Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ни1О пекиь с



Ни1О пекиь с

В арсенале вожатого всегда найдутся универсальные средства, которые помогут в трудную минуту. Это своего рода палочки-вы­ручалочки. Первая - это, безусловно, игра, а второй может стать песня. Вот представьте ситуации, которые довольно часто возника­ют в лагере:

- вы пришли с отрядом к столовой, а дежурные сообщают, что
обед задерживается на пятнадцать минут...;

- вы поехали с отрядом на экскурсию, а дорога на автобусе длин­
на и утомительна...;

- вы собрались с ребятами на свой первый костер, еще не все
знают друг друга, и возникает неловкое молчание...;

- вы закончили свое вечернее отрядное дело раньше, чем пред­
полагалось, а до отбоя еще достаточно долго...;

- вы проводили спортивные соревнования или творческий кон­
курс, жюри совещается, чтобы подвести итоги, а в это время зрите­
ли и участники...;

 

- вы пошли с отрядом в поход, путь достаточно сложен и чув­
ствуется, что ребята устали...;

- вы с отрядом....

В этих и еще многих других ситуациях песня может прийти на помощь. Она может многое: снять усталость и изменить настрое-


ние, заполнить паузу и разрядить обстановку. Общая песня - это не просто коллективное исполнение стихов, положенных на музыку, это еще и прекрасный способ общения. Исполняя вместе полюбив­шуюся мелодию, каждый чувствует себя чуть-чуть увереннее, нуж­нее, защищенное, даже те, которые не имеют ни слуха, ни голоса.

Однако есть две проблемы, из-за которых в некоторых отрядах песни вообще не звучат. Первая проблема - субъективная: вожатые этих отрядов считают, что они не умеют играть ни на баяне, ни на гитаре, а без музыкального сопровождения песни поют только боль­шие дяди и тети под конец пьяного застолья. Вторая причина - объек­тивная: большинство современных эстрадных шлягеров вообще невозможно петь, их можно только слушать.

Разрешить первую проблему трудно, но можно. Для этого нуж­но лишь приобрести гитару и попросить кого-нибудь из знакомых показать вам 3 главных аккорда, которые порой называют почему-то "блатными". Еще не родился человек, который не смог бы освоить эти 3 аккорда. И еще не написана песня, которую нельзя было бы под эти 3 аккорда исполнить. Конечно, лучше разучить не 3, а 5, или 7, но это потребует чуть большего времени, чем одни сутки.

Разрешить вторую проблему еще проще, чем первую. Популяр­ные шлягеры вообще не надо петь с детьми. Пусть они звучат на дискотеках. Пусть дети спонтанно намурлыкивают отдельные строч­ки их них. Пусть их исполняют наиболее одаренные представители отряда на общелагерных песенных конкурсах.

Дети примерно до 11-13 лет не имеют устойчивого музыкаль­ного вкуса. И поют они, как правило, то. что нравится окружаю­щим их взрослым. Если взрослые ностальгируют от Клавдии Шульженко и Марка Бернеса, дети также предпочитают стиль "рет­ро". Если взрослые не признают ничего, кроме "Крематория", дети любят и знают творчество А.Григоряна. Ели для взрослых преде­лом музыкальных мечтаний является околоуголовная лирика, дети с восторгом вытягивают "Владимирский централ".

Поэтому дети в вашем отряде будут, скорее всего, петь то, что нравится вам. И, скорее всего, то, чему можно подыграть на гитаре, использую те самые 3 аккорда.

За последние лет 20 -30 лет сложилась даже особая "загородно-песенная культура". В нее вошли как песни их мультфильмов, так и композиции группы "Машина времени", как дворовые шлягеры в исполнении В.Маркина, так и произведения Юрия Визбора, Олега Митяева, Сергея Никитина, Юрия Кукина, Владимира Берковско-го, Вадима Егорова, Дмитрия Сухарева, Булата Окуджавы, Ады


 




Якушевой и Вероники Долиной. Последних десять авторов и ис­полнителей собственных песен порой называют "бардами", а их тво­рения - "бардовской песней". Но "бардовские" композиции и "загородная" песня - это не совсем одно и тоже.

Песни, вошедшие в "Золотой фонд" загородной лирики, испол­няются по всей стране и во всех лагерях. Они стали своеобразной визитной карточкой, по которой фанаты вожатского дело узнают друг друга. Именно в лагерях дети впервые знакомятся с этими пес­нями, а потом напевают их всю жизнь.

А поэтому, может быть, не стоит нарушать традицию. И не сто­ит "изобретать велосипед". Пожалуй, лучше всего петь с детьми именно эти песни. Тем более, что среди них есть и веселые, и груст­ные, и мудрые, и шуточные, - в общем, на любой вкус, под любое настроение. И тем более, именно эти песни проще всего исполняют­ся под 3 аккорда.

Примеры наиболее популярных "загородных" песен вы найдете

в одном из приложений этой книги.

если однажды поутру вашу голову посетит мысль: "А ведь пос­лезавтра заканчивается смена", - это верные признак того, что на­чался заключительный период.

А стоит вам внимательно оглядеться вокруг, вы обнаружите и другие признаки, подтверждающие эту мысль. Например, вы обна­ружите, что изменилось поведение детей. Дети стали чуть более воз­бужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и много более неуправляемыми. Если поинтересоваться, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное: "И да, и нет". Эта раздвоенность желаний и является причиной изменения эмоци­онального тонуса, изменения поведения и даже изменения ценнос­тей. Те отрядные дела, которые так нравились всем в основной период, в глазах детей вдруг теряют свою привлекательность. И глав­ной ценностью становится неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь. Но поскольку дети не могут общаться, как взрослые, вальяжно развалившись в мягком кресле или степен­но прогуливаясь по тихим аллеям, они предпринимают действия: уходят в лес в поисках особых шишек, отправляются на реку соби-


рать ракушки и камешки, залезают в самые немыслимые места. И все это совершают, часто забыв поставить вас в известность.

Именно на последние дни приходится еще один пик "криминаль­ной активности". Дети, словно почувствовав, что времени осуще­ствить вызревавший всю смену замысел уже не остается, решаются на него в последние дни и ночи. Они отправляются под покровом темноты "мазать девчонок", они залезают средь бела дня на стол­бы-громоотводы, они облачаются в костюмы привидений и устраи­вают грандиозные подушечные баталии. А если поблизости имеют несчастье располагаться чьи-то дачные участки, то дети могут ре­шиться и на по-настоящему противоправные действия.

Осознавая опасность, исходящую от окончательно раскрепос­тившихся детей, руководство лагеря часто идет на отмену выход­ных для вожатых и воспитателей: "Не хватало еще ЧП в последние дни". Чтобы действительно какое-нибудь недоразумение не испор­тило "положительное впечатление от смены", вам нужно быть внут­ренне мобилизованным и собранным, внешне - спокойным и уверенным. И, конечно же, вам нужно иметь четкий план действий, ведь предстоит решить еще так много организационных и воспита­тельных задач.

Прежде всего, объявите о введении "президентского правления". Поблагодарите командира отряда за все хорошее, что было им сде­лано, и снимите с него командирские обязанности. Все равно в ус­ловиях предотьездной суматохи он с ними не справится, а будучи человеком ответственным и впечатлительным, может сильно пе­реживать оттого, что его "никто не слушается". Возьмите управ­ление отрядом полностью в свои руки. Игры в самоуправление



на заключительном этапе уже не эффективны, а значит и неумес­тны. (Данный совет не является абсолютным, иногда нужно сде­лать с точностью до наоборот: дать возможность детскому самоуправлению проявить себя и тем проверить свои авторитет и организаторские способности.)

Затем лично подойдите к библиотекарю, кастелянше и зав­хозу. Договоритесь с ними о времени сдачи книг, игр, спортив­ного инвентаря и постельных принадлежностей. Наиболее желательно книги отнести в библиотеку за два дня до отъезда, причем лучше, если отряд придет организованно к определенно­му часу. В этом случае меньше вероятность потери или увоза кни­жек домой. Игры, мячи, скакалки лучше сдать на склад в предпоследний день после обеда. В младшем отряде по этому поводу можно даже организовать операцию "Розыск" - своеоб­разное соревнование по поиску "куда-то запропастившихся" тен­нисных ракеток, кубиков от настольных игр и магнитофонных кассет. Учтите, что у отдельных ребят появится определенное желание увезти домой "память о лагере".

Сразу после этого можно приступить к "чемоданной" проце­дуре. Предложите всем ребятам уложить свои сумки и рюкзаки, не дожидаясь последнего часа, и отведите время на эти сборы. Пусть ребята оставят только самое необходимое из одежды и обу­ви, а также туалетные принадлежности; все остальное надо упа­ковать во избежание потери и последующих слез. Одновременно пусть ребята произведут ревизию в чемоданах на предмет обна­ружения засохших и заплесневевших пишепродуктов, чужих ве­щей и мусора природного происхождения (рассыпавшиеся шишки, кора, веточки, камешки, грибы и пр.). Объясните, что ро­дители не будут осчастливлены, когда увидят все это среди ве­щей любимого чада. Если обнаружатся бесхозные куртки, шапки, носки, сандалии, - организуйте "Салон потерянных вещей" или "Очную ставку с вещественными доказательствами". Перед пос­ледним ужином в предпоследний день желательно завершить в основном приготовления к отъезду.

Наиболее трудоемкой и хлопотной будет процедура сдачи по­стельного белья. Она проводится в самое последнее утро, а пото­му в очень сжатые сроки - за 10-20 минут. Так как почему-то в момент сдачи всегда не хватает полотенца или наволочки, под­готовьтесь заранее. Соберите и пересчитайте все простыни и по­додеяльники еще в корпусе и, если обнаружите недостачу, "наймите частных сыщиков" - группу из 3-4-х ребят, которые об­следуют все шкафы, тумбочки, кровати. Как правило, недостаю-


щие предметы всегда обнаруживаются, но только в несоответству­ющих им местах и не всегда в узнаваемом виде.

В последнее утро, чтобы все успеть и по возможности не суе­титься и не повышать голос, лучше действовать по такому плану:

1.Ребята совершают умывальный обряд, укладывают свои
гигиенические принадлежности в чемоданы, собранные еще на­
кануне, и выносят чемоданы на улицу - "погреться на солныш­
ке". В корпусе не остается никаких личных вещей.

2. Ребята собирают, пересчитывают и сдают постельное бе­
лье. В корпусе не остается ничего, кроме мебели и мусора.

3. Ребята делают генеральную уборку, чистят шкафы и тум­
бочки, подметают и моют пол, уносят к мусоросборнику накопив­
шийся за смену хлам. Корпус остается пустым и чистым. Его можно
запереть и время, оставшееся до отъезда, провести на улице.

В случае ненастья роль "улицы" будет играть клуб или отряд­ная комната.

Но не превращайте заключительный период в перманентную организационную процедуру, прерывающуюся вспышками не­формальной нежности. В эти дни. как и во все другие, есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они долж­ны иметь определенную направленность.

Прежде всего, эти дела - подведение итогов. Если на базе от­ряда работал кружок, необходимо организовать итоговое выс­тупление или выставку - демонстрацию результатов его работы. Если вы вели отрядный бортжурнал, необходимо дописать в нем последнюю страничку, прочитать все вслух и вручить его на хра­нение кому-либо из ребят (командиру отряда) или вам как стар-


 




шему товарищу. Если у вас существовала традиция подводить ежедневные коллективные итоги дня, необходимо сделать итого­вый анализ - разговор о прожитой смене и друг о друге на после­днем отрядном костре.

Кроме того, нужны дела-прощания. Прощание с лесом - пос­ледняя прогулка. Прощание со спортплощадкой - последний матч-реванш. Прощание с рекой - последнее купание.

И еще нужен один красивый праздник. Он должен быть яр­ким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привле­чены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть большой гала-концерт "Вечерняя звез­да". Это может быть веселый КВН "Было, братцы, было...". Это может быть фестиваль-программа "Стартинейджер". И, как на всяком празднике, у вас должны быть подарки. Конечно, так на­зываемые гостинцы ("сухой паек") всем детям приготовит столо­вая лагеря. Но много приятнее будет детям, если подарки будут сделаны вашими руками. Они могут быть скромными - медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом они должны быть персональными. А потому сделайте на каждой ме­дальке надпись: "За самый звонкий смех", "За самый здоровый аппетит", "За самые интересные идеи"... И вручите в завершении праздника каждому ребенку причитающуюся ему награду. А вам в награду останется память о самых лучших детях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.