![]()
|
|||||||||
оргперчод 4 страница4. Я должен заранее пригласить или назначить судей. И догово 5. Я должен заранее изготовить табло. И пригласить счетную 6. Я должен заранее подготовить болельщиков. И посоветовать 7. Я должен заранее приготовить награды. И проигравшим, и А еще для успеха "Веселых стартов" нужны веселые задания. Вы их найдете в приложении к этому сборнику. Кстати, пользоваться всегда названием "Веселые старты" вовсе не обязательно, а порой и нежелательно. У старших ребят оно может вызвать негативную спонтанную реакцию: "Ну вот, опять "Веселые старты". Мы что - маленькие?" Изменение же названия интригует, обновляет интерес, повышает эмоциональность ожидания. Поэтому название каждый раз можно менять: " Спортландия", "Сказочные эстафеты", "Молодецкие забавы", "Зоологические забеги", "Спортивный смеходром", "Дурэстафета", "Водно-сухопутные соревнования", "Стадион неожиданностей", "Шуточная олимпиада", или так - "Веселые финиши". А когда название будет выбрано и подготовительная работа завершена, постарайтесь не забыть еще об одном обязательном атрибуте праздника - о торжественном открытии. В него включаются, как правило, такие элементы: - выход и построение команд, - приветственное обращение главного организатора, - приветствие командами друг друга, - представление арбитров,
- подъем спортивного флага, - зажжение олимпийского огня, - показательные выступления "профессионалов", - объяснение правил предстоящих соревнований, - произнесение клятвы, - торжественное прохождение и выход команд на старт под при Допускается костюмирование, допускается хороший юмор, допускается музыкальное сопровождение. Ну и, разумеется, во время самих "Веселых стартов" не забывайте о зажигательном комментировании, о текущем объявлении результатов, о поддержке болельщиков, которая без вашего организационного участия может и не состояться. Ну, а о процедуре награждения дети не позволят вам забыть. Когда человек пребывает в мрачно-брюзжащем состоянии духа, его обычно спрашивают: "Ты что, не с той ноги встал?" Тем самым признается незамысловатая истина: "Как день начнешь, так его и проживешь". Начало лагерного дня - это время от момента протирания спросонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во время завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздается сигнал "Подъем"; дети встают и, почти не одев- шись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку; физруки организуют детей на выполнение комплекса гимнастических упражнений; дети возвращаются в корпус; начинается массовая заправка постелей; затем все плещутся под водопроводными кранами; потом дети одеваются и покидают палаты; дежурные по комнатам метут и моют пол; чуть позже отряд собирается в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день; и, наконец, с места сбора все организованно направляются к столовой. И так каждый день! Если предположить, что утренние процедуры занимают час времени (а кое-где - 2 часа), и если предположить, что лагерная смена длится 24 дня, то можно произвести несложный расчет: 24 часа (или сутки) уходит на деятельность однообразную, повторяющуюся, выполняемую в силу необходимости и привычки. А поскольку все однообразное детей быстро утомляет, то они лишь первые три-четыре дня с интересом бегут на зарядку и со старательностью чистят зубы, а потом, как только исчезает эффект новизны и лагерь превращается в привычную реальность, они утрачивают энтузиазм и занимают позицию пассивного неприятия. Тем большим бывает это неприятие, если к тому же у детей нет навыков самостоятельной заправки кроватей и выжимания половой тряпки: ведь никто не любит делать то, что не умеет или умеет очень плохо. В итоге к началу второй недели лагерной смены утро превращается в источник конфликтов и скандалов. Дети делают что-то "не так", вожатый повышает голос, призывая сделать "так", дети делают "так", но обижаются на вожатого, вожатый ходит "взвинченный и накаленный". В семьях, где утро состоит из таких же монотонных процедур и где дети так же делают все медленно и лениво, именно в эти часы чаще всего родители срываются на крик и брань. А если вспомнить: "Как день начнешь...", то понятно, почему у |ас в стране такой неулыбчивый, обозленный народ. К счастью, в лагерях встречаются вожатые, которые знают, как |збежать превращения утра в источник раздражения на весь день. |1х знание держится на двух "китах": 1. Дети должны иметь навыки быстрого выполнения всех ут 2. В проведение утренних режимных моментов нужно постоян- Если вам захочется стать такими же вожатыми, то вам надо... ...Еще в первый-второй день смены выяснить степень самостоя-|тельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, (выбивании ковриков и установке подушки "корабликом". Эту ин-
формацию можно получить через наблюдение за детьми в "естественных условиях" или путем организации игры-конкурса. Игра может называться "Утренние спринтеры". В ней каждая комната - это команда. Команды набирают очки, соревнуясь между собой. На каждом этапе соревнования команду представляет один участник. Этапы же будут такие: 1.Заправка кровати. 2. Чистка зубов. 3. Одевание спортивной формы. 4. Укладка встрепанных волос. 5. Приведение в "боевое состояние" швабры с тряпкой и демон На всех этапах учитывается время и правильность выполнения задания. Чтобы по поводу "правильности" не возникло споров, нужны предварительные "показательные выступления". Т. е. перед каждым конкурсом вам лично надо продемонстрировать, как правильно встряхнуть простыни или выдавить из тюбика пасту. Эта игра будет, с одной стороны, формой предъявления единых организационно-бытовых требований, с другой стороны, методом диагностики реальных умений детей, с третьей стороны, способом тренировки этих умений. Так же потренироваться можно, если поиграть в "армию". Эту игру можно провести днем в палатах мальчишек. Им надо предложить испытать себя на готовность к солдатской жизни. А для этого всем надо лечь, закрыть глаза, а потом после вашего сигнала за одну минуту встать, одеться и привести кровать в образцовый вид. Мыть руки с мылом и чистить зубы на время не надо. В дальнейшем можно повторять по утрам подъем "по секундомеру". Но изредка, чтобы игра не превратилась в настоящую казарму. Если после таких игр и тренировок у вас останутся дети, не справляющиеся с "вроде бы элементарными вещами", то их следует взять под личный контроль и помогать им каждое утро. Ругать или стыдить таких детей бессмысленно - от этого у них не прибавится ни ловкости, ни скорости. А что касается разнообразия в проведении утренних режимных моментов, то только разбудить детей можно более чем ста способами. Среди них: - громко включить ритмичную музыку; - пощекотать каждого за ушком, сказав ласково: "Вставай, Сол - сымитировать крик петуха;
- криками "Караул! Беда!" изобразить панику (так Пончик раз - принести настоящий горн и звонко протрубить в него; - войти с ведром воды и, позвякивая об него металлической - хлопнуть три раза в ладоши и торжественно произнести: - заговорщическим шепотом встревожить всех: "Скорее, скорее, - организовать в коридоре джаз-рок-банду; - хитро объявить: "Кто сейчас последним подойдет ко мне, тому я - проскрипеть голосом робота: "Внимание, экипаж, начинаем - громко и заливисто засмеяться, причитая: "Ой, не могу! Ой, - предложить такую услугу: "А кто здесь самый маленький? Кто - продекламировать стих: "Я пришел к тебе с приветом..."; - дотронуться каждому до плеча и обратиться по имени: "Вста Можно разнообразить до бесконечности и утреннюю зарядку. Хотя упражнения будут вроде бы те же самые, их можно по-разному объявлять и объяснять. Можно придумать комплексы: "морской", "индейский", "психобольничный", "гладиаторский", "космонавтский", "тили-мили-трям-ский". Можно сопровождать упражнения стихами в модном стиле рэп: "Упражненью просто "класс" Научу сейчас я вас. Руки вверх поднять всем нужно И похлопать ими дружно..." Можно разминаться под баянную музыку, договорившись при этом с баянистом о ежедневном обновлении его репертуара. Можно вручать за лучшее выполнение зарядки переходящий вымпел - соревновательность порой стимулирует детей лучше всего. Можно по-разному расставлять детей: в колонну, кругом, в линейку, квадратом. Можно менять места проведения зарядки. Главное - вызвать у ребят любопытство: "А что будет на зарядке сегодня?"
Внести разнообразие в то, что называется "утренний туалет", наиболее сложно. Но и здесь можно нарушить монотонность, включая в это время бодрую музыку, под которую хочется двигаться: сегодня - песни Вячеслава Добрынина, завтра - композиции Майкла Джексона. В общем, при желании можно все сделать не так, как всегда. Только делать все это надо с самыми добрыми намерениями. Потому что разнообразие ради разнообразия и во имя разнообразия -это очень изощренное издевательство над детьми. Если вы сами с утра в злом настроении (например, по причине регулярного вожат-ского недосыпания) и при этом вы "по-новому" проводите утренний сбор отряда, детям не станет радостнее и веселее. Потому что самое важное для детей утром - ваша добрая улыбка, ваше приветливое обращение, ваше "настроенное на оптимизм биополе". Проведите за пять минут до подъема маленькую аутогенную тренировку. Скажите себе: - Я с радостью встречаю новый день! - Я бодр и свеж! - Меня ждут сегодня приятные заботы! , - Я хочу улыбаться! - Я люблю своих непослушных детей! Утро и вечер - это две противоположности. Эта истина банальна, так же как и вытекающее из нее следствие: задачи, которые решает вожатый с детьми утром, не похожи на задачи, которые он решает вечером. Увы, противоположности способны меняться местами. И поэтому порой в некоторых лагерях некоторые вожатые начинают в последний час перед сном решать те задачи, которые вообще-то принято решать утром. То ли оттого, что они сами - поклонники ночного образа жизни, то ли потому, что им просто не жаль детей, эти вожатые превращают самое окончание дня в яркое шоу с хохотом, визгом, с взрывами эмоций и всплесками двигательной активности. Извините за еще одну банальность: этого делать нельзя! Да, после ужина часто проходят "юморины" и дискотеки. Да, после ужина может состояться общелагерный веселый праздник. Но как минимум за 30-40 минут до сигнала "Отбой" всякая шумная деятельность должна завершиться и уступить место занятиям тихим, плавным, успокаивающим. А иначе дети просто не уснут, а если и уснут, то сон их будет тревожным и беспокойным. Последний вечерний час лучше оставить только для двух "мероприятий": вечернего сбора отряда и вечернего туалета. Сбор отряда может состояться на том отрядном месте, что вы оборудовали "на природе". Во время этого сбора можно разжечь маленький костерок. Считается, что нужен такой сбор для разговора о прожитом дне, для анализа взаимоотношений в коллективе. Вероятно, в отрядах старших ребят именно так и следует поступить. Но в отрядах малышей из этого может ничего не получиться - опыта коллективного анализа жизни у них нет, а главное - нет еще и потребности в этом. Поэтому вечерние посиделки у костра с малышами можно превратить в "Вечер сказок". Для этого надо взять интересную книгу и фонарик. Книга должна быть неизвестна ребятам и лучше всего -одна на всю смену. Т. е. каждый день вы будете читать страничек по 10, и каждый день останавливаться на "самом интересном месте". Кстати, оказание "помощи" вам в несении книги к костру может стать одной из форм поощрения и даже - наградой. Но можно и не читать книгу, можно рассказывать сказки и истории "живьем", и тоже с "продолжение следует". Вечер, костер, небо, деревья, звезды и сказки - все это ни один нормальный ребенок не променяет на "Спокойной ночи, малыши". А перед тем, как уйти, можно провести маленькую игру. Можно заявить: "Я хочу сказать пять "Спасибо" тем ребятам, которые этого заслужили сегодня больше всех. Как вы думаете, кого я хочу поблагодарить и за что?" Пусть ребята попробуют угадать - это будет маленький тренинг внимательного отношения к другим людям и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить "спасибо" при всем отряде. А еще ребята любят, когда вожатый под гитару поет песни. Если вы вдруг умеете играть, подарите ребятам то, что они любят, т. е. песню. Но только одну! В крайнем случае - две. Если же не умеете играть, то порадуйте ребят какой-нибудь приятной информацией относительно завтрашнего дня. Закончить сбор отряда можно тихой речевкой-стихотворени-ем. Например, такой: День отшумел, И, ночью объятый, Лагерь зовет уснуть. Доброй вам ночи, наши девчата, Доброй вам ночи, наши ребята. Завтра нам снова в путь.
И после этого можно спокойно уйти с отрядного места и приступить к вечернему туалету. Сбор отряда можно провести и не в природных условиях, а в родном корпусе. В этом случае все будет точно так же, лишь менее романтично. Тематические дни в обилии существовали в прошедшую эпоху: рыбный день - в столовых, донорский день - в учреждениях, единый политдень - в воинских подразделениях. Сверяя свой шаг с поступью державы, пионерские лагеря тоже организовывали дни, посвященные одной теме: День Мира, День Советского Союза, День Солидарности, День советско-болгарской дружбы. В процессе организации этих дней обнаружилось, что такие дни существуют и во всем остальном заграничном мире: День пожилых людей, День заботы о младших братьях. День некурения. Поэтому с окончанием эпохи тематические дни из жизни лагерей не исчезли. Удобство такого дня прежде всего организационно-содержательное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. Логика дня выстраивается сама собой; тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что-то спортивное, что-то познавательное, что-то трудовое, что-то творческо-конкурсное, что-то из разговорного жанра и еще какой-то ритуал. Например, если планировать День леса, то программа дня будет такой: 1 . "Зоологические забеги" (что-то спортивное); 2. Викторина "Загадки леса" (что-то познавательное); 3. Конкурс поделок из природного материала "Природа и фан 4. Операция "Помощь другу" по очистке леса от консервных 5. Церемония закапывания этих банок (какой-то ритуал); 6. Беседа "Человек - дитя природы" (что-то из разговорного При организации любого другого дня алгоритм останется тем же. Может измениться только очередность. И может что-то добавиться. Например, просмотр кинофильма. Например, танцевально-игровая программа. Например, концерт заезжего полупрофессионального коллектива. Поэтому тематический день можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каждый раз новый. Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано. А еще тематический день позволяет внести "что-то свеженькое" в скучные оргмоменты. Ведь и подъем, и утренняя зарядка, и уборка территории тоже становятся тематически нацеленными. В результате появляются на свет "конкурс на лучшую фазенду" вместо уборки палат, "смотр индейских войск" вместо зарядки, "процедура заправки топливом" вместо полдника. Таким образом получается, что тематический день - замечательная организационно-педагогическая находка. Только вот дети не всегда могут по достоинству оценить это взрослое изобретение. Больше всего их не удовлетворяют две вещи: чрезмерная заоргани-зованность, необходимость подчинения своего поведения жесткой логике дня и "бедность ассортимента" - из смены в смену во всех лагерях детям предлагается один и тот же набор: День именинника, День сказок, День леса и День Нептуна. Если взрослые находят возможность избежать этих двух опасностей, то тематические дни охотно принимаются детьми. А для этого надо при составлении программы всегда учитывать, что хочется детям. И надо предлагать такие дни, которые интригуют своей нетрадиционностью. Хотя бы на уровне названия. Когда несколько лет назад перед детьми вставал выбор: День сказок или День Мексиканского Сериала, - они всегда отдавали предпочтение южно-американскому колориту, даже зная, что им придется "работать на ранчо". Обычно на одну лагерную смену приходится 3-4 тематических дня. Но вы при желании можете сделать тематическим хоть каждый день. Вот возможные темы: День аномальных явлений, День цветов, День здоровья, День Древней Греции, День Эдуарда Успенского, День рекордов Гиннесса, День смеха, День эволюции человечества, День индейца, День проказ и приколов, День страхов и жуткостей,
День дождя, День спорта, \ День Киевской Руси, День Уолта Диснея, День девочек, День мальчиков, День изысканных удовольствий, День капитализма, День веселой политики. А еще банный день и родительский день. Даже если идея организации тематических дней вас не вдохновила, от этих двух дней вы никуда не денетесь.
(Зонный день Чем младше дети, тем больше проблем возникает с организацией помывочного процесса в банный день. Если вы думаете, что ваши малыши умеют самостоятельно мыться, вы глубоко заблуждаетесь. Во-первых, потому что дома большинство из них принимает ванну, а в лагере, как правило, работает душ. А во вторых, когда они дома трут себя губкой или мочалкой - это скорее игра, а не настоящее смывание грязи. Поэтому и не спрашивайте: "Ребята, кто из вас дома моется сам?" Все равно никто не признается, что ему помогает мама или папа. Лучше, не задевая самолюбия ребенка, по-матерински позаботиться о нем. А для этого нужно сделать следующее. Сразу после завтрака объявите конкурс "Говорящего чемодана". Пусть все малыши возьмут из кладовой свои сумки и чемоданы, соберутся в игровой или в холле и устроят вместе с вами маленькую ревизию. Объясните малышам, что каждый чемодан, как и человек, любит аккуратность. Что ему бывает очень плохо, если вещи хранятся в нем в беспорядке. И что каждый чемодан умеет говорить, только надо услышать его язык. Попросите ребят прислушаться. Оказывается, их чемоданы просят своих хозяев приготовить чистое белье: трусики, носочки, рубашки, - и банные принадлежности: мыло, мочалку, расческу - с этим мы пойдем в душ. А все, что не понадобится нам сегодня, давайте аккуратно сложим. Это тоже просьба чемодана. А еще давайте приготовим пакет для грязного белья, мы заполним его после душа и отдадим потом родителям. А заодно давайте проверим, нет ли в чемоданах засохших кусков хлеба, конфетных оберток, смолистых шишек, высохших букетов. Это надо или выбросить, или (если какие-то безделушки очень дороги ребятам) положить в отдельные пакеты. В конце конкурса самым аккуратным ребятам можно вручить диплом "Говорящего чемодана".
Еще вам необходимо сменить постельные принадлежности. Это можно сделать до конкурса, а можно и после, но, скорее всего, вам назначат время согласно графику. Заранее, задолго до этого времени, соберите в отдельные узлы простыни, наволочки, полотенца. Обязательно пересчитайте. Может быть, одна простыня, в которой прошлой ночью по корпусу ходило "привидение", до сих пор лежит под шкафом в игровой. А если обнаружатся не совсем сухие матрацы, сразу вынесите их на улицу "погреться на солнышке". А после этого обратитесь за помощью к самым сильным мальчикам, только обязательно подчеркните, что они самые сильные, и только они могут вам помочь. Вместе с ними сдайте грязное и получите чистое белье. Но не спешите его раздавать. Вам и вашим ребятам в это утро еще нужно организовать генеральную уборку. Самое лучшее время для нее, по всей вероятности, сейчас, когда палаты "голые", когда видна каждая паутинка и бумажка. Дайте подробный инструктаж: как подметать, как вытряхивать, как мыть и как выжимать тряпку -для некоторых это, возможно, будет первая генеральная уборка в жизни. И лишь после "тотальной" влажной обработки тумбочек, подоконников, шкафов и пола приступайте к заправке кроватей свежим бельем. Для этого назначьте ответственных за распределение, пусть один малыш положит на каждую кровать полотенце, другой -простыни и так далее. Не допускайте анархии, когда каждый хватает себе по 3-4 наволочки. Чтобы этого не произошло, предложите всем, кроме помощников, временно отправиться погулять. Когда же придет время заправки кроватей, обязательно помогите малышам. Особенно трудно им бывает засунуть подушку в свежую наволочку.
А теперь баня. Заранее договоритесь, кто из взрослых или старших ребят пойдет мыть мальчиков и девочек. Только ему предстоит включить и отрегулировать воду. Малышам надо запретить играть с кранами - они могут ошпариться или, наоборот, плескаться под ледяными струями. Самый лучший способ запретить - это сиять краники после того, как вы отрегулировали воду. Обязательно, хотя бы один раз, намыльте каждого ребенка. А потом каждому помогите насухо вытереться персональным полотенцем. Проверьте, не завелись ли у кого-то в голове насекомые. А когда будете покидать баню, заберите всю оставшуюся одежду: кто-то обязательно забудет майку или носок. Вернувшись в корпус, сразу организуйте просушку полотенец и мочалок. И напомните, куда и как надо сложить грязную одежду. А самым замечательным сюрпризом для ребят после бани был бы горячий чай. Некоторые, кстати, любят баню именно за этот чай. Поэтому не лишайте малышей такого удовольствия.
Само собой, играть в футбол или строить песочный город через 10 минут после душа нецелесообразно, т. е. нельзя. Целесообразно, т. е. можно, делать прически и маникюр, читать книжки и играть в настольные игры. А еще - разговаривать "за жизнь", как это делают после бани большие мужики. Шофер управляет большим многотонным самосвалом. Мозг управляет руками, ногами и прочими органами. Премьер-министр управляет правительством и государственной экономикой. Вожак-горилла управляет стаей. Как видите, вопрос об управлении возникает не только в отношениях между людьми. Он появляется там, где есть сложная техни-Р ческая, биологическая, политическая или любая другая система, где необходима согласованность действий отдельных частей, механизмов, особей, органов, где без управления невозможно сохранение целостности системы, невозможно достижение результата, во имя которого система образовалась. Ваш отряд - это тоже "сложная система", можно его назвать и "единым организмом". В нем много самостоятельных "частичек", каждая со своими волей, характером, жизненным опытом, привычками и ценностями. И все эти "частички" находятся по отношению друг к другу в состоянии симпатии или антипатии, дружбы или ненависти, и, более того, постоянно происходят процессы, приводящие к изменению как частичек, так и отношений между ними. Этой "системой", этим "организмом"' нужно управлять, иначе начнется рассогласованность, разрушение и в дальнейшем "нереализация функционального предназначения". На простом языке это означает: ссоры, драки, невыполнение планов, несоблюдение режима дня и в итоге - всеобщая подавленность и испорченный отдых. Управлять отрядом поручено вам, и вы должны четко осознавать: "Зачем это нужно?" и "Как это делается?". На первый вопрос ответ уже прозвучал: от вашей компетентности в управлении зависит, будут ребята дружить или ссориться, насколько интересной будет отрядная жизнь и с каким чувством ребята уедут из лагеря. А со вторым вопросом попробуем разобраться обстоятельно. За много-много лет природа и человеческое общество выработали разные приемы, способы и механизмы управления. Среди них самым простым является "прямое управление". В отряде оно могло бы осуществляться так. Каждый ребенок непосредственно контролируется и направляется в своих действиях лично вами. Вы определяете для каждого ребенка режим дня и набор занятий. В случае, если у ребенка возникли затруднения, он обращается сразу к вам. Такой способ управления возможен только теоретически. Чтобы его реально применить в отряде, потребовалось бы всех детей поселить в отдельные комнаты, запретить им без вашего позволения общаться между собой, лишить их права на самостоятельные
решения и действия и при этом рассчитывать на безукоризненное и моментальное выполнение ваших требований. Не совсем такое, но нечто подобное некоторые вожатые все же пытаются практиковать в отрядах. При этом они обращаются не к отдельным ребятам, а ко всему отряду в целом, словно отряд - это одно нераздельное существо. Внешне это выглядит примерно так: "Отряд, слушай мою команду, всем чистить зубы... приступить к завтраку... сходить в туалет... немедленно спать..." Если кто-то не ощущает себя клеточкой единого организма и не желает безапелляционно поступать "как все", вступает в действие система разнообразных наказаний: от моральных до физических. Увы, такая система управления вполне реальна, и, как доказывает горький опыт человечества, всегда находились желающие реализовать ее в масштабах чуть больших, чем один отряд. Но если в армии или на заводе такой способ управления еще как-то можно оправдать боевой задачей или производственной необходимостью, т. е. конечной целью, то в детском отряде конечный результат (отдых и удовольствие) отрицает подобные управленческие эксперименты. Каждый вожатый, берущий на себя роль "прапорщика" или "маленького диктатора", оказывается в ситуации, когда процесс управления осуществляется ради самого управления, а не ради де-'тей, не во имя развития личности каждого ребенка.
|
|||||||||
|