Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гродно 2001




УДК 159.9.37.015.3(075.8) ББК88 П90

Рецензенты: канд. психол. наук, доц. Б.П.Ковалев; д-р мед. наук, проф. Е.Г.Королева

Рекомендовано советом факультета психологии ГрДУ им. Я. Купалы.

ПутятоЛ-М.

П90    Психология сенсорных процессов: Учеб. пособие / Л.М.Путято. -Гродно: ГрГУ, 2001. - 80 с.

ISBN 985-417-

В учебном пособии представлены фундаментальные положения «Психологии ощущений» - важного раздела курса «Общая психология». Раскрыты новейшие данные в области сенсорных процессов: роль деятельности в процессах построения психического образа, обобщенный вид основного психофизического закона, теория обнаружения сигналов, дифференциальная психофизика и её предмет.

Адресовано студентам специальности «Психология».

УДК 159.9.37.015.3(075.8) ББК 88

ISBN 985-417-     © Путято Л.М., 2001


Введение

Психология сенсорных процессов (от лат. sensus - ощущение) изучает начальный момент психических процессов, и в этом ее особая важность для психологической науки в целом. Ощущение составляет ту исходную область сферы психических процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и непсихические явления. Важнейшие философские трактаты об ощущении, среди авторов которых Аристотель, Дж. Локк, Э. Кондильяк, Д. Беркли, содержат попытки либо навести мосты через эту пропасть, либо подтвердить принципиальную ее непреодолимость. Известный нейрофизиолог XIX в. Э.Дюбуа-Реймон, вооруженный конкретно-научными методами для преодоления барьера между психическим и непсихическим, в результате своих исследований пришел к печальному итогу: «не знаем и никогда не узнаем».

В настоящее время исследования сенсорных процессов ведутся в рамках трех основных дисциплин - психофизики, психофизиологии и психосемантики с использованием их специфических методов.

Магистральным направлением в изучении сенсорных процессов психологическими методами является психофизика, поэтому одной из главных задач данного учебного пособия является рассмотрение наиболее крупных концепций классической и современной психофизики.

Психофизиологические методы позволяют выявить механизмы сенсорных процессов, связанные с функционированием нервной системы человека. Психофизиологические механизмы сенсорных процессов - предмет самостоятельной области знания. В данном учебном пособии мы не рассматриваем психофизиологию органов чувств, т.к. это подробнее освещается курсами «Физиология человека», «Психофизиология». В некоторой степени психофизиологические механизмы ощущений раскрыты в следующих параграфах: сенсорный образ как эффект рефлекторного кольца, теории цветового зрения, теории слуха.

Все более распространенным направлением в исследовании сенсорных процессов, использующих психологические


методы, становится психосемантика. Психосемантика занимается изучением индивидуальных систем значений и категорий, представлений, опосредующих восприятие сенсорных признаков объектов. Сенсорные пространства позволяют понять, как представлены сенсорные признаки в субъективном мире человека.

Как известно, в течение длительного времени в связи с анализом структуры сенсорно-перцептивных процессов основным вопросом был вопрос о соотношении ощущения и восприятия.

В современных источниках утверждается, что специфика сенсорных процессов по отношению к перцептивным имеет место прежде всего в рамках конкретной задачи, поставленной перед наблюдателем и выполняемой им. А именно задачи, требующей выделить заданный признак объекта (и при этом отвлечься от остальных) и произвести с ним требуемые действия (например, обнаружить на фоне шумов более громкий звук, различить два световых сигнала по яркости, оценить, насколько кислыми являются растворы разной концентрации). В различных видах практической деятельности человека широко распространены подобные задачи. Поэтому изучение сенсорных процессов имеет важнейшее не только теоретическое (как исследование исходной формы психического отражения), но и прикладное значение.

Одна из задач настоящего учебного пособия - дать более или менее систематическое представление о всех видах ощущений, их качествах, свойствах.

Содержание и проблематика различных аспектов изучения сенсорных процессов нашли отражение в структуре данного учебного пособия.

Каждая глава учебного пособия завершается вопросами для самопроверки.

В пособии обобщен опыт преподавания раздела «Ощущения» учебного курса «Познавательные процессы».


РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. ПСИХОФИЗИКА

глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

§1 .Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности

Впервые Фома Аквинский в XIII в. выделил в психике и поведении человека когнитивную сферу (познание мира) и аффективную (эмоциональные состояния). В современных руководствах такое разделение остается распространенным. Принято проводить его по двум критериям:

а)    по функции (как это заложено у Фомы Аквинского) - по
знавательной (для когнитивной сферы) и регулирующей (для аф
фективной сферы, в которую включаются волевые процессы);

б)    по продуктивности: когнитивные процессы - продук
тивные (продукты этих процессов - образы ощущения, вос
приятия, следы памяти, решение задач, мысли, рефлексивные
образы), аффективные - не приводят к образованию специ
фических продуктов.

Общность познавательной функции, объединяющей собой всю когнитивную сферу, представляется и в современной теории системного строения психики, включающего когнитивную подсистему, регулятивную (объединяющую по функциональному принципу чувство и волю) и коммуникативную (Ломов Б.Ф.).

В современных учебниках психологии и университетских курсах во всем мире изучение когнитивных процессов следует учению В.Вундта (1890) об их иерархическом строении. По принципу возрастающей сложности и качественной специфики В.Вундт выделил основные структурно-функциональные уровни организации когнитивных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, сознание. Таким образом, ощущения - это исходный, базовый уровень когнитивной сферы психики.

Согласно концепции происхождения психики А.Н.Леон-


тьева (1956), ощущение - филогенетически исходная форма психики. Обоснованно, что критерий возникновения психического - это появление у простейших животных чувствительности как способности отвечать не только на непосредственно биологически значимые объекты (в отличие от раздражимости растений), но и на раздражители, несущие о них лишь сигнальную информацию (например, на освещенный участок водоема, где находится пища для простейшего животного, а не на саму пищу).

На протяжении всей истории психологии не прекращаются дискуссии о соотношении сенсорных и перцептивных процессов. Разграничение ощущения и восприятия предложил Т.Рид (1785). В современной психологии сенсорных и перцептивных процессов оно остается распространенным - по критериям целостности и предметности образа.

Восприятие - отражение целостного объекта или явления, включающее его предметное значение (например, восприятие луны, удара колокола, вкуса дыни) и т.д., в отличие от ощущения -отражения отдельных сторон воспринимаемой действительности, не отнесенного к конкретному объекту с его предметным значением (ощущение светового пятна, громкого звука, сладкого вкуса). При этом под ощущением понимается и сам процесс сенсорного отражения, и его продукт - сенсорный образ.

Тем не менее, Б.Г.Ананьев определяет ощущение и восприятие как чувственные образы, которые возникают лишь при прямом воздействии предметов внешнего мира на наши органы чувств.

Ассоцианистская психология (XIX в.) представляла целостный образ восприятия как ассоциацию отдельных ощущений, признаков объекта друг с другом и его предметным значением.

Гештальтисты (начало XX в.) впали в другую крайность: совершенно игнорировали существование ощущений и признавали лишь целостные перцепты. Вместе с тем еще ранее (Г.Фехнер, 1860) возникновение психофизики показало возможности экспериментально и количественно изучать ощущение как функцию стимуляции.

В созерцательно-сенсуалистической психологии (XIX в.,


Э.Титченер) ощущение предлагалось вычленять из субъективного опыта методом аналитической интроспекции, которая представляла их сознанию как далее неразложимые элементы этого опыта. В образах ощущений выделялись четыре их атрибута (общие их свойства), что не потеряло своего значения:

качество (модальность) - свойство, характеризующее
основную информацию, отображаемую данным ощущением,
отличающую его от других видов ощущений и варьирующих
в пределах вида ощущений;

интенсивность - количественная его характеристика,
определяемая силой действующего раздражителя и функцио
нальным состоянием рецептора;

длительность - временная характеристика ощущения,
определяемая временем действия раздражителя, его интен
сивностью и функциональным состоянием рецептора.

Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

В настоящее время сохраняются представления о специфике сенсорных процессов по отношению к перцептивным. Эти представления развиты А.Н.Леонтьевым (1959-1975) в концепции о природе чувственного отражения. В ней классическая двойственность перцептивного образа (чувственная основа и перцептивный смысл (Э.Титченер), первичный образ и образ представления (Г.Гельмгольц)) предстает как единство чувственной ткани, т.е. сенсорной основы образа, что и соответствует традиционному понятию «ощущение», и предметного значения.

§2. Сенсорный образ как эффект рефлекторного кольца

Классическая физиология органов чувств XIX века развивала в учении об ощущении теоретическую концепцию, которую называютрецепторной. Рецепторную концепцию противопоставляют рефлекторной концепции ощущений, опирающейся на воззрения И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

В своем «Курсе физиологии человека» И.Мюллер излагает


принцип «специфических энергий органов чувств», который является основой рецепторной теории, в следующих тезисах:

«Мы не можем иметь никаких ощущений, вызванных
внешними причинами, кроме таких, которые могут вызываться
и без этих причин - состоянием наших чувствительных не
рвов»;

«Одна и та же внешняя причина вызывает разные ощу
щения в разных органах чувств в зависимости от их природы»;

«Ощущения, свойственные каждому чувствительному
нерву, могут быть вызваны многими внутренними и внешни
ми воздействиями» [ 4].

Факты, которые составили эмпирическую основу мюл-леровского принципа и которыми доказывается зависимость специфичности ощущения от устройства органов чувств, являлись реальными и, казалось, неопровержимыми. Например, механический раздражитель (один и тот же) вызывает различные ощущения в зависимости от того, на какой орган чувств он воздействует (глаз, ухо, поверхность кожи), а разные раздражители (электрический ток, давление, свет), действуя на один и тот же орган чувств (глаз), вызывают ощущения одинакового качества (световые).

Таким образом, по Мюллеру, внешний мир непознаваем, так как ощущения отвечают соответственно качеству самого органа чувств (его специфической энергии). Анализ процессов, порождающих ощущения, ограничивался лишь начальным афферентным звеном реакции. Ощущение понималось как результат пассивного процесса, а активное начало приписывалось особой субстанции - душе, активной апперцепции, сознанию.

Как отмечает А.Н. Леонтьев, развитие эволюционного генетического подхода изменило понимание природы специфичности органов чувств: «...сами органы чувств являются продуктом приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям» [ 4 ].

Принцип «специфических энергий органов чувств» все более переосмысливается в принцип «органов специфических энергий», то есть в принцип, согласно которому свойства органов чувств зависят от специфических особенностей воздействующих на организм энергий внешних источников.


Роль коры головного мозга в деятельности органов чувств впервые была определена И.П. Павловым в его учении об анализаторах. И.П. Павлову принадлежит следующее определение анализатора: «Анализатор есть сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимающим аппаратом и кончающийся в мозгу, то в низшем отделе его, то в высшем, в последнем случае бесконечно более сложном». Анализатор как морфологическая система состоит из трех выделенных И.П. Павловым частей: 1) рецептор, который превращает внешнюю энергию в нервный процесс, называемый возбуждением; 2) проводящие пути, которые передают возбуждение в центр; 3) центр - мозговой конец анализатора, в котором происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Мозговой конец анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре головного мозга элементов данного анализатора. Ядро мозгового конца анализатора состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Ядра анализатора осуществляют самый тонкий и высший анализ данных внешних воздействий. Чем дальше от ядра данного анализатора находятся рассеянные элементы этого анализатора, тем более грубый и общий анализ внешних воздействий осуществляется большими полушариями головного мозга.

И.М.Сеченову принадлежит гениальное предположение о том, что материальной основой сознания человека является рефлекторная деятельность головного мозга и что все психические процессы рефлекторны по своей природе. Каждый специализированный орган чувств является сложной анато-мо-морфологической системой, включающей кроме собственно воспринимающих (рецепторных) приборов, приборы мы-шечно-двигательные, сосудистые, секреторные. Однако этим структурам не придавалось первоначально активное значение факторов, участвующих в образовании ощущений.

Ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. В состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический реф-


леке), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции рук).

С позиций рефлекторной теории сенсорный образ является эффектом рефлексов, развертывающихся в анализаторах. Анализатор представляет собой функционально замкнутую целостную рефлекторную систему (Л.М. Веккер), или аффе-рентно-эфферентную систему (Е.Н. Соколов). Периферическая часть этой системы включает в себя не только её начало, но и конец, т.е. не только рецептор, но и эффектор. Промежуточная проводящая часть анализатора осуществляет двустороннюю, не только центростремительную, но и обратную центробежную связь периферической рецепторно-эффекторной части анализатора с его корковой частью. Центральная корковая часть анализатора является центральной как морфологически, так и функционально.

Соотношение между работой нейронной системы анализатора и возникающим в результате сенсорным образом представляет психофизиологическую проблему.

Схема построения сенсорного образа выглядит следующим образом (рис. 1).

Дистантный—^ Тождество непосредственной 4— Предметное
стимул      данности   содержание образа

I     Т

Проксимальный  —^ Чувственная ткань

стимул      образа

Рис. 1. Построение сенсорного образа

Дистантный стимул - это физический источник сигнала, например, источник света или звука; поверхность, отражающая свет или звук.

Проксимальный стимул - это сигнал, непосредственно вызывающий раздражение анализатора. В случае слуховой модальности - это звуковая волна, прошедшая предварительную обработку в ушной раковине и попавшая на мембрану. При зрительной модальности - это изображение предмета, спроеци-


рованное линзой зрачка на сетчатку глаза, причем это изображение перевернутое, искаженное формой глазного яблока.

В результате воздействия стимуляции и возбуждения соответствующих участков коры головного мозга формируется чувственная ткань образа. Далее в работу включается вся целостная структура нашей психики. Единичный процесс восприятия заканчивается вычленением предметного содержания образа. Между начальной фазой процесса - дистантным стимулом и завершающей - предметным содержанием образа устанавливается тождество непосредственной данности. В вопросе «почему мы воспринимаем мир таким, каким мы его воспринимаем» заключается суть психофизической проблемы.

§3. Роль деятельности в процессах построения психического образа

Согласно стимулъной парадигме процессы построения образа состоят из следующих этапов:

получение и селекция чувственных впечатлений различ
ной модальности от воздействующей на организм стимуляции;

присоединение к этим ощущениям образов памяти о
прошлых воздействиях данного предмета на наши органы
чувств;

смысловая обработка (обобщение, категоризация, аб
страгирование) чувственного образа;

осмысленный сознательный образ «на выходе» под
вергается другим воздействиям внешней среды на пути к от
ветному действию.

Складывается схема: С1 (стимул) - система обработки чувственных данных - 01 (образ) - Р1 (реакция, ответное действие) - С2 - О2 - Р2, и так далее, пока не будет получен уточненный образ О.

С учетом влияния на построение образа потребностей, установок, эмоций, черт личности воспринимающего указанную схему принимают большинство психологов.

Процесс получения образа рассматривается в этой схеме как система реакций на воздействие стимуляции. Весь процесс запускается не субъектом, а воздействием извне. Субъект


рассматривается как существо неактивное, а реактивное. В рамках стимульной парадигмы трудно ответить на вопрос о критериях отбора тех или иных воздействий. Существует огромное количество фактов критики стимульной парадигмы .

Согласно второму подходу деятельное отношение субъекта к объекту является начальным звеном любого психического процесса. Стимуляция является условием, а не причиной возникновения чувственного образа. Чувственный образ является продуктом деятельности и одновременно условием ее дальнейшего развития.

В качестве центрального элемента второго подхода используется понятие «образ мира» в том контексте, в котором оно было использовано А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками.

Образ мира не складывается из образов отдельных яв
лений и предметов, а с самого начала развивается и функцио
нирует как некоторое целое. Любой образ является элемен
том образа мира, и сущность его в той функции, которую он
выполняет в целостном отражении реальности.

Образ мира в функциональном плане предшествует ак
туальной стимуляции и вызываемым ею чувственным впе
чатлением.

Взаимодействие образа мира и стимульных воздей
ствий строится по принципу модификации (уточнения, дета
лизации, исправления, перестройки) образа мира как целого
под влиянием ассимилированных им чувственных впечатле
ний. «На выходе» получаем модифицированный стимулом
образ мира, а не некоторый единичный образ.

Наличие встречного процесса от образа мира на сти
муляцию является необходимым условием ассимиляции об
разом мира чувственных впечатлений, вызываемых этой сти
муляцией. Движение от образа мира навстречу стимуляции
извне обеспечивает постоянное апробирование образа мира
чувственными данными, подтверждение его адекватности.
При нарушении возможностей такого апробирования образ
мира начинает разрушаться.

Встречный процесс от образа мира на стимуляцию име
ет форму генерации познавательных гипотез. Гипотезы слу
жат тем «ферментом», из которого строится образ мира. Глав
ной составляющей нашего познавательного образа выступает


познавательная гипотеза, формируемая на основе широкого контекста образа мира в целом.

6. Важнейшей характеристикой образа мира, обеспечивающей ему возможность функционирования в качестве активного начала отражательного процесса, является его дея-телъностная и социальная природа.

Понимание образа мира как непрерывного генерирующего познавательные гипотезы предполагает, что любой, даже самый элементарный познавательный акт начинается по инициативе субъекта. Это представление соответствует формуле А.Н. Леонтьева о том, что «внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет». Если перевести это положение на условный язык схем, тогда познавательный акт приобретает вид О1 - Д1 (действие) - С1 (модифицированная действием стимуляция) - О2 - Д2 - С2 и так далее. Познавательная активность начинается с действия, пробующего, тот ли мир, за что он себя выдает, соответствует ли моей гипотезе.

С деятельностью, действием связано становление исходных форм образа мира в онтогенезе. Первой формой встречного процесса (от субъекта на объект) является моторный процесс. Первой формой активности является моторная активность. Сопровождающие ее ощущения являются исходным чувственным началом, присоединяясь к которому чувственные впечатления, являющиеся результатом внешних воздействий, начинают строить и модифицировать субъектный мир ребенка.

§4. Классификация ощущений: систематический и генетический подходы

Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Б.Т.Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные (кинестезия), ощущения равновесия и ускорения (статико-динамические), обонятельные, вкусовые и общеорганические или внутренностные.

В классификации ощущений С.Л.Рубинштейна отсутствуют


вибрационные ощущения, а ощущения боли, тепла, холода, прикосновения (давления) он относит к кожной чувствительности.

А.Р.Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена по двум основным принципам - систематическому (по принципу модальности) и генетическому (по принципу сложности или уровня их построения).

Систематическая классификация ощущений была предложена английским физиологом и психофизиологом Ч.Шеррингтоном. Он разделил наиболее крупные и существенные группы ощущений на три основные группы: Инте-роцептывные ощущения - ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Проприоцептивные ощущения - ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие афферентную основу движений человека. Эксте-роцептивные ощущения - ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для сознательного поведения человека.

По характеру воздействия объекта на рецептор эксте-роцептивные ощущения принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения (рис.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экстероц

   

Дистантные Зрительные Слуховые Обонятельные Контактные Вкусовые Температурные Осязательные

 

 

 

 

 

Интероцептивные

 

Органические ощущения Ощущения боли

 

 

 

 

Проприоцептивные

 

Ощущения равновесия Ощущения движения

 

 

Рис. 2. Систематическая классификация основных видов ощущений


Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств.

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств.

Обоняние занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету.

Контактные рецепторы появились в филогенезе раньше дистантных. Дистантная чувствительность - более новое образование в филогенезе. Ее появление сделало возможным ориентацию организма в окружающем пространстве и его целенаправленные передвижения как целого.

Первичная классификация ощущений исходит из типа рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности». Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

Генетический подход, предложенный в 1920 году английским неврологом Х.Хэдом, позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся прежде всего органические ощущения; 2) эпикритическую (более тонко дифференцированную, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.

Х.Хэд доказал, что протопатические и эпикритические компоненты могут иметь место внутри одной модальности. Он перерезал у себя на руке веточку кожного нерва и наблюдал ход восстановления чувствительности на соответствующем участке кожи. В течение первого месяца чувствительность в этом месте отсутствовала. Примерно через шесть недель она появилась, но только в форме протопатической чувствительности. Ощущения прикосновения были диффузны и нелока-


лизуемы, но при этом всегда либо приятны, либо неприятны. Только через полгода аффективный тон ощущений исчез, они стали восприниматься как прикосновения, адресованные к данному участку кожи. В последнюю очередь восстановилось восприятие направления движения по поверхности кожи и способность определять форму объектов.

Соотношение протопатических и эпикритических компонентов в разных видах чувствительности, естественно, оказывается различным. Интероцепция, например, представляет собой полностью протопатическую чувствительность.


Эпикритическая чувствительность


ЗРЕНИЕ

СЛУХ,


Протопатическая чувствительность


ОСЯЗАНИЕ


овб

ОБОНЯНИЕ


ВКУС

Рис. 3. Схематическое изображение соотношения компонентов про-топатической и эпикритической чувствительности внутри различных видов экстероцептивных ощущений

На рисунке схематично изображены соотношения их компонентов внутри пяти основных видов экстероцепции. Из схемы видно, что более молодые, дистантные модальности связаны, главным образом, с эпикритической чувствительностью.

Вопросы для самопроверки

1.Сравните ощущения и восприятие: в чем сходство и в чем различие между этими познавательными процессами?

2.Перечислите основные свойства ощущений.

З.В чем состоит отличие рецепторной концепции ощущений от рефлекторной?

Дайте определение анализатора по И.П.Павлову.

Какие ощущения называют интермодальными?

б.Назовите выделенные Ч.Шеррингтоном основные типы ощущений. 7.От чего зависит образ мира?


глава 2. КЛАССИчЕСКАд ПСИХОФИЗИКА

§1. Психофизика Г.Фехнера. Предмет и задачи психофизики

В 1860 году была опубликована работа немецкого ученого - физика, математика, психолога и философа - Густава Теодора Фехнера «Основы психофизики». В ней была представлена разработанная автором пороговая теория психофизики, ее экспериментальные методы и полученные фундаментальные результаты по оценке порогов чувствительности.

Год опубликования труда Г.Фехнера называется первым, когда речь заходит о возникновении экспериментальной психологии. В качестве второй даты называют год основания В.Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории (1879). Г.Фехнер нашел тот общий подход к исследованию психических явлений, на базе которого возникла экспериментальная психология, В.Вундт - те организационные формы, в которых она стала развиваться.

Разрабатывая психофизику, Г.Фехнер пытался создать универсальную науку о соотношении между психическим и физическим миром (отсюда и сам термин «психофизика»). При этом ученый исходил из созданной им философской концепции, согласно которой психическое и физическое являются лишь разными сторонами единого целого. Эти две стороны выступают перед нами в зависимости от позиции, принимаемой субъектом: по мнению Г.Фехнера, при внутренней позиции реальность выступает как психическое, при внешней -как физическое.

Процесс создания психического образа он представил схемой, изображенной на рис.4.

Раздражение . Возбуждение    . Ощущение       Суждение

(физика)    (физиология)    (психология) (логика)

Рис.4. Процесс создания психического образа

При этом Г.Фехнер полагает, что связь между психическим и физическим может быть количественно выражена. Он обратился к исследованию ощущений (впервые в психологии)


как к области, где связь психического и физического наиболее проста и доступна для эксперимента. Главными результатами работы Г.Фехнера были созданные им методы исследования сенсорной чувствительности и основной психофизический закон. При этом ощущение выступало как производное от внешней стимуляции. Такой подход открывал возможность строить измерение психического через измерение физического. Г.Фехнер предложил следующие парадигмы классической психофизики, которые являются методологической основой его исследований.

Сенсорная система человека- это измерительный при
бор, который соответствующим образом реагирует на воздей
ствующие физические стимулы.

Психофизические характеристики у людей распределе
ны по нормальному закону, т.е. случайным образом отлича
ются от какой-то средней величины.

Из первого утверждения вытекает требование организовывать психофизический эксперимент таким образом, чтобы исключить влияние на его результаты всех психических систем, кроме сенсорной. Это противоречит принципу активности целостной психики. Невозможно вычленить и исследовать в эксперименте одну, даже самую примитивную, психическую систему из целостной структуры человеческой психики.

Второе утверждение позволяет проводить исследование на небольшом количестве испытуемых и распространять выводы на всю генеральную совокупность. Несостоятельность второй парадигмы частично следует из несостоятельности первой - активизация в психофизическом эксперименте всех психических систем - от самых низших до самых высших -приводит к очень большому разнообразию реакций испытуемых, следовательно, к разнообразию их психофизических характеристик. Сегодня успешно развивается дифференциальная психофизика, в которой декларируется индивидуальный подход к каждому исследуемому в эксперименте.

Два постулата Г.Фехнера очень упрощенно представляют изучаемую проблему и сегодня уже устарели, но они помогли начать экспериментальные исследования и получить значительные результаты.

В настоящее время в психофизику входят два больших


раздела: учение об измерении сенсорной чувствительности (психофтика-I) и учение о психофизических шкалах (психо-физика-П). В теории Г.Фехнера эти два раздела были тесно взаимосвязаны, но с течением времени они обособились в самостоятельные направления научного исследования со своими проблемами, теориями, методами. Промежуточное положение занимает проблематика, связанная с основным психофизическим законом.

Различают также классическую и современную психофизику. В области психофизики-I различие между ними заключается в том, что современная психофизика допускает собственные шумы в сенсорной системе, рассматривая обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала из флуктуирующего шума. В классической же психофизике сенсорный шум не сопоставим с уровнем даже слабого сигнала. Поэтому для современной психофизики реакция ложной тревоги - закономерный ответ сенсорной системы, а для классической - поведенческая реакция, вызванная несенсорными факторами. Таким образом, в развитии психофизики-I выделяются классическая исследовательская парадигма (пороговая концепция, идущая от Фехнера) и современная, основанная на теории обнаружения сигналов.

В области психофизики-П классическая психофизика- это построение шкал, накопленных е.з.р. (см. ниже), а современная - шкалирование субъективных оценок стимула. Традиционное понимание психофизики как науки об измерении ощущений в последнее время подвергается пересмотру в сторону расширения предмета ее изучения.

Наблюдается тенденция относить к психофизике не только собственно ощущение, но и все другие психические явления, взаимодействующие в процессе построения чувственного образа. Имеются в виду перцептивные, мнемические процессы, процессы принятия решения, поддержания внимания.

В таком случае психофизику можно рассматривать, как разветвленную область психологической науки, которая исследует основные особенности и законы чувственного отражения.

В настоящее время имеется также тенденция распростра-


нить психофизику за пределы исследования чувственного образа. В качестве стимулов при этом рассматриваются не только поддающиеся измерению физические величины, но и любые другие проявления внешней среды, которые можно упорядочить на основе какого-либо признака. Например, произведения искусства - по степени привлекательности, репутации известных актеров - по степени популярности. В таком широком смысле С. Стивене определяет психофизику как науку об ответах организмов на служащие стимулами формообразования.

В современной психофизике главными являются следующие направления работы:

развитие методологических оснований психофизики;

разработка единой теории психофизических методов;

построение основ теории психофизических явлений и
психофизических законов в связи с другими психическими
явлениями;

интеграция психофизических и психофизиологических
знаний на основе комплексного исследования основных пси
хофизических проблем.

§2. Пороговая концепция. Проблема дискретности-непрерывности в классической психофизике

Поставив проблему измерений ощущений, Г.Фехнер предполагал, что человек не способен непосредственно количественно оценивать их величины. Он предложил косвенный способ измерения - в единицах физической величины стимула. Величина ощущения - это сумма едва заметных его приращений над исходной точкой. Для ее обозначения Г.Фехнер ввел понятие порога ощущения, измеряемого в единицах стимула.

Абсолютный порог - это та минимальная величина стимула, превышение которой вызывает осознанное ощущение этого стимула.

Порог различения (дифференциальный порог) - это та минимальная величина различия двух стимулов, превышение которой вызывает осознанные ощущения различия стимулов.

Абсолютный порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.