Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство образования Республики Беларусь 2 страница



Разрабатывая психофизику, Г.Фехнер пытался создать универсальную науку о соотношении между психическим и физическим миром (отсюда и сам термин «психофизика»). При этом ученый исходил из созданной им философской концепции, согласно которой психическое и физическое являются лишь разными сторонами единого целого. Эти две стороны выступают перед нами в зависимости от позиции, принимаемой субъектом: по мнению Г.Фехнера, при внутренней позиции реальность выступает как психическое, при внешней -как физическое.

Процесс создания психического образа он представил схемой, изображенной на рис.4.

Раздражение . Возбуждение    . Ощущение       Суждение

(физика)    (физиология)    (психология) (логика)

Рис.4. Процесс создания психического образа

При этом Г.Фехнер полагает, что связь между психическим и физическим может быть количественно выражена. Он обратился к исследованию ощущений (впервые в психологии)


как к области, где связь психического и физического наиболее проста и доступна для эксперимента. Главными результатами работы Г.Фехнера были созданные им методы исследования сенсорной чувствительности и основной психофизический закон. При этом ощущение выступало как производное от внешней стимуляции. Такой подход открывал возможность строить измерение психического через измерение физического. Г.Фехнер предложил следующие парадигмы классической психофизики, которые являются методологической основой его исследований.

Сенсорная система человека- это измерительный при
бор, который соответствующим образом реагирует на воздей
ствующие физические стимулы.

Психофизические характеристики у людей распределе
ны по нормальному закону, т.е. случайным образом отлича
ются от какой-то средней величины.

Из первого утверждения вытекает требование организовывать психофизический эксперимент таким образом, чтобы исключить влияние на его результаты всех психических систем, кроме сенсорной. Это противоречит принципу активности целостной психики. Невозможно вычленить и исследовать в эксперименте одну, даже самую примитивную, психическую систему из целостной структуры человеческой психики.

Второе утверждение позволяет проводить исследование на небольшом количестве испытуемых и распространять выводы на всю генеральную совокупность. Несостоятельность второй парадигмы частично следует из несостоятельности первой - активизация в психофизическом эксперименте всех психических систем - от самых низших до самых высших -приводит к очень большому разнообразию реакций испытуемых, следовательно, к разнообразию их психофизических характеристик. Сегодня успешно развивается дифференциальная психофизика, в которой декларируется индивидуальный подход к каждому исследуемому в эксперименте.

Два постулата Г.Фехнера очень упрощенно представляют изучаемую проблему и сегодня уже устарели, но они помогли начать экспериментальные исследования и получить значительные результаты.

В настоящее время в психофизику входят два больших


раздела: учение об измерении сенсорной чувствительности (психофтика-I) и учение о психофизических шкалах (психо-физика-П). В теории Г.Фехнера эти два раздела были тесно взаимосвязаны, но с течением времени они обособились в самостоятельные направления научного исследования со своими проблемами, теориями, методами. Промежуточное положение занимает проблематика, связанная с основным психофизическим законом.

Различают также классическую и современную психофизику. В области психофизики-I различие между ними заключается в том, что современная психофизика допускает собственные шумы в сенсорной системе, рассматривая обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала из флуктуирующего шума. В классической же психофизике сенсорный шум не сопоставим с уровнем даже слабого сигнала. Поэтому для современной психофизики реакция ложной тревоги - закономерный ответ сенсорной системы, а для классической - поведенческая реакция, вызванная несенсорными факторами. Таким образом, в развитии психофизики-I выделяются классическая исследовательская парадигма (пороговая концепция, идущая от Фехнера) и современная, основанная на теории обнаружения сигналов.

В области психофизики-П классическая психофизика- это построение шкал, накопленных е.з.р. (см. ниже), а современная - шкалирование субъективных оценок стимула. Традиционное понимание психофизики как науки об измерении ощущений в последнее время подвергается пересмотру в сторону расширения предмета ее изучения.

Наблюдается тенденция относить к психофизике не только собственно ощущение, но и все другие психические явления, взаимодействующие в процессе построения чувственного образа. Имеются в виду перцептивные, мнемические процессы, процессы принятия решения, поддержания внимания.

В таком случае психофизику можно рассматривать, как разветвленную область психологической науки, которая исследует основные особенности и законы чувственного отражения.

В настоящее время имеется также тенденция распростра-


нить психофизику за пределы исследования чувственного образа. В качестве стимулов при этом рассматриваются не только поддающиеся измерению физические величины, но и любые другие проявления внешней среды, которые можно упорядочить на основе какого-либо признака. Например, произведения искусства - по степени привлекательности, репутации известных актеров - по степени популярности. В таком широком смысле С. Стивене определяет психофизику как науку об ответах организмов на служащие стимулами формообразования.

В современной психофизике главными являются следующие направления работы:

развитие методологических оснований психофизики;

разработка единой теории психофизических методов;

построение основ теории психофизических явлений и
психофизических законов в связи с другими психическими
явлениями;

интеграция психофизических и психофизиологических
знаний на основе комплексного исследования основных пси
хофизических проблем.

§2. Пороговая концепция. Проблема дискретности-непрерывности в классической психофизике

Поставив проблему измерений ощущений, Г.Фехнер предполагал, что человек не способен непосредственно количественно оценивать их величины. Он предложил косвенный способ измерения - в единицах физической величины стимула. Величина ощущения - это сумма едва заметных его приращений над исходной точкой. Для ее обозначения Г.Фехнер ввел понятие порога ощущения, измеряемого в единицах стимула.

Абсолютный порог - это та минимальная величина стимула, превышение которой вызывает осознанное ощущение этого стимула.

Порог различения (дифференциальный порог) - это та минимальная величина различия двух стимулов, превышение которой вызывает осознанные ощущения различия стимулов.

Абсолютный порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсо-


лютной чувствительностью и величиной порога существует обратно пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение находит выражение в формуле: Е = 1/ Р, где Е -чувствительность, Р - пороговая величина раздражителя.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог - это максимальная величина стимула, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы стимула вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия стимула.

Запороговый диапазон стимулов - это значительное изменение силы сильных стимулов, не вызывающих никаких изменений в уже имеющихся ощущениях.

Допороговый диапазон стимулов - это изменение силы стимулов, которые не вызывают никаких ощущений.

Этот факт можно подтвердить образованием условных рефлексов под влиянием допороговых сигналов.

Человек, находящийся в павловской «башне молчания», полностью изолирован от внешнего мира. Как только через электроды, которые держал в руках исследуемый, пропускали ток, руки отдергивались, так как возникало ощущение боли. Каждый раз перед включением тока специальный аппарат подавал очень слабый, подпороговый звук. Так как слухового ощущения не возникало, человеку казалось, что в камере стоит тишина. После ряда сочетаний «неслышного» звука и тока стали включать один только звук, не подкрепляя его током. У исследуемого наступала такая же реакция, как при действии тока. Значит на допороговый звук - звук, который испытуемый не слышал, возник условный рефлекс и соответствующие реакции организма.

Пороговая концепция Г.Фехнера постулировала реальность существования сенсорного порога, делящего все стимулы на ощущаемые и неощущаемые. Таким образом, ряд ощу-


щений представлялся дискретным: постепенное увеличение стимуляции вначале не производит эффекта и должно достичь некоторой величины, чтобы вызвать появление ощущения. Это была первая концепция дискретности работы сенсорной системы человека.

Оппонент Г.Фехнера рассуждал следующим образом: если бы существовал абсолютный порог в самом прямом смысле этого слова, то в результате мы получили бы график, представленный на рис.5.



Интенсивность стимула


Вероятность обнаружения

О

Значение порога Рис.5. Точно измеренный абсолютный порог

Если бы эти теоретические данные существовали бы в реальной действительности, то существовал бы и ряд интен-сивностей звука, на которые испытуемый никогда не давал бы ответа, а при некоторой пороговой интенсивности наблюдался бы резкий переход к постоянным ответам, когда все предъявленные раздражители оказались бы воспринятыми.

Однако результаты этого типа никогда не встречаются в реальном эксперименте. Вместо этого по мере нарастания интенсивности стимула происходит постепенное увеличение вероятности положительного ответа испытуемого. Обычно кривая роста вероятности имеет S-образную форму (рис.6.)


р

0,75 0,50 0,25


S0,25


Md


Рис.6. S-ооразная форма типичной психометрической кривой

S 0 25, S 0 75 - величина стимулов, дающая 25 и 75 % правильных ответов.

Md- среднее значение функции, соответствующее абсолютному порогу, если определить порог абсолютный как уровень стимуляции, при котором обнаружение происходит в 50 % случаев.

Г.Фехнер объяснил плавный характер кривой тем, что порог флуктуирует во времени, а его оппоненты (Т.Мюллер, ДжЛстров и др.) - отсутствием порога в сенсорной системе.

Был развит классический принцип непрерывности сенсорного ряда. Наиболее последовательно принцип непрерывности реализует теория обнаружения сигнала (см. ниже).

Поставленная более ста лет назад проблема дискретности-непрерывности и сегодня продолжает оставаться центральной проблемой психофизики -1.

§3. Методы измерения психических процессов

Психофизической наукой разработано огромное число методов измерения психических процессов (в первую очередь, ощущений), но только три из них получили «почетное» наименование классических:

метод минимальных изменений (или метод границ);

метод средней ошибки (или метод установки);

метод постоянных раздражителей (или метод констант).
В соответствии с наиболее устоявшейся в отечественной

науке классификацией методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву группа психофизических методов включается в класс эмпирических методов, внутри которого она вместе с методами психических реакций относится к разряду классической формы лабораторного эксперимента.


Основные задачи психофизических методов: нахождение границ сенсорных функций (нижний и верхний абсолютные пороги ощущений) и их разрешающая способность в пределах этих границ (дифференциальные пороги ощущений). Поиск верхних абсолютных сенсорных порогов - задача сравнительно редкая как в силу нечастых запросов практики, так и ввиду опасности этих исследований для сенсорных систем человека. Под абсолютным порогом будем понимать, как это принято в психофизике, только нижний абсолютный сенсорный порог.

Наиболее полно пороговую концепцию реализует метод минимальных изменений (м.м.и.), он же позволяет непосредственно измерять сенсорные пороги. Поэтому среди всех пороговых методов метод минимальных изменений рассматривается как эталонный, с которым удобно сравнивать остальные.

Рассмотрим измерение психофизических порогов на примере метода минимальных изменений (рис. 7).

Предположим, нас интересует величина сигнала, начиная с которой исследуемый может его слышать, т.е. мы должны определить нижний абсолютный порог громкости. Исследуемому дается инструкция говорить «да», если он сигнал слышит, и «нет» - если не слышит. Сначала испытуемому предъявляется стимул, который он явно может расслышать (Stl). Затем при каждом предъявлении, при использовании схемы нисходящей стимуляции, величина стимула уменьшается. Эта процедура проводится до тех пор, пока не изменятся ответы исследуемого. Например, вместо «да» он может сказать «нет» или «вроде бы нет». Величина стимула, при которой изменяются ответы исследуемого, соответствует порогу исчезновения ощущения (п.и.). На втором этапе измерения в первом предъявлении исследуемому предлагается стимул, который он никак не может слышать (St2). Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы исследуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть да». Это значение стимула соответствует порогу появления ощущения (п.п.). Но порог исчезновения ощущения редко бывает равен порогу появления. Причем возможны два случая: а) п.и. > п.п., б) п.и.< п.п..


Ill


R    J     t          J Т            it

Stl 17 +     +                             +

16   +     +                             +

15   +     +                             +

14   +     +         п.и. -                           +

P IL

12   +     —п.п.            -                             +        +

д.и- —       ч,ц- —

10   +

9     +

8    п.я.—


St2 2

1 Рис.7. Схема процедуры определения абсолютного порога

I - случай ошибки привыкания, II - случай ошибки ожидания, III -случай отсутствия постоянных ошибок. Стрелка вниз - нисходящий ряд предъявлений; стрелка вверх - восходящий ряд предъявлений. Плюс - положительный ответ исследуемого; минус - отрицательный ответ исследуемого, R- величина переменного стимула (в условных единицах), п.п. - порог появления, п.и. - порог исчезновения, Р - абсолютный порог.

Абсолютный порог (Р) равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения: Р= п.и.+ п.п./2.

Неравенство порогов исчезновения и появления можно объяснить «ошибкой ожидания» или «ошибкой привыкания». Ошибки ожидания (предвосхищения) возникают вследствие того, что исследуемый на основе полученного в эксперименте опыта понимает, что ощущение на каком-то шаге изменения стимула должно или возникнуть (при восходящей стимуляции), или исчезнуть (при нисходящей стимуляции). Он начинает ожидать появления этого психологического эффекта, причем с каждым новым шагом все напряженнее. В итоге


суждение исследуемого опережает события, он сообщает экспериментатору о возникновении или исчезновении у него ощущений раньше, чем это происходит в действительности.

В основе ошибок привыкания (запаздывания) лежит психологическая инерция суждения: продолжить ряд оценок (положительных для нисходящего ряда и отрицательных для восходящего) исследуемому проще, чем прервать его, высказав отличие от предыдущего суждения. Исследуемый «привыкает» давать ответ определенного типа. В результате он сообщает экспериментатору о появлении или исчезновении у него ощущения позже, чем это было на самом деле.

Таким образом, пороговая точка лежит в интервалах между точкой, где ощущение при увеличении стимула возникает впервые, и точкой, где ощущение в последний раз не наблюдалось (при уменьшении стимула). За величину порога принимается точка посредине этого интервала. Отсюда ясно, что чем меньше этот интервал, то есть «шаг» изменения стимула, тем выше точность их измерения. Этим обстоятельством вызвано название метода - минимальных изменений.

Характерные черты м.м.и. являются одновременно и главными требованиями метода, которые необходимо соблюдать в процессе психофизического эксперимента.

Определение порога появления и порога исчезновения.

Последовательное изменение стимульного ряда пре
дельно мелкими шагами.

Наличие восходящих и нисходящих рядов стимуляции.

Чередование восходящих и нисходящих рядов.

Варьирование числа шагов в предъявляемых рядах сти
муляции.

Окончательное место пороговой точки определяется как
среднее всех произведенных замеров.

§4. Закон Бугера-Вебера. Закон Фехнера. Закон Стивенса

В 1760 г. французский ученый, создатель фотометрии П.Бугер исследовал свою способность различать тень, отбрасываемую свечой, если экран, на который падает тень, одновременно освещается другой свечой. Его измерения доволь-


но точно установили, что отношение л К/К (где л К - минимальный воспринимаемый прирост освещения, К - исходное освещение) - величина сравнительно постоянная.

В 1834 г. немецкий психофизик Э.Вебер повторил и подтвердил опыты П.Бугера. Э.Вебер, изучая различение веса, показал, что минимально воспринимаемая разница в весе представляет собой постоянную величину, равную приблизительно 1/30. Груз в 31 г различается от груза в 30, груз в 62 г от груза в 60 г; 124 г от 120 г.

В историю исследования по психофизике ощущений это соотношение вошло под названием закона Бугера-Вебера: дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину, т.о. л R/R = const.

Это отношение показывает, какую часть первоначальной величины стимула необходимо прибавить к этому стимулу, чтобы получить едва заметное изменение ощущения.

Дальнейшие исследования показали, что закон В ебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки перестает быть постоянной. Закон Вебера применим не только к едва заметным, но и ко всяким различиям ощущений. Различие между парами ощущений кажутся нам равными, если равны геометрические соотношения соответствующих раздражителей. Так, увеличение силы освещения от 25 до 50 свечей дает субъективно такой же эффект, как увеличение от 50 до 100.

Исходя из закона Бугера-Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные различия (е.з.р.) в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они - величины бесконечно малые. Если приращение ощущения, соответствующее едва заметной разнице между стимулами, обозначить как л Е, то постулат Фехнера можно записать как л Е = const.

Фехнер принял е.з.р. (лЕ) как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии.


Как это понимать? Берем, например, такие раздражители, как 10 свечей, увеличиваем их количество: 10 - 100 - 1000 -10000 и т.д. Это геометрическая прогрессия. Когда было 10 свечей, у нас имелось соответствующее ощущение. При увеличении раздражителей до 100 свечей ощущение увеличилось вдвое; появление 1000 свечей вызвало увеличение ощущения в три раза и т.д. Увеличение ощущений идет в арифметической прогрессии, т.е. намного медленнее увеличения самих раздражителей. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: Е = К lg R + С, где Е - сила ощущения, R - величина действующего раздражителя, К - коэффициент пропорциональности, С - константа, различная для ощущений разных модальностей.

Эта формула получила название основного психофизического закона, который по сути дела представляет собой закон Вебера-Фехнера. Согласно этому закону, изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя (рис.8).

Рис. 8. Логарифмическая кривая зависимости величины ощущения от силы раздражителя, иллюстрирующая закон Вебера-Фехнера

Ряд явлений, вскрытых исследованиями чувствительности, не укладывается в рамки закона Вебера-Фехнера. Например, ощущения в области протопатической чувствительности не обнаруживают постепенного нарастания по мере усиления раздражения, а по достижении известного порога сразу же появляются в максимальной степени. Они приближаются по своему характеру к типу реакций «все или ничего».


Спустя примерно полстолетия после открытия основного психофизического закона он вновь привлек к себе внимание и, на основе новых экспериментальных данных, породил дискуссию об истинном, точно выраженном математической формулой характере связи между силой ощущения и величиной раздражителя. Американский ученый С.Стивенс рассуждал следующим образом: что происходит при удвоении освещенности пятна света и, с другой стороны, силы тока (частота 60 гц), пропускаемого через палец? Удвоение освещенности пятна на темном фоне удивительно мало влияет на его видимую яркость. По оценке типичного наблюдателя кажущееся увеличение составляет всего лишь 25%. При удвоении же силы тока ощущение удара увеличивается в десять раз. С.Стивенс отвергает постулат Фехнера (лЕ = const.) и заявляет, что константной является другая величина, а именно отношение л Е/Е. Распространяя закон Бугера-Вебера на сенсорные величины (лЕ/Е = const), С.Стивенс через ряд математических преобразований получает степенную зависимость между ощущением и стимуляцией: Е= кРД где к - константа, определяемая избранной единицей измерения, Е - сила ощущения, R - значение воздействующего раздражителя, п- показатель, зависящий от модальности ощущения. Показатель п принимает значение 0,33 для яркости и 3,5 для электрическо-г2о удара. Эта закономерность получила название закона Стивенса.

По мнению С.Стивенса, степенная функция имеет то преимущество, что при использовании логарифмического масштаба на обеих осях, она выражается прямой линией, наклон которой соответствует значению показателя (п). Это видно на рис. 9: медленное увеличение яркостного контраста и быстрое усиление ощущения удара электрическим током.


 


50 30 20

Ю

5 3 2


J 235 Ю 203050 100 200500500'1000


Рис. 9. Степенная кривая зависимости величины ощущения от силы раздражителя, иллюстрирующая закон Стивенса. 1.Электрический удар. 2. Яркость.


Сто с лишним лет не прекращаются споры между сторонниками логарифмической зависимости силы ощущения от величины стимула (закон Фехнера) и степенной (закон Сти-венса). Если пренебречь чисто психофизическими тонкостями этого спора, то оба закона по своему психологическому смыслу окажутся весьма близкими: тот и другой утверждают, во-первых, что ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств, и, во-вторых, что сила ощущения растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.

Вопросы для самопроверки

1. Докажите несостоятельность на сегодняшний день методологической основы исследований Фехнера.

2.В чем состоит различие между психофизикой-I и психофизикой-П, классической и современной психофизикой?

3.Какие методы измерения психических процессов (ощущений) получили почетное наименование классических?

4.Что такое порог исчезновения ощущения и порог появления ощущения?

З.Приведите примеры влияния на человека допороговых сигналов.

6.В чем состоит сущность центральной проблемы психофизики-1?

У.Как зависит величина ощущения от силы раздражителя (по Фехнеру и по Стивенсу)?


глава 3. СОВРЕМЕННАм ПСИХОФИЗИКА

§1. Обобщенный вид основного психофизического закона

Итак, мы имеем два различных психофизических закона. Один связан с именем Г.Фехнера, другой принято связывать с именем С.Стивенса. Один - логарифмический, другой - степенной. Оба претендуют на роль основного психофизического закона. За каждым из них стоят многочисленные подтверждающие результаты, не позволяющие отбросить их как не соответствующие экспериментальным данным.

Ю.М.Забродин предложил свое объяснение психофизического соотношения.

Закон Фехнера и закон Стивенса выводится из двух посылок: экспериментально установленной зависимости лК/К= = const, (закон Бугера - Вебера) и произвольно принятой гипотезы, которая постулирует постоянство некоторой величины в области ощущений (лЕ = const (Т.Фехнер), лЕ/Е = const (С.Стивене)). С помощью ряда математических преобразований Фехнер и Стивене получили в каждом случае свою формулу основного психофизического закона.

По Ю.М.Забродину мир стимулов описывается в соответствии с законом Бугера - Вебера, а структуру сенсорного пространства он предложил в следующем виде: л Е /Еz = const, т. е. сформулировал соответствующую собственную гипотезу.

Отсюда обобщенный психофизический закон записывается: dEz/E=dR/R.

Величины лК и л Е рассмотрены как бесконечно малые, т.е. как дифференциалы в математическом смысле слова (dR, dE). Данное выражение - аналог фундаментальных формул того и другого закона. Оно и представляет собой обобщенный вариант основного психофизического закона.

При z = о формула обобщенного закона переходит в логарифмический закон Фехнера, а при z = 1 - в степенной закон Стивенса. Параметр z имеет в обобщенной формуле основного психофизического закона важнейшее значение. Значение z зависит от следующих переменных: степень информирован-


ности наблюдателя об условиях проведения эксперимента (цель эксперимента), особенности организации диапазона стимулов (ход проведения эксперимента), особенности инструкции (смысл задачи).

В экспериментах Т.Фехнера принимали участие «наивные» испытуемые, которые попали в абсолютно незнакомую экспериментальную ситуацию и ничего, кроме инструкции, не знали о предстоящем эксперименте. Фехнер постулировал невозможность проведения человеком прямых количественных оценок величины ощущения и надеялся выделить в эксперименте работу сенсорной системы в «чистом» виде, исключив влияние других психических систем. Таким образом, в законе Фехнера z = о, что означает полную неосведомленность испытуемых.

С. Стивене решал более прагматические задачи. Его скорее интересовало, как воспринимает сенсорный сигнал человек в реальной жизни, а не абстрактные проблемы работы сенсорной системы. Он доказывал возможность прямых оценок величины ощущений, точность которых увеличивается при надлежащей тренировке испытуемых. В его экспериментах принимали участие испытуемые, прошедшие предварительную подготовку, обученные действовать в ситуации психофизического эксперимента. Поэтому в законе Стивенса z = 1, что показывает полную осведомленность испытуемого.

Обобщенный психофизический закон Ю.М.Забродина снимает противоречие между законами Стивенса и Фехнера, но для этого он вынужден выйти за рамки парадигм классической психофизики. Понятия «осведомленность», «неосведомленность» относятся к работе интегральных психических образований, включающих сенсорную систему только как канал получения информации о внешнем мире.

§2. Теория обнаружения сигналов

Введение понятия порога и разработка методов его количественной оценки было очень продуктивным и в построении теоретических моделей психики, и в практических приложениях. Но, несмотря на эти успехи, со времен Т.Фехнера и до настоящего времени оспаривается само существование порога как психологического явления, существует так назы-


ваемая пороговая проблема. Многие экспериментальные факты, невозможно объяснить в рамках пороговых теорий. Самым известным из них является «ложная тревога» - случай, когда испытуемый дает положительную реакцию при отсутствии стимула.

Примером объяснения работы сенсорной системы без использования понятия порогов может служить применение в психофизике разработанной в радиотехнике теории обнаружения сигналов (signal detection theory - SDT Tanner, Swets, Birdsall, Green, 1954-1966). Теория разработана для задачи обнаружения звукового сигнала и применена далее к различению и остальным модальностям.

В классической психофизике ответ испытуемого понимался как прямое отражение его сенсорных впечатлений. На основе этих ответов оценивалась чувствительность (как величина, обратная порогу). SDT выделила в ответе две составляющие - собственно сенсорную чувствительность наблюдателя и принятие им решения о характере сенсорного впечатления.

Основные положения SDT

Сигнал, подлежащий обнаружению, появляется всегда
на фоне шума. Физиологические процессы всегда являются
источником определенного уровня фоновых раздражений во
всех сенсорных системах. Звук, производимый кровью в кро
веносных сосудах, замечается большинством людей в полной
тишине, и это ясно показывает, что сигналы всегда предъяв
ляются на фоне некоторого шума. Шум может быть либо внут
ренний - шум сенсорной системы, либо внешний (предъяв
ляемый наблюдателю).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.