|
|||
Тема 4. Чистая монополия. I. Основные черты чистой монополии. Виды монополии.Стр 1 из 6Следующая ⇒ Тема 4. Чистая монополия
1.Основные черты чистой монополии. Виды монополии. 2.Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии. 3.Экономические последствия монополии. 4.Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия. 5.Регулируемая монополия. 6.Оценка эффективности чистой монополии. Ключевые понятия I. Основные черты чистой монополии. Виды монополии. Монополия (от греч. “monos” – один, единственный, “polio” – продаю) – рынок одного продавца. Чистая монополия – рыночная модель, представленная единственным производителем уникального продукта. Основные характеристики: 1. Оперирует единственный производитель, размеры которого разные. 2. Фирма производит уникальный, не имеющий аналогов, т.е. близких полноценных субститутов, продукт. 3. Рынок защищён барьерами, т.е. вход на рынок заблокирован, по многим причинам: патентная защита рынка, защита авторского права производителя, собственность фирмы на уникальное сырьё и др. 4. Монополист способен оказывать воздействие на рыночную цену. 5. Неценовая конкуренция для рынка нетипична, за исключением расходов по поддержанию имиджа (статуса). 6. Ограниченный доступ к рыночной информации. 7. Способность монополиста удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Как историческое явление монополия возникла в последней трети XIX века. Известны 2 пути возникновения: - на добровольной основе (объединение кооперативов) - путь “поглощения”, когда более сильный соперник вытесняет более слабого и прибавляет его активы к своим. Основная цель монополиста – навязать свои условия рынку и обеспечить максимальную прибыль. Различают 3 основных вида монополии: 1. Естественная 2. Закрытая 3. Открытая Естественная – предприятия общественного пользования (водо-, газо-, электроснабжающие компании, минимизирующие издержки при условии существования в данной отрасли одного производителя. Закрытая – монополия, защищённая законными барьерами в виде патентов, лицензий, авторских прав. Открытая – краткосрочная монополия производителя, не защитившего специальными барьерами своё положение на рынке. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.
II. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии.
Для монополиста, также как и для совершенно конкурентной фирмы, основной целью деятельности является максимизация прибыли. Однако перед монополистом всегда встаёт специфическая задача, не возникающая у совершенного конкурента, - выбор уровня цены, который необходимо не только назначить, но и подольше удержать. Поэтому так важно, во-первых, определить объём производства, а также сознательное его ограничение, поскольку с ростом продаж снижается цена; во-вторых, разработать и реализовать стратегию ценообразования.
|
|||
|