Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



Заключение

 

Выбор объекта настоящего исследования не являлся ситуативным решением, а был основан на личном интересе автора дипломной работы к творчеству А. Звягинцева. Данный диплом вырос из двух выполненных в процессе обучения учебных работ: "Анализа иконографических образов в фильме "Возвращение"", сделанном на 2-ом курсе по предмету "Изобразительное решение фильма", а также написанного на 3-ем курсе в рамках учебной мастерской задания "режиссёрский портрет", а именно работы "Трансцендентальный стиль кинематографа А. Звягинцева". Некоторые положения, вошедшие в настоящий диплом, прошли апробацию на студенческих научных конференциях и конкурсах[119].

Заниматься творчеством А. Звягинцева увлекательно и сложно. Это кинематограф режиссёра, находящегося на взлёте своей карьеры, кинематограф достаточно динамичный в своих поисках, рождающий интригу будущих художественных открытий. В затруднительное положение исследователя ставит то, что в киноведении, как российском, так и зарубежном[120], отсутствуют работы, охватывающие все существующие на данный момент фильмы А. Звягинцева. Имеющиеся в малом количестве аналитические исследования посвящены отдельным картинам режиссёра, большей частью его первым работам, а выводы и наблюдения этих исследований требуют критического уточнения и развивающего отношения к ним по причине живой развивающейся кинематографической практики А. Звягинцева. Определённую сложность для аналитического проникновения в творчество А. Звягинцева создаёт рецептивная ситуация вокруг имени режиссёра, а именно огромное поле полярных мнений, подчас резких оценочных суждений и голословных быстрых критических утверждений, сталкиваться с которыми приходиться не только теоретически, но и в своём наличном бытии гражданского и коммуникативного опыта, опыта соотечественника и современника исследуемого режиссёра.

Данная дипломная работа стремится предложить целостный взгляд на кинематограф А. Звягинцева. Не претендуя на всю полноту раскрытия семантического потенциала отдельных фильмов и осознавая определённую полемичность интерпретаций, мы пытались в "диапазоне корректных и адекватных прочтений"[121] актуализировать смысловую содержательность фильмов в горизонте восприятия всего творчества режиссёра, выявить их сверхединичную контекстуальную значимость.

I. Ключевым посылом данной работы является утверждение о мифологизме всего творчества А. Звягинцева. Достаточно интенсивно миф определяет облик всех фильмов режиссёра как в качестве сюжетообразующего фактора, так и в отношении актуализации универсального философско-этического потенциала.

II. Авторское мифомышление А. Звягинцева от фильма к фильму функционирует в разных формах и смыслах. В мифологизме фильмов "Возвращение" и "Изгнание" на первый план выходит идея вечной циклической повторяемости универсальных прообразов. Построение сюжета по схеме обряда инициации, использование мифосемантики фигуры Отца в "Возвращении", проекция мифологических смыслов на образы героев и содержание конфликта в "Изгнании", а также значительный символико-иконографический объём обоих фильмов, делают мифопоэтику этих фильмов достаточно выражённой, эксплицитной. В "Елене" и "Левиафане" мифопоэтика имеет более скрытый, имплицитный характер, поскольку в основу сюжета обоих фильмов положены социальные конфликты. Однако в этих картинах осуществляется попытка мифологизации социальных конфликтов и выявления их скрытых универсальных мифологических прообразов.

III. Различный характер авторского мифологизирования позволяет говорить об изменении направления авторского поиска режиссёра. Обращение к архаичным мифосюжетам и образам, создание условного мифологического хронотопа в "Возвращении" и "Изгнании" обнаруживало стремление режиссёра к надындивидуальным и наднациональным универсальным проблемам и обобщениям. В "Елене" и "Левиафане" попытка режиссёра придать мифологическое звучание социальным противоречиям, вскрыть их мифологическую глубину, выявляет желание А. Звягинцева сопрягать социальное и универсальное. В отличие от первых двух фильмов, режиссёр теперь обращается к сюжетным конфликтам имеющим социальные и национальные коннотации, и стремится вывести их на уровень метафизических обобщений.

IV. Мифологические образы и сюжеты, с помощью которых происходит авторское мифологизирование в творчестве А. Звягинцева, принадлежат христианской культуре. Основными мифологическими мотивами христианского генезиса, проходящими через все фильмы режиссёра и определяющими их религиозно-этическую и идейно-философскую содержательность, являются мотив семьи и мотив смерти.

V. Своеобразие сюжетных трактовок мифомотивов семьи и смерти в каждом фильме определяет их идейное звучание. Самопожертвование ради преображения близкого человека внутри сакрального мира семьи в "Возвращении" и "Изгнании" обусловливает сотериологическую и сакральноутверждающую смысловую направленность фильмов. В "Елене" и "Левиафане" насильственное убийство и распад межличностных связей, разрушающие сакральность семьи, рождает эсхатологическое звучание фильмов с их темой прогрессирующей "раскосмизации", деградации бытия.

В ходе исследования автор дипломной работы выделил ряд проблемных вопросов, рассмотрение которых важно для дальнейшего углубленного изучения творчества А. Звягинцева.

1) Частные формальные аспекты творчества А. Звягинцева, а именно:

· Роль пейзажа и его изменение в изобразительной структуре.

· Значение фотографии и фотографического образа в художественном мире фильмов.

· Роль и качественное изменение музыкального и звукового решения.

· Изменение декоративно-постановочного решения в фильмах (семантика цвета, бытовая условность, значимость вещи и её фактурной осязаемости).

2) Влияние эстетики европейских кинорежиссёров, наиболее воспринятых А. Звягинцевым в годы кинематографического самообразования (М. Антониони и тема эмоционального отчуждения и некоммуникабельности в "Изгнании", Р. Брессон и "схематизм" актёрских рисунков в фильмах А. Звягинцева, И. Бергман и экзистенциальный взгляд на религию).

3) А. Звягинцев и творчество А. Тарковского. Данная проблема требует отдельного анализа ввиду бездоказательно транслируемого критиками оценочного образа ("новый Тарковский", "псевдо-Тарковский", "недо-Тарковский" и т.д.). Связями, могущими послужить основой для такого анализа, автор выделяет: а) литература Ф.М. Достоевского и её цитируемость в творчестве режиссёров; б) русская религиозная философия и её идейные концепты в творчестве режиссёров; в) темпоритмические и монтажные особенности фильмов (в данном аспекте интересны эмпирические наблюдения собранные на созданном киноведом Ю. Цивьяном сайте "счётчике монтажных стыков" и ритмических диаграмм[122]).


 

Кадр из фильма "Зеркало", реж. А. Тарковский.

 

 

Кадр из фильма "Возвращение", реж. А. Звягинцев.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.