Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





оргперчод 6 страница




 




нять условия соревнования. Они их уже знают, так как общаются с телевизором не меньше вас.

И, кстати, по мотивам телеигр "О, счастливчик" и "Своя игра" уже выпущены книги, из которых можно позаимствовать вопросы.

Если же вопросов, заготовленных заранее, у вас нет, их придет­ся придумать. Хотя это и не совсем просто, но зато увлекательно. А если вы займетесь составлением вопросов вместе с детьми, вашими помощниками из инициативной группы, - это еще и полезно: вы неплохо пообщаетесь с ребятами 1,5-2 часа, узнаете об их интере­сах и круге чтения, обогатите детей собственными обширными по­знаниями.

При составлении вопросов нужно руководствоваться следую­щими правилами:

- нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее раз­
вернутого ответа (Дайте характеристику круговорота воды в
природе);

- нельзя, чтобы вопрос требовал узкоспецифических углублен­
ных знаний (Кто был комендантом Полтавской крепости во
времена знаменитой битвы 1709 года);

- нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления (Какие
команды были чемпионами мира по футболу?);

- нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (Кто, когда и
зачем изобрел порох?);

- нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым (Не ампермет­
ром ли измеряется сила тока?).

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются "не­корректными", и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспа­ривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, лучше сразу избавиться от "сомнительных" вопросов. А для этого надо предварительно ис­пытать "качество и остроумие" заготовок на коллегах из соседнего отряда.

В очень выгодном свете всегда выглядят вопросы, подобран­ные по темам ("О природе", "О технике", "О спорте", "О знаменитых путешественниках"). Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литературы. Даже к сказке "Колобок" можно при­думать не менее десяти остроумных вопросов.

Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов важ­но не забыть и о других условиях успеха. Эти условия ничем не от­личаются от тех, что должны быть соблюдены при организации спортивной эстафеты или творческого конкурса, т. е. такого дела, в котором главное - соревновательность. А это значит, что должны


быть компетентные судьи, красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды. И еще должен быть быстро ориентирую­щийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Поскольку ведущим наверняка предстоит стать вам, подумайте заранее, что вы будете говорить при представлении участников, при 'комментировании ответов, при возможных подсказках "из зала". Вспомните, какими приемами можно нагнетать напряженность, поддерживать игровую интригу: "таинственный шепот", "взрывное ликование", "заворажи­вающая пауза".

Если вы все это учли, учтите еще и временной фактор. Ваша познавательная игра не должна длиться более часа. Уж лучше про­водить каждый день по игре, чем утомить всех одним многочасо­вым интеллектуальным марафоном. Такой марафон еще предстоит вашим ребятам в сентябре. А пока все-таки лето.

Вполне возможно, что вы - человек неспортивный. Вполне воз­можно, что ваши жизненные интересы никак не пересекаются с во­лейболом, плаванием и тем более с греблей на байдарках и каноэ. В этом случае вас может подстерегать опасность. Вы свое отношение к спорту можете передать детям. Для этого не надо кричать на каж­дом углу: "Я не люблю физкультуру!" Для этого достаточно скепти­ческой улыбки по поводу предложения поиграть в футбол или даже рассеянного взгляда во время детского восторженного рассказа о получении переходящего вымпела за зарядку. Несколько таких си­туаций - и большинство детей заразится вашей апатией. Вы же, не подозревая своей "заслуги", будете говорить коллегам: "У меня та­кие дети подобрались в отряде, их даже футбол не интересует". В лагере это бывает часто: дети копируют своего вожатого, а вожа­тые проецируют свое отношение к жизни на детей. Есть даже такая примета: каждый отряд похож на своего вожатого.

Детям без спорта нельзя. Спортивные упражнения для них - и удовольствие, и возможность проявить себя, и потребность расту­щего организма. Как бы вы ни относились к спорту, ограничивать тягу к движениям у детей вы не имеете права. Поэтому преодолейте себя и организуйте ежедневный активный двигательный отдых. Его формы могут быть самыми разнообразными...


 




И шумные подвижные игры на воздухе: "салки", "жмурки", "че­харда".

И командные игры на спортивной площадке: футбол, пионер­бол, снайпер.

И ежедневные пробежки.

И углубленные занятия в спортивных кружках и секциях.

И разучивание экзотических комплексов "у-шу".

И походы по пересеченной местности.

И заплывы в лагерном бассейне.

И лазанье по тренажерам или деревьям.

И военизированные игры с их неизменной беготней за "шпионами".

И просто прыганье через скакалку или игра в "классики".

Но особенно нравятся детям полуспортивные-полуигровые эста­феты, которые чаще всего называют "Веселые старты". "Веселые стар­ты" - это командные соревнования, в них дети демонстрируют и силу, и ловкость, и быстроту. В них дух соперничества, в них переживания за успех товарища, в них накалы страстей и взрывы эмоций. На фоне других подвижных занятий "Веселые старты" выгладят как праздник среди повседневных хлопот. И хотя дети постоянно состязаются меж­ду собой, еще ни разу и нигде они не организовали сами для себя "Весе­лые старты". "Веселые старты" - это спортивный праздник, который дарят детям взрослые. А по собственному опыту вы, наверное, знаете: хороший праздник - это тот, который хорошо подготовлен. Чтобы ничего не забыть при подготовке "Веселых стартов", лучше всего сле­довать следующим семи заповедям:


 

1.Я должен заранее собрать команды, две, три и больше, с рав­
ным числом участников и с равным числом мальчиков и девочек. И
предложить им выбрать звучные и яркие названия.

2. Я должен заранее подготовить площадку и инвентарь: мячи,
скакалки, обручи, кегли, гимнастические палки и т. д. в достаточ­
ном количестве. И несколько раз проверить, все ли на месте.

3. Я должен заранее найти надежных помощников. И объяснить
им, когда какой инвентарь приносить и уносить.

4. Я должен заранее пригласить или назначить судей. И догово­
риться с ними о критериях оценок и штрафных очков.

5. Я должен заранее изготовить табло. И пригласить счетную
комиссию для работы с ним.

6. Я должен заранее подготовить болельщиков. И посоветовать
им выучить лозунги и написать транспаранты.

7. Я должен заранее приготовить награды. И проигравшим, и
победившим.

А еще для успеха "Веселых стартов" нужны веселые задания. Вы их найдете в приложении к этому сборнику.

Кстати, пользоваться всегда названием "Веселые старты" вовсе не обязательно, а порой и нежелательно. У старших ребят оно мо­жет вызвать негативную спонтанную реакцию: "Ну вот, опять "Ве­селые старты". Мы что - маленькие?" Изменение же названия интригует, обновляет интерес, повышает эмоциональность ожида­ния. Поэтому название каждый раз можно менять:

" Спортландия",

"Сказочные эстафеты",

"Молодецкие забавы",

"Зоологические забеги",

"Спортивный смеходром",

"Дурэстафета",

"Водно-сухопутные соревнования",

"Стадион неожиданностей",

"Шуточная олимпиада",

или так - "Веселые финиши".

А когда название будет выбрано и подготовительная работа завершена, постарайтесь не забыть еще об одном обязательном ат­рибуте праздника - о торжественном открытии. В него включают­ся, как правило, такие элементы:

- выход и построение команд,

- приветственное обращение главного организатора,

- приветствие командами друг друга,

- представление арбитров,


 




- подъем спортивного флага,

- зажжение олимпийского огня,

- показательные выступления "профессионалов",

- объяснение правил предстоящих соревнований,

- произнесение клятвы,

- торжественное прохождение и выход команд на старт под при­
ветственное скандирование зрителей.

Допускается костюмирование, допускается хороший юмор, до­пускается музыкальное сопровождение.

Ну и, разумеется, во время самих "Веселых стартов" не забы­вайте о зажигательном комментировании, о текущем объявлении результатов, о поддержке болельщиков, которая без вашего орга­низационного участия может и не состояться.

Ну, а о процедуре награждения дети не позволят вам забыть.

Когда человек пребывает в мрачно-брюзжащем состоянии духа, его обычно спрашивают: "Ты что, не с той ноги встал?" Тем самым признается незамысловатая истина: "Как день начнешь, так его и проживешь".

Начало лагерного дня - это время от момента протирания спро­сонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во вре­мя завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздается сигнал "Подъем"; дети встают и, почти не одев-


шись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку; физруки организуют детей на выполнение комплекса гимнастичес­ких упражнений; дети возвращаются в корпус; начинается массовая заправка постелей; затем все плещутся под водопроводными крана­ми; потом дети одеваются и покидают палаты; дежурные по комна­там метут и моют пол; чуть позже отряд собирается в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день; и, наконец, с места сбора все организованно направляются к столовой.

И так каждый день!

Если предположить, что утренние процедуры занимают час вре­мени (а кое-где - 2 часа), и если предположить, что лагерная смена длится 24 дня, то можно произвести несложный расчет: 24 часа (или сутки) уходит на деятельность однообразную, повторяющуюся, вы­полняемую в силу необходимости и привычки. А поскольку все од­нообразное детей быстро утомляет, то они лишь первые три-четыре дня с интересом бегут на зарядку и со старательностью чистят зубы, а потом, как только исчезает эффект новизны и лагерь превращает­ся в привычную реальность, они утрачивают энтузиазм и занимают позицию пассивного неприятия. Тем большим бывает это неприя­тие, если к тому же у детей нет навыков самостоятельной заправки кроватей и выжимания половой тряпки: ведь никто не любит де­лать то, что не умеет или умеет очень плохо. В итоге к началу вто­рой недели лагерной смены утро превращается в источник конфликтов и скандалов. Дети делают что-то "не так", вожатый по­вышает голос, призывая сделать "так", дети делают "так", но оби­жаются на вожатого, вожатый ходит "взвинченный и накаленный". В семьях, где утро состоит из таких же монотонных процедур и где дети так же делают все медленно и лениво, именно в эти часы чаще всего родители срываются на крик и брань.

А если вспомнить: "Как день начнешь...", то понятно, почему у |ас в стране такой неулыбчивый, обозленный народ.

К счастью, в лагерях встречаются вожатые, которые знают, как |збежать превращения утра в источник раздражения на весь день. |1х знание держится на двух "китах":

1.         Дети должны иметь навыки быстрого выполнения всех ут­
ренних режимных моментов.

2. В проведение утренних режимных моментов нужно постоян-
|но вносить разнообразие.

Если вам захочется стать такими же вожатыми, то вам надо...

...Еще в первый-второй день смены выяснить степень самостоя-|тельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, (выбивании ковриков и установке подушки "корабликом". Эту ин-


 




формацию можно получить через наблюдение за детьми в "естествен­ных условиях" или путем организации игры-конкурса.

Игра может называться "Утренние спринтеры". В ней каждая комната - это команда. Команды набирают очки, соревнуясь меж­ду собой. На каждом этапе соревнования команду представляет один участник. Этапы же будут такие:

1.Заправка кровати.

2. Чистка зубов.

3. Одевание спортивной формы.

4. Укладка встрепанных волос.

5. Приведение в "боевое состояние" швабры с тряпкой и демон­
страция процесса мытья квадрата пола 2x2 метра с последующим
полосканием тряпки и повторным обертыванием ею швабры.

На всех этапах учитывается время и правильность выполнения задания. Чтобы по поводу "правильности" не возникло споров, нуж­ны предварительные "показательные выступления". Т. е. перед каж­дым конкурсом вам лично надо продемонстрировать, как правильно встряхнуть простыни или выдавить из тюбика пасту. Эта игра бу­дет, с одной стороны, формой предъявления единых организацион­но-бытовых требований, с другой стороны, методом диагностики реальных умений детей, с третьей стороны, способом тренировки этих умений.

Так же потренироваться можно, если поиграть в "армию". Эту игру можно провести днем в палатах мальчишек. Им надо предло­жить испытать себя на готовность к солдатской жизни. А для этого всем надо лечь, закрыть глаза, а потом после вашего сигнала за одну минуту встать, одеться и привести кровать в образцовый вид. Мыть руки с мылом и чистить зубы на время не надо.

В дальнейшем можно повторять по утрам подъем "по секундоме­ру". Но изредка, чтобы игра не превратилась в настоящую казарму.

Если после таких игр и тренировок у вас останутся дети, не справляющиеся с "вроде бы элементарными вещами", то их следует взять под личный контроль и помогать им каждое утро. Ругать или стыдить таких детей бессмысленно - от этого у них не прибавится ни ловкости, ни скорости.

А что касается разнообразия в проведении утренних режимных моментов, то только разбудить детей можно более чем ста способа­ми. Среди них:

- громко включить ритмичную музыку;

- пощекотать каждого за ушком, сказав ласково: "Вставай, Сол­
нышко, утро уже на дворе";

- сымитировать крик петуха;


 

- криками "Караул! Беда!" изобразить панику (так Пончик раз­
будил Незнайку во время полета на Луну);

- принести настоящий горн и звонко протрубить в него;

- войти с ведром воды и, позвякивая об него металлической
кружкой, шутливо объявить: "А вот водой холодной поливаю!
Кому водички холодненькой?";

- хлопнуть три раза в ладоши и торжественно произнести:
"Вставайте, господа, вас ждут великие дела!";

- заговорщическим шепотом встревожить всех: "Скорее, скорее,
а то опоздаем!";

- организовать в коридоре джаз-рок-банду;

- хитро объявить: "Кто сейчас последним подойдет ко мне, тому я
чего-то не дам!" (не дать можно "персональное рукопожатие");

- проскрипеть голосом робота: "Внимание, экипаж, начинаем
выход из состояния летаргического анабиоза. На счет "раз"
всем громко сказать: "Хрю-хрю"";

- громко и заливисто засмеяться, причитая: "Ой, не могу! Ой,
сейчас лопну от смеха!";

- предложить такую услугу: "А кто здесь самый маленький? Кто
боится ножки с кровати спустить? Кого на ручки взять?";

- продекламировать стих: "Я пришел к тебе с приветом...";

- дотронуться каждому до плеча и обратиться по имени: "Вста­
вай, Саша, уже пора".

Можно разнообразить до бесконечности и утреннюю зарядку. Хотя упражнения будут вроде бы те же самые, их можно по-разно­му объявлять и объяснять.

Можно придумать комплексы: "морской", "индейский", "психо­больничный", "гладиаторский", "космонавтский", "тили-мили-трям-ский".

Можно сопровождать упражнения стихами в модном стиле рэп: "Упражненью просто "класс" Научу сейчас я вас. Руки вверх поднять всем нужно И похлопать ими дружно..."

Можно разминаться под баянную музыку, договорившись при этом с баянистом о ежедневном обновлении его репертуара.

Можно вручать за лучшее выполнение зарядки переходящий вым­пел - соревновательность порой стимулирует детей лучше всего.

Можно по-разному расставлять детей: в колонну, кругом, в ли­нейку, квадратом.

Можно менять места проведения зарядки.

Главное - вызвать у ребят любопытство: "А что будет на заряд­ке сегодня?"


 




Внести разнообразие в то, что называется "утренний туалет", наиболее сложно. Но и здесь можно нарушить монотонность, вклю­чая в это время бодрую музыку, под которую хочется двигаться: се­годня - песни Вячеслава Добрынина, завтра - композиции Майкла Джексона.

В общем, при желании можно все сделать не так, как всегда. Только делать все это надо с самыми добрыми намерениями. Пото­му что разнообразие ради разнообразия и во имя разнообразия -это очень изощренное издевательство над детьми. Если вы сами с утра в злом настроении (например, по причине регулярного вожат-ского недосыпания) и при этом вы "по-новому" проводите утрен­ний сбор отряда, детям не станет радостнее и веселее. Потому что самое важное для детей утром - ваша добрая улыбка, ваше привет­ливое обращение, ваше "настроенное на оптимизм биополе". Про­ведите за пять минут до подъема маленькую аутогенную тренировку. Скажите себе:

- Я с радостью встречаю новый день!

- Я бодр и свеж!

- Меня ждут сегодня приятные заботы!                           ,

- Я хочу улыбаться!

- Я люблю своих непослушных детей!
Многие пробовали. Помогает!

Утро и вечер - это две противоположности.

Эта истина банальна, так же как и вытекающее из нее следствие: задачи, которые решает вожатый с детьми утром, не похожи на за­дачи, которые он решает вечером.

Увы, противоположности способны меняться местами. И поэто­му порой в некоторых лагерях некоторые вожатые начинают в пос­ледний час перед сном решать те задачи, которые вообще-то принято решать утром. То ли оттого, что они сами - поклонники ночного образа жизни, то ли потому, что им просто не жаль детей, эти вожа­тые превращают самое окончание дня в яркое шоу с хохотом, виз­гом, с взрывами эмоций и всплесками двигательной активности.

Извините за еще одну банальность: этого делать нельзя!

Да, после ужина часто проходят "юморины" и дискотеки. Да, после ужина может состояться общелагерный веселый праздник. Но как минимум за 30-40 минут до сигнала "Отбой" всякая шумная де­ятельность должна завершиться и уступить место занятиям тихим,


плавным, успокаивающим. А иначе дети просто не уснут, а если и уснут, то сон их будет тревожным и беспокойным.

Последний вечерний час лучше оставить только для двух "ме­роприятий": вечернего сбора отряда и вечернего туалета.

Сбор отряда может состояться на том отрядном месте, что вы оборудовали "на природе". Во время этого сбора можно разжечь ма­ленький костерок. Считается, что нужен такой сбор для разговора о прожитом дне, для анализа взаимоотношений в коллективе. Вероят­но, в отрядах старших ребят именно так и следует поступить. Но в отрядах малышей из этого может ничего не получиться - опыта кол­лективного анализа жизни у них нет, а главное - нет еще и потребно­сти в этом. Поэтому вечерние посиделки у костра с малышами можно превратить в "Вечер сказок". Для этого надо взять интересную книгу и фонарик. Книга должна быть неизвестна ребятам и лучше всего -одна на всю смену. Т. е. каждый день вы будете читать страничек по 10, и каждый день останавливаться на "самом интересном месте". Кстати, оказание "помощи" вам в несении книги к костру может стать одной из форм поощрения и даже - наградой. Но можно и не читать книгу, можно рассказывать сказки и истории "живьем", и тоже с "про­должение следует". Вечер, костер, небо, деревья, звезды и сказки - все это ни один нормальный ребенок не променяет на "Спокойной ночи, малыши".

А перед тем, как уйти, можно провести маленькую игру. Мож­но заявить: "Я хочу сказать пять "Спасибо" тем ребятам, которые этого заслужили сегодня больше всех. Как вы думаете, кого я хочу поблагодарить и за что?" Пусть ребята попробуют угадать - это будет маленький тренинг внимательного отношения к другим лю­дям и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить "спа­сибо" при всем отряде.

А еще ребята любят, когда вожатый под гитару поет песни. Если вы вдруг умеете играть, подарите ребятам то, что они любят, т. е. песню. Но только одну! В крайнем случае - две. Если же не умеете играть, то порадуйте ребят какой-нибудь приятной информацией относительно завтрашнего дня.

Закончить сбор отряда можно тихой речевкой-стихотворени-ем. Например, такой:

День отшумел,

И, ночью объятый,

Лагерь зовет уснуть.

Доброй вам ночи, наши девчата,

Доброй вам ночи, наши ребята.

Завтра нам снова в путь.


 





И после этого можно спокойно уйти с отрядного места и при­ступить к вечернему туалету.

Сбор отряда можно провести и не в природных условиях, а в родном корпусе. В этом случае все будет точно так же, лишь менее романтично.

Тематические дни в обилии существовали в прошедшую эпоху: рыбный день - в столовых, донорский день - в учреждениях, еди­ный политдень - в воинских подразделениях. Сверяя свой шаг с по­ступью державы, пионерские лагеря тоже организовывали дни, посвященные одной теме: День Мира, День Советского Союза, День Солидарности, День советско-болгарской дружбы. В процессе орга­низации этих дней обнаружилось, что такие дни существуют и во всем остальном заграничном мире: День пожилых людей, День за­боты о младших братьях. День некурения. Поэтому с окончанием эпохи тематические дни из жизни лагерей не исчезли.

Удобство такого дня прежде всего организационно-содержа­тельное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. Логика дня выстраивается сама собой; тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что-то спортивное, что-то познаватель­ное, что-то трудовое, что-то творческо-конкурсное, что-то из раз­говорного жанра и еще какой-то ритуал. Например, если планировать День леса, то программа дня будет такой:

1 . "Зоологические забеги" (что-то спортивное);

2. Викторина "Загадки леса" (что-то познавательное);

3. Конкурс поделок из природного материала "Природа и фан­
тазия" (что-то творческое);

4. Операция "Помощь другу" по очистке леса от консервных
банок (что-то трудовое);

5. Церемония закапывания этих банок (какой-то ритуал);

6. Беседа "Человек - дитя природы" (что-то из разговорного
жанра).

При организации любого другого дня алгоритм останется тем же. Может измениться только очередность. И может что-то доба­виться. Например, просмотр кинофильма. Например, танцевально-игровая программа. Например, концерт заезжего полупрофессионального коллектива. Поэтому тематический день


можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каж­дый раз новый.

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточ­но накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано.

А еще тематический день позволяет внести "что-то свеженькое" в скучные оргмоменты. Ведь и подъем, и утренняя зарядка, и убор­ка территории тоже становятся тематически нацеленными. В резуль­тате появляются на свет "конкурс на лучшую фазенду" вместо уборки палат, "смотр индейских войск" вместо зарядки, "процедура заправ­ки топливом" вместо полдника.

Таким образом получается, что тематический день - замечатель­ная организационно-педагогическая находка. Только вот дети не всегда могут по достоинству оценить это взрослое изобретение. Больше всего их не удовлетворяют две вещи: чрезмерная заоргани-зованность, необходимость подчинения своего поведения жесткой логике дня и "бедность ассортимента" - из смены в смену во всех лагерях детям предлагается один и тот же набор: День именинника, День сказок, День леса и День Нептуна. Если взрослые находят воз­можность избежать этих двух опасностей, то тематические дни охот­но принимаются детьми. А для этого надо при составлении программы всегда учитывать, что хочется детям. И надо предла­гать такие дни, которые интригуют своей нетрадиционностью. Хотя бы на уровне названия. Когда несколько лет назад перед детьми вста­вал выбор: День сказок или День Мексиканского Сериала, - они всегда отдавали предпочтение южно-американскому колориту, даже зная, что им придется "работать на ранчо".

Обычно на одну лагерную смену приходится 3-4 тематических дня. Но вы при желании можете сделать тематическим хоть каждый день. Вот возможные темы:

День аномальных явлений,

День цветов,

День здоровья,

День Древней Греции,

День Эдуарда Успенского,

День рекордов Гиннесса,

День смеха,

День эволюции человечества,

День индейца,

День проказ и приколов,

День страхов и жуткостей,


 





День дождя,

День спорта,                                              \

День Киевской Руси,

День Уолта Диснея,

День девочек,

День мальчиков,

День изысканных удовольствий,

День капитализма,

День веселой политики.

А еще банный день и родительский день. Даже если идея орга­низации тематических дней вас не вдохновила, от этих двух дней вы никуда не денетесь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.