|
||||||||||
(Зонный деньЧем младше дети, тем больше проблем возникает с организацией помывочного процесса в банный день. Если вы думаете, что ваши малыши умеют самостоятельно мыться, вы глубоко заблуждаетесь. Во-первых, потому что дома большинство из них принимает ванну, а в лагере, как правило, работает душ. А во вторых, когда они дома трут себя губкой или мочалкой - это скорее игра, а не настоящее смывание грязи. Поэтому и не спрашивайте: "Ребята, кто из вас дома моется сам?" Все равно никто не признается, что ему помогает мама или папа. Лучше, не задевая самолюбия ребенка, по-матерински позаботиться о нем. А для этого нужно сделать следующее. Сразу после завтрака объявите конкурс "Говорящего чемодана". Пусть все малыши возьмут из кладовой свои сумки и чемоданы, соберутся в игровой или в холле и устроят вместе с вами маленькую ревизию. Объясните малышам, что каждый чемодан, как и человек, любит аккуратность. Что ему бывает очень плохо, если вещи хранятся в нем в беспорядке. И что каждый чемодан умеет говорить, только надо услышать его язык. Попросите ребят прислушаться. Оказывается, их чемоданы просят своих хозяев приготовить чистое белье: трусики, носочки, рубашки, - и банные принадлежности: мыло, мочалку, расческу - с этим мы пойдем в душ. А все, что не понадобится нам сегодня, давайте аккуратно сложим. Это тоже просьба чемодана. А еще давайте приготовим пакет для грязного белья, мы заполним его после душа и отдадим потом родителям. А заодно давайте проверим, нет ли в чемоданах засохших кусков хлеба, конфетных оберток, смолистых шишек, высохших букетов. Это надо или выбросить, или (если какие-то безделушки очень дороги ребятам) положить в отдельные пакеты. В конце конкурса самым аккуратным ребятам можно вручить диплом "Говорящего чемодана".
Еще вам необходимо сменить постельные принадлежности. Это можно сделать до конкурса, а можно и после, но, скорее всего, вам назначат время согласно графику. Заранее, задолго до этого времени, соберите в отдельные узлы простыни, наволочки, полотенца. Обязательно пересчитайте. Может быть, одна простыня, в которой прошлой ночью по корпусу ходило "привидение", до сих пор лежит под шкафом в игровой. А если обнаружатся не совсем сухие матрацы, сразу вынесите их на улицу "погреться на солнышке". А после этого обратитесь за помощью к самым сильным мальчикам, только обязательно подчеркните, что они самые сильные, и только они могут вам помочь. Вместе с ними сдайте грязное и получите чистое белье. Но не спешите его раздавать. Вам и вашим ребятам в это утро еще нужно организовать генеральную уборку. Самое лучшее время для нее, по всей вероятности, сейчас, когда палаты "голые", когда видна каждая паутинка и бумажка. Дайте подробный инструктаж: как подметать, как вытряхивать, как мыть и как выжимать тряпку -для некоторых это, возможно, будет первая генеральная уборка в жизни. И лишь после "тотальной" влажной обработки тумбочек, подоконников, шкафов и пола приступайте к заправке кроватей свежим бельем. Для этого назначьте ответственных за распределение, пусть один малыш положит на каждую кровать полотенце, другой -простыни и так далее. Не допускайте анархии, когда каждый хватает себе по 3-4 наволочки. Чтобы этого не произошло, предложите всем, кроме помощников, временно отправиться погулять. Когда же придет время заправки кроватей, обязательно помогите малышам. Особенно трудно им бывает засунуть подушку в свежую наволочку.
А теперь баня. Заранее договоритесь, кто из взрослых или старших ребят пойдет мыть мальчиков и девочек. Только ему предстоит включить и отрегулировать воду. Малышам надо запретить играть с кранами - они могут ошпариться или, наоборот, плескаться под ледяными струями. Самый лучший способ запретить - это сиять краники после того, как вы отрегулировали воду. Обязательно, хотя бы один раз, намыльте каждого ребенка. А потом каждому помогите насухо вытереться персональным полотенцем. Проверьте, не завелись ли у кого-то в голове насекомые. А когда будете покидать баню, заберите всю оставшуюся одежду: кто-то обязательно забудет майку или носок. Вернувшись в корпус, сразу организуйте просушку полотенец и мочалок. И напомните, куда и как надо сложить грязную одежду. А самым замечательным сюрпризом для ребят после бани был бы горячий чай. Некоторые, кстати, любят баню именно за этот чай. Поэтому не лишайте малышей такого удовольствия.
Само собой, играть в футбол или строить песочный город через 10 минут после душа нецелесообразно, т. е. нельзя. Целесообразно, т. е. можно, делать прически и маникюр, читать книжки и играть в настольные игры. А еще - разговаривать "за жизнь", как это делают после бани большие мужики. Шофер управляет большим многотонным самосвалом. Мозг управляет руками, ногами и прочими органами. Премьер-министр управляет правительством и государственной экономикой. Вожак-горилла управляет стаей. Как видите, вопрос об управлении возникает не только в отношениях между людьми. Он появляется там, где есть сложная техни-Р ческая, биологическая, политическая или любая другая система, где необходима согласованность действий отдельных частей, механизмов, особей, органов, где без управления невозможно сохранение целостности системы, невозможно достижение результата, во имя которого система образовалась. Ваш отряд - это тоже "сложная система", можно его назвать и "единым организмом". В нем много самостоятельных "частичек", каждая со своими волей, характером, жизненным опытом, привычками и ценностями. И все эти "частички" находятся по отношению друг к другу в состоянии симпатии или антипатии, дружбы или ненависти, и, более того, постоянно происходят процессы, приводящие к изменению как частичек, так и отношений между ними. Этой "системой", этим "организмом"' нужно управлять, иначе начнется рассогласованность, разрушение и в дальнейшем "нереализация функционального предназначения". На простом языке это означает: ссоры, драки, невыполнение планов, несоблюдение режима дня и в итоге - всеобщая подавленность и испорченный отдых. Управлять отрядом поручено вам, и вы должны четко осознавать: "Зачем это нужно?" и "Как это делается?". На первый вопрос ответ уже прозвучал: от вашей компетентности в управлении зависит, будут ребята дружить или ссориться, насколько интересной будет отрядная жизнь и с каким чувством ребята уедут из лагеря. А со вторым вопросом попробуем разобраться обстоятельно. За много-много лет природа и человеческое общество выработали разные приемы, способы и механизмы управления. Среди них самым простым является "прямое управление". В отряде оно могло бы осуществляться так. Каждый ребенок непосредственно контролируется и направляется в своих действиях лично вами. Вы определяете для каждого ребенка режим дня и набор занятий. В случае, если у ребенка возникли затруднения, он обращается сразу к вам. Такой способ управления возможен только теоретически. Чтобы его реально применить в отряде, потребовалось бы всех детей поселить в отдельные комнаты, запретить им без вашего позволения общаться между собой, лишить их права на самостоятельные
решения и действия и при этом рассчитывать на безукоризненное и моментальное выполнение ваших требований. Не совсем такое, но нечто подобное некоторые вожатые все же пытаются практиковать в отрядах. При этом они обращаются не к отдельным ребятам, а ко всему отряду в целом, словно отряд - это одно нераздельное существо. Внешне это выглядит примерно так: "Отряд, слушай мою команду, всем чистить зубы... приступить к завтраку... сходить в туалет... немедленно спать..." Если кто-то не ощущает себя клеточкой единого организма и не желает безапелляционно поступать "как все", вступает в действие система разнообразных наказаний: от моральных до физических. Увы, такая система управления вполне реальна, и, как доказывает горький опыт человечества, всегда находились желающие реализовать ее в масштабах чуть больших, чем один отряд. Но если в армии или на заводе такой способ управления еще как-то можно оправдать боевой задачей или производственной необходимостью, т. е. конечной целью, то в детском отряде конечный результат (отдых и удовольствие) отрицает подобные управленческие эксперименты. Каждый вожатый, берущий на себя роль "прапорщика" или "маленького диктатора", оказывается в ситуации, когда процесс управления осуществляется ради самого управления, а не ради де-'тей, не во имя развития личности каждого ребенка. Детей, которыми пытаются так управлять, можно искренне пожалеть. Вожатым, которые пытаются так управлять, можно искренне посочувствовать: сколько же нужно энергии и воли, чтобы привести всех к единому стандарту и послушанию. К счастью, в самой природе человека, в его стремлении к самоопределению, в способности к собственной личной активности заложено противоядие против всех казарменных режимов, больших и маленьких. И даже там, где подобные способы управления вводят и утверждают, их господство бывает исключительно внешним, поверхностным и, как правило, недолгим. Управлять отрядом нужно по-другому. С учетом разнообразия интересов и несхожести характеров детей. С учетом наличия у детей определенного жизненного опыта. С учетом способности детей к самоорганизации. Чем меньше дети чувствуют, что вы управляете ими, тем более успешно вы справляетесь с управленческой задачей. Лучший стиль управления - внешне незаметный и внутренне гибкий. Гибкий стиль включает в себя и элементы прямого, и элементы опосредованного управления. Прямо детям нужно предъявить только единые требования в отношении режима дня, порядка в корпусе и поведения в тех местах, где жизни ребенка может угрожать опасность. При этом единые требования нужно обязательно аргументи- ровать, а в дальнейшем личным примером демонстрировать их выполнение. Можно эти требования оформить в систему понятных запретов: "Нельзя находиться у реки без вожатого", "Нельзя входить в палату в грязной обуви", "Нельзя покидать территорию лагеря без предупреждения". Максимальное число запретов - 5, если больше - они не будут выполняться. В отношении всех остальных вопросов прямое управление неэффективно. Нужны другие приемы и механизмы. Среди них -деление отряда на микроколлективы. Они могут называться "звенья", "палаты", "команды", "ватаги", "экипажи" - в общем, как вы придумаете. Необходимость микроколлективов заключается в том, что через них легче контролировать даже состояние здоровья детей. Именно микроколлективы, а не отдельные дети и не отряд в целом, станут главным объектом вашего управления. Но чтобы они действительно таковыми стали, нужно, во-первых, объединить ребят по симпатиям и, во-вторых, предложить группам дело, которое их сплотит. Таким делом могут быть и групповые поручения, и задания по подготовке к отрядному творческому мероприятию. Поручения можно сделать традиционными, а можно их чередовать. Например, вы придумываете для пяти микроколлективов вашего отряда пять дел: 1. Заполнение очередной странички отрядного дневника. 2. Уборка закрепленной за отрядом территории. 3. Общая организация вечернего дела. 4. Уборка отрядного места (и того, которое в корпусе, и того, 5. Придумывание сюрприза для всего отряда. Вы отводите время для выполнения этих поручений, лучше, если каждодневно одно и то же (например, полчаса или час сразу после завтрака или полдника). В один день эти поручения выполняют одни группы, а в другой - другие. Это будет называться ЧТП - "чередование традиционных поручений". А когда нужно организовать "Веселые старты" или "Конкурс сыщиков", ребята также будут готовиться и соревноваться командами-микроколлективами. Кстати, соревнование - еще один эффективный прием при решении проблемы управления. . В каждом микроколлективе можно выбрать постоянного или временного командира (предводителя, звеньевого, атамана). Каждое утро и каждый вечер этих командиров можно приглашать на совет. На совете можно в присутствии командиров и с их участием планировать день, обсуждать проблемы, распределять задания. Если
среди командиров окажутся авторитетные ребята, склонные к лидерству и обладающие способностью к организации, результативность совета будет очень высокой. А у вас появится шанс часть своих обязанностей по управлению передать самим ребятам. И тогда совет командиров станет рабочим органом самоуправления отряда. Можно выбрать и командира отряда, а можно таковым назначать командира дежурного микроколлектива. А есть еще и такие "рычаги" управления отрядом: - личная просьба к ребенку, - создание общественного мнения по какому-либо поводу, - организация рекламной кампании, - разработка системы стимулов и поощрений, - обращение "за советом" к приехавшим родителям. Но самым высокоэффективным приемом управления отрядом является игра, большая ролевая игра в какую-либо из выработанных человечеством модель общественного самоуправления: в "новгородский вечевой строй", в "английский парламентаризм", "римский сенат", в "русскую монархию с государственной думой", в "казачий круг" или просто в "город", в котором есть, как во всяком городе, мэр и городской совет, полиция и налоговая служба, предприятия и учреждения и, конечно же, - обычные жители. Как организовать такую сюжетно-ролевую игру - это уже другой вопрос. если ребенок в лагере ни разу не побывал на пляже, ни разу не искупался, он будет считать, что приехал в лагерь зря. Предложите ребятам сделать выбор между обедом и пляжем - большинство пожертвует первым ради второго. Любой водоем, словно магнит, притягивает детей. Даже струя из водопроводного крана может завораживать их больше, чем диснеевские мультсериалы. Такое водообожание порой непонятно взрослым. Они, забыв о своем собственном детстве, без особого сожаления могут констатировать тот факт, что за все лето ни разу не совершили омовения речной водой. У взрослых иные ценности и иные удовольствия. И очень часто они эти ценности навязывают детям. И тогда отряд в полном составе в солнечный день сидит в корпусе и рисует газету или репетирует в зале, готовясь к вечернему выступлению. Если кто-то при этом выразит сомнение в значимости данного занятия и попросит искупаться, он будет уличен, пристыжен и обвинен в низменных желаниях, в нарушении плана работы, в предательстве коллективных интересов. Идти на поводу детских интересов многие взрослые считают для себя неприличным. Порой же взрослые осознают, что вода для детей - удовольствие, и сознательно лишают детей купания: ведь лишение удовольствия -это, как известно, вид наказания. Например, за неубранную территорию. Будете вы такими же взрослыми или нет - зависит только от вас. Но учтите: конфронтация с детскими желаниями потребует от вас большей растраты нервной энергии, чем пересмотр собственных установок. Вам выгоднее вспомнить себя в детстве и не лишать детей того, чего вы сами в их возрасте не пожелали бы лишиться. Поэтому отложите мероприятия на пасмурный день и, пока солнышко светит, ведите детей на пляж. Только не делайте этого стихийно. Сделайте это организованно. Во-первых, предложите ребятам раздеться прямо в корпусе и идти на пляж в купальных костюмах. Пляж - это не дискотека, и шикарные наряды там не нужны. Этим вы избавите всех от неприятности что-то забыть или потерять. Во-вторых, не забудьте проверить у каждого наличие головного убора. Если у кого-то по какой-то причине его просто нет, захватите с собой старые газеты и предварительно научитесь делать из них шляпы, шапки, треуголки и т. п. Ведь даже в средней полосе солнышко порой припекает настолько сильно, что может "ударить". В-третьих, поскольку купаются ребята не сразу всем отрядом, заранее разбейте всех на группы, пятерки или десятки, дайте им порядковые номера или названия и убедитесь в том, что ребята их запомнили. Этим вы избавите себя от нудной процедуры набора очередной группы для купания, а ребят от ссоры: кому купаться первыми. Вам стоит лишь сказать: "Первая десятка купается, второй приготовиться". А для младших лучше так: "Нептунчики купаются, русалочки готовятся". В-четвертых, если ваш пляж не оборудован питьевыми фонтанчиками, заранее найдите емкость для воды, наполните ее и захватите с собой, чтобы особо жаждущим не пришлось возвращаться в лагерь. В-пятых, посоветуйте ребятам, особенно маленьким, посетить заведение, именуемое туалетом. В-шестых, поинтересуйтесь самочувствием ребят. Это можно сделать вопросом: "Ребята, все ли чувствуют себя хорошо? Никто не болеет?" Но можно и не спрашивать - все равно все заверят вас в отсутствии слабости и недомогания. Можно, и это надежнее, определить склонность к заболеванию по глазам, по внешнему виду. Внимательно всмотритесь в детей и, если чье-то состояние вызовет у вас тревогу, отведите "подозреваемого" к врачу. В вопросах здоровья дополнительная предосторожность никогда не бывает лишней. В-седьмых, каждый раз выбирайте среди ребят "дежурного по пляжу". Он станет вашим помощником: проверит готовность, займет для отряда место, узнает у врача или у физрука температуру воды и время купания, проверит, не забыли ли вы что-то, возвращаясь с реки в лагерь. Ну, и, наконец, пересчитав еще раз всех, отправляетесь получать удовольствие от солнца, воздуха и воды. Если вы пришли с ребятами на пляж в первый раз, без лишних нотаций проинструктируйте их о пляжных традициях, напомните о чистоте и порядке и обязательно уточните, все ли умеют плавать. И никогда не забывайте: "Купаться можно только в специально отведенных, проверенных и оборудованных местах!" Кульминация пляжного пребывания - это, конечно же, купание. Как правило, за его организацию отвечает плаврук или физрук. Но вам тоже стоит внимательно наблюдать за поведением ваших детей в воде. И если начнутся "игры", опасные для жизни, нужно немедленно и безапелляционно их прекратить. Вода не прощает легкомыслия и безответственности. Пребывание в воде не бывает бесконечным. Более того, из общего времени нахождения на пляже купание - отнюдь не основная его часть. В связи с этим возникает проблема: что делать, когда дети не в воде? Это взрослые и старшие ребята могут чинно лежать, подставляя солнцу спину и бока, разговаривая или читая книгу. Младшие ребята не склонны отдавать предпочтение подобным занятиям. Они и пяти минут не смогут усидеть на месте. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, .это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мирное" русло, т. е. придумывать такие занятия, в которых дети реализуют свое стремление к действию "без разрушительных последствий". Конечно, это не значит, что на пляже нужно всех поголовно организовывать и вовлекать, от вас требуется предложить и показать личный пример. А предложить можно многое. Например, провести конкурс рисунков на песке или конкурс на лучший замок из песка. Это старая пляжная забава, и если дети увлекутся ею, - то это надолго. Можно делать из газет головные уборы. Это большое искусство, и многие ребята втайне мечтают ему обучиться. Откройте "Школу шляпников" - пляж для этого наиподходящее место: и ребята будут заняты, и их головы будут укрыты от солнца. А еще можно открыть "Школу нательной живописи". Ребята порой любят раскрашивать себя, подобно индейцам или аборигенам Африки. Вот только удается это редко, обычно взрослые запрещают
пачкаться. А на пляже все можно. Пусть берут акварельные или гуа-шевые краски и расписывают себе и своим друзьям руки, спины, животы и даже пятки. Только обязательно закройте эту "выставку живых картинок" до последнего купания, чтобы "холсты" успели отмыться. Если же у вас в лагере не река, а бассейн, то подобное занятие нежелательно - вода будет испорчена смытой краской. Но в этом случае вас может выручить душ. А специально для девочек можно провести конкурс пляжных парикмахеров. Предложите им сделать своим друзьям и подругам оригинальные прически из мокрых волос. Ну и конечно, придумать соответствующие названия. То, что прическа будет недолговечной, — это даже хорошо. Не идти же в лагерь со "Взрывом на макаронной фабрике" на голове. Кроме того, пляж - самое подходящее место для "шумных" конкурсов. Конечно, в детском исполнении все конкурсы получаются нетихими, повышенная громкость сопровождает любую детскую деятельность. Но все-таки есть особо шумные занятия, например, соревнования крикунов. Предложите детям как можно громче крикнуть фразу: "Хочу домой!" или "Эй, Коля!". Или замените крик свистом, а потом - визгом. И пусгь ребята кричат, свистят и визжат индивидуально и целыми ансамблями. Может быть, накричавшись на пляже, им не захочется шуметь во время "тихого часа". Еще можно устроить соревнования по синхронному НЕ-пла-ванию. Разбейте ребят на пары, четверки, шестерки и предложите совершить синхронные прыжки, кувыркания, бег, ползание- целый комплекс синхронной пляжной зарядки. Перед показательными выступлениями выделите время для тренировки, ведь главное - добиться четкости и согласованности действий. И не предлагайте повторить придуманные композиции в воде. Может возникнуть много интересных идей из одной только фразы: "Кто дольше...". Кто дольше простоит на одной ноге, не моргнет, не рассмеется, не шевельнется, просидит в позе йога, задержит дыхание и т. д. и т. п. Развивая эту идею, можно устроить конкурс для добровольцев "на выносливость". Ребятам не придется преодолевать полосу препятствий, проходить огонь, воду и медные трубы. Самый выносливый определится очень легко. Им будет тот, кто дольше выдержит испытание щекоткой. Но не забудьте, что в этом соревновании важно вовремя остановиться и не превращать добровольное испытание в настоящее мучение. Еще пляж пригоден для организации силовых состязаний, например, по армреслингу. Это единоборство можно проводить по общепринятым правилам, когда два человека садятся за стол напротив друг друга, согнутые в локтях руки ставят на крышку стола и пытаются оп- ределить, кто сильнее, стремясь положить руку соперника. Но можно правила изменить. Тогда ребята будут соревноваться лежа на животе, стоя на одной ноге, лежа на боку, заложив руку за голову. А можно "пересиливать" друг друга не рукой, а ногой или даже лбом. А еще очень интересны правила японской борьбы "сумо", во время которой противники стремятся вытолкнуть друг друга из круга. Есть и десятки других силовых состязаний. Перетягивание каната тоже входит в их число. А вот бокс, каратэ, дзюдо и самбо лучше не предлагать: без соответствующей подготовки и специального инвентаря эти мужественные соревнования превратятся в обычную драку. И, конечно же, на пляже всегда играли в мяч. Если он у вас есть, то можно организовать "детские народные игры": "Картошка", "Вышибала", "Собачки", "Штандер" и др. А еще на берегу можно учить плавать. А еще можно строить кораблики, чтобы потом их запускать. А еще. . . Пожалуй, не придумать занятий для детей на пляже может только ленивый. Не ленитесь, и вашим детям не придется скучать, ожидая очередного разрешения на купание. Но "предлагая и организовывая", не забывайте внимательно наблюдать за детьми. Вдруг кто-то перегреется, кому-то станет плохо, а кто-то наглотается воды. При первых же признаках нездоровья принимайте меры: или отведите ребенка к врачу, или предложите ему спокойно полежать, или возьмите его на руки и отнесите в корпус. Но лучше бы вам не пришлось этого делать. А покидая пляж, уходите всегда последним: кто же, как не вы, соберет забытые полотенца, панамки, скакалки и фантики. Придя же в корпус, сразу организуйте переодевание и просушку пляжных костюмов. Без напоминания дети способны ходить в мокрых трусиках весь день, а потом еще и лечь в них спать. А это не способствует здоровью и бодрости.
И, наконец, если в вашем лагере нет никакого водоема и пляжа, вы все равно сможете доставить ребятам много радостных минут, если организуете водно-сухопутные соревнования. О том, как их провести, вы можете прочитать в приложении к этому сборнику. Только не пытайтесь разбираться по-топорному, вламываясь в детские палаты и подвешивая в воздухе риторический вопрос: "Почему вы не спите?" Отличительная черта детства - неумение разобраться в мотивах своих поступков, в первопричинах своего настроения. Склонность к анализу своего поведения - это качество уже взрослого человека, да и то не всякого. Поэтому на глупый вопрос вы получите глупый ответ: "Не хочется", и истинной причины нежелания спать так и не узнаете. Чтобы понять детей, нужно проявить житейскую мудрость, а также восстановить познания в области возрастной физиологии. Ребенок может не спать потому, что не привык засыпать в это время. В разных семьях - разные традиции. Где-то существует жесткое требование: "Тебе Хрюша пожелал спокойной ночи? Вот и марш в кровать". Где-то детям разрешено смотреть передачи до ночи. Чтобы войти в новый ритм дня, детскому организму нужно время. Ребенок может не спать потому, что его переполняют мысли и эмоции, а точнее - чувственно окрашенные зрительные образы. Он может вспомнить о доме, о папе, маме и любимой собаке, загрустить и заплакать. Он может вспомнить о неприятном дневном конфликте и заново переживать обиду и унижение. Он может вообразить себя героем только что просмотренного фильма и мысленно восторгаться своей ловкостью или своими нарядами. Он может представить нечисть, притаившуюся в углу комнаты или под кроватью, и сжиматься в тревожном страхе. В каждом случае в кровь поступает дополнительная порция адреналина, организм возбуждается и прогоняет сон. Ребенок может не спать потому, что у него что-то болит, например, живот. Или у него переполнен мочевой пузырь, а сходить в туалет ему боязно - кругом ведь темно. Ребенок может не спать потому, что у него холерический темперамент. Он просто не нуждается в таком количестве сна, его организм способен восстановить свой энергопотенциал за меньший, чем у других детей, период. Ребенок может не спать "за компанию" - если вокруг все не спят. Как и в любой ситуации: понять - это уже наполовину решить^ так и в этом случае. Если вы правильно поставили диагноз отсутствия сна. вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить ее полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям и не будете заниматься в это время больше ничем. Таким образом вы предотвратите свое собственное раздражение: раз этот час "потерян" для всего остального, то не стоит обо всем другом думать и тревожиться. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в... часов вы будете входить в палату и гасить свет. Возьмите эту маленькую обязанность на себя. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. Когда вы войдете, то сразу увидите общий и частный настрой на предстоящее засыпание. Если он недоброжелательный, не подавайте виду. Подойдите к каждой кроватке, еще раз сложите одежду, если ребенок сделал это неаккуратно, поправьте подушку или одеяло, кого-то погладьте по голове - все эти знаки персонального внимания приятны детям, от них веет чем-то домашним и уютным. А времени на это уходит не более пяти минут. Прежде чем пожелать спокойной ночи и нажать кнопку выключателя, посмотрите еще раз на детей. Как правило, в этот момент все они лежат на спине, а вы, наверное, по собственному опыту знаете, что это не самая удобная поза для засыпания. Поэтому попробуйте предложить мини-игру: вы считаете до десяти, а каждый обустраивается на кровати так, чтобы было максимально комфортно, чтобы ни о чем не хотелось думать, кроме как о том, что мне очень хорошо и сейчас я с удовольствием усну. Но можно и не предлагать игру. Можно сразу погасить свет. Как, впрочем, можно еще постоять пару минут в темноте, прислушиваясь к тишине, а можно выйти из комнаты сразу. Это не имеет значения. Все равно дети сразу не уснут, и, как только вы их покинете, чтобы пожелать добрых снов соседней палате, начнутся шорохи и шебуршения. Кто-то вытащит из тумбочки заготовленный кусок хлеба и будет его жевать; кто-то обнаружит, что у него неудобная подушка и примется ее "месить"; кто-то вспомнит, что забыл сходить в туалет, и отправится удовлетворять свои естественные потребности... Но сделать все сказанное выше вам нужно, потому что этими действиями вы создадите предпосылки для сна. В корпусе будет относительная тишина, и дети будут знать, что вы где-то рядом. А вам предстоит еще второй и третий обход. Во время второго придется с мягкой настойчивостью попросить тишины, если ее нет, или просто пару минут молча походить по комнате. Не забывая при этом, что произносить слова после того, как свет погашен, можно только шепотом или очень тихим голосом. А во время третьего обхода вам нужно быть особенно внимательным. Потому что, если кто-то не уснул и его что-то тревожит, он подаст вам знак. Протяжным вздохом, сдавленным всхлипыванием, интенсивным ворочаньем. Подойдите к этому ребенку, присядьте на его кровать, положите руку ему на плечо, спросите: "Что случилось?". И, в зависимости от ответа, помогите ему: или отправьте в туалет, или погладьте живот, или поудобнее подтолкните под него одеяло, или просто поговорите. Используя все свои суггестивные способности, внушите, что все будет хорошо, а сейчас надо спать. Если он утверждает, что "не спится", посоветуйте мысленно посчитать овечек. Можете почесать ребенку спинку - малышам это очень нравится. не меньше, чем котятам. Но не задерживайтесь долго: особые знаки внимания одному могут вызвать ревность в других детях. А вы все равно не успеете оделить своей лаской всех. А если не спят все или большинство, расскажите "засыпатель-ную историю" или тихо спойте песню. Если у вас в отряде не малыши, а ребята постарше, то с ними проблему засыпания решить проще. Можно заключить "джентльменское соглашение", что после 22.00 в палате погаснет свет и будет тихо. В этом случае вам придется "закрыть глаза" на то, что ребята некоторое время будут разговаривать. Совсем запрещать эти разговоры бессмысленно. Полной тишины вы добьетесь, только если безвылазно просидите в детской палате 1,5-2 часа. Но и в этом случае еще неизвестно, кто из вас уснет раньше. Более разумно не запрещать, а принять участие в этих разговорах, направляя их в нужное русло. А можно решиться на такой шаг: научить ребят основам аутотренинга. Из любопытства они могут откликнуться на такое предложение. А вам нужно будет попросить их лечь на спину, закрыть глаза и повторять мысленно вслед за вами по четному количеству раз следующие фразы: - моя правая рука очень тяжелая, - моя правая рука очень теплая, - моя левая рука очень тяжелая, - моя левая рука очень теплая, - мое дыхание ровное и глубокое, - мое сердце бьется сильно и ровно, - мое солнечное сплетение излучает тепло - мой лоб приятно прохладен... Фразы надо произносить тихим, вкрадчивым голосом, давать время на то, чтобы их успели повторить, и дополнительными комментариями вызывать состояние удовольствия от тяжести, теплоты и слаженной работы всех внутренних органов. Если такой эксперимент удастся, то вам будут завидовать вожатые других отрядов. Еще бы, еще нет и 23.00, а ваши гвардейцы уже спят. перед сном Наверное, это сохранилось с младенческой поры. Когда мама пела малышу колыбельную и гладила его по редким белесым волосикам. В глубинах нашего подсознания, видно, закрепилось ощущение умиротворенности и комфорта, которые каждый испытывал в те блаженные минуты от нежных прикосновений, от ровного голоса, от персонального внимания к твоему маленькому "Я". А поскольку человек непреклонно стремится к повторению удовольствий, испытанных им когда-то, то и ребенок, становясь старше и научась засыпать без посторонней помощи, тем не менее, постоянно провоцирует взрослых на предсонное общение. По этой или другой причине, но дети в лагере очень любят, когда после сигнала "отбой" к ним в палату приходит вожатый и что-то рассказывает. Причем это любят и шестилетние дети, и шестнадцатилетние. Малыши могут долго канючить: "А вы придете к нам сегодня?" "А расскажите что-нибудь!" Ребята постарше поступают дипломатичнее - они задают коварные вопросы: "А это правда, что если человеку вставить жабры, он сможет дышать под водой?" И пока вожатый концентрирует мысли и подбирает слова для ответа, он не замечает, как увязает в этом разговоре, в этом полуночном общении. Если взрослый не приходит к детям перед сном или приходит, но ничего не рассказывает, ребята начинают развлекать рассказами друг друга. Тематика этих рассказов одна и та же во всех лагерях: 1.Страшные истории с мертвецами, гробами и ведьмами. 2. Анекдоты про крокодила Гену, Чапая и "русского, немца и 3. Выдуманные случаи из собственной биографии. 4. Пересказы просмотренных фильмов про ниндзю и инопла 5. Откровения о сексуально-половых отношениях.
'-3278 А когда запасы историй и анекдотов исчерпываются, потребность в общении и обмене информацией деформируется в потребность в действии. И тогда начинаются подушечные бои, демарши привидений, акции по мазанью зубной пастой. У старших ребят эти шалости могут перерасти в более "жуткие" игры, просачивающиеся в детскую среду из казарменно-уголовного мира. Чтобы пресечь эти "безобразия", приходится прибегать к наказаниям и конфронтации с детьми. А это уже признаки педагогического бессилия и непрофессионализма. Мудрее и проще предвидеть и предотвратить, чем искоренять уже возникшее явление. Поэтому не ждите, когда дети вызовут вас на вечернюю задушевную беседу, сделайте первый шаг сами. Если вы, невзирая на усталость, каждый вечер будете дарить детям свое общение, вы не только предотвратите нежелательные разговоры и действия, не только ускорите процесс засыпания, вы решите и куда более значимые проблемы. Например, повлияете на формирование кругозора и познавательных интересов детей. Или поможете разобраться в вопросах межличностных отношений. Или даже измените их ценностные ориентиры. Это все действительно возможно, потому что ночные беседы имеют одно уникальное свойство - в это время информация воспринимается наиболее некритично, без сопротивления, и з
|
||||||||||
|