Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





(Зонный день



Чем младше дети, тем больше проблем возникает с организаци­ей помывочного процесса в банный день. Если вы думаете, что ваши малыши умеют самостоятельно мыться, вы глубоко заблуждаетесь. Во-первых, потому что дома большинство из них принимает ванну, а в лагере, как правило, работает душ. А во вторых, когда они дома трут себя губкой или мочалкой - это скорее игра, а не настоящее смывание грязи. Поэтому и не спрашивайте: "Ребята, кто из вас дома моется сам?" Все равно никто не признается, что ему помогает мама или папа. Лучше, не задевая самолюбия ребенка, по-матерински позаботиться о нем. А для этого нужно сделать следующее.

Сразу после завтрака объявите конкурс "Говорящего чемодана". Пусть все малыши возьмут из кладовой свои сумки и чемоданы, со­берутся в игровой или в холле и устроят вместе с вами маленькую ревизию. Объясните малышам, что каждый чемодан, как и человек, любит аккуратность. Что ему бывает очень плохо, если вещи хранят­ся в нем в беспорядке. И что каждый чемодан умеет говорить, только надо услышать его язык. Попросите ребят прислушаться. Оказыва­ется, их чемоданы просят своих хозяев приготовить чистое белье: тру­сики, носочки, рубашки, - и банные принадлежности: мыло, мочалку, расческу - с этим мы пойдем в душ. А все, что не понадобится нам сегодня, давайте аккуратно сложим. Это тоже просьба чемодана. А еще давайте приготовим пакет для грязного белья, мы заполним его после душа и отдадим потом родителям. А заодно давайте проверим, нет ли в чемоданах засохших кусков хлеба, конфетных оберток, смо­листых шишек, высохших букетов. Это надо или выбросить, или (если какие-то безделушки очень дороги ребятам) положить в отдельные


пакеты. В конце конкурса самым аккуратным ребятам можно вру­чить диплом "Говорящего чемодана".

^1^^к -ч*-га.---.• .л


Еще вам необходимо сменить постельные принадлежности. Это можно сделать до конкурса, а можно и после, но, скорее всего, вам назначат время согласно графику. Заранее, задолго до этого време­ни, соберите в отдельные узлы простыни, наволочки, полотенца. Обязательно пересчитайте. Может быть, одна простыня, в которой прошлой ночью по корпусу ходило "привидение", до сих пор лежит под шкафом в игровой. А если обнаружатся не совсем сухие матра­цы, сразу вынесите их на улицу "погреться на солнышке". А после этого обратитесь за помощью к самым сильным мальчикам, только обязательно подчеркните, что они самые сильные, и только они могут вам помочь. Вместе с ними сдайте грязное и получите чистое белье. Но не спешите его раздавать. Вам и вашим ребятам в это утро еще нужно организовать генеральную уборку. Самое лучшее время для нее, по всей вероятности, сейчас, когда палаты "голые", когда видна каждая паутинка и бумажка. Дайте подробный инструктаж: как подметать, как вытряхивать, как мыть и как выжимать тряпку -для некоторых это, возможно, будет первая генеральная уборка в жизни. И лишь после "тотальной" влажной обработки тумбочек, подоконников, шкафов и пола приступайте к заправке кроватей све­жим бельем. Для этого назначьте ответственных за распределение, пусть один малыш положит на каждую кровать полотенце, другой -простыни и так далее. Не допускайте анархии, когда каждый хватает себе по 3-4 наволочки. Чтобы этого не произошло, предложите всем, кроме помощников, временно отправиться погулять. Когда же при­дет время заправки кроватей, обязательно помогите малышам. Осо­бенно трудно им бывает засунуть подушку в свежую наволочку.


 




А теперь баня. Заранее договоритесь, кто из взрослых или стар­ших ребят пойдет мыть мальчиков и девочек. Только ему предстоит включить и отрегулировать воду. Малышам надо запретить играть с кранами - они могут ошпариться или, наоборот, плескаться под ледя­ными струями. Самый лучший способ запретить - это сиять краники после того, как вы отрегулировали воду. Обязательно, хотя бы один раз, намыльте каждого ребенка. А потом каждому помогите насухо вытереться персональным полотенцем. Проверьте, не завелись ли у кого-то в голове насекомые. А когда будете покидать баню, заберите всю оставшуюся одежду: кто-то обязательно забудет майку или носок. Вернувшись в корпус, сразу организуйте просушку полотенец и моча­лок. И напомните, куда и как надо сложить грязную одежду.

А самым замечательным сюрпризом для ребят после бани был бы горячий чай. Некоторые, кстати, любят баню именно за этот чай. Поэтому не лишайте малышей такого удовольствия.


Если вы не знаете что делать, посмотрите на картинку.



Само собой, играть в футбол или строить песочный город через 10 минут после душа нецелесообразно, т. е. нельзя. Целесообразно, т. е. можно, делать прически и маникюр, читать книжки и играть в настольные игры. А еще - разговаривать "за жизнь", как это делают после бани большие мужики.


Шофер управляет большим многотонным самосвалом. Мозг управляет руками, ногами и прочими органами. Премьер-министр управляет правительством и государственной экономикой. Вожак-горилла управляет стаей.

Как видите, вопрос об управлении возникает не только в отно­шениях между людьми. Он появляется там, где есть сложная техни-Р ческая, биологическая, политическая или любая другая система, где необходима согласованность действий отдельных частей, механиз­мов, особей, органов, где без управления невозможно сохранение целостности системы, невозможно достижение результата, во имя которого система образовалась.

Ваш отряд - это тоже "сложная система", можно его назвать и "единым организмом". В нем много самостоятельных "частичек", каждая со своими волей, характером, жизненным опытом, привыч­ками и ценностями. И все эти "частички" находятся по отношению друг к другу в состоянии симпатии или антипатии, дружбы или не­нависти, и, более того, постоянно происходят процессы, приводя­щие к изменению как частичек, так и отношений между ними.

Этой "системой", этим "организмом"' нужно управлять, иначе начнется рассогласованность, разрушение и в дальнейшем "нереа­лизация функционального предназначения". На простом языке это означает: ссоры, драки, невыполнение планов, несоблюдение режи­ма дня и в итоге - всеобщая подавленность и испорченный отдых.

Управлять отрядом поручено вам, и вы должны четко осозна­вать: "Зачем это нужно?" и "Как это делается?". На первый вопрос ответ уже прозвучал: от вашей компетентности в управлении зави­сит, будут ребята дружить или ссориться, насколько интересной будет отрядная жизнь и с каким чувством ребята уедут из лагеря. А со вторым вопросом попробуем разобраться обстоятельно.

За много-много лет природа и человеческое общество вырабо­тали разные приемы, способы и механизмы управления. Среди них самым простым является "прямое управление". В отряде оно могло бы осуществляться так. Каждый ребенок непосредственно контро­лируется и направляется в своих действиях лично вами. Вы опреде­ляете для каждого ребенка режим дня и набор занятий. В случае, если у ребенка возникли затруднения, он обращается сразу к вам.

Такой способ управления возможен только теоретически. Что­бы его реально применить в отряде, потребовалось бы всех детей поселить в отдельные комнаты, запретить им без вашего позволе­ния общаться между собой, лишить их права на самостоятельные


 




решения и действия и при этом рассчитывать на безукоризненное и моментальное выполнение ваших требований.

Не совсем такое, но нечто подобное некоторые вожатые все же пытаются практиковать в отрядах. При этом они обращаются не к отдельным ребятам, а ко всему отряду в целом, словно отряд - это одно нераздельное существо. Внешне это выглядит примерно так:

"Отряд, слушай мою команду, всем чистить зубы... приступить к завтраку... сходить в туалет... немедленно спать..." Если кто-то не ощущает себя клеточкой единого организма и не желает безапелля­ционно поступать "как все", вступает в действие система разнооб­разных наказаний: от моральных до физических.

Увы, такая система управления вполне реальна, и, как доказы­вает горький опыт человечества, всегда находились желающие реа­лизовать ее в масштабах чуть больших, чем один отряд. Но если в армии или на заводе такой способ управления еще как-то можно оправдать боевой задачей или производственной необходимостью, т. е. конечной целью, то в детском отряде конечный результат (от­дых и удовольствие) отрицает подобные управленческие экспери­менты. Каждый вожатый, берущий на себя роль "прапорщика" или "маленького диктатора", оказывается в ситуации, когда процесс управления осуществляется ради самого управления, а не ради де-'тей, не во имя развития личности каждого ребенка.

Детей, которыми пытаются так управлять, можно искренне по­жалеть. Вожатым, которые пытаются так управлять, можно искренне посочувствовать: сколько же нужно энергии и воли, чтобы привес­ти всех к единому стандарту и послушанию.

К счастью, в самой природе человека, в его стремлении к само­определению, в способности к собственной личной активности за­ложено противоядие против всех казарменных режимов, больших и маленьких. И даже там, где подобные способы управления вводят и утверждают, их господство бывает исключительно внешним, по­верхностным и, как правило, недолгим.

Управлять отрядом нужно по-другому. С учетом разнообразия интересов и несхожести характеров детей. С учетом наличия у детей определенного жизненного опыта. С учетом способности детей к са­моорганизации. Чем меньше дети чувствуют, что вы управляете ими, тем более успешно вы справляетесь с управленческой задачей. Луч­ший стиль управления - внешне незаметный и внутренне гибкий.

Гибкий стиль включает в себя и элементы прямого, и элементы опосредованного управления. Прямо детям нужно предъявить толь­ко единые требования в отношении режима дня, порядка в корпусе и поведения в тех местах, где жизни ребенка может угрожать опас­ность. При этом единые требования нужно обязательно аргументи-


ровать, а в дальнейшем личным примером демонстрировать их вы­полнение. Можно эти требования оформить в систему понятных запретов:

"Нельзя находиться у реки без вожатого",

"Нельзя входить в палату в грязной обуви",

"Нельзя покидать территорию лагеря без предупреждения".

Максимальное число запретов - 5, если больше - они не будут выполняться.

В отношении всех остальных вопросов прямое управление не­эффективно. Нужны другие приемы и механизмы. Среди них -деле­ние отряда на микроколлективы. Они могут называться "звенья", "палаты", "команды", "ватаги", "экипажи" - в общем, как вы приду­маете. Необходимость микроколлективов заключается в том, что через них легче контролировать даже состояние здоровья детей.

Именно микроколлективы, а не отдельные дети и не отряд в целом, станут главным объектом вашего управления. Но чтобы они действительно таковыми стали, нужно, во-первых, объединить ре­бят по симпатиям и, во-вторых, предложить группам дело, которое их сплотит. Таким делом могут быть и групповые поручения, и за­дания по подготовке к отрядному творческому мероприятию.

Поручения можно сделать традиционными, а можно их чередо­вать. Например, вы придумываете для пяти микроколлективов ва­шего отряда пять дел:

1. Заполнение очередной странички отрядного дневника.

2. Уборка закрепленной за отрядом территории.

3. Общая организация вечернего дела.

4. Уборка отрядного места (и того, которое в корпусе, и того,
которое "на природе").

5. Придумывание сюрприза для всего отряда.

Вы отводите время для выполнения этих поручений, лучше, если каждодневно одно и то же (например, полчаса или час сразу после завтрака или полдника). В один день эти поручения выполняют одни группы, а в другой - другие. Это будет называться ЧТП - "чередо­вание традиционных поручений".

А когда нужно организовать "Веселые старты" или "Конкурс сыщиков", ребята также будут готовиться и соревноваться коман­дами-микроколлективами. Кстати, соревнование - еще один эффек­тивный прием при решении проблемы управления.

. В каждом микроколлективе можно выбрать постоянного или временного командира (предводителя, звеньевого, атамана). Каж­дое утро и каждый вечер этих командиров можно приглашать на совет. На совете можно в присутствии командиров и с их участием планировать день, обсуждать проблемы, распределять задания. Если


 





среди командиров окажутся авторитетные ребята, склонные к ли­дерству и обладающие способностью к организации, результатив­ность совета будет очень высокой. А у вас появится шанс часть своих обязанностей по управлению передать самим ребятам. И тогда со­вет командиров станет рабочим органом самоуправления отряда. Можно выбрать и командира отряда, а можно таковым назначать командира дежурного микроколлектива.

А есть еще и такие "рычаги" управления отрядом:

- личная просьба к ребенку,

- создание общественного мнения по какому-либо поводу,

- организация рекламной кампании,

- разработка системы стимулов и поощрений,

- обращение "за советом" к приехавшим родителям.

Но самым высокоэффективным приемом управления отрядом является игра, большая ролевая игра в какую-либо из выработан­ных человечеством модель общественного самоуправления: в "нов­городский вечевой строй", в "английский парламентаризм", "римский сенат", в "русскую монархию с государственной думой", в "казачий круг" или просто в "город", в котором есть, как во всяком городе, мэр и городской совет, полиция и налоговая служба, пред­приятия и учреждения и, конечно же, - обычные жители. Как орга­низовать такую сюжетно-ролевую игру - это уже другой вопрос.

если ребенок в лагере ни разу не побывал на пляже, ни разу не искупался, он будет считать, что приехал в лагерь зря. Предложите ребятам сделать выбор между обедом и пляжем - большинство по­жертвует первым ради второго. Любой водоем, словно магнит, при­тягивает детей. Даже струя из водопроводного крана может завораживать их больше, чем диснеевские мультсериалы.

Такое водообожание порой непонятно взрослым. Они, забыв о своем собственном детстве, без особого сожаления могут констати­ровать тот факт, что за все лето ни разу не совершили омовения речной водой. У взрослых иные ценности и иные удовольствия. И очень часто они эти ценности навязывают детям. И тогда отряд в полном составе в солнечный день сидит в корпусе и рисует газету или репетирует в зале, готовясь к вечернему выступлению. Если кто-то при этом выразит сомнение в значимости данного занятия и по­просит искупаться, он будет уличен, пристыжен и обвинен в низменных желаниях, в нарушении плана работы, в предательстве




коллективных интересов. Идти на поводу детских интересов мно­гие взрослые считают для себя неприличным.

Порой же взрослые осознают, что вода для детей - удовольствие, и сознательно лишают детей купания: ведь лишение удовольствия -это, как известно, вид наказания. Например, за неубранную террито­рию.

Будете вы такими же взрослыми или нет - зависит только от вас. Но учтите: конфронтация с детскими желаниями потребует от вас боль­шей растраты нервной энергии, чем пересмотр собственных устано­вок. Вам выгоднее вспомнить себя в детстве и не лишать детей того, чего вы сами в их возрасте не пожелали бы лишиться. Поэтому отло­жите мероприятия на пасмурный день и, пока солнышко светит, веди­те детей на пляж. Только не делайте этого стихийно. Сделайте это организованно.

Во-первых, предложите ребятам раздеться прямо в корпусе и идти на пляж в купальных костюмах. Пляж - это не дискотека, и шикарные наряды там не нужны. Этим вы избавите всех от неприятности что-то забыть или потерять.

Во-вторых, не забудьте проверить у каждого наличие головного убора. Если у кого-то по какой-то причине его просто нет, захватите с собой старые газеты и предварительно научитесь делать из них шля­пы, шапки, треуголки и т. п. Ведь даже в средней полосе солнышко порой припекает настолько сильно, что может "ударить".

В-третьих, поскольку купаются ребята не сразу всем отрядом, за­ранее разбейте всех на группы, пятерки или десятки, дайте им поряд­ковые номера или названия и убедитесь в том, что ребята их запомнили. Этим вы избавите себя от нудной процедуры набора очередной груп­пы для купания, а ребят от ссоры: кому купаться первыми. Вам стоит лишь сказать: "Первая десятка купается, второй приготовиться". А для младших лучше так: "Нептунчики купаются, русалочки готовятся".

В-четвертых, если ваш пляж не оборудован питьевыми фонтанчи­ками, заранее найдите емкость для воды, наполните ее и захватите с собой, чтобы особо жаждущим не пришлось возвращаться в лагерь.

В-пятых, посоветуйте ребятам, особенно маленьким, посетить за­ведение, именуемое туалетом.

В-шестых, поинтересуйтесь самочувствием ребят. Это можно сде­лать вопросом: "Ребята, все ли чувствуют себя хорошо? Никто не боле­ет?" Но можно и не спрашивать - все равно все заверят вас в отсутствии слабости и недомогания. Можно, и это надежнее, определить склон­ность к заболеванию по глазам, по внешнему виду. Внимательно всмот­ритесь в детей и, если чье-то состояние вызовет у вас тревогу, отведите "подозреваемого" к врачу. В вопросах здоровья дополнительная пре­досторожность никогда не бывает лишней.


В-седьмых, каждый раз выбирайте среди ребят "дежурного по пля­жу". Он станет вашим помощником: проверит готовность, займет для отряда место, узнает у врача или у физрука температуру воды и время купания, проверит, не забыли ли вы что-то, возвращаясь с реки в ла­герь.

Ну, и, наконец, пересчитав еще раз всех, отправляетесь получать удовольствие от солнца, воздуха и воды.

Если вы пришли с ребятами на пляж в первый раз, без лишних нотаций проинструктируйте их о пляжных традициях, напомните о чистоте и порядке и обязательно уточните, все ли умеют плавать. И никогда не забывайте: "Купаться можно только в специально отведен­ных, проверенных и оборудованных местах!"

Кульминация пляжного пребывания - это, конечно же, купание. Как правило, за его организацию отвечает плаврук или физрук. Но вам тоже стоит внимательно наблюдать за поведением ваших детей в воде. И если начнутся "игры", опасные для жизни, нужно немедленно и безапелляционно их прекратить. Вода не прощает легкомыслия и бе­зответственности.

Пребывание в воде не бывает бесконечным. Более того, из общего времени нахождения на пляже купание - отнюдь не основная его часть. В связи с этим возникает проблема: что делать, когда дети не в воде? Это взрослые и старшие ребята могут чинно лежать, подставляя солн­цу спину и бока, разговаривая или читая книгу. Младшие ребята не склонны отдавать предпочтение подобным занятиям. Они и пяти ми­нут не смогут усидеть на месте. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, .это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мир­ное" русло, т. е. придумывать такие занятия, в которых дети реализуют свое стремление к действию "без разрушительных последствий". Ко­нечно, это не значит, что на пляже нужно всех поголовно организовы­вать и вовлекать, от вас требуется предложить и показать личный пример. А предложить можно многое.

Например, провести конкурс рисунков на песке или конкурс на лучший замок из песка. Это старая пляжная забава, и если дети увле­кутся ею, - то это надолго.

Можно делать из газет головные уборы. Это большое искусство, и многие ребята втайне мечтают ему обучиться. Откройте "Школу шляп­ников" - пляж для этого наиподходящее место: и ребята будут заняты, и их головы будут укрыты от солнца.

А еще можно открыть "Школу нательной живописи". Ребята по­рой любят раскрашивать себя, подобно индейцам или аборигенам Аф­рики. Вот только удается это редко, обычно взрослые запрещают


 




пачкаться. А на пляже все можно. Пусть берут акварельные или гуа-шевые краски и расписывают себе и своим друзьям руки, спины, живо­ты и даже пятки. Только обязательно закройте эту "выставку живых картинок" до последнего купания, чтобы "холсты" успели отмыться. Если же у вас в лагере не река, а бассейн, то подобное занятие нежела­тельно - вода будет испорчена смытой краской. Но в этом случае вас может выручить душ.

А специально для девочек можно провести конкурс пляжных парикмахеров. Предложите им сделать своим друзьям и подругам ори­гинальные прически из мокрых волос. Ну и конечно, придумать со­ответствующие названия. То, что прическа будет недолговечной, — это даже хорошо. Не идти же в лагерь со "Взрывом на макаронной фабрике" на голове.

Кроме того, пляж - самое подходящее место для "шумных" кон­курсов. Конечно, в детском исполнении все конкурсы получаются не­тихими, повышенная громкость сопровождает любую детскую деятельность. Но все-таки есть особо шумные занятия, например, со­ревнования крикунов. Предложите детям как можно громче крикнуть фразу: "Хочу домой!" или "Эй, Коля!". Или замените крик свистом, а потом - визгом. И пусгь ребята кричат, свистят и визжат индивидуаль­но и целыми ансамблями. Может быть, накричавшись на пляже, им не захочется шуметь во время "тихого часа".

Еще можно устроить соревнования по синхронному НЕ-пла-ванию. Разбейте ребят на пары, четверки, шестерки и предложите совершить синхронные прыжки, кувыркания, бег, ползание- целый комплекс синхронной пляжной зарядки. Перед показательными вы­ступлениями выделите время для тренировки, ведь главное - добить­ся четкости и согласованности действий. И не предлагайте повторить придуманные композиции в воде.

Может возникнуть много интересных идей из одной только фразы: "Кто дольше...". Кто дольше простоит на одной ноге, не мор­гнет, не рассмеется, не шевельнется, просидит в позе йога, задержит дыхание и т. д. и т. п. Развивая эту идею, можно устроить конкурс для добровольцев "на выносливость". Ребятам не придется преодо­левать полосу препятствий, проходить огонь, воду и медные трубы. Самый выносливый определится очень легко. Им будет тот, кто дольше выдержит испытание щекоткой. Но не забудьте, что в этом соревновании важно вовремя остановиться и не превращать добро­вольное испытание в настоящее мучение.

Еще пляж пригоден для организации силовых состязаний, напри­мер, по армреслингу. Это единоборство можно проводить по обще­принятым правилам, когда два человека садятся за стол напротив друг друга, согнутые в локтях руки ставят на крышку стола и пытаются оп-


ределить, кто сильнее, стремясь положить руку соперника. Но можно правила изменить. Тогда ребята будут соревноваться лежа на животе, стоя на одной ноге, лежа на боку, заложив руку за голову. А можно "пересиливать" друг друга не рукой, а ногой или даже лбом. А еще очень интересны правила японской борьбы "сумо", во время кото­рой противники стремятся вытолкнуть друг друга из круга. Есть и десятки других силовых состязаний. Перетягивание каната тоже вхо­дит в их число. А вот бокс, каратэ, дзюдо и самбо лучше не предла­гать: без соответствующей подготовки и специального инвентаря эти мужественные соревнования превратятся в обычную драку. И, конечно же, на пляже всегда играли в мяч. Если он у вас есть, то можно организовать "детские народные игры": "Картошка", "Вы­шибала", "Собачки", "Штандер" и др.

А еще на берегу можно учить плавать.

А еще можно строить кораблики, чтобы потом их запускать.

А еще. . . Пожалуй, не придумать занятий для детей на пляже может только ленивый. Не ленитесь, и вашим детям не придется скучать, ожи­дая очередного разрешения на купание.

Но "предлагая и организовывая", не забывайте внимательно на­блюдать за детьми. Вдруг кто-то перегреется, кому-то станет плохо, а кто-то наглотается воды. При первых же признаках нездоровья при­нимайте меры: или отведите ребенка к врачу, или предложите ему спо­койно полежать, или возьмите его на руки и отнесите в корпус. Но лучше бы вам не пришлось этого делать.

А покидая пляж, уходите всегда последним: кто же, как не вы, со­берет забытые полотенца, панамки, скакалки и фантики. Придя же в корпус, сразу организуйте переодевание и просушку пляжных костю­мов. Без напоминания дети способны ходить в мокрых трусиках весь день, а потом еще и лечь в них спать. А это не способствует здоровью и бодрости.


Если ребенок чего-то не хочет, первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Если ребенок не хочет спать, нужно ра­зобраться, каковы же причины бессонницы.


И, наконец, если в вашем лагере нет никакого водоема и пляжа, вы все равно сможете доставить ребятам много радостных минут, если организуете водно-сухопутные соревнования. О том, как их провести, вы можете прочитать в приложении к этому сборнику.


Только не пытайтесь разбираться по-топорному, вламываясь в детские палаты и подвешивая в воздухе риторический вопрос: "Поче­му вы не спите?" Отличительная черта детства - неумение разобраться в мотивах своих поступков, в первопричинах своего настроения. Склон­ность к анализу своего поведения - это качество уже взрослого челове­ка, да и то не всякого. Поэтому на глупый вопрос вы получите глупый ответ: "Не хочется", и истинной причины нежелания спать так и не уз­наете. Чтобы понять детей, нужно проявить житейскую мудрость, а также восстановить познания в области возрастной физиологии.

Ребенок может не спать потому, что не привык засыпать в это вре­мя. В разных семьях - разные традиции. Где-то существует жесткое требование: "Тебе Хрюша пожелал спокойной ночи? Вот и марш в кро­вать". Где-то детям разрешено смотреть передачи до ночи. Чтобы вой­ти в новый ритм дня, детскому организму нужно время.

Ребенок может не спать потому, что его переполняют мысли и эмо­ции, а точнее - чувственно окрашенные зрительные образы. Он может вспомнить о доме, о папе, маме и любимой собаке, загрустить и запла­кать. Он может вспомнить о неприятном дневном конфликте и заново переживать обиду и унижение. Он может вообразить себя героем толь­ко что просмотренного фильма и мысленно восторгаться своей ловко­стью или своими нарядами. Он может представить нечисть, притаившуюся в углу комнаты или под кроватью, и сжиматься в тре­вожном страхе. В каждом случае в кровь поступает дополнительная порция адреналина, организм возбуждается и прогоняет сон.

Ребенок может не спать потому, что у него что-то болит, напри­мер, живот. Или у него переполнен мочевой пузырь, а сходить в туалет ему боязно - кругом ведь темно.

Ребенок может не спать потому, что у него холерический темпера­мент. Он просто не нуждается в таком количестве сна, его организм способен восстановить свой энергопотенциал за меньший, чем у дру­гих детей, период.

Ребенок может не спать "за компанию" - если вокруг все не спят. Как и в любой ситуации: понять - это уже наполовину решить^ так и в этом случае. Если вы правильно поставили диагноз отсутствия сна. вы отчасти уже решили проблему.

Чтобы решить ее полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям и не будете заниматься в это время больше ничем. Таким обра­зом вы предотвратите свое собственное раздражение: раз этот час "по­терян" для всего остального, то не стоит обо всем другом думать и

тревожиться.

Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в... часов вы будете входить в палату и гасить свет. Возьмите


эту маленькую обязанность на себя. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. Когда вы войдете, то сразу увидите общий и частный настрой на предстоящее засыпание. Если он недоброжелательный, не подавайте виду. Подойдите к каж­дой кроватке, еще раз сложите одежду, если ребенок сделал это неак­куратно, поправьте подушку или одеяло, кого-то погладьте по голове - все эти знаки персонального внимания приятны детям, от них веет чем-то домашним и уютным. А времени на это уходит не более пяти минут. Прежде чем пожелать спокойной ночи и нажать кнопку вык­лючателя, посмотрите еще раз на детей. Как правило, в этот момент все они лежат на спине, а вы, наверное, по собственному опыту знаете, что это не самая удобная поза для засыпания. Поэтому попробуйте предложить мини-игру: вы считаете до десяти, а каждый обустраива­ется на кровати так, чтобы было максимально комфортно, чтобы ни о чем не хотелось думать, кроме как о том, что мне очень хорошо и сей­час я с удовольствием усну. Но можно и не предлагать игру. Можно сразу погасить свет. Как, впрочем, можно еще постоять пару минут в темноте, прислушиваясь к тишине, а можно выйти из комнаты сразу. Это не имеет значения. Все равно дети сразу не уснут, и, как только вы их покинете, чтобы пожелать добрых снов соседней палате, начнутся шорохи и шебуршения. Кто-то вытащит из тумбочки заготовленный кусок хлеба и будет его жевать; кто-то обнаружит, что у него неудоб­ная подушка и примется ее "месить"; кто-то вспомнит, что забыл схо­дить в туалет, и отправится удовлетворять свои естественные потребности... Но сделать все сказанное выше вам нужно, потому что этими действиями вы создадите предпосылки для сна. В корпусе будет относительная тишина, и дети будут знать, что вы где-то рядом.

А вам предстоит еще второй и третий обход. Во время второго придется с мягкой настойчивостью попросить тишины, если ее нет, или просто пару минут молча походить по комнате. Не забывая при этом, что произносить слова после того, как свет погашен, можно только шепотом или очень тихим голосом.

А во время третьего обхода вам нужно быть особенно вниматель­ным. Потому что, если кто-то не уснул и его что-то тревожит, он по­даст вам знак. Протяжным вздохом, сдавленным всхлипыванием, интенсивным ворочаньем. Подойдите к этому ребенку, присядьте на его кровать, положите руку ему на плечо, спросите: "Что случилось?". И, в зависимости от ответа, помогите ему: или отправьте в туалет, или погладьте живот, или поудобнее подтолкните под него одеяло, или просто поговорите. Используя все свои суггестивные способности, внушите, что все будет хорошо, а сейчас надо спать. Если он утвер­ждает, что "не спится", посоветуйте мысленно посчитать овечек. Можете почесать ребенку спинку - малышам это очень нравится.


не меньше, чем котятам. Но не задерживайтесь долго: особые знаки внимания одному могут вызвать ревность в других детях. А вы все равно не успеете оделить своей лаской всех.

А если не спят все или большинство, расскажите "засыпатель-ную историю" или тихо спойте песню.

Если у вас в отряде не малыши, а ребята постарше, то с ними проблему засыпания решить проще. Можно заключить "джентльмен­ское соглашение", что после 22.00 в палате погаснет свет и будет тихо. В этом случае вам придется "закрыть глаза" на то, что ребята некото­рое время будут разговаривать. Совсем запрещать эти разговоры бес­смысленно. Полной тишины вы добьетесь, только если безвылазно просидите в детской палате 1,5-2 часа. Но и в этом случае еще неизве­стно, кто из вас уснет раньше. Более разумно не запрещать, а при­нять участие в этих разговорах, направляя их в нужное русло.

А можно решиться на такой шаг: научить ребят основам аутот­ренинга. Из любопытства они могут откликнуться на такое предло­жение. А вам нужно будет попросить их лечь на спину, закрыть глаза и повторять мысленно вслед за вами по четному количеству раз сле­дующие фразы:

- моя правая рука очень тяжелая,

- моя правая рука очень теплая,

- моя левая рука очень тяжелая,

- моя левая рука очень теплая,

- мое дыхание ровное и глубокое,

- мое сердце бьется сильно и ровно,

- мое солнечное сплетение излучает тепло

- мой лоб приятно прохладен...


Фразы надо произносить тихим, вкрадчивым голосом, давать время на то, чтобы их успели повторить, и дополнительными ком­ментариями вызывать состояние удовольствия от тяжести, теплоты и слаженной работы всех внутренних органов.

Если такой эксперимент удастся, то вам будут завидовать во­жатые других отрядов. Еще бы, еще нет и 23.00, а ваши гвардейцы уже спят.

перед сном

Наверное, это сохранилось с младенческой поры. Когда мама пела малышу колыбельную и гладила его по редким белесым воло­сикам. В глубинах нашего подсознания, видно, закрепилось ощу­щение умиротворенности и комфорта, которые каждый испытывал в те блаженные минуты от нежных прикосновений, от ровного го­лоса, от персонального внимания к твоему маленькому "Я". А по­скольку человек непреклонно стремится к повторению удовольствий, испытанных им когда-то, то и ребенок, становясь старше и научась засыпать без посторонней помощи, тем не менее, постоянно провоцирует взрослых на предсонное общение.

По этой или другой причине, но дети в лагере очень любят, ког­да после сигнала "отбой" к ним в палату приходит вожатый и что-то рассказывает. Причем это любят и шестилетние дети, и шестнадцатилетние. Малыши могут долго канючить: "А вы приде­те к нам сегодня?" "А расскажите что-нибудь!" Ребята постарше по­ступают дипломатичнее - они задают коварные вопросы:

"А это правда, что если человеку вставить жабры, он сможет дышать под водой?" И пока вожатый концентрирует мысли и под­бирает слова для ответа, он не замечает, как увязает в этом разгово­ре, в этом полуночном общении.

Если взрослый не приходит к детям перед сном или приходит, но ничего не рассказывает, ребята начинают развлекать рассказами друг друга. Тематика этих рассказов одна и та же во всех лагерях:

1.Страшные истории с мертвецами, гробами и ведьмами.

2. Анекдоты про крокодила Гену, Чапая и "русского, немца и
грузина".

3. Выдуманные случаи из собственной биографии.

4. Пересказы просмотренных фильмов про ниндзю и инопла­
нетных пришельцев.

5. Откровения о сексуально-половых отношениях.


 



'-3278



А когда запасы историй и анекдотов исчерпываются, потребность в общении и обмене информацией деформируется в потребность в дей­ствии. И тогда начинаются подушечные бои, демарши привидений, акции по мазанью зубной пастой. У старших ребят эти шалости могут перерасти в более "жуткие" игры, просачивающиеся в детскую среду из казарменно-уголовного мира.

Чтобы пресечь эти "безобразия", приходится прибегать к наказа­ниям и конфронтации с детьми. А это уже признаки педагогического бессилия и непрофессионализма. Мудрее и проще предвидеть и пре­дотвратить, чем искоренять уже возникшее явление. Поэтому не жди­те, когда дети вызовут вас на вечернюю задушевную беседу, сделайте первый шаг сами. Если вы, невзирая на усталость, каждый вечер буде­те дарить детям свое общение, вы не только предотвратите нежела­тельные разговоры и действия, не только ускорите процесс засыпания, вы решите и куда более значимые проблемы. Например, повлияете на формирование кругозора и познавательных интересов детей. Или по­можете разобраться в вопросах межличностных отношений. Или даже измените их ценностные ориентиры. Это все действительно возможно, потому что ночные беседы имеют одно уникальное свойство - в это время информация воспринимается наиболее некритично, без сопро­тивления, и з



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.