|
|||
VI. Оценка эффективности чистой монополии. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 VI. Оценка эффективности чистой монополии. Оценка эффективности чистой монополии осуществляется на основе сравнения рынка чистой монополии с рынком совершенной конкуренции, исходя из условия долгосрочного равновесия на рынке совершенной конкуренции. ATC MC (4.8)
Рисунок 3.9 – Объём производства и цена в условиях чистой монополии и совершенной конкуренции > 1. ATC → П.Э. (производственная эффективность). 2. MC → С.Э. (социальная эффективность). Негативные стороны чистой монополии: 1. Не обеспечивается оптимальное использование ограниченных ресурсов, т.е. не достигается П.Э. ( > ATC). 2. Не достигается оптимальное распределение ограниченных ресурсов. ( >MC). 3. Наличие на рынке некоторого проявления “Х-неэффективности”. 4. Отсутствие стимулов к НТП. Позитивные стороны чистой монополии: 1. Наличие экономической прибыли позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). 2. Монополист способен извлекать экономию на больших масштабах производства, т.е. способен реализовать ПЭМ (положительный эффект масштаба). 3. Экономия на информационных расходах, связанная с монопольным положением производителя на рынке, т.е. само имя производителя даёт исчерпывающую информацию о его продукте. Ключевые понятия Чистая монополия, естественная монополия, закрытая монополия, открытая монополия, регулируемая монополия, ценовая дискриминация, “Х-неэффективность”.
|
|||
|