Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





оргперчод 4 страница



4. Я должен заранее пригласить или назначить судей. И догово­
риться с ними о критериях оценок и штрафных очков.

5. Я должен заранее изготовить табло. И пригласить счетную
комиссию для работы с ним.

6. Я должен заранее подготовить болельщиков. И посоветовать
им выучить лозунги и написать транспаранты.

7. Я должен заранее приготовить награды. И проигравшим, и
победившим.

А еще для успеха "Веселых стартов" нужны веселые задания. Вы их найдете в приложении к этому сборнику.

Кстати, пользоваться всегда названием "Веселые старты" вовсе не обязательно, а порой и нежелательно. У старших ребят оно мо­жет вызвать негативную спонтанную реакцию: "Ну вот, опять "Ве­селые старты". Мы что - маленькие?" Изменение же названия интригует, обновляет интерес, повышает эмоциональность ожида­ния. Поэтому название каждый раз можно менять:

" Спортландия",

"Сказочные эстафеты",

"Молодецкие забавы",

"Зоологические забеги",

"Спортивный смеходром",

"Дурэстафета",

"Водно-сухопутные соревнования",

"Стадион неожиданностей",

"Шуточная олимпиада",

или так - "Веселые финиши".

А когда название будет выбрано и подготовительная работа завершена, постарайтесь не забыть еще об одном обязательном ат­рибуте праздника - о торжественном открытии. В него включают­ся, как правило, такие элементы:

- выход и построение команд,

- приветственное обращение главного организатора,

- приветствие командами друг друга,

- представление арбитров,


 




- подъем спортивного флага,

- зажжение олимпийского огня,

- показательные выступления "профессионалов",

- объяснение правил предстоящих соревнований,

- произнесение клятвы,

- торжественное прохождение и выход команд на старт под при­
ветственное скандирование зрителей.

Допускается костюмирование, допускается хороший юмор, до­пускается музыкальное сопровождение.

Ну и, разумеется, во время самих "Веселых стартов" не забы­вайте о зажигательном комментировании, о текущем объявлении результатов, о поддержке болельщиков, которая без вашего орга­низационного участия может и не состояться.

Ну, а о процедуре награждения дети не позволят вам забыть.

Когда человек пребывает в мрачно-брюзжащем состоянии духа, его обычно спрашивают: "Ты что, не с той ноги встал?" Тем самым признается незамысловатая истина: "Как день начнешь, так его и проживешь".

Начало лагерного дня - это время от момента протирания спро­сонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во вре­мя завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздается сигнал "Подъем"; дети встают и, почти не одев-


шись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку; физруки организуют детей на выполнение комплекса гимнастичес­ких упражнений; дети возвращаются в корпус; начинается массовая заправка постелей; затем все плещутся под водопроводными крана­ми; потом дети одеваются и покидают палаты; дежурные по комна­там метут и моют пол; чуть позже отряд собирается в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день; и, наконец, с места сбора все организованно направляются к столовой.

И так каждый день!

Если предположить, что утренние процедуры занимают час вре­мени (а кое-где - 2 часа), и если предположить, что лагерная смена длится 24 дня, то можно произвести несложный расчет: 24 часа (или сутки) уходит на деятельность однообразную, повторяющуюся, вы­полняемую в силу необходимости и привычки. А поскольку все од­нообразное детей быстро утомляет, то они лишь первые три-четыре дня с интересом бегут на зарядку и со старательностью чистят зубы, а потом, как только исчезает эффект новизны и лагерь превращает­ся в привычную реальность, они утрачивают энтузиазм и занимают позицию пассивного неприятия. Тем большим бывает это неприя­тие, если к тому же у детей нет навыков самостоятельной заправки кроватей и выжимания половой тряпки: ведь никто не любит де­лать то, что не умеет или умеет очень плохо. В итоге к началу вто­рой недели лагерной смены утро превращается в источник конфликтов и скандалов. Дети делают что-то "не так", вожатый по­вышает голос, призывая сделать "так", дети делают "так", но оби­жаются на вожатого, вожатый ходит "взвинченный и накаленный". В семьях, где утро состоит из таких же монотонных процедур и где дети так же делают все медленно и лениво, именно в эти часы чаще всего родители срываются на крик и брань.

А если вспомнить: "Как день начнешь...", то понятно, почему у |ас в стране такой неулыбчивый, обозленный народ.

К счастью, в лагерях встречаются вожатые, которые знают, как |збежать превращения утра в источник раздражения на весь день. |1х знание держится на двух "китах":

1.         Дети должны иметь навыки быстрого выполнения всех ут­
ренних режимных моментов.

2. В проведение утренних режимных моментов нужно постоян-
|но вносить разнообразие.

Если вам захочется стать такими же вожатыми, то вам надо...

...Еще в первый-второй день смены выяснить степень самостоя-|тельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, (выбивании ковриков и установке подушки "корабликом". Эту ин-


 




формацию можно получить через наблюдение за детьми в "естествен­ных условиях" или путем организации игры-конкурса.

Игра может называться "Утренние спринтеры". В ней каждая комната - это команда. Команды набирают очки, соревнуясь меж­ду собой. На каждом этапе соревнования команду представляет один участник. Этапы же будут такие:

1.Заправка кровати.

2. Чистка зубов.

3. Одевание спортивной формы.

4. Укладка встрепанных волос.

5. Приведение в "боевое состояние" швабры с тряпкой и демон­
страция процесса мытья квадрата пола 2x2 метра с последующим
полосканием тряпки и повторным обертыванием ею швабры.

На всех этапах учитывается время и правильность выполнения задания. Чтобы по поводу "правильности" не возникло споров, нуж­ны предварительные "показательные выступления". Т. е. перед каж­дым конкурсом вам лично надо продемонстрировать, как правильно встряхнуть простыни или выдавить из тюбика пасту. Эта игра бу­дет, с одной стороны, формой предъявления единых организацион­но-бытовых требований, с другой стороны, методом диагностики реальных умений детей, с третьей стороны, способом тренировки этих умений.

Так же потренироваться можно, если поиграть в "армию". Эту игру можно провести днем в палатах мальчишек. Им надо предло­жить испытать себя на готовность к солдатской жизни. А для этого всем надо лечь, закрыть глаза, а потом после вашего сигнала за одну минуту встать, одеться и привести кровать в образцовый вид. Мыть руки с мылом и чистить зубы на время не надо.

В дальнейшем можно повторять по утрам подъем "по секундоме­ру". Но изредка, чтобы игра не превратилась в настоящую казарму.

Если после таких игр и тренировок у вас останутся дети, не справляющиеся с "вроде бы элементарными вещами", то их следует взять под личный контроль и помогать им каждое утро. Ругать или стыдить таких детей бессмысленно - от этого у них не прибавится ни ловкости, ни скорости.

А что касается разнообразия в проведении утренних режимных моментов, то только разбудить детей можно более чем ста способа­ми. Среди них:

- громко включить ритмичную музыку;

- пощекотать каждого за ушком, сказав ласково: "Вставай, Сол­
нышко, утро уже на дворе";

- сымитировать крик петуха;


 

- криками "Караул! Беда!" изобразить панику (так Пончик раз­
будил Незнайку во время полета на Луну);

- принести настоящий горн и звонко протрубить в него;

- войти с ведром воды и, позвякивая об него металлической
кружкой, шутливо объявить: "А вот водой холодной поливаю!
Кому водички холодненькой?";

- хлопнуть три раза в ладоши и торжественно произнести:
"Вставайте, господа, вас ждут великие дела!";

- заговорщическим шепотом встревожить всех: "Скорее, скорее,
а то опоздаем!";

- организовать в коридоре джаз-рок-банду;

- хитро объявить: "Кто сейчас последним подойдет ко мне, тому я
чего-то не дам!" (не дать можно "персональное рукопожатие");

- проскрипеть голосом робота: "Внимание, экипаж, начинаем
выход из состояния летаргического анабиоза. На счет "раз"
всем громко сказать: "Хрю-хрю"";

- громко и заливисто засмеяться, причитая: "Ой, не могу! Ой,
сейчас лопну от смеха!";

- предложить такую услугу: "А кто здесь самый маленький? Кто
боится ножки с кровати спустить? Кого на ручки взять?";

- продекламировать стих: "Я пришел к тебе с приветом...";

- дотронуться каждому до плеча и обратиться по имени: "Вста­
вай, Саша, уже пора".

Можно разнообразить до бесконечности и утреннюю зарядку. Хотя упражнения будут вроде бы те же самые, их можно по-разно­му объявлять и объяснять.

Можно придумать комплексы: "морской", "индейский", "психо­больничный", "гладиаторский", "космонавтский", "тили-мили-трям-ский".

Можно сопровождать упражнения стихами в модном стиле рэп: "Упражненью просто "класс" Научу сейчас я вас. Руки вверх поднять всем нужно И похлопать ими дружно..."

Можно разминаться под баянную музыку, договорившись при этом с баянистом о ежедневном обновлении его репертуара.

Можно вручать за лучшее выполнение зарядки переходящий вым­пел - соревновательность порой стимулирует детей лучше всего.

Можно по-разному расставлять детей: в колонну, кругом, в ли­нейку, квадратом.

Можно менять места проведения зарядки.

Главное - вызвать у ребят любопытство: "А что будет на заряд­ке сегодня?"


 




Внести разнообразие в то, что называется "утренний туалет", наиболее сложно. Но и здесь можно нарушить монотонность, вклю­чая в это время бодрую музыку, под которую хочется двигаться: се­годня - песни Вячеслава Добрынина, завтра - композиции Майкла Джексона.

В общем, при желании можно все сделать не так, как всегда. Только делать все это надо с самыми добрыми намерениями. Пото­му что разнообразие ради разнообразия и во имя разнообразия -это очень изощренное издевательство над детьми. Если вы сами с утра в злом настроении (например, по причине регулярного вожат-ского недосыпания) и при этом вы "по-новому" проводите утрен­ний сбор отряда, детям не станет радостнее и веселее. Потому что самое важное для детей утром - ваша добрая улыбка, ваше привет­ливое обращение, ваше "настроенное на оптимизм биополе". Про­ведите за пять минут до подъема маленькую аутогенную тренировку. Скажите себе:

- Я с радостью встречаю новый день!

- Я бодр и свеж!

- Меня ждут сегодня приятные заботы!                           ,

- Я хочу улыбаться!

- Я люблю своих непослушных детей!
Многие пробовали. Помогает!

Утро и вечер - это две противоположности.

Эта истина банальна, так же как и вытекающее из нее следствие: задачи, которые решает вожатый с детьми утром, не похожи на за­дачи, которые он решает вечером.

Увы, противоположности способны меняться местами. И поэто­му порой в некоторых лагерях некоторые вожатые начинают в пос­ледний час перед сном решать те задачи, которые вообще-то принято решать утром. То ли оттого, что они сами - поклонники ночного образа жизни, то ли потому, что им просто не жаль детей, эти вожа­тые превращают самое окончание дня в яркое шоу с хохотом, виз­гом, с взрывами эмоций и всплесками двигательной активности.

Извините за еще одну банальность: этого делать нельзя!

Да, после ужина часто проходят "юморины" и дискотеки. Да, после ужина может состояться общелагерный веселый праздник. Но как минимум за 30-40 минут до сигнала "Отбой" всякая шумная де­ятельность должна завершиться и уступить место занятиям тихим,


плавным, успокаивающим. А иначе дети просто не уснут, а если и уснут, то сон их будет тревожным и беспокойным.

Последний вечерний час лучше оставить только для двух "ме­роприятий": вечернего сбора отряда и вечернего туалета.

Сбор отряда может состояться на том отрядном месте, что вы оборудовали "на природе". Во время этого сбора можно разжечь ма­ленький костерок. Считается, что нужен такой сбор для разговора о прожитом дне, для анализа взаимоотношений в коллективе. Вероят­но, в отрядах старших ребят именно так и следует поступить. Но в отрядах малышей из этого может ничего не получиться - опыта кол­лективного анализа жизни у них нет, а главное - нет еще и потребно­сти в этом. Поэтому вечерние посиделки у костра с малышами можно превратить в "Вечер сказок". Для этого надо взять интересную книгу и фонарик. Книга должна быть неизвестна ребятам и лучше всего -одна на всю смену. Т. е. каждый день вы будете читать страничек по 10, и каждый день останавливаться на "самом интересном месте". Кстати, оказание "помощи" вам в несении книги к костру может стать одной из форм поощрения и даже - наградой. Но можно и не читать книгу, можно рассказывать сказки и истории "живьем", и тоже с "про­должение следует". Вечер, костер, небо, деревья, звезды и сказки - все это ни один нормальный ребенок не променяет на "Спокойной ночи, малыши".

А перед тем, как уйти, можно провести маленькую игру. Мож­но заявить: "Я хочу сказать пять "Спасибо" тем ребятам, которые этого заслужили сегодня больше всех. Как вы думаете, кого я хочу поблагодарить и за что?" Пусть ребята попробуют угадать - это будет маленький тренинг внимательного отношения к другим лю­дям и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить "спа­сибо" при всем отряде.

А еще ребята любят, когда вожатый под гитару поет песни. Если вы вдруг умеете играть, подарите ребятам то, что они любят, т. е. песню. Но только одну! В крайнем случае - две. Если же не умеете играть, то порадуйте ребят какой-нибудь приятной информацией относительно завтрашнего дня.

Закончить сбор отряда можно тихой речевкой-стихотворени-ем. Например, такой:

День отшумел,

И, ночью объятый,

Лагерь зовет уснуть.

Доброй вам ночи, наши девчата,

Доброй вам ночи, наши ребята.

Завтра нам снова в путь.


 





И после этого можно спокойно уйти с отрядного места и при­ступить к вечернему туалету.

Сбор отряда можно провести и не в природных условиях, а в родном корпусе. В этом случае все будет точно так же, лишь менее романтично.

Тематические дни в обилии существовали в прошедшую эпоху: рыбный день - в столовых, донорский день - в учреждениях, еди­ный политдень - в воинских подразделениях. Сверяя свой шаг с по­ступью державы, пионерские лагеря тоже организовывали дни, посвященные одной теме: День Мира, День Советского Союза, День Солидарности, День советско-болгарской дружбы. В процессе орга­низации этих дней обнаружилось, что такие дни существуют и во всем остальном заграничном мире: День пожилых людей, День за­боты о младших братьях. День некурения. Поэтому с окончанием эпохи тематические дни из жизни лагерей не исчезли.

Удобство такого дня прежде всего организационно-содержа­тельное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. Логика дня выстраивается сама собой; тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что-то спортивное, что-то познаватель­ное, что-то трудовое, что-то творческо-конкурсное, что-то из раз­говорного жанра и еще какой-то ритуал. Например, если планировать День леса, то программа дня будет такой:

1 . "Зоологические забеги" (что-то спортивное);

2. Викторина "Загадки леса" (что-то познавательное);

3. Конкурс поделок из природного материала "Природа и фан­
тазия" (что-то творческое);

4. Операция "Помощь другу" по очистке леса от консервных
банок (что-то трудовое);

5. Церемония закапывания этих банок (какой-то ритуал);

6. Беседа "Человек - дитя природы" (что-то из разговорного
жанра).

При организации любого другого дня алгоритм останется тем же. Может измениться только очередность. И может что-то доба­виться. Например, просмотр кинофильма. Например, танцевально-игровая программа. Например, концерт заезжего полупрофессионального коллектива. Поэтому тематический день


можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каж­дый раз новый.

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточ­но накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано.

А еще тематический день позволяет внести "что-то свеженькое" в скучные оргмоменты. Ведь и подъем, и утренняя зарядка, и убор­ка территории тоже становятся тематически нацеленными. В резуль­тате появляются на свет "конкурс на лучшую фазенду" вместо уборки палат, "смотр индейских войск" вместо зарядки, "процедура заправ­ки топливом" вместо полдника.

Таким образом получается, что тематический день - замечатель­ная организационно-педагогическая находка. Только вот дети не всегда могут по достоинству оценить это взрослое изобретение. Больше всего их не удовлетворяют две вещи: чрезмерная заоргани-зованность, необходимость подчинения своего поведения жесткой логике дня и "бедность ассортимента" - из смены в смену во всех лагерях детям предлагается один и тот же набор: День именинника, День сказок, День леса и День Нептуна. Если взрослые находят воз­можность избежать этих двух опасностей, то тематические дни охот­но принимаются детьми. А для этого надо при составлении программы всегда учитывать, что хочется детям. И надо предла­гать такие дни, которые интригуют своей нетрадиционностью. Хотя бы на уровне названия. Когда несколько лет назад перед детьми вста­вал выбор: День сказок или День Мексиканского Сериала, - они всегда отдавали предпочтение южно-американскому колориту, даже зная, что им придется "работать на ранчо".

Обычно на одну лагерную смену приходится 3-4 тематических дня. Но вы при желании можете сделать тематическим хоть каждый день. Вот возможные темы:

День аномальных явлений,

День цветов,

День здоровья,

День Древней Греции,

День Эдуарда Успенского,

День рекордов Гиннесса,

День смеха,

День эволюции человечества,

День индейца,

День проказ и приколов,

День страхов и жуткостей,


 





День дождя,

День спорта,                                              \

День Киевской Руси,

День Уолта Диснея,

День девочек,

День мальчиков,

День изысканных удовольствий,

День капитализма,

День веселой политики.

А еще банный день и родительский день. Даже если идея орга­низации тематических дней вас не вдохновила, от этих двух дней вы никуда не денетесь.

(Зонный день

Чем младше дети, тем больше проблем возникает с организаци­ей помывочного процесса в банный день. Если вы думаете, что ваши малыши умеют самостоятельно мыться, вы глубоко заблуждаетесь. Во-первых, потому что дома большинство из них принимает ванну, а в лагере, как правило, работает душ. А во вторых, когда они дома трут себя губкой или мочалкой - это скорее игра, а не настоящее смывание грязи. Поэтому и не спрашивайте: "Ребята, кто из вас дома моется сам?" Все равно никто не признается, что ему помогает мама или папа. Лучше, не задевая самолюбия ребенка, по-матерински позаботиться о нем. А для этого нужно сделать следующее.

Сразу после завтрака объявите конкурс "Говорящего чемодана". Пусть все малыши возьмут из кладовой свои сумки и чемоданы, со­берутся в игровой или в холле и устроят вместе с вами маленькую ревизию. Объясните малышам, что каждый чемодан, как и человек, любит аккуратность. Что ему бывает очень плохо, если вещи хранят­ся в нем в беспорядке. И что каждый чемодан умеет говорить, только надо услышать его язык. Попросите ребят прислушаться. Оказыва­ется, их чемоданы просят своих хозяев приготовить чистое белье: тру­сики, носочки, рубашки, - и банные принадлежности: мыло, мочалку, расческу - с этим мы пойдем в душ. А все, что не понадобится нам сегодня, давайте аккуратно сложим. Это тоже просьба чемодана. А еще давайте приготовим пакет для грязного белья, мы заполним его после душа и отдадим потом родителям. А заодно давайте проверим, нет ли в чемоданах засохших кусков хлеба, конфетных оберток, смо­листых шишек, высохших букетов. Это надо или выбросить, или (если какие-то безделушки очень дороги ребятам) положить в отдельные


пакеты. В конце конкурса самым аккуратным ребятам можно вру­чить диплом "Говорящего чемодана".

^1^^к -ч*-га.---.• .л


Еще вам необходимо сменить постельные принадлежности. Это можно сделать до конкурса, а можно и после, но, скорее всего, вам назначат время согласно графику. Заранее, задолго до этого време­ни, соберите в отдельные узлы простыни, наволочки, полотенца. Обязательно пересчитайте. Может быть, одна простыня, в которой прошлой ночью по корпусу ходило "привидение", до сих пор лежит под шкафом в игровой. А если обнаружатся не совсем сухие матра­цы, сразу вынесите их на улицу "погреться на солнышке". А после этого обратитесь за помощью к самым сильным мальчикам, только обязательно подчеркните, что они самые сильные, и только они могут вам помочь. Вместе с ними сдайте грязное и получите чистое белье. Но не спешите его раздавать. Вам и вашим ребятам в это утро еще нужно организовать генеральную уборку. Самое лучшее время для нее, по всей вероятности, сейчас, когда палаты "голые", когда видна каждая паутинка и бумажка. Дайте подробный инструктаж: как подметать, как вытряхивать, как мыть и как выжимать тряпку -для некоторых это, возможно, будет первая генеральная уборка в жизни. И лишь после "тотальной" влажной обработки тумбочек, подоконников, шкафов и пола приступайте к заправке кроватей све­жим бельем. Для этого назначьте ответственных за распределение, пусть один малыш положит на каждую кровать полотенце, другой -простыни и так далее. Не допускайте анархии, когда каждый хватает себе по 3-4 наволочки. Чтобы этого не произошло, предложите всем, кроме помощников, временно отправиться погулять. Когда же при­дет время заправки кроватей, обязательно помогите малышам. Осо­бенно трудно им бывает засунуть подушку в свежую наволочку.


 




А теперь баня. Заранее договоритесь, кто из взрослых или стар­ших ребят пойдет мыть мальчиков и девочек. Только ему предстоит включить и отрегулировать воду. Малышам надо запретить играть с кранами - они могут ошпариться или, наоборот, плескаться под ледя­ными струями. Самый лучший способ запретить - это сиять краники после того, как вы отрегулировали воду. Обязательно, хотя бы один раз, намыльте каждого ребенка. А потом каждому помогите насухо вытереться персональным полотенцем. Проверьте, не завелись ли у кого-то в голове насекомые. А когда будете покидать баню, заберите всю оставшуюся одежду: кто-то обязательно забудет майку или носок. Вернувшись в корпус, сразу организуйте просушку полотенец и моча­лок. И напомните, куда и как надо сложить грязную одежду.

А самым замечательным сюрпризом для ребят после бани был бы горячий чай. Некоторые, кстати, любят баню именно за этот чай. Поэтому не лишайте малышей такого удовольствия.


Если вы не знаете что делать, посмотрите на картинку.



Само собой, играть в футбол или строить песочный город через 10 минут после душа нецелесообразно, т. е. нельзя. Целесообразно, т. е. можно, делать прически и маникюр, читать книжки и играть в настольные игры. А еще - разговаривать "за жизнь", как это делают после бани большие мужики.


Шофер управляет большим многотонным самосвалом. Мозг управляет руками, ногами и прочими органами. Премьер-министр управляет правительством и государственной экономикой. Вожак-горилла управляет стаей.

Как видите, вопрос об управлении возникает не только в отно­шениях между людьми. Он появляется там, где есть сложная техни-Р ческая, биологическая, политическая или любая другая система, где необходима согласованность действий отдельных частей, механиз­мов, особей, органов, где без управления невозможно сохранение целостности системы, невозможно достижение результата, во имя которого система образовалась.

Ваш отряд - это тоже "сложная система", можно его назвать и "единым организмом". В нем много самостоятельных "частичек", каждая со своими волей, характером, жизненным опытом, привыч­ками и ценностями. И все эти "частички" находятся по отношению друг к другу в состоянии симпатии или антипатии, дружбы или не­нависти, и, более того, постоянно происходят процессы, приводя­щие к изменению как частичек, так и отношений между ними.

Этой "системой", этим "организмом"' нужно управлять, иначе начнется рассогласованность, разрушение и в дальнейшем "нереа­лизация функционального предназначения". На простом языке это означает: ссоры, драки, невыполнение планов, несоблюдение режи­ма дня и в итоге - всеобщая подавленность и испорченный отдых.

Управлять отрядом поручено вам, и вы должны четко осозна­вать: "Зачем это нужно?" и "Как это делается?". На первый вопрос ответ уже прозвучал: от вашей компетентности в управлении зави­сит, будут ребята дружить или ссориться, насколько интересной будет отрядная жизнь и с каким чувством ребята уедут из лагеря. А со вторым вопросом попробуем разобраться обстоятельно.

За много-много лет природа и человеческое общество вырабо­тали разные приемы, способы и механизмы управления. Среди них самым простым является "прямое управление". В отряде оно могло бы осуществляться так. Каждый ребенок непосредственно контро­лируется и направляется в своих действиях лично вами. Вы опреде­ляете для каждого ребенка режим дня и набор занятий. В случае, если у ребенка возникли затруднения, он обращается сразу к вам.

Такой способ управления возможен только теоретически. Что­бы его реально применить в отряде, потребовалось бы всех детей поселить в отдельные комнаты, запретить им без вашего позволе­ния общаться между собой, лишить их права на самостоятельные


 




решения и действия и при этом рассчитывать на безукоризненное и моментальное выполнение ваших требований.

Не совсем такое, но нечто подобное некоторые вожатые все же пытаются практиковать в отрядах. При этом они обращаются не к отдельным ребятам, а ко всему отряду в целом, словно отряд - это одно нераздельное существо. Внешне это выглядит примерно так:

"Отряд, слушай мою команду, всем чистить зубы... приступить к завтраку... сходить в туалет... немедленно спать..." Если кто-то не ощущает себя клеточкой единого организма и не желает безапелля­ционно поступать "как все", вступает в действие система разнооб­разных наказаний: от моральных до физических.

Увы, такая система управления вполне реальна, и, как доказы­вает горький опыт человечества, всегда находились желающие реа­лизовать ее в масштабах чуть больших, чем один отряд. Но если в армии или на заводе такой способ управления еще как-то можно оправдать боевой задачей или производственной необходимостью, т. е. конечной целью, то в детском отряде конечный результат (от­дых и удовольствие) отрицает подобные управленческие экспери­менты. Каждый вожатый, берущий на себя роль "прапорщика" или "маленького диктатора", оказывается в ситуации, когда процесс управления осуществляется ради самого управления, а не ради де-'тей, не во имя развития личности каждого ребенка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.