|
|||
КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯСтр 1 из 12Следующая ⇒
Министерство образования и науки Украины Национальный авиационный университет Аэрокосмический институт Кафедра конструкции летательных аппаратов
ЛЕКЦИЯ № 2 (3) По дисциплине "Конструкция и прочность летательных аппаратов"
2. КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Составитель профессор А.И. Радченко
Киев 2009 2.1. Основные агрегаты самолета Самолеты относятся к летательным аппаратам тяжелее воздуха, им характерен аэродинамический принцип полета. У самолетов подъемная сила Y создается за счет энергии воздушного потока, омывающего несущею поверхность, которая неподвижно закреплена относительно корпуса, а поступательное движение в заданном направлении обеспечивается тягой силовой установки (СУ) самолета. Различные типы самолётов имеют одни и те же основные агрегаты (составные части): крыло, вертикальное (ВО) и горизонтальное (ГО) оперение, фюзеляж, силовую установку (СУ) и шасси (рис 2.1). Рис. 2.1. Основные элементы конструкции самолета Крыло самолета1 создает подъемную силу и обеспечивает поперечную устойчивость самолету при его полете. часто крыло является силовой базой для размещения шасси, двигателей, а его внутренние объемы используют для размещения топлива, оборудования, различных узлов и агрегатов функциональных систем. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик (ВПХ) современных самолетов на крыле устанавливаются средства механизации по передней и задней кромкам. По передней кромке крыла размещают предкрылки, а по задней - закрылки10, интерцепторы12 и элероны-интерцепторы. В силовом отношении крыло представляет собой балку сложной конструкции, опорами которой являются силовые шпангоуты фюзеляжа. Элероны11 являютсяорганами поперечного управления. Они обеспечивают поперечную управляемость самолета. В зависимости от схемы и скорости полета, геометрических параметров, конструкционных материалов и конструктивно-силовой схемы масса крыла может составлять до 9…14 % от взлетной массы самолета. Фюзеляж13 объединяет основные агрегаты самолета в единое целое, т.е. обеспечивает замыкание силовой схемы самолета. Внутренний объем фюзеляжа служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов, оборудования, почты, багажа, средств спасения людей на случай возникновения аварийных ситуаций. В фюзеляжах грузовых самолетов предусмотрены развитые погрузочно-разгрузочные системы, устройства быстрой и надежной швартовки грузов. Функцию фюзеляжа у гидросамолётов выполняет лодка, которая позволяет производить взлет и посадку на воду. фюзеляж в силовом отношении является тонкостенной балкой, опорами которой являются лонжероны крыла, с которыми он связан через узлы силовых шпангоутов. масса конструкции фюзеляжа составляет 9…15 % от взлетной массы самолета. Вертикальное оперение5 состоит из неподвижной части киля4 и руля направления (РН) 7. Киль 4 обеспечивает самолету путевую устойчивость в плоскости X0Z, а РН - путевую управляемость относительно оси 0y. Триммер РН 6 обеспечивает снятие длительных нагрузок с педалей, например, при отказе двигателя. Горизонтальное оперение9 включает в себя неподвижную или ограниченно подвижную часть (стабилизатор2) и подвижную часть – руль высоты (РВ) 3. Стабилизатор 2придает самолету продольную устойчивость, а РВ 3 - продольную управляемость. РВ может нести на себе триммер 8 для разгрузки штурвальной колонки. Масса, конструкции ГО и ВО обычно не превышает 1,3…3 % от взлетной массы самолета. Шасси самолета 16 относится к взлетно-посадочным устройствам (ВПУ), которые обеспечивают разбег, взлет, посадку, пробег и маневрирование самолета при движении по земле. Число опор и расположение их относительно центра масс (ЦМ) самолета зависит от схем шасси и особенностей эксплуатации самолета. Шасси самолета, показанного на рис.2.1, имеет две основные опоры16 и одну носовую опору17. Каждая опора включает в себя силовую стойку18 и опорные элементы - колеса15. Каждая опора может иметь несколько стоек и несколько колес. Чаще всего шасси самолета делают убирающимися в полете, поэтому для его размещения предусматривают специальные отсеки в фюзеляже 13. Возможна уборка и размещение основных опор шасси в специальных гондолах (или мотогондолах), обтекателях14. Шасси обеспечивает поглощение кинетической энергии удара при посадке и энергии торможения на пробеге, рулении и при маневрировании самолета по аэродрому. самолеты-амфибии могут совершать взлет и посадку, как с наземных аэродромов, так и с водной поверхности.
|
|||
|