Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство образования Республики Беларусь 4 страница



Теория оппонентных цветов с определенной долей объективности может объяснить ряд фактов. В частности, по мнению ряда авторов, она объясняет, почему мы видим именно те цвета, которые видим. Например, мы воспринимаем только один тон - красный или зеленый, желтый или синий, когда баланс смещен только у одного типа оппонентной пары, и воспринимаем комбинацию тонов, когда баланс смещен у обоих типов оппонентных пар. Объекты никогда не воспринимаются как красно-зеленые или желто-синие потому, что элемент не может реагировать в двух направлениях сразу.

Трехцветная теория цветового зрения и теория оппонентных цветов, каждая из них какие-то факты может объяснить, а какие-то нет. Как это случалось и раньше в истории науки, две теории, на протяжении десятилетий казавшиеся несовместимыми, обе оказались верны. Представления Юнга-Гельмгольца оказались верными для рецепторного уровня, а идеи Геринга об оппонентных процессах - для последующих уровней зрительной системы.

Согласно двухстадийной теории, те три типа рецепторов, которые рассматриваются в трихроматической теории, поставляют информацию для оппонентных пар, расположенных на более высоком уровне зрительной системы. Данная гипотеза была высказана, когда в таламусе - одном из промежуточных звеньев между сетчаткой и зрительной корой - были обнаружены цветооппонентные нейроны. Как показали исследования, эти нервные клетки обладают спонтанной активностью, которая повышается при реакции на один диапазон длин волн и снижается при реакции на другой. Например, некоторые клетки, расположенные на более высоком уровне зрительной системы, возбуждаются быстрее, когда сетчатку стимулируют си-


ним светом, чем когда ее стимулируют желтым светом; такие клетки составляют биологическую основу сине-желтой оппонент-ной пары. Следовательно, целенаправленными исследованиями было установлено наличие трех типов рецепторов, а также цветооппонентных нейронов, расположенных в таламусе.

§4. Слуховые ощущения. Общие качества слуховых ощущений

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, т.е. продольных колебаний частиц воздуха, распространяющихся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источником звука.

Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Строгой границы между этими группами звуков нет, так как музыкальные звуки содержат шумы, а шумы могут содержать элементы музыкальных звуков. Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Основными качествами слуховых ощущений являются: а) громкость, б) высота, в) тембр, г) длительность, д) пространственное определение источника звука. Каждое из этих качеств слуховых ощущений отражает определенную сторону физической природы звука.

В ощущении громкости отражается амплитуда колебаний. Амплитудой колебаний является наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее.

Сила звука и громкость - понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость - качество воспринимаемого звука. Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при


непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.

Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять ее в единицах энергии. Единицами измерения громкости звука являются децибелы.

Громкость обычной человеческой речи на расстоянии 1 метра составляет 16-22 децибел, шум на улице (без трамвая) -до 30 децибел, шум в котельной - 87 децибел.

В ощущении высоты звука отражается частота колебаний звуковой волны (а, следовательно, и длины ее волны). Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука.

Высота звука измеряется в герцах, т.е. в количестве колебаний звуковой волны в секунду. Чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый сигнал. Человек способен воспринимать звуковые колебания, частота которых находится в пределах от 20-20 000 герц (рис. 15), причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения.

10000 20UOO

частота в герцах

Рис. 15. Границы зоны подлинных слуховых ощущений с областями речевых и музыкальных звуков (по Р. Шошолю, 1966)


Верхняя граница слуха у детей - 22 000 герц. К старости эта граница понижается до 15 000 герц и ниже. Поэтому пожилые люди часто не слышат высоких звуков, например стрекотание кузнечиков. У животных верхняя граница слуха значительно выше, чем у человека (у собаки она доходит до 38 000 Гц.) При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (осязание звука), а затем чувство боли.

В ощущении тембра звука отражается форма звуковой волны. В самом простом случае форма звукового колебания будет соответствовать синусоиде. Такие звуки получили название «простых». Их можно получить только с помощью специальных приборов. Близким и простому звуку является звучание камертона -прибора, используемого для настройки музыкальных инструментов. Окружающие нас звуки состоят из различных звуковых элементов, поэтому форма их звучания, как правило, не соответствует синусоиде. Но тем не менее музыкальные звуки возникают при звуковых колебаниях, имеющих форму строгой периодической последовательности, а у шумов - наоборот.

Таким образом, сочетание простых звуков в одном сложном придает своеобразие форме звукового колебания и определяет тембр звучания. Тембр звучания зависит от степени слияния звуков. Чем проще форма звукового колебания, тем приятнее звучание. Поэтому принято выделять приятное звучание - консонанс и неприятное звучание - диссонанс.

Тембром называется то специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками (рояль, скрипка, флейта). Очень часто о тембре говорят как об «окраске» звука.

Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К.Сишор, 1935), придающему звуку человеческого голоса, скрипки большую эмоциональную выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты, интенсивности и тембра звука. Вибрато специально изучалось К.Сишором с помощью фотоэлектрических снимков. По его данным, вибрато, будучи выражением чувства в голосе, не дифференцировано для различных чувств. Вибрато играет значительную роль в музыке


и пении; оно представлено и в речи, особенно эмоциональной. Хорошее вибрато порождает впечатление приятной гибкости, полноты, мягкости и богатства.

Продолжительность действия звука и временные отношения между отдельными звуками отражаются в виде той или иной длительности слуховых ощущений.

Слуховое ощущение относит звук к его источнику, звучащему в определенной среде, т.е. определяет местоположение звука. В лаборатории Павлова было обнаружено, что после рассечения мозолистого тела собаки исчезает способность определения местоположения источника звука. Таким образом, пространственная локализация звука определяется парной работой больших полушарий.

Каждое слуховое ощущение представляет собой взаимосвязь между основными качествами слуха, которые отражают взаимосвязь акустических и временно-пространственных свойств предметов и среды распространения исходящих от них звуковых волн.

§5. Теории слуха: теории «периферического анализатора», «центрального анализатора»

Из классических теорий слуха наиболее известна резонансная теория Г.Гельмгольца.

Главной частью внутреннего уха является канал перепончатой улитки, в которой оканчиваются волокна слухового нерва. Диаметр его у основания равен нескольким миллиметрам, у вершины около 1 мм. Проход этот разделен по всей длине на две части костной перегородкой и гибкой перепонкой, основной мембраной. Параллельно и вблизи от основной мембраны идет вторая мембрана, текториальная, или Кортиева. Окончания нервных клеток, расположенные в утолщении основной мембраны, вблизи текториальной мембраны, имеют тончайшие волоски («волосатые клетки»), соприкасающиеся с текториальной мембраной при колебаниях. На основной мембране (перепонке) пятью рядами расположено 235 000 нервных окончаний. Основная перепонка состоит из приблизительно такого же числа упругих волокон, которые часто сравнивают со струнами музыкальных инструментов. Длина этих волокон меня-


ется. Они короче всего в начале улитки, в ее основном завитке (приблизительно 1 мм), а с приближением к вершине улитки длина их постепенно возрастает, доходя до 4 мм.

По резонансной теории Гельмгольца, каждое такое волокно настроено, подобно струне, на определенную частоту колебаний. Когда до улитки доходят звуковые колебания определенной частоты, то резонирует определенная группа волокон основной перепонки (колеблется не вся мембрана, а только часть ее) и возбуждаются только те клетки органа Корти, которые покоятся на этих волокнах. Более короткие волокна, лежащие у основания улитки, реагируют на более высокие звуки, более длинные волокна, лежащие у ее вершины - на низкие. Волосковые клетки и связанные с ними нервные волокна передают в мозг информацию о том, какой участок основной мембраны возбужден, а следовательно, и о частоте звукового колебания.

Свою резонансную теорию слуха Гельмгольц обосновал прежде всего анатомическими данными. В пользу этой гипотезы говорят факты избирательной глухоты на определенные частоты в результате хирургического удаления отдельных участков основной мембраны. Однако эти же эксперименты показали, что практически невозможно найти участок мембраны, связанный с восприятием низких тонов.

Теория Г.Гельмгольца была поставлена под сомнение венгерским физиком Георгом фон Бекеши. В 1940 году Бекеши установил, что мембрана ведет себя не как арфа с раздельными струнами, а как простыня, которую встряхнули за один конец. Основная мембрана не натянута и ее волокна не могут резонировать наподобие струн. По Бекеши, колебания распространяются на основной мембране в виде бегущей волны, но в то же время место наиболее интенсивного движения зависит от высоты звука. Высокие частоты вызывают вибрацию в ближнем конце мембраны; по мере повышения частоты вибрация сдвигается к овальному окошечку. Таким образом, было предложено новое объяснение активации различных по положению рецеп-торных элементов, но принцип связи высоты звука и акустической частоты через место раздражения сохранился.

Основные затруднения теории Бекеша связаны с тонами


низких частот. При частотах ниже 50 герц все части базиляр-ной мембраны вибрируют примерно одинаково. Это значит, что все рецепторы активизируются в равной степени, из чего следует, что у нас нет способа различения частот ниже 50 герц. На самом же деле мы можем различать частоту всего в 20 герц.

Теорию Гельмгольца и фон Бекеша относят к теориям «периферического анализатора».

Другую группу теорий составляют теории «центрального анализатора», или так называемые телефонные теории, к которым относится теория американского физиолога Э.Уиве-ра. В его экспериментах непосредственно от слухового нерва кошки отводились потенциалы действия и через усилитель подавались на телефонную аппаратуру. Оказалось, что в диапазоне от 20 до 1000 герц рисунок нервной активности полностью воспроизводит частоту раздражителя, так что по телефону можно было слышать произносимые в помещении фразы. Впоследствии были найдены и другие доказательства в пользу предположения, что кодирование высоты звука осуществляется по принципу частоты. В настоящее время большинство исследователей считает, что высокочастотные колебания воспринимаются по принципу места, а низкочастотные - по принципу частоты. В среднем диапазоне частот от 400 до 4000 герц работают оба механизма (П.Линдсей и Д.Н.Норман, 1972).

Вопросы для самопроверки

1.Раскройте сущность квантовой теории зрения. 2.Что такое время реакции и время ощущений? 3 .В каких явлениях играют большую роль инерционные свойства глаза? 4.Как на человека влияет мелькающий свет? 5.Сформулируйте основные законы смешения цветов. 6.Какова основная идея Т.Юнга, объясняющая явление трихроматич-ности?

7.Перечислите основные свойства слуховых ощущений.


глава2. ВИБРАЦИОННЫЕ, КОЖНЫЕ, МЫШЕчНО-СУСТАВНЫЕ ОЩУЩЕНИм

§1. Вибрационные ощущения. Механизм вибрационных ощущений

Звуковые волны оказывают двойное воздействие на кору головного мозга: через слуховой рецептор и через механизм вибрационной чувствительности. Область инфразвуков, т.е. сверхнизких звуковых колебаний с минимальным числом колебаний в секунду отражаются не в виде слуховых ощущений (громкости, высоты, тембра звука), а именно в виде вибрационных ощущений. Давление воздушной среды на поверхность тела человека производит одновременно и тактильное ощущение.

Механизм слуховых, тактильных ощущений и вибрационной чувствительности находятся по отношению друг к другу в противоречивых отношениях: слуховой и тактильный анализатор подавляют механизм вибрационных ощущений, вследствие чего при нормальном слухе человек не ощущает периодических изменений давления, вызываемого колебаниями движущихся тел в окружающей среде.

Но быть в заторможенном состоянии не значит отсутствовать. Известно, что затормаживаемые нервные центры отдают свою нервную энергию господствующему очагу возбуждения, усиливая возбуждение в данном центре, т.е. доминанте нервного возбуждения. Возбуждение вибрационных механизмов тела усиливает как слуховые, так и тактильные ощущения. Торможение механизмов вибрационной чувствительности наблюдается лишь за пределами действия области инфразвуков.

Слуховые и тактильные ощущения включают в себя вибрационные импульсы, усиливаются за их счет. Например, при развитом и активном зрении тормозится осязание, но осязательные ощущения по закону доминанты усиливают зрительные ощущения.

Отмирание вибрационной чувствительности привело бы к ослаблению слуха и тактильной чувствительности.

Ощущение вибраций звуковых волн без отражения их частоты, силы и формы колебаний в любой части звукового


спектра оказывается возможным при полной потере слуха. Поэтому у глухонемых - и особенно у слепоглухонемых - вибрационная чувствительность резко повышается. Известная своим научным трудом «Как я воспринимаю мир» слепоглухонемая Скороходова показала, что по вибрации пола она определяет не только походку определенного лица, но и перемену в обуви идущего, а также передвижение мебели в комнате, «слышит» (вибраторное восприятие) музыку.

Механизмы вибрационной чувствительности используются при обучении глухонемых речи путем образования у них вибрационно-тактильных условных рефлексов. При передаче звучащей речи через вибротелетакторы (специально сконструированные вибраторы) восприятие речи доходит у глухонемых за 10-12 занятий до 83%. Вибрационные ощущения развиваются у человека в условиях, при которых приобретают значение вибрационные сигналы.

В условиях темноты и тишины нормально видящий и слышащий человек пользуется вибрационной сигнализацией (возникает ощущение препятствия на пути движения).

Механизм вибрационной чувствительности недостаточно выяснен. Это следует отметить в отношении как рецепторов, так проводников и мозговой регуляции вибрационной чувствительности. Существует несколько гипотез относительно рецепторов вибрационной чувствительности. Гипотеза тактильного происхождения вибрационной чувствительности предполагает, что рецепторами вибрационных ощущений являются тактильные рецепторы кожной поверхности. С этой точки зрения вибрационная чувствительность является переходной ступенью от тактильной чувствительности к слуху, т.е. кожным ощущением звуковых колебаний.

Вторая гипотеза рассматривает вибрационные ощущения как чувствительность «избирательно-костную». В пользу этой гипотезы говорят факты повышения вибрационной чувствительности при прямом действии вибраций на обнаженную кость, расстройства этой чувствительности при заболевании костной системы.

Согласно «общетканевой» гипотезе, разработанной В.М. Бехтеревым, вибрационная чувствительность является одной


из самых общих форм чувствительности человека и свойственна любой ткани сложного животного организма, поскольку она связана нервами с центральной нервной системой. Кости являются, с этой точки зрения, своеобразными резонаторами вибрационных изменений тканей. Причиной возникновения вибрационных ощущений могут быть периодические изменения давления в самих тканях, обусловленные действием колебаний движущихся тел. Вибрационные ощущения возникают при прикосновении камертоном к любой части тела. Эти ощущения усиливаются при условии передачи вибраций более упругой ткани (мышцам, костям), а при действии на области тела, имеющие жировые прокладки, требуется увеличение амплитуды колебаний.

Возможности дифференцировки вибраций для разных участков тела различны. Наименее чувствительными являются шея, плечевой пояс и бедро. Наиболее высокой чувствительностью обладают пальцы рук, возрастая от мизинца к указательному пальцу. Левая рука более чувствительная к вибрации, чем правая.

Проводники вибрационных раздражений идут в мозговой ствол, мозжечок, а затем в большие полушария головного мозга, где входят в различные проекционные зоны коры в зависимости от того, от каких тканей передаются вибрации.

Таким образом, вибрационные ощущения являются необходимым способом отражения периодических колебаний давления на человеческое тело, получающее то или иное развитие при особых условиях (темноте или тишине для нормально видящего и слышащего человека), в особых условиях работы с вибрирующими телами - машинами, а особенно при выключении зрения, слуха или того и другого одновременно.

§2. Осязательные ощущения и их основные качества

Кожная чувствительность включает ощущения прикосновения, боли,тепла и холода.

Термин «осязание» употребляют в двух разных значениях. С одной стороны - как синоним кожной чувствительности, с другой стороны под осязанием понимают гаптическую


чувствительность, которая включает ощущение прикосновения и кинестетические ощущения. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания рукой объекта внешнего мира.

Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (сочетание осязания и кинестетики), можно говорить об активном осязании.

В психологии найдены способы изучения изолированного протекания непосредственно осязательных и кинестетических ощущений, показывающих общее и различное в обоих видах чувствительности по отношению к одному и тому же внешнему предмету.

Основными качествами, отражающимися в осязательных ощущениях, являются:

прикосновение;

давление;

качество поверхности воздействующего тела («фактур-
ность»), т.е. гладкость или шероховатость материала предмета;

протяженность - отражение площади механического
раздражителя;

отражение плотности предмета или ощущение тяжести.

Взаимодействие осязательных и кинестетических ощущений обеспечивает отражение основных механических свойств предмета - твердости, упругости, непроницаемости.

Осязательные ощущения не только позволяют отразить свойства внешнего предмета, его характеристики, но и участвуют в образовании «схемы тела» за счет соотнесения действия механического раздражителя на определенную часть тела. При расстройстве осязания какой-либо части поверхности тела человек перестает ощущать эту часть как свою собственную, она кажется ему чужой.

Разные части кожи человека характеризуются различной абсолютной чувствительностью к прикосновению и давлению. Определяют порог осязательных ощущений с помощью набора волосков Фрея. Диаметр каждого волоска измерен с помощью микроскопа. Порог осязательных ощущений изме-


ряется из расчета величины диаметра волоска при его давлении на 1 кв. мм кожи. Осязательная чувствительность наиболее развита на частях тела, наиболее удаленных от центра тела: руках, кончиках пальцев рук, кончике языка, кончиках пальцев ног. У одного и того же человека осязательная чувствительность увеличивается в 125 раз с переходом от плотных частей подошвы к кончику языка и пальцев.

Чувствительность осязательных рецепторов (кожи) зависит от перемен давления, которое возникает при трении предмета и кожи. При отсутствии перемен давления или их незначительности происходит быстрая адаптация осязательного анализатора к раздражителю. Мы чувствуем кольцо на пальце, когда его снимаем или одеваем, т.е. при наличии трения или перемен давления.

По мнению Л.М.Веккера,/>y/ca человека является сложной координатной системой, в которой имеется своя точка отсчета, а также ряд передатчиков импульсов движения. Большой палец является «точкой опоры» или начальной точкой отсчета. Ведущим звеном в координатной системе является указательный палец. Средний и безымянный пальцы - передатчики импульсов движения. Координатная система нарушается при исключении большого или указательного пальцев.

Ряд факторов играют важную роль в сенсибилизации пассивного осязания. Одним из них является взаимодействие зрения и осязания. Осязательная чувствительность повышается в условиях освещения. Совместная деятельность осязательного и двигательного анализатора приводит к сенсибилизационным изменениям порога осязательной чувствительности. Установлено повышение осязательной чувствительности под воздействием болевого раздражителя (У. Томсон). Мощным фактором изменения осязания является влияние второй сигнальной системы. Как показал Л.М.Веккер, словесное воздействие ускоряет процесс дифференцировки механических раздражителей, способствует большей подвижности и активности координатной системы руки.


§3. Температурные и болевые ощущения

Температурная чувствительность свойственна высшим животным и человеку. Температура тела беспозвоночных, рыб, амфибий, рептилий изменяется в прямой зависимости от колебаний температуры среды. Эти животные характеризуются переменной температурой тела. Высшие животные и человек характеризуются постоянной температурой тела или изотер-мией, т.е. температура их тела является относительно независимой от колебаний температуры окружающей среды.

Температурные ощущения отражают изменения терморегуляции. Терморегуляция - это соотношение теплообразования в организме и отдачи тепла окружающей среде. Теплоотдача осуществляется посредством теплоизлучения (отдача кожей тепла воздуху), теплопроведения (отдача кожей тепла предметам), испарения воды кожей и легкими. Теплоотдача -это расход образованного обменом веществ теплообразования. Между температурой тела и температурой среды существуют обратно пропорциональные отношения. При повышении температуры окружающей среды теплообразование уменьшается, а при понижении внешней температуры теплообразование увеличивается.

Теплопроведение и теплоизлучение находятся в зависимости от разности температур кожи и окружающей среды. Температура кожи не совпадает с общей температурой тела и является неодинаковой в различных местах кожи: на лбу температура кожи равна 34-35°С, на стопах ног - 25-27°С, на коже лица - 20-25°С, на коже живота - 34°С. Общая постоянная температура человеческого тела занимает среднее положение между температурой внутренних органов с интенсивным обменом веществ (более высокой) и температурой кожи (более низкой).

Автоматическая регуляция внутренней температуры тела, относительно независимой от среды, дополняется у человека способностью создавать искусственную среду - отопляемые и охлаждаемые жилища, в которых поддерживается наиболее благоприятная для человеческого организма температура. Эта способность к двойной регуляции температуры (внутренней


и внешней) имеет существенное значение, т.к. температурные условия влияют на общую активность человека и на его работоспособность.

Болевые ощущения возникают, с одной стороны, при действии адекватных болевых раздражителей на болевые рецепторы кожи, а с другой - при действии сверхмощных раздражителей большой интенсивности на любые рецепторы. Действия очень сильных звуковых, световых раздражителей, больших концентраций химических веществ на соответствующие рецепторы вызывает в момент этого действия болевые ощущения. Таким образом, для любого рецептора, расположенного на поверхности тела, в мышцах или внутренних органах, существует свой верхний порог чувствительности, за пределами которого внешняя стимуляция оказывает не специфическое для них действие (световое, звуковое, химическое), а вызывает болевые ощущения.

Болевые ощущения характеризуются как общими со всеми ощущениями свойствами, так и своеобразием этих свойств, присущим только болевым ощущениям.

К общим свойствам болевых ощущений относятся: длительность ощущений, интенсивность, отнесение болевого ощущения к определенному пространству раздражения, качество болевых ощущений.

В какой степени болевые ощущения качественно дифференцируют характер болевых раздражений? В опытах Беркен-блита сравнивалось действие электрического воздействия от двух источников тока: хронаксиметра и индукционной катушки. В словесном отчете испытуемых при действии хронакси-метрического тока отмечались боли следующих типов: колющая, жгучая, толчкообразная, дергающая. При действии индукционного раздражения - ломящая, судорожная, давящая. Это различие проявлялось не только в словесном отчете испытуемых, но и в их двигательных реакциях. Сходство болевых ощущений при различных типах электрического раздражения заключается в реакциях на интенсивность действия стимулами (более сильные реакции на более сильные раздражители). В медицине соотносят словесный отчет больных о характере испытываемых ими болей с известным признаком


характера заболевания. В болевых ощущениях отражается не качество внешней стимуляции, а качество раздражения. Этим болевые кожные ощущения отличаются от ощущений других внешних анализаторов.

Еще одна из особенностей болевых ощущений - их аффективный характер (говорят об ощущении боли и о чувстве боли). Ощущение боли связано с чувством неудовольствия или страдания. В психологическом плане трактуют боль как специфическое ощущение, другие рассматривают как особенно острое проявление аффективного качества неприятного. По С.Л.Рубинштейну, боль - это яркое проявление единства сенсорной к аффективной чувствительности.

§4. Кинестетические ощущения, их основные свойства и формы. Статические ощущения, их основные качества

Кинестетические ощущения - ощущения отдельных частей тела, вызываемые возбуждениями, поступающими от про-приорецепторов, расположенных в суставах, связках, мышцах. Работающая мышца, непосредственно осуществляющая практическое взаимодействие с внешним стимулом, сама является источником ощущений (И.М.Сеченов).

Как отмечает Б.Г.Ананьев, проблема мышечно-суставных ощущений имеет исключительное значение для психологии человека.

Трудовая деятельность и членораздельная речь создали новые формы кинестетических ощущений человека, не имеющих никакой аналогии в животном мире. По кинестетическим ощущениям человек судит о работоспособности, утомлении, точности, скорости движения, о соответствии или несоответствии своих движений вызвавшим их внешним причинам.

Кинестетические ощущения имеют всеобщее значение для работы всех анализаторов человека. И.М.Сеченов показал, что именно с кинестетическими ощущениями связано объективирование ощущений: «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то ощущение, которое оно производит на сетчатке глаз, а внешнюю причину ощущений -


стоящий перед нами предмет». Вот это-то вынесение некоторых впечатлений наружу в сторону их внешних источников и называется объективированием впечатлений.

По мнению И.М.Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений - все это продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерением или дробным анализатором пространства и времени».

При выполнении физических упражнений - в некоторых видах деятельности (физический труд, спорт) - происходит расчлененное осознание этих ощущений. Перечислим основные свойства кинестетических ощущений.

Отражение положения частей тела (т.е. положения
одной части тела относительно другой). Ощущения положе
ния частей тела имеют важнейшее значение для образования
схемы тела, без которой человек не может правильно и про
извольно пользоваться различными его частями в тех или
иных действиях.

Отражение пассивных движений (при статическом на
пряжении мышц). Эти ощущения характеризуются определен
ными пространственными и временными моментами. К про
странственным моментам относятся: а) распознавание расстоя
ний или протяженности пассивного движения, б) распознавание
направления пассивного движения (верх, низ, правая и левая
сторона движения). К временным моментам относятся: а) ана
лиз длительности движения, б) анализ скорости движения.

Общим свойством всех пассивных движений является также анализ общей траты нервно-мышечной энергии, т.е. состояние утомления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.