|
|||
I. Экономические последствия монополии.I. Экономические последствия монополии. Экономические последствия монополии можно выявить, сравнивая рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии при разном соотношении издержек производства на этих рынках. 1. = 2. 3. >
Рисунок 3.3 – Объём производства и цена в условиях чистой монополии и совершенной конкуренции > (4.4) < (4.5) Итак, рынок чистой монополии отличается от рынка совершенной конкуренции недопроизводством продукции ( < ) и завышенностью цен ( > ). Это стратегия любого монополиста на любом рынке. Второе сравнение рынков требует учёта анализа эффекта масштаба производства (ЭМП). ЭМП –различный характер связей между увеличением объёма выпуска и изменением динамики долгосрочных средних издержек.
ПЭМ ( ↑Q ↓ ) ЭМП ОЭМ (↑Q ↑ ) НЭМ (↑Q ) Рисунок 3.4 – Эффект масштаба производства в условиях чистой монополии и совершенной конкуренции
>
Монополист в полной мере реализует положительный эффект масштаба. При третьем сопоставлении учтём: 1. “Х-неэффективность” 2. рекламные расходы “Х-неэффективность” – положение на рынке, при котором фактические издержки оказываются выше максимально допустимых при данном объёме выпуска. Главная причина – отсутствие либо незначительная конкуренция на рынке. “Х-неэффективность” в большей степени присуща рынку монополии, чем рынку совершенной конкуренции. Рекламные расходы осуществляет монополист, желающий напомнить о себе для продления лицензионной деятельностью. Речь идёт о рекламных расходах не продукта, а репутации, имиджа, добрых намерений самого монополиста. Рекламные расходы – фактор завышенных издержек и цены.
|
|||
|