Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство образования Республики Беларусь 3 страница



Эффективность сигнала и уровень шума случайно ме
няются во времени. Если эти два процесса являются случай
ными, значит, они могут быть представлены кривыми нор
мального распределения (рис.10).

В опытах по обнаружению сигнала субъект должен решить при каждой пробе, является ли она случаем из распределения N, т.е. шума, или из распределения SN, т.е. стимула плюс шума. SDT переносит фокус психофизического исследования на анализ процесса принятия решений.


N\ /Sft

 


 


Рис. 10. Распределение мгновенных значений сенсорного эффекта шума [N] и сигнала плюс шум [SN]. Абсцисса - ось значений сенсорного эффекта (величина сенсорного впечатления или величина нервного возбуждения)

Принять решение легче, если указанные распределения расположены на большом расстоянии друг от друга, т.е. когда сигнал является сильным (пис. 11V

Рис. 11. Распределение шума (N) и сигнала плюс шум (SN) для сильного сигнала

Поскольку имеются два типа проб и два ответа, при любой пробе возможны четыре исхода.

Положительный ответ, когда сигнал был на самом деле, -
«Попадание».

Отрицательный ответ, когда на самом деле был сигнал, -
«Пропуск».

Положительный ответ, когда сигнала не было, - «Лож
ная тревога».

Отрицательный ответ, когда сигнала не было, - «По
кой» (рис. 12, нижний рисунок).

Ответ исследуемого зависит от некоторой статической (постоянной) величины А (или критерия). Исследуемый отвечает положительно на все пробы, в которых величина сенсорного эффекта окажется больше, чем А, и отрицательно всякий раз, когда он окажется меньше А. Таким образом, классическое понятие порога как реальной границы между ощущаемыми и неощущаемыми стимулами на сенсорной оси заменено понятием «критерий». Критерий «наблюдатель» может произвольно помещать в любую точку этой оси. Любой критерий будет иметь свои недостатки, поскольку не может быть критерия, обеспечивающего абсолютно идеальное решение (рис.12).


 


Рис.12. Верхний рисунок-распределением иЬМ с указанием критериев «решительного» (А 1), «осторожного» (А 3) и «промежуточного» (А 2)

Нижний рисунок - влияние критерия А 2 на вероятность попаданий, пропусков, ложных тревог и правильных ответов «нет».

Критерий А 1 («решительный») расположен так, что испытуемый всегда сообщает о сигнале, когда он появляется, т.е. максимизирует число попаданий. Но это ведет к очень большому числу ложных тревог.

Критерий А 3 («осторожный») - испытуемый вообще никогда не дает ложных тревог, но одновременно пропускает почти половину сигналов, фактически имевших место.

Критерий А2 («промежуточный») является компромиссом, дает наибольшее число правильных ответов при минимуме ошибок.

Анализ результатов обнаружения проводится путем построения рабочей характеристики наблюдателя (РХ) - зависимости вероятности попадания от вероятности ложной тревоги (рис. 13).


60 40 20

О    20 40 60 80 100

Рис. 13. Рабочие характеристики наблюдателя (РХ). Ордината-вероятность попаданий. Абсцисса - вероятность ложных тревог


Дуга РХ строится по точкам, характеризующим различные положения критерия наблюдателя в эксперименте.

При снижении чувствительности РХ смещается к диагонали, где верные ответы и ошибки равновероятны. При повышении чувствительности РХ смещается к левому верхнему его углу, где попадания часты, а ложные тревоги редки.

Сенсорная чувствительность наблюдателя - d' (detectability -обнаружаемость) соответствует расстоянию между средними распределений N и SN в единицах стандартного отклонения (рис. 14):

d' = msn - mn

Вычислить расстояние между msn и mn легко, если у нас имеются вероятности попадания и ложных тревог, которые используются для построения кривой РХ.

Попадания

d'

-J6 -26 -16 И +16 +26 +J6 N эффекты, школа в SN9ipq>£:.w-iuw/ia6 -%> -26 -16 И +16 *26 *J6

Рис. 14. Графическое представление меры чувствительности, применяемой в теории обнаружения сигнала - d', равной расстоянию между средними распределений N и SN, d' равно расстоянию а от критерия до среднего значения распределения N плюс расстояние b от критерия до среднего значения распределения.

§3. Дифференциальная психофизика и ее предмет

Дифференциальная психофизика-новая область знаний, формирующаяся в настоящее время. Предметом дифференциальной психофизики являются индивидуальные психофизические различия и детерминанты, определяющие их.

Предпосылкой дифференциально-психологического подхода в психофизике явились исследования 20-х - 60-х годов, в которых указывалось на существенную зависимость результатов сенсорных измерений от психологических особенностей субъекта: мотивов, установок, аттитьюдов, характеристик индивидуальности.


Развернувшиеся впоследствии зарубежные и отечественные исследования выявили заметное влияние на величины сенсорных показаний разных классов свойств индивидуальности, с одной стороны, и характеристик функционального состояния человека - с другой. Соответственно, дифференциальная психофизика сформировалась на основе двух основных линий исследований: изучении - 1) интериндивидуальных и 2) интраиндивидуальных детерминант сенсорного исполнения.

Интериндивидуальные детерминанты сенсорного исполнения следующие:

психофизиологические особенности человека;

индивидуально-личностные свойства;

когнитивно-стилевые свойства.

 

Психофизиологические особенности человека. У лиц со
слабой нервной системой уровень возбуждения выше в облас
ти слабых стимулов, а у имеющих сильную нервную систему -
в области сильных стимулов. Оценка слабых стимулов, абсо
лютная и различительная чувствительность - большие у лиц
со слабой нервной системой. При увеличении интенсивности
стимуляции рост возбуждения меньше у лиц со слабой нервной
системой, больше - у лиц с сильной нервной системой.

Индивидуально-личностные свойства. Важнейшей ин
дивидуально-личностной детерминантой психофизических
задач является уровень субъективной уверенности, в структу
ре которой выделяют личностную и ситуативную составляю
щие. Высокий уровень личностной уверенности связан с це
леустремленностью, с высокой мотивацией достижения. Луч
шей эффективностью в сенсомоторных задачах (при ложной
обратной связи) обладают испытуемые, сочетающие высокую
личностную и низкую ситуативную уверенность. Высоко уве
ренные (личностно) меньше обращали внимание на внешнюю
информацию и, ориентируясь на собственные представления
об оптимальности, не меняли стратегию исполнения под вли
янием ложной обратной связи.

От индивидуально-личностных свойств наблюдателя зависит операцональная структура сенсорной деятельности. Стратегии этой деятельности в зрительных задачах были бо-


лее рациональными у экстровертированных и нетревожных лиц, что снижает их пороги, по сравнению с интровертиро-ванными и тревожными.

3. Когнитивно-стилевые свойства. Особенности когнитивного стиля (предпочитаемые субъектом способы переработки информации и принятия решения) - это один из наиболее интенсивно исследуемых в настоящее время классов индивидуальных дерминант сенсорного исполнения. Поленезависи-мые (когнитивно сложные) субъекты успешнее решают пороговые задачи при зрительном, слуховом различении. Для поле-независимых субъектов характерны рациональные способы оперирования входной информацией.

У флексибильных лиц в сравнении с ригидными более эффективны и подвижны процессы принятия решения при зрительном и слуховом различении и обнаружении сигнала за счет более гибких и точных операций по перемещению критерия согласно изменениям внешних требований.

Указанные психологические особенности поленезависимых и флексибильных лиц облегчают их сенсорную тренировку (быстрее и на большую величину повышается чувствительность).

Интраиндивидуальные детерминанты сенсорного исполнения: 1) детерминанты, имеющие место при отсутствии специальных воздействий на аппарат принятия решения.

2) Детерминанты, вызванные несенсорной информацией, адресованной аппарату принятия решения.

Детерминанты, имеющие место при отсутствии специальных воздействий на аппарат принятия решения.

В состоянии монотонии (исследования бдительности в задачах, где требуется реагировать на редкий сигнал в большом числе пустых проб) и утомления, а также при действии малых доз алкоголя обнаружено ухудшение зрительного различения, вследствие падения уровня активированности субъекта.

При многочасовой депривации сна наблюдается значительное снижение активации и, как следствие, появление периодов значительного падения эффективности обнаружения сигнала -«провалов». В то же время, вне «провалов» сенсорная чувствительность практически не снижается даже при сильном ухудшении функционального состояния. Анализ феномена «провалов»


показал, что он наблюдается не у всех исследуемых, а лишь у тех, которые мотивированы на достижение успеха. Механизм периодически резких снижений активации выступает здесь как защитный, позволяющий тем самым восстанавливать ресурсы организма и затем продолжать деятельность. Такой механизм отсутствует у лиц, мотивированных на избегание неудачи, для которых более характерно монотонное снижение эффективности. Это происходит вследствие их ориентации на регуляцию своего функционального состояния в ущерб выполнения задачи.

Детерминанты, вызванные несенсорной информацией, адресованной аппарату принятия решения.

Инструкции, запрещающие пропуски сигнала, ложные тревоги стрессировали лиц с психическими расстройствами, что вело к снижению их чувствительности и изменениям критерия.

Запреты пропусков сигнала вели к снижению критерия и чувствительности у интровертов, а противоположная инструкция - к обратному эффекту (повышение чувствительности) у эмоционально устойчивых лиц.

Высокотренированные исследуемые не реагировали на запрет, но их стрессировали ситуации, когда обратная связь была ложной.

Результаты современных исследований пытаются приблизиться к пониманию того, как работает в условиях, пороговых для сенсорных систем, не «идеальный наблюдатель», а реальный человек - конкретная индивидуальность в конкретном функциональном состоянии.

Вопросы для самопроверки

1.Показатель степени z в обобщенном виде основного психофизического закона связан с физической или с субъективной шкалой?

2.Перечислите основные положения теории обнаружения сигналов.

3.Назовите виды критериев в опытах по обнаружению сигнала. Какой критерий обеспечивает абсолютное идеальное решение?

4.Дайте определение сенсорной чувствительности наблюдателя с позиций теории обнаружения сигналов.

5.В чем состоит отличие между интериндивидуальным и интраинди-видуальными детерминантами сенсорного исполнения?


РАЗДЕЛ 2

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ

глава 1. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИд. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИм

§1. Зрительные ощущения. Инерционные свойства глаза

Зрительные ощущения подразделяют на три вида: свето-ощущения, цветоощущения, различение формы объектов.

Квантовая теория зрения разработана отечественными учеными С.И.Вавиловым, Н.И.Пинегиным.

Зрительные ощущения отражают волновую природу света как определенного электромагнитного излучения солнца. Как известно, свет обладает не только волновыми, но и корпускулярными свойствами, так как световой поток образуется отдельными световыми частицами, или фотонами. Будет ли луч электромагнитной энергии именно светом, а не рентгеновскими лучами или радиоволнами, определяется длиной волны - расстоянием от одного гребня волны до следующего. Наши глаза могут воспринимать электромагнитные волны длиной от 400 до 700 нм (нанометров).

Попадание кванта света в сетчатку порождает цикл фотохимических реакций, приводящих к возникновению возбуждения в зрительно-нервном аппарате. Зрительный пигмент обладает особым свойством: при поглощении им светового фотона он изменяет свою молекулярную форму и при этом высвобождает энергию, запуская таким образом цепь химических реакций, которые приводят к появлению электрического сигнала. Затем сложный химический механизм глаза восстанавливает первоначальную конфигурацию пигмента. Одного кванта достаточно для того, чтобы разложить молекулу светочувствительного пигмента и тем самым заложить основу для процесса зрения. Однако его недостаточно для того, чтобы возникло световое ощущение. В результате излучения квантов источником света не равномерно, а порциями, возникают их физические флюктуации. Как показал С.И.Вави-


лов, воспринимаются флюктуации не того светового потока, который падает на сетчатку, а того, который эффективно поглощается пигментами сетчатки.

Зрительная система обладает определенной инерцией. При действии на глаз светового раздражения ощущение возникает не сразу, а через некоторый небольшой период времени, называемый латентным (ЛП) и иногда обозначаемый как время ощущения (ВО). ЛП (ВО) зависит от ряда факторов и прежде всего от действия стимула, может колебаться в пределах от 0,1 с при интенсивных раздражителях и до 0,25 с при слабых раздражителях. Иногда ВО путают с временем реакции (ВР) на световой стимул, которое в разных условиях изменяется в пределах 0,05-0,5 с. ВР - это время, протекающее от момента приложения зрительного стимула до начала эффективной реакции (словесной, двигательной, секреторной). ЛП-это время, протекающее от момента приложения зрительного стимула до возникновения зрительного ощущения. Так же как и ЛП, ВР не остается константным, а изменяется в зависимости от интенсивности стимула, его природы.

Первичная реакция на световой стимул носит форму «волны ощущения», которая быстро поднимается и относительно медленно затухает.

По окончании действия светового стимула зрительное ощущение «по инерции» длится в течение некоторого времени.

Проблема инерции в зрении, и в частности вопрос о последовательных образах (послеобразах), явилась предметом многочисленных исследований. Последовательные образы могут быть подразделены на два класса: положительные, отрицательные.

Послеобраз зависит от действия ряда факторов, из которых наиболее важные следующие:

интенсивность стимула;

области поля зрения, куда стимулы направляются;

время следования повторяющихся стимулов;

адаптация.

Хотя феномен послеобразов легко наблюдаем, однако их природа очень сложна. Несомненно, что в их возникновении большую роль играет сетчатка и фотохимические процессы, происходящие в ней.


Большую роль инерционные свойства глаза играют при воздействии очень кратких световых стимулов, в восприятии мелькающего света, в явлениях адаптации, контраста.

Световое ощущение, вызванное единичными краткими стимулами, переходят через максимум. Это лежит в основе того, что при одинаковой яркости прерывистые вспышки кажутся светлее, чем постоянный свет. Причина этого в том, что зрительное возбуждение достигает максимума в начале действия светового стимула, так как значительная часть нервных волокон зрительного нерва реагирует на свет мощным разрядом импульсов именно в начале светового раздражения.

Начало научному изучению воздействия на глаз мелькающего светового раздражения положил бельгийский физик и физиолог И.Плато. Прерывистая световая стимуляция широко используется в ряде областей практики: кино, телевидение, люминесцентное освещение. Быстро следующие один за другим световые стимулы имеют тенденцию сливаться в ощущении, давая тот же эффект, что и непрерывное освещение. Частота стимулов, при которой происходит это слияние, называется критической частотой слияния световых мельканий (КЧ). КЧ определяется числом световых стимулов в секунду. При частоте, которая несколько ниже критической частоты, возникает неприятное ощущение ослепления.

При КЧ зрительная система усредняет эффекты прерывистой стимуляции на линейном основании, так что вся энергия вспышек света распределяется равномерно на весь период стимуляции (закон Плато-Тальбо). Это отношение носит ограниченный характер и значимо только для яркостей средней степени.

КЧ зависит от действия как физических, так и физиологических факторов. КЧ варьирует в зависимости от характера освещения, от длины волны света, от освещенности окружающего поля, от области сетчатки, которая освещается, и от монокулярной или бинокулярной подачи стимулов. Значительно влияет на КЧ зрительная адаптация, гипервентиляция, гипоксемия, охлаждение - согревание. Побочные раздражители как самой зрительной системы, так и других сенсорных систем (например, звук, пахучие вещества) также могут влиять на КЧ.

Как показали исследования Schultze M., мелькающий свет


влияет не только на зрение, что выражается в более быстром зрительном утомлении, чем при зрительной работе с постоянным светом, но также и на ряд других систем организма (например, на химический состав крови).

Первым, кто описал зрительную адаптацию, был английский физик Ф.Л. Болл. Наиболее детально исследована тем-новая адаптация зрения, приводящая к повышению световой чувствительности в сотни тысяч раз.

Существуют способы ускорения процесса темповой адаптации, которые практически применимы. К ним относятся: 1) регулирование освещения перед переходом в темноту (рекомендуется перед выходом в темноту находиться в помещении с умеренным, а не сильным освещением); 2) ношение очков с цветными стеклами (ношение очков с желто-зелеными фильтрами до выхода в темноту); 3) засвет глаз белым или красным светом (после пребывания человека в помещении с умеренным освещением перед выходом в темноту), который повышает уровень светочувствительности; 4) применение вкусовых или обонятельных раздражителей, повышающих общую возбудимость нервной системы и усиливающих основной очаг возбуждения в световом анализаторе.

Световой адаптацией глаза называется понижение его абсолютной световой чувствительности, происходящее от изменения в палочках сетчатки запаса светочувствительных веществ и охранительной функции коркового торможения. Выйдя из темного помещения на ярко освещенный снег, мы как бы ослепляемся ярким светом снега и не различаем какие-либо детали вокруг нас. После первоначального крайнего снижения абсолютной чувствительности падение кривой чувствительности становится медленнее, а затем прекращается, останавливаясь на определенном уровне.

Светлотный и цветовой контраст имеет важное значение для остроты зрения. Остротой зрения называется степень четкости различения границ предметов. Острота зрения определяется тем минимальным промежутком между двумя точками, который порождает минимальное ощущение граней или отдельности одной точки от другой. В качестве обычного метода определения остроты зрения употребляется таблица букв


различных размеров или таблица с кольцами Ландольта. Повышение остроты зрения путем упражнений впервые было установлено русским врачом Добровольским. Он доказал эту возможность в отношении наиболее трудного различения -мелких букв боковым зрением.

§2. Общие качества зрительных ощущений. Закономерности смешения цветов

Все воспринимаемые глазом цвета могут быть подразделены на ахроматические и хроматические.

Ахроматическими цветами называется белый, черный и все располагающиеся между ними оттенки серого цвета; они отличаются друг от друга только светлотой. Все остальные цвета - хроматические; они отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой, насыщенностью.

Наиболее общим для всех зрительных ощущений качеством является светлота. Светлота - это степень отличия данного цвета от черного. Светлота зависит от коэффициента отражения. Коэффициент отражения равен единице минус коэффициент поглощения:

k . = 1-k .

отр погл

Белая поверхность отличается наибольшим коэффициентом отражения (например, для белой писчей бумаги от 0,6 до 0,8 падающего на нее света). Черная поверхность отличается наименьшим коэффициентом отражения (например, черная бумага для фотопластинок имеет коэффициент отражения 0,04, а черный бархат - 0,003). Человеческий глаз весьма чувствителен к изменениям светлоты на всем обширном диапазоне от полного отражения света поверхностями предмета до их поглощения. Человек может различать до 200 переходов по светлоте от черного до белого цвета.

Цветовой тон или хроматичность - это то специфическое качество, которым один цвет отличается от любого другого, при равной светлоте и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины воздействующей на глаз световой волны.

С цветовым тоном тесно связано другое качество цвето-


ощущении - насыщенность, т.е. степень выраженности данного цветового тона или, иначе говоря, степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте.

Простейшей формой упорядочивания цветовых ощущений является круг Ньютона: цвета, различаясь по цветовому тону от синего к зеленому, желтому, оранжевому, красному, через пурпурный соединяются с фиолетовым, образуя замкнутый ряд. Белый цвет находится в центре круга. Цвета одного цветового тона, но разной насыщенности расположены по радиусам от минимально насыщенного белого до максимально насыщенного, расположенного по окружности. На концах любого из диаметров лежат цвета, при оптическом смешении дающие ахроматический (белый цвет). Замечательным свойством цветового круга является то, что цвета на нем переходят друг в друга непрерывно. Двигаясь от одного цвета путем едва заметного приращения, мы достигаем любого другого цвета без возвращения назад. Однако цветовой круг не включает в себя цвета с разной степенью почернения (кирпичный, бурый, коричневый), характерные для окрашенных поверхностей.

Для того, чтобы охватить все многообразие цветов, включая цвет окрашенных поверхностей, необходимо кроме насыщенности и цветового тона учитывать еще и светлоту. Г.Ман-селл представил все многообразие цветов в форме цилиндра, высота которого соответствует светлоте, радиус - насыщенности, а цветовой тон определяется углом в горизонтальной плоскости. В самом общем виде цилиндр Манселла образован множеством кругов Ньютона, в которых центр круга занимает один из ахроматических цветов - от белого до черного.

Видимые нами в естественных условиях цвета являются результатом смешения цветов. Различают пространственное, оптическое и бинокулярное смешение цветов.

Говоря о смешении цветов, имеют в виду прежде всего оптическое смешение, возникающее в результате одновременного (или в очень быстрой последовательности) воздействия различных цветовых раздражителей на один и тот же участок сетчатки.

Различные волны, совместно воздействуя на глаз, порождают тот или иной видимый нами цвет. На основе работ И.Ньютона Г.Грассманом были сформулированы следующие основные законы смешения цветов.


I. Для каждого цветового тона существует дополнительный цветовой тон, от смешения с которым получается ахроматический цвет.

Следующие пары цветов являются дополнительными:

красный (660 нм) - сине-зеленый (497 нм);

оранжевый (610 нм) - зелено-синий (494 нм);

желтый (585 нм) - синий (485 нм);

—   желто-зеленый (570 нм) - фиолетовый (430 нм).
Дополнительные цветовые тона расположены пример
но на противоположных концах диаметров цветового круга.

П. Смешивая два цвета, лежащие ближе друг к другу, чем дополнительные, можно получить любой цвет, находящийся в спектре между данными двумя цветами. Например, смесь красного и желтого дает оранжевый цвет.

III. Две пары одинаково выглядящих цветов дают при смешивании одинаково выглядящий цвет, независимо от различий в физическом составе смешиваемых цветов. Так, серый цвет, полученный от смешения одной пары дополнительных цветов, ничем не отличается от серого цвета, полученного от любой другой пары.

Это оптическое, происходящее в глазу, смешение цветов (или аддитивность цвета) необходимо отличать от технического смешения цветов, которое происходит на палитре художника и зависит от последовательного поглощения лучей различных длин волн в капельках смешиваемых красок.

Пространственное смешение цветов получают при восприятии различных цветов не во временной, а в пространственной смежности.

Если посмотреть на определенном расстоянии на небольшие, соприкасающиеся друг с другом цветные пятна, то эти пятна сольются в одно пятно, которое будет иметь цвет, получившийся от смешения этих малых цветовых пятен. Причиною слияния цветов является светорассеяние и другие явления, возникающие вследствие несовершенства оптической системы человеческого глаза. Из-за этого несовершенства границы цветных пятен размываются, и два или более цветных пятна раздражают одно и то же нервное окончание сетчатой оболочки. На пространственном смешении цветов ос-


новывается впечатление, которое производят ткани, сплетенные из разноцветных нитей. На этом же пространственном смешении цветов основывается и эффект, которым пользуются художники-пуантилисты (от слова pointe - точка) и импрессионисты, когда получают цвет поверхностей посредством цветных точек или пятен.

Эксперименты Б.Н.Теплова показали, что законы этого пространственного смешения цветов, имеющего большое применение в живописи и в ткацком деле, те же, что и законы оптического смешения цветов.

Бинокулярное смешение цветов заключается в получении некоторого третьего цвета в результате раздражения каждого из глаз различными цветами. Если смотреть одним глазом на один цвет, а другим глазом на другой цвет, то мы увидим некоторый третий цвет, получившийся от бинокулярного смешения обоих цветов. Однако, если оба цвета весьма несходны друг с другом (в особенности по светлоте), то бинокулярного смешения цветов не возникает, а получается своеобразная игра, в которой оба цвета воспринимаются поочередно. Это явление называется борьбой полей зрения.

§3. Теории цветового зрения

В XVIII столетии постепенно выяснилось, что всякий цвет можно получить путем смешения трех цветных компонентов в определенных пропорциях при условии, что длины их волн достаточно отличаются друг от друга. Представление о том, что любой цвет может быть «составлен» путем изменения интенсивности трех различных лучей получило название трихроматичности.

В 1802 году Томас Юнг выдвинул теорию, объясняющую трихроматичность: он предположил, что в каждой точке сетчатки должны существовать три «частицы» - крошечные структуры, чувствительные соответственно к красному, зеленому и фиолетовому.

Решающие эксперименты, подтвердившие идею Юнга о том, что цвет должен определяться мозаикой трех видов детекторов в сетчатке, были проверены в 1959 году: Джордж Уолд и Пол Браун в Гарворде и Эдвард Мак-Никол и Уильям Маркс в


Университете Джонса Гопкинса изучали под микроскопом способность отдельных колбочек поглощать свет с различной длиной волны, - обнаружили три и только три типа колбочек.

Герман Гельмгольц (1852 г.) принял и отстаивал теорию Юнга, которая приобрела известность как теория Юнга-Гель-мгольца. Согласно теории Юнга-Гельмгольца, изолированное возбуждение красноощущающего аппарата дает ощущение красного цвета, зеленоощущающего - ощущение зеленого цвета, фиолетовоощущающего - ощущение фиолетового цвета. Однако, как правило, свет одновременно действует на все три аппарата или по крайней мере на два из них. При этом возбуждение этих физиологических аппаратов с различной интенсивностью и в различных пропорциях по отношению друг к другу дает все известные хроматические цвета. Ощущение белого цвета возникает при равномерном возбуждении всех трех аппаратов. Ощущение черного цвета возникает, когда ни один из цветоощущающих аппаратов не возбуждается.

Параллельно теории цвета Юнга-Гельмгольца возникла и до недавнего времени казалась с ней несовместимой вторая научная школа - Э. Геринга (1834-1918).

Физики обычно примыкали к лагерю Юнга-Гельмгольца, так как их привлекали количественные аргументы и отталкивали доводы, связанные с чистотой цветов. Психологи часто были на стороне Геринга, вероятно в связи с тем, что им приходилось иметь дело с более широким разнообразием психофизических феноменов.

В 1878 году Э. Геринг заметил, что все цвета можно описать как состоящие из одного или двух следующих ощущений: красного, зеленого, желтого и синего. Геринг отметил, что человек никогда не воспринимает что-либо как красновато-зеленое или желтовато-синее; смесь красного и зеленого скорее будет выглядеть желтой, а смесь желтого и синего - скорее белой. Из этих наблюдений следует, что красный и зеленый образуют оппонентную пару - так же как желтый и синий, черный и белый, - и что цвета, входящие в оппонентную пару, не могут восприниматься одновременно.

Понятие «оппонентные пары» получило дальнейшее развитие в исследованиях Геринга и в предложенной им теории оппонентных цветов.


Геринг полагал, что в зрительной системе имеются три типа цветочувствительных элементов. Один тип реагирует на красный или зеленый, другой - на синий или желтый, третий - на черный или белый. Каждый элемент противоположно реагирует на свои два оппонентных цвета: у красно-зеленого элемента, например, сила реакции возрастает при предъявлении красного цвета и снижается при предъявлении зеленого. Поскольку элемент не может реагировать сразу в двух направлениях, при предъявлении двух оппонентных цветов одновременно воспринимается один из них.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.