|
|||||
оргперчод 5 страницами. Дети должны быть чем-нибудь заняты! Осознайте это главное требование к вашей работе, примите его к выполнению, и вам гарантирована благосклонность руководства и благодарность родителей. Остается только выяснить, чем можно занять ребенка. К сожалению, для отдельных вожатых этот вопрос решается исключительно просто: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Ну и что, что дети целый день смотрят видеофильмы, - они же не стекла бьют. Ну и что, что они, не выходя из палаты, играют в карты, - они же никому не мешают. И чем плохо, если отряд в полном составе подстригает маникюрными ножницами газон перед столовой. Если рассуждать таким образом, можно оправдать абсолютно любые формы занятости. И те, которые отупляют. И те, которые развращают. И те, которые просто абсурдны. Недальновидность, негуманность такого подхода не всегда очевидна, и поэтому он живуч, он здравствует во многих лагерях. Бороться с ним трудно, так как он не противоречит социальному заказу родителей в отношении лагеря. Бороться с ним очень трудно, так как он постоянно подпитывается инертностью нашего мышления, склонностью "облегчить себе жизнь". Такой подход не преодолеть административными мерами, более того, он как раз и расцветает в тех лагерях, где административные меры в почете. Преодолеть его можно только одним способом: путем изменения каждым вожатым своей установки на работу: не "занятость ради занятости", а "занятость ради детей". Иными словами, обеспечивая занятость детей, нужно предложить детям занятия, способствующие их развитию и росту. Иными словами, каждый раз придумывая, чем бы занять детей, ответьте на вопрос, чем это занятие может быть детям полезно. Из полезных, развивающих занятий и должен складываться основной период лагерной смены. (Основным периодом в лагере называют дни, следующие сразу за оргпериодом и предшествующие заключительному периоду.) Найдите несколько десятков таких занятий - они и будут составлять содержание основного периода. Только не забудьте в список этих занятий включить... 1. Спортивные игры с мячом. 2. Прогулки в лес за грибами, ягодами, цветами. 3. Танцевально-дискотечные программы. 4. Познавательные игры-викторины. 5. Купание и загорание на пляже. 6. Оказание трудовой помощи соседним сельхозпроизводите 7. Беседы на "жизненные" темы.
8. Прикладные занятия с бумагой, пластилином, природным 9. Чтение книг. 10. Длительные экскурсии и походы. 12. Маленькие представления-драматизации. 13. Трудовые операции по наведению чистоты, сбору лекар 14. Занятия в художественно-прикладных кружках. 15. Сидение у реки с удочкой. 16. Творческие конкурсы. 17. Легкоатлетические соревнования. 18. Просмотры телевизионных программ и мультфильмов. 19. Военизированные игры "на местности". 20. Разучивание и исполнение новых песен. Теперь вам остается равномерно распределить эти занятия по дням основного периода - так, чтобы происходило чередование разных видов деятельности. Теперь вам остается придумать этим занятиям яркие названия - такие, которые разбудят детское любопытство и вызовут желание участия. Теперь вам остается все эти занятия организовать. А в промежутках между занятиями шутите с детьми, сердитесь на детей, хвалите детей, наказывайте детей, разговаривайте с детьми, молчите с детьми - в общем, живите вместе с ними обычной жизнью. А это, пожалуй, самое сложное - жить одними интересами и заботами, одной жизнью вместе с детьми. Каждый ребенок, постигающий в школе премудрости родного языка, скажет, что "творческий конкурс" - это словосочетание, состоящее из двух слов: существительного "конкурс" и прилагательного "творческий". Конкурс - это соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы, т. е. коллективы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Часто за конкурсом наблюдают зрители, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за перипетиями борьбы. Эти отличительные признаки ставят в один ряд и конкурс пианистов
им. П. И. Чайковского, и конкурс "Мисс Очарование", и конкурс юных свекловодов и кролиководов. Деятельность разная, а правила и законы организации тождественные. Поэтому то отрядное дело, в котором есть элементы соревновательности, зрелищности и чествования победителей, можно назвать конкурсом: - "Конкурс мастеров заправки кроватей", - "Конкурс по сбору лекарственного сырья", - "Конкурс на самого лучшего прыгуна через табуретку". организовать как конкурс. Если включить механизм сравнения-конкуренции и заготовить в обилии похвалы и подарки, то конкурсом можно сделать абсолютно все: от утренней чистки зубов до вечерней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения туалета. Нужно только посмотреть, насколько это целесообразно и педагогически обоснованно. Синонимами слова "конкурс" могут быть слова "турнир", "бой", "поединок", "схватка", "ристалище" и т. д. Прилагательное "творческий" понимается как "нестандартный", "оригинальный", "не имеющий аналогов". Когда эти два слова встают рядом, то они обозначают, что участники соревнуются, не во "все равно какой" деятельности, а лишь в той, которая имеет оттенок креативности. (Это импортное слово в русском языке соответствует слову творчество). Творческий конкурс - это состязание в творческом выполнении какой-то работы. Поскольку не всякую работу можно и нужно выполнять творчески, то и количество творческих конкурсов несколько меньше, чем просто конкурсов. В жизни загородного лагеря творческий конкурс -одна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как: "Конкурс актерского мастерства", "Конкурс градостроителей из песка", "Конкурс поделок из природного материала", "Конкурс шумовых оркестров", "Конкурс врунов имени барона Мюнхаузена". Во всех этих делах детям нужно проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу этого творческий конкурс - не только приятное для детей времяпрепровождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. Как правильно организовать творческий конкурс, можно рассмотреть на одном примере. А этим примером пусть будет "Ромашка" - самое-самое часто проводимое отрядное дело. "Ромашкой" его назвали потому, что для организации требовался вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборотной стороне белых лепестков надписывались задания творческого характера, которые детям предстояло выполнить. Дети отрывали лепесток, знакомились с заданием, готовились и демонстрировали результат. При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха: 1. Интересные задания. 2. Красивое оформление. 3. Материальное обеспечение. 4. Музыкальное сопровождение. 5. Находчивый ведущий. 6. Компетентное жюри. 7. Эмоциональные зрители. 8. Исполнительные помощники. 9. Подготовленные команды. Последовательность ваших действий при организации "Ромашки" будет такой: 1. Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено заранее, то есть рисуете и выстригаете из ватмана большой красивый цветок, придумываете и надписываете на лепестках задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете "сцену" и "зал", определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды. Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется: "Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: "Попрыгайте, как кузнечики", -это будет неравноценно. Примерно так же, как если бы на спортсоревнованиях одни бежали стометровку, а другие - толкали ядро. Это разные дисциплины и оцениваться должны каждая по своим критериям. Поэтому задания в "Ромашке" должны быть равноположенные. Если у одних: "Изобразите сценку "Хирург на операции", то у других: "Изобразите сценку "Вор в чужой квартире". Если у одних: "Прокрякайте песню "Стюардесса по имени Жанна", то у других: "Прогавкайте песню "Ах, Леха, Леха..." Если типов заданий несколько, то их надо разместить на лепестках разного цвета: на синих - задания на сочинение стихов, на красных - задания на исполнение песен, на белых - танцевальные задания и т. д. Кроме этого, задания изначально должны быть творческими. Если вы напишите на листочке: "Спойте какую-нибудь песню" или: "Прочитайте стихотворение", - это ни капельки не гарантирует творческий характер исполнения. Ребята споют песню "Поручик Голицын" и прочтут фрагмент из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз - Красный нос". Ни способности к импровизации, ни склонности к фантазированию при выполнении таких заданий не требуется. Поэтому предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полетность мысли. 2. Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех буду 3. А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдох 4. Затем команды отрывают лепестки у ромашки (не забывайте: дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь. 5. Как только все будут готовы, начнется кульминация всего 6. После выполнения всеми первого задания можно предложить 7. А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы, 8. На заключительном слове и вручении подарков можно было Вот теперь действительно все. Если вы удивлены, почему так много внимания уделено одной "Ромашке", то знайте: это сделано сознательно. Мы хотим, чтобы , вы всегда следовали одной простой истине: "Успех в любом деле зависит от мелочей!" А по тому алгоритму, который расписан для "Ромашки", можно организовать и десятки других творческих конкурсов: "Конкурс инсценированных анекдотов", "Вечер рекордов Гиннеса",
"Конкурс непрофессионального мастерства", "Аукцион талантов", "Конкурс витражистов", "Кинофестиваль", "Конкурс частушечников", "Дурэстафета", "Конкурс рекламного плаката", "Мультлото", "Конкурс "Маленькая Баба-Яга", "Парад космических войск", "Конкурс видеоклипов", "Комический цирк", "Конкурс рисованных фильмов", "Сказочный винегрет", "Конкурс танцевальных импровизаций", "Вечер в клубе детективов", "Конкурс инсценированной колыбельной песни" и просто "КВН". Как подсчитал один особо настойчивый любитель творческих конкурсов, всего их существует 3729. В предыдущей главе несколько раз говорилось, что победителей положено награждать. Это утверждение совсем не означает, что у вас, как у Деда Мороза, должен быть бездонный мешок с подарками. Награждать нужно, награда - это своеобразная оценка детских усилий, поощрение за труды, стимул к дальнейшей работе. Но награждать можно по-разному. Конечно, ни один ребенок не будет против, если ему вручат игрушку, настольную игру, конструктор, набор фломастеров, альбом, переводную картинку или книгу, то есть ценную вещь, изготовленную промышленным способом или изданную в типографии. Такие призы у вас должны быть. Но к ним отношение должно быть рационалистическим, если не сказать - экономным. Эти награды, как ордена, должны вручаться только за особые заслуги, за победу в самых главных отрядных делах. Если вы будете раздавать игрушки и книжки направо и налево, вы их просто обесцените в глазах ребенка. Еще существует денежное вознаграждение. До последних лет считалось, что это - сугубо взрослая форма поощрения. Но, как выяснилось, дети тоже не возражают, когда им вместо пупсика или рассказов В. Бианки вручают денежную премию. Возражают против этого как раз взрослые. Если вы сможете перешагнуть через эти "дорыночные" стереотипы и предрассудки, то выдайте детям деньги. Если, конечно, они у вас есть, но это уже другая проблема. Но ни игрушки, ни тем более деньги не занимают в рейтинге популярности подарков высшую ступеньку. По крайней мере, в нашем Отечестве. У нас и среди вожатых, и среди детей больше котируются
продукты питания. Если вы сможете наградить ребенка батончиком "Спикере", бутылкой "Пепси" или вафлей с гордым названием "Куку-руку", он будет, увы, счастлив. Тем более что эта награда состоит как бы из двух: из самого продукта и из яркой обертки. Последняя будет сохранена до конца смены, если ранее ребенок не обменяет ее на другую ценную, с его точки зрения, вещь. Если нет возможности раздаривать импортные экзотические шоколадки, можно с не меньшим успехом вручать продукцию местной пищевой промышленности: конфеты, мороженое, печенье, леденцы, сладкие пироги, жевательные резинки, торты, а также банки со сгущенным молоком и коробки с чипсами. Но если вы принципиально не хотите соперничать с родителями, бабушками и дедушками в одаривании ребенка нужными и ненужными вещами, если вы сознательно не желаете олицетворять собой щедрого и благотворительного спонсора, если вы твердо придерживаетесь убеждения, что лучший подарок - это тот, который изготовлен своими руками, или если у вас просто нет готовых призов, то сделайте награду сами. Или откройте "фабрику сувениров" и изготовьте подарки вместе с детьми. Медали, например, изготовляются так. Из плотного ватмана вырезается круг. Из цветной бумаги вырезается еще один круг меньших размеров. Второй круг наклеивается на первый, а сверху с помощью того же клея прикрепляется вырезанная из старой открытки, вкладыша или фантика шуточная картинка. Добавьте к этому нитку или тесьму - и медаль готова. По-другому медали делаются с помощью копировальной бумаги и фломастеров. Через копирку на твердый альбомный лист переводится картинка, затем очерчивается круг, заготовка вырезается и раскрашивается. Плюс нитка или тесьма - и медаль готова. Если вы не знаете, какую картинку выбрать, используйте те, что нарисованы в этой книжке. Еще есть такая технология изготовления медалей. Аккуратно разрезается пустой тюбик из-под зубной пасты, жесть с помощью молотка распрямляется, и на ней методом чеканки наносится изображение. Как всегда, добавляется нитка или тесьма. Есть и другие способы сделать медаль: впилить из фанеры лобзиком круг и выжечь специальным прибором картинку; выстричь из плотной фольги кружок и нанести на нем рисунок иголкой; вырезать заготовку из кожи и украсить ее полосками от "елочного дождя". А если вам нужна шуточная медаль, вы ее можете изготовить из круглого тонкого ломтика вареной колбасы. Другим видом награды может служить памятный диплом. Он -родственник "почетных грамот", в обилии раздававшихся детям в лагерях в предыдущую эпоху. Только он менее официозен, более жизнерадостен. Процесс изготовления прост. Альбомный лист или лист цветной бумаги (лучше всего бархатной) складывается пополам как книжечка. На обложке выводится надпись "диплом", внутри пишется текст: кому, за что и когда этот документ вручен. Слово "диплом" надписывается фломастером, а еще лучше, если вырезается из бумаги другого цвета и наклеивается как аппликация. Могут быть и другие рисунки и аппликации. Главное, чтобы в них был вкус и эстетика. А шрифт, который вы используете, обязательно сделайте игровым, веселым - подсмотреть его можно в заголовках этой книги. Если все сделано аккуратно, с юмором, дети обязательно увезут награду после смены домой. Великолепные красочные подарки получаются из воздушных шаров. Шарик - уже сам по себе - хороший предмет дарения, это доказал еще Винни-Пух в день рождения ослика Иа. Но шарик можно превратить в мордочку симпатичной собаки или в голову забав-
5-3278 ного человечка. Для этого из разноцветной бумаги вырезаются глаза, уши, рот, волосы и осторожно наклеиваются на тонкую кожицу. А к веревочке прикрепляется записка с приветствиями, поздравлениями и пожеланиями. Если же вы запасаетесь природным материалом, то в вашей мастерской могут быть изготовлены такие произведения сувенирного искусства: - лавровые венки из трав; - открытки, сделанные с использованием засушенных листьев и - кубки, плетенные из соломки и бересты; - плоские камешки, раскрашенные масляными красками; - ожерелья из шишек и орехов. Перечень возможных подарков-самоделок безграничен. Каждый материал, будь то бумага или шерсть, стекло или ткань, дерево или целлофан, обладает удивительными свойствами. Если их знать и если овладеть техникой работы с различными материалами, то можно ни разу не повториться: каждый момент награждения будет сопровождаться новыми подарками. А привлечение детей к этой работе не только высвободит ваше время (создание призов - трудоемкий процесс), но и разовьет в первую очередь самих детей. Ведь принимая детскую помощь во время изготовления подарков, вы создаете условия для формирования в ребятах усидчивости, аккуратности, художественного вкуса, воображения; эти качества - предпосылка и результат хорошей работы. А еще вы учите дарить свой труд другим и получать от этого радость. Награда, которую можно потрогать, рассмотреть, сохранить на память, - это всегда приятно. Но ведь награда может быть и непредметной. И при этом не менее приятной. Например, аплодисменты в честь победителя. Или скандирование его имени всем отрядом. Или подбрасывание героя к потолку. Или "прилюдный" поцелуй самой красивой девочки. Конечно, можно оспорить, что все перечисленное - не награды, а просто знаки внимания. Но если они нравятся победителю, если благодаря им в душе ребенка рождается чувство гордости за себя, если он ощущает ситуацию успеха, значит, это не менее ценно, чем медаль или коробка мармелада. Поэтому подобные "излияния чувств" стоит организовывать и как элемент ритуала вручения памятного сувенира, и как самостоятельное моральное поощрение. Недопустимо только "переусердствовать" в подобных выражениях признательности. Дети часто не чувствуют границу и меру и могут запросто довести награждаемого до слез. Но удержать ребят от излишеств в ваших силах. У подобных нематериальных наград есть еще один недостаток: они быстро кончаются. Что остается после рукопожатий и рукоплесканий? Поэтому почести можно продлить. Например, объявить, что предстоящий обед или ужин будет не простой, а в честь победителя. При этом ему предоставлено будет право сквозь строй торжественно выстроившихся одноотрядников первым войти в столовую. Кстати, предоставление победителю особых прав и привилегий - это тоже вид вознаграждения. Еще в далекие средние века рыцарям за великие заслуги разрешалось не снимать при короле шляпу или сидеть от него по правую руку во время пиршества. Конечно, награждать победителя конкурса правом лежать на кровати в ботинках или привилегией не убирать вместе со всеми территорию -не самая умная находка. Но ведь есть и другие права: - на дополнительные пять минут купания; - на ношение в течение дня почетной переходящей кепки; - на бесплатное посещение видеофильма; - на поднятие отрядного штандарта на утреннем сборе отряда; - на занесение имени победителя в "книгу героев". - каждое утро вставать с правой пятки левой ноги; - ходить в рубашке наизнанку; - есть суп ножом и вилкой; - не стричь ногти, пока те сами не обломятся; - дышать через нос в любое время дня и ночи. Конечно, эти привилегии бессмысленны, но сам процесс их торжественного объявления всегда вызывает буйное веселье.
В былые годы у пионеров существовали и такие награды: "фотографирование у развернутого знамени", "запись в книгу почетных ленинцев", "вывешивание портрета на доске "Равнение на правофланговых". Сказать, что в этих формах поощрения нет никакого смысла, нельзя. Ведь и сегодня многие взрослые дяди почитают за счастье сфотографироваться рядом со звездой мексиканского кинематографа. Поэтому взять на вооружение "доски почета" и "книги памяти" стоит, только при этом нужно зарядить их доброй долей иронии и игры. А еще среди нематериальных наград есть исполнение песни по заказу победителя и исполнение его сокровенного желания. А еще есть письменная благодарность ребенку и благодарственное письмо родителям. Но, наверное, самой "особой" наградой является слово "спасибо". Произнести это слово можно как элементарную дежурную вежливость, но можно и раскрыть его "потаенный смысл". Ведь когда вы благодарите ребенка, вы тем самым признаетесь, что его игра, творчество, работа доставили вам лично удовольствие, духовное наслаждение, что он подарил вам мгновения истинной радости. Нужно, чтобы ребенок осознал, принял эту мысль. И если в дальнейшем он будет работать не только ради популярности и награды, а и ради улыбок друзей - это будет вашей педагогической победой. Но еще большей победой будет, если кто-то из ребят неофициально подойдет к победителю и искренне пожмет ему руку. Ну и уж совсем вы будете молодец, если ваши победители будут подходить к побежденным и благодарить их за интересную борьбу, за удовольствие от состязания с таким сильным конкурентом. Не утешать, не злорадствовать, а благодарить. Но как этого добиться - это уже другая проблема. Дети порой соревнуются между собой в эрудиции. "Соревнуются" - это от природы: от щенячьих игр и петушиных боев. "В эрудиции" - это от человеческого общества: от культа знаний, от авторитета образования, от престижа кругозора. Дети соревнуются в эрудиции спонтанно. Они просто хвастают друг перед другом. "А ты знаешь, из чего делают изюм? А вот и не знаешь! Его из булочек выковыривают". Взрослые тоже соревнуют- ся в эрудиции и тоже хвастаются. Только делают это сознательно. Взрослые вообще отличаются сознательностью и целеустремленностью. Для них намного важнее результат, а не процесс. Наверное, поэтому они выступили с инициативой: соревноваться по правилам и определять победителя. Так возникли "викторины", "интеллектуальные игры", "эрудиционы", "турниры знатоков" и еще много чего другого с разными названиями, но единой сущностью: все это -специально организованные соревнования в эрудиции. Взрослые участвуют в них сами и активно вовлекают детей. Дети, поскольку они любят соревноваться, охотно принимают предложение соревноваться по правилам. Вы в этом сможете убедиться сами, если вынесете на рассмотрение отрада идею проведения познавательной викторины. Самое главное в организации викторины - правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила вы выберете, определится и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры. Если за основу вы возьмете правила клуба "Что? Где? Когда?", у вас будет одна команда из шести человек, сидящая кружком в центре в окружении зрителей-противников, придумавших накануне вопросы. Если ваша викторина будет похожа на "Счастливый случай", то команд будет уже две по четыре человека в каждой, а вопросы придется заготовить вам. Ну, а если вы придумаете свой вариант правил, то вполне возможно, что участниками игры-викторины станет весь отряд, а команд не будет вовсе - будет индивидуальное первенство. Придумывать правила (иными словами "сюжет", или "форму игры") самому очень рискованно. Если вы не учтете какую-то мелочь, которая приведет к конфликту, благородная цель обратится в свою противоположность. Вместо радостного времяпрепровождения вы получите испорченное настроение, вместо сплочения отрада - разобщенность и затаенную на вас, как главного провокатора, обиду. Поэтому, если у вас нет опыта разработки интеллектуальных игр, лучше воспользоваться уже проверенными и испытанными заготовками. Тем более что сегодня все каналы телевидения потчуют нас еженедельно самыми разнообразными состязаниями в эрудиции. Только за последние годы появились на экране и исчезли с него: "Звездный час", "Брейн-ринг", "Шаробан", "Кино-шанс", "Зигзаг удачи", "Великолепная семерка", "Ключ к успеху", "Угадай мелодию", "Своя игра", "Проще простого", "Колесо истории", "Полундра", "О, счаст-личик". А какие еще передачи возникнут и, быть может, исчезнут накануне вашей поездки в лагерь - этого, наверное, не знает и само телеруководство. Проводить свою игру по мотивам телевизионной предпочтительно еще и потому, что ребятам не придется долго объяс-
|
|||||
|