе это чувство и не стремиться властвовать над кем бы то ни было, не противопоставлять себя другим людям.

Что касается телесной оболочки, идеальный мужчина похож на Христа: пропорционально сложен, обладает крепким здоровьем».*

Женщина является дополнением Мужчины до целого явления в природе*. Нашли ли Вы свое дополнение? Где Ваша диада? Обрели ли Вы свою целостность?

«Вы* - сомневаетесь, вы - спрашиваете, вы - исследуете; она же* - ждет, когда придет мужчина, чтобы исследовать ее...

...Мужчина агрессивен (активен), он сомневается, спрашивает, выходит на путь поиска, пытается все завоевать... Все его тело существует вокруг сексуальности, которая должна искать, проникать...

...Для мужчины... жизнью стоит рисковать, так как это - вид проникновения, проникновения в тайны жизни. Причем чем более отдаленнее цель, тем более она привлекательна... Мужчина создал науку.

Сама же фраза «поиск истины» ориентирована на Мужчину. Вот в чем смысл знания: мы узнаем - и тайны больше нет. Пока тайна не разрушена, мужчина не успокоится... Поэтому они - мужчины - создают все методы.

...Если муж действительно хочет любви, он должен стать как сын, потому что женщина, ставшая матерью, никогда не будет просто женой.

...Если ко мне приходит мужчина, он всегда говорит: «То, что Вы говорите, выглядит убедительным, вот почему я Вас полюбил». Женщины никогда так не скажут, они говорят: «Я Вас полюбила - вот почему то, что Вы говорите, кажется убедителъным».

...Сделать женщину мужчиной означает сделать ее бессознательное сознательным...

Мужчина, подобно птице, летает, а женщины подобны деревьям: они укоренены. Она, конечно, получает больше питания, и когда птица-мужчина» хочет отдохнуть, он мечтает придти в тень женщины, под дерево, чтобы поесть и обрести убежище.

...Мужчина... очень сложен, и эта сложность - источник препятствий и неприятностей... так как разум создает сомнения...

...Ни один мужчина не сравнится с женщиной в ученичестве...

...У мужчины есть положительное качество: он ищет, и есть отрицательное качество: он беспокоен...

...Мужчина должен сделать прямо противоположное*: превратить свое движение в покой, беспокойство в спокойствие, в постоянство, свое сомнение в веру... растворить свой ум в иррациональном...

Они должны двигаться с двух сторон: мужчина из мужественности, женщина из женственности. Разум мужчины - это лишь половика, а половина никогда не может стать целым. Поэтому оба должны двинуться из своих статичных положений - стать текучими, расплавиться друг в друге: стать асексуальными... только тогда сущность свободна и полна...» (7,35 - 37).

 

МУЗЫКА

 

Музыка - прообраз организации мироздания, демонстрирует устойчивость в движении (А.З. Васильков).

Музыка - проматерь и праотец всех языков мира» (В. Кирюшин)*

Музыка - это путь, по которому душа движется к небесам» (из радиопередачи о Бахай, 1993 г., 16 окт.).

«Музыка -это метафора молчания» (из радиопередачи, 1993 г., 17 окт.). «Молчанке присуще только человеку» $ю Бахтину)'" «Музыка -начало моей скульптурной деятельности... но творю я только в тишине» (скульптор М. Аникушин).

«Чем больше человек философ, тем больше он музыкант» (Ф. Ницше).

Беспредметность не есть бессодержательность. Музыка лишена предметной определенности. Содержание здесь в основе своей этично!

Бахтин

Поэтому музыка не только образовывает, но, прежде всего, воспитывает, приближая нас к Миру и друг к другу, гармонизируя, меняя нас и нашу картину мира, вынуждая нас думать о другом и по-другому. Иначе мы не услышим музыку Мира, музыку живописи, архитектуры, поэзии, музыку тела, души и духа. Ведь мы слышим не потому, что слушаем, а потому, что думаем.

Музыкальная картина мира не менее важна для каждого ребенка и взрослого, чем этическая картина мира. Ее ли не более: музыка рассказывает о том, о чем словами рассказать невозможно.

...Музыка дороже денег. Ее ни продать, ни купить. Она звучит во мне всегда.

Из песни

То, что жизнь отнимает. Музыка отдает.

Духовисты знают, что: Свет (свят) и звон (звук) - одно и тоже.

 

"... Ландыши - миниатюрные колокольчики»(композитор В. Ульяничев).

Из наслаждении жизни

Одной любви музыка уступает.

Но и любовь - мелодия.

A.C. Пушкин

 

МЫ

 

«Мы самоценности, а не средства друг для друга» (3,133).

Мы созданы из вещества того же, Что наши сны, и сном окружена Вся наша маленькая жизнь.

У. Шекспир

 

НЕ

 

«Не смей сидеть сложа руки, когда рядом другой работает, не хватай первый кусок,

не смей после себя оставить в состоянии худшем, чем до тебя было», - вот описание того, что, по мнению журналиста Е. Хилтунен, «вынесут из детства» дети, вырастающие в известной семье Никитиных (3, 157).

«Никогда не должен страдать самый слабый. Пусть возьмет на себя боль, прежде всего, тот, кто сильнее» (3,159).

«Не ждите заранее пакости от незнакомых людей», (3, 161).

«Наука, научные знания не могут и не должны быть высшей цепью.

Должно быть нечто дороже и Науки и Времени». (Д. Гранин)'"

«Не считать, что честно работаешь то лысо ты;

не относиться к коллегам, подчиненным и руководителям с предвзятостью;

не кичиться превосходством в знаниях, умениях, способностях, но стараться передать это другим;

не прикрывать «интересами дела» собственную неорганизованность и несдержанность;

не использовать возможности своего служебного положения для личного возвышения над другими людьми» (3, 163 - 164). «Не требуй жертв во имя себя»(3, 167). «Не торопись оправдывать свое бессилие» (3, 204). Десять вещей, которые следует избегать - см. в 1,112 - 113. Десять вещей, которых не следует избегать - см. в 1,113. «То, что не желаешь себе. Не желай и другим» (1,103).

«Не злорадствуй, даже если смерть и несчастья одолеют твоих врагов; не хвастай, даже если ты равен Индре (в величии)...

...Не спорь с Самодовольством; не соперничай с Удачей; не унижай мстительного;

не имей никакой зависти к сильному» (1,104 - 105).

«Не спеши выражать желание твоего сердца;

не уменьшай быстро настойчивости, когда занят большой работой;

не будь ревнивым и подозрительным к человеку, преданному своему делу, который истинно религиозен и набожен; не советуйся с тем, кто привычен и стал бесчувственным к злым деяниям» (1,105).

 

НЕБО

 

Учитель, проникший в таинственную тьму (Дунсюань-Цзы), сказал: «Из рожденных небом десяти тысяч вещей самым ценным является человек».*

Для многих небо - символ невидимого мира, который, безусловно, есть и в каждом из нас. Небо - ошеломляющий зрительный образ, даруемый нам свыше как обобщение всего самого высокого и светлого, чтобы мы могли угнать их на земле.

«Небо на земле» - так называется книга выдающегося иерарха Русской православной церкви митрополита Вениамина (Федченкова).*

А что может быть прекраснее, чем небо, охватывающее все, что прекрасно? (Н. Коперник).

 

 

ОБИДА

 

Обними, Обними, Обними! И от прошлого меня Отними, И обиды все, и обида все Oт меня прогони!

Из песни

 

См. Психопатический круг

 

 

ОБЩЕНИЕ

 

«Общение - это путешествие вглубь себя» (П. Лайвлу).

 

ОБЫЧАИ

 

Зачем нужны обычаи? Помочь преодолеть натурные влечения. Передать знания через прожигание. Обрести опыт через игру.

Обычаи - это уважение к предкам. Они проявляют и выражают этическую связь поколении, этическую наследственность.

Обычаи связывают поколения в цивилизацию. Обычаи - символ предыдущих поколении и будущих событии.

Знание обычаев позволяет лучше понять или хотя бы почувствовать себя и свои истоки.

Символический язык обычаев способствует развитию культуры мышления и общения, обогащает, прежде всего, образную картину мира.

Поэтому так интересен для нас каждый обычаи. О чем он рассказывает? О чем он умалчивает?

Масленица, например, славится бликами. Блин символизирует солнце, свет, а солома является символом ветхости, греха. Сжигание соломенной куклы, называемой Масленицей, символизирует попрание смерти смертью, ибо новое рождается через смерть старого. Блин девушки клали себе наголову, а парни срывали и съедали. Зачем это делали девушки? Хотели познакомиться! Трещотками прогоняли нечистую силу. Много развлекались: в первый день сами парки катали девушек, а во второй день - лошади катали и парней, и девушек вместе. Разгульная Масленица длилась неделю. Первое воскресение начиналось «маленькой Масленкой». В понедельник происходила «встреча», во вторник - «заигрыш». Среда называлась «лакомкой». В четверг наступал «перелом», возможно, к пятничным «тещиным вечеркам» с обильными тещиными блинами. Суббота отмечалась «золовкиными посиделками». Но было ведь и последнее, завершающее, воскресенье: «Прошеное воскресенье», когда по обычаю все друг у друга просили прощения за обиды вольные и невольные. И прощали друг друга. В это день было принято прощать все накопленные обиды. Чудесный обычай общего покаяния! Равно как и последующий пост, способствующий не только физическому, но и духовному очищению: во гремя поста надо было воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от ругани.

И у других народов мы встречаем разгульные обычаи, например, сатурналии в Риме, когда рабы могли сидеть со своими хозяевами за одним столом и поносить их, напиваться в их присутствии, а хозяева должны были прислуживать.

Любой праздник у народа - это состояние души, прощание с чем-то старым в себе, в природе, в людях и радость встречи с чем-то новым. Масленица, например, отражает надежду на приближение равновесия добра и зла.

 

Любая встреча человека с Человеком - это тоже праздник. У каждого народа наработаны способы выражения внимания, заботы, открытости, согласия, доверия! Одним из таких общенародных символов является поцелуй. Он существует и у птиц как следствие ритуального кормления, когда самка изображает птенца, а самец должен показать, что он умеет кормить. Птицы-шалашники даже украшают свои шалаши для самок цветами. Сейчас в ход идут не толь-ко цветы, ко и, к сожалению, пробки от бутылок. Самка выбирает наиболее яркий, красивый шалашик. К сожалению, украшения иногда друг у друга воруют. Поразительно и еще одно сходство шалашников с людьми: они дарят цветы самкам.

При встрече в Великобритании прилично поцеловаться 1 - 2 раза, в Бельгии- 3, а во Франции - 4 раза.

Я целую Вас столько раз, сколько Вам кажется приличным!

Я дарю Вам столько цветов, сколько Вы можете себе представить!

Пусть у Вас каждый день в душе будет праздник!

И давайте простим друг друга!

С праздником Вас!

Со встречей!

 

ОДИНОЧЕСТВО

 

«Одиночество - вещь хорошая, лишь бы рядом был человек, которому можно было сказать о том, что одиночество - хорошая вещь».*

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Первым не взял на себя ответственность за содеянное Адам, когда сказал Богу, что Ева дала ему яблоко. Но ведь он мог и не брать его у Евы! А взяв, осознать, что «попался», и честно признаться в этом, то есть покаяться.

Кто из нас не ходил дорогой Адама?

Кто из нас первым остановит в себе поступок Адама? Кто из нас примет ответственность за его поступок?

Кто бы ты ни был: мужчина или женщина, ученик или учитель, родитель или ребенок, уменьшая в себе грех Адама, ты возвышаешь одновременно себя и Адама, уменьшая его грех.

Мы безответственны, когда берем на себя то, что нам не по силам, например, одной воспитывать ребенка.

Мы безответственны, когда заставляем других делать то, что им не по силам, например, заставлять ребенка бегать, пока он еще ползать и ходить не научился.

Мы безответственны, когда не заставляем наших детей делать то, что им по силам и необходимо, а они не хотят.

Мы безответственны, когда, уча других, не учимся сами.

«Нравственная ответственность перед собой заключается в том, чтобы постоянно развивать свои духовные и физические возможности, но не для того, чтобы подавлять с их помощью других или хвастаться ими, но чтобы воплотить в себе достижения культуры своего времени и внести свои вклад в развитие человеческой культуры» 0,166 - 167).

«Я человек, я свободен, а потому отвечаю за все» 196).

См «Мера нравственной ответственности».

 

ОТЕЦ

 

« Отец, прости их: они не ведают, ЧТО творят» Христос).

Настоящий отец всегда прощает блудного сына. Настоящий сын знает, что прощение не означает согласия.

Настоящий отец, не ожесточаясь, кротко и требовательно ограничивает поступки сына: «Я тебя слишком люблю, чтобы позволить тебе быть таким. Через несколько лет ты можешь меня спросить: „Папа, ты видел, что я творю ?"Мне придется отвечать правду: „Да, видел". А вот на следующий вопрос мне нечего будет ответить: „Так почему же ты меня не остановил?'.

Частые возражения детей: «А я не хочу», - можно погасить словами: «Имеешь право не хотеть. Я тоже не все в жизни делаю, что хочу. Например, сейчас не хочу заставлять тебя, ко надо. Так что имеешь право не хотеть, ко не имеешь права не делать, когда отец велит и дело требует».

Дорогие отцы! Как сказал Христос: «Будьте во всем подобны Отцу нашему небесному!»

 

ОТКРОВЕНИЕ

 

Люди идут не за знаниями, а за откровениями, но требуют знаний,

Не ведают, что твоpят!

 

 

ОТКРЫТОСТЬ

 

Открытость, как состояние тела, души и духа, предопределяет нашу доброту как открытость на нужду другого, нашу Любовь - как открытость на накалить другого, кашу сердечность - как открытость на жестокость другого, нашу радость - как радость за другого.

Только благодаря открытости мы можем услышать другого, услышать его трудности, а значит, и понять его. И помочь ему. И помочь себе.

Кто услышит зов сердца о помощи, находясь в заколоченной квартире ?

И услышат ли нас и увидят ли нас, когда в нашей квартире погаснет свет или начнется пожар при закрытых ставнях?

Умение открываться на других - это умение слышать другого. Это умение объяснять себя. Это умение выходить из психопатического круга. Это умение превращать его в круг Любви.

Открытость - важнейшая этическая категория, объясняющая многие глубины бессознательных процессов.

Открытость - это мера и характеристика и доброты, и сердечности, и сознательности, и человечности, и темноты», и душевности, и духовности...

Это мера нашей свободы и согласия.

См. слова «Добро», «Любовь».

 

ПАМЯТЬ

 

«Неуважение к предкам есть первым признак безнравственности» (А.С. Пушкин).

«Будущее выстрелит из пушки в того, кто в прошлое выстрелит из пистолета» (дагестанская пословица).

Ивану, не помнящему родства, незнакомо чувство благодарности.

Я никогда не забуду своего учителя музыки Юрия Степановича Булучевского. Каждый раз, набирая номер его телефона, я знал, что сейчас в ответ только на голос, не давая мне что-нибудь сказать кроме «Здравствуйте!», Юрий Степанович скажет: «Спасибо за память, дружище!» Эта фраза осталась в памяти символическим памятником благодарности, она - как распахнутое настежь окно.

Память о предках всегда коррелирует с нравственностью. 7 тувинцев до сих пор не пользуется уважением тот, кто не знает своих предков до седьмого поколения. Кто из нас с Вами может похвастаться этим? Кто из нас с Вами может похвастаться знанием истории и культуры своего народа?

Система, лишенная памяти, вымирает как неспособная адаптироваться к прошлому, настоящему и будущему.

Общение людей приводит к появлению общих событий. Общие события в памяти делают группу коллективом. Коллектив, лишенный памяти, вымирает как система, неспособная адаптироваться к своей социальной роли и адаптировать свою историческую картину мира.

Это прекрасно понимал Гитлер, считавший ненужным бороться с Советским Союзом: достаточно уничтожить памятники культуры, и СССР не будет!

Разрушая Храмы, не охраняя произведения народного искусства, не ведя летопись семьи, мы обрубаем свои нравственные корни, затаптывая память о наших пращурах. Плоды нашей безнравственной памяти будут пожинать наши дети, внуки и правнуки. Незнание своего прошлого мешает нам воспринимать их в единстве с нами.

Не хотелось бы, чтобы про нас были слова: «Народ, забывший свое прошлое, недостоин своего будущего».

Наша дочка Маша однажды сказала маме:

- Если сорок дней будет лить дождь, то будет теплое лето.

- Откуда ты знаешь?

- Память моя знает.

Давайте спрашивать свою память, что она знает о нашем прошлом? А может быть, и о будущем она тоже знает?

 

ПЕЧАЛЬ

 

Бог создал звезды, голубую даль... Но превзошел себя, создав печаль.

0. Хайям

 

ПИЩА

 

«Ешьте, чтобы жить, а не живите для того, чтобы есть!» (Сократ). Благослови, Господи, пищу земную и небесную!

 

ПОБЕДА

 

Выиграть можно, только победив душу (Б.М. Эйхенбаум).

 

ПОЗНАНИЕ

 

«Жажда познания продиктована желанием «стать», то есть гордостью» (Гармаев А.Ц., Лекции по нравственной психологии).

«Если мы ищем чего-то большего, чем предельно простое, глупо жаловаться, что ?большее" не просто» (6, 393).

 

 ПОСЛУШАНИЕ

 

Бог велел человеку посадить дерево исками вверх, кроной вниз. Человек воспротивился: ведь ничего так не вырастет. «Нет, - ответил Бог, - вырастет. Послушание».

Эта притча о послушании слышится в одной из английских сказок. Простите за вольный пересказ того, что запомнилось. В памяти она осталась под названием «Голос Правды».

Джону-простаку приснился ласковый голос :

- Пойди в Лондон и встань на мосту, там услышишь важную для тебя весть.

Жена долго не отпускала:

- Из-за дурацкого сна - четыре дня пути! Стала бы я...

Но Джон хоть и простоват, но что в голову войдет - не выйдет. Наконец, жена сдалась, последние деньги отдала на дорогу и попросила:

- Возвращайся хотя бы живой.

Джон добрался до Темзы и простоял на мосту несколько дней, пока не кончились припасы и деньги, но так ничего и не услышал: никто не подходил, никто ничего не спрашивал.

Когда он собрался уходить, к нему подошел лавочник из ближайшей лавки и попросил обьяснить: зачем он стоит на мосту столько дней, ни с кем не разговаривая, ничего не спрашивая, ничего не продавая.

Джон простодушно поведал ему про свой сон, сокрушаясь искренне о своей доверчивости. Лавочник рассмеялся и, в свою очередь, поведал ему о своем сне, о голосе, который рассказал ему о деревне (даже название сказал), где под дубом зарыт клад.

- Ну и дураком бы я был, если бы поверил этому сну! Джон тут же помчался к себе домой без задержки. Добравшись до своей деревни, попросил у жены лопату.

- Садись, поешь скачала, что осталось в доме, - сказала жена. - Хорошо, что лопату еще не продала без тебя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.