Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гладышев С. 2 страница



4) продолжение внутренней борьбы со своими сомнени­ями по поводу присоединения к группе;

5) ненависть к тем кандидатам, кто решил иначе (не стал входить в группу) и, возможно, в будущем окажется прав.

Помимо механизма естественного образования первич­ных маргиналов, возможно формирование вынужденных от­щепенцев, когда человек, исходно оказавшийся в ядре обще­ства, ради сохранения свободы своей личности предпочита­ет выделиться из формирующейся толпы. Примером такого выбора может послужить судьба Александра Галича, жизнь которого разделяется на две абсолютно непохожие полови­ны. Вначале он был известен как успешный элитарный творческий интеллигент, обласканный советской властью. Но после того как цензура за короткий период времени

22                       Как выжить в толпе и остаться самим собой

«зарубила» три его талантливые, но несколько вольнодум­ные пьесы, он выбрал для себя позицию откровенного мар­гинала, предпочтя жизнь свободного, пусть и подпольного, барда подгонке своего творчества в идеологические рамки власти толпы.

К вынужденной маргинализации человека может под­талкивать и роль, отводимая ему в толпе ее лидерами. В любой группе всегда складывается какая-то иерархия, и кому-то неизбежно достается место «у параши». Не желаю­щие мириться с таким положением, но не обладающие до­статочным влиянием для повышения своего места в иерар­хии также становятся вынужденными маргиналами. Воз­вращаясь к международной политике, обнаруживаем, что именно это сейчас происходит с Россией в отношениях со странами Запада.

Дополнительно к этому можно упомянуть и действие таких психологических факторов дифференциации обще­ства на толпу и маргиналов, как искажение восприятия «чужих» «своими» и подтверждающее поведение первых этого противопоставления. Говоря простым языком, полу­чается, что люди толпы воспринимают непохожего на них человека необъективно. Это приводит к тому, что в их по­ведении появляется некоторое предубеждение против та­кого оригинала, которое заставляет его нервничать, «дер­гаться», подтверждая тем самым предположения толпы о своей «ненормальности». В «Социальной психологии» Дэвида Майерса описаны эксперименты, из которых сле­дует, что если мы в человеке видим что-то необычное, то воспринимать дальнейшее его поведение будем необъек­тивно. Так, например, «студентам предлагали просмотреть видеозапись читающего человека. Они смотрели с боль­шим вниманием, когда об этом человеке сообщалось нечто необычное: что он — пациент онкологической клиники, гомосексуалист или миллионер. В этих случаях испытуе­мые обнаруживали у него такие особенности, которым

Часть 1. Маргинал в обществе

другие наблюдатели, не получавшие дополнительной ин­формации, не придавали значения; в результате оценки испытуемых выглядели преувеличенными». Вдобавок к этому такая необъективность усиливается эффектом под­тверждающего поведения. Когда человек ощущает себя чем-то отличающимся от окружающих и уверен в том, что они обращают на это внимание, его поведение часто ста­новится неестественным, что только усиливает восприятие людьми его необычности. В итоге чуждость маргинала тол­пе воспринимается ее членами субъективно значительно сильнее, чем есть для этого объективное основание.

В результате действия этих и других механизмов обще­ство оказывается разделенным на сплоченную толпу и раз­розненных маргиналов, составляющих в совокупности ма­лозначимое меньшинство. Дистанция реальных различий между ними увеличивается (схема 2) по сравнению с пер­вичной структурой, изображенной на схеме 1.

Применяемая мною наглядно-образная модель образо­вания толпы и маргиналов не означает, что я веду речь о

Как выжить в толпе и остаться самим собой

небольших замкнутых обществах, каким, к примеру, явля­ется население деревни в двадцать дворов. Такая упрощен­ная модель позволяет выпукло проанализировать психоло­гические механизмы и индивидуальные характеристики, продолжающие действовать и тогда, когда человек из нашей «деревни» попадает в многоликую среду большого города. Если это человек толпы, то где бы он ни оказался, в какую бы ограниченную группу людей он ни попал бы, везде он будет искать толпу, с которой можно было бы слиться.

Кому-то из читателей, возможно, покажется, что людей, которых я называю маргиналами, в обществе давно приня­то называть аутсайдерами. Не могу согласиться с идентич­ностью этих понятий, так как, несмотря на этимологию слова «аутсайдер», которая действительно их роднит, в об­ществе аутсайдерами привыкли называть отстающих, по­следних, неудачников, вкладывая в это понятие пренебрежи­тельно-презрительное отношение окружающих. Тем самым делается акцент на нахождение человека на одной стороне общества — сзади по отношению к направлению его движе­ния. Маргиналы же в равной степени могут быть и впере­ди, и по бокам. Именно поэтому я более склонен использо­вать менее затасканное и не столь испорченное негативным контекстом слово. Хотя, следует признать, что и слово «мар­гинал» уже начинают использовать совершенно не к месту, называя им различных экстремистов, любителей эпатажа или откровенных отбросов общества. Для того чтобы избе­жать подобной путаницы, я обращаю внимание читателя на то, что настоящий маргинал не выносит двух состояний: на­ходиться в толпе и следовать какой-либо моде (более под­робно эти аспекты маргинальности будут рассмотрены в следующих главах книги). Поэтому называть какого-нибудь экстравагантного человека, не вылезающего из различных богемных тусовок и меняющего свою форму и содержание вслед за изменением моды на эпатаж — вчера он был пан­ком, сегодня анархист, а завтра станет геем, — будет невер-

Часть 1. Маргинал в обществе

но. Этот человек является типичным человеком толпы, нуждающимся в ее атмосфере как в наркотике, а его непо­хожесть на окружающих ни о чем не говорит. Либо он ори­ентируется на толпу эпатажных личностей, подражая им, либо на толпу обывателей, противопоставляя себя ей. В любом случае внутренний мир и внешнее обличье такого человека определяется какой-либо толпой. Истинный же маргинал является таким, какой он есть, независимо от су­ществующей в толпе моды. Иногда мода толпы меняется так, что маргинала по внешности оказывается трудно от нее отличить, но это совпадение — исключительно временное явление, так как толпа вслед за изменчивой модой и даль­ше будет дрейфовать, а маргинал где был, там и останется. Правда, и маргиналы тоже меняются по жизни, но эти пе­ремены обусловлены законами развития их неповторимых личностей, а не влиянием окружающей толпы. Так что мы имеем два независимых друг от друга дрейфа — моды тол­пы и вкусов маргинала, которые могут время от времени и пересекаться. Маргинала уместно сравнить с кошкой, кото­рая гуляет сама по себе.

Толпу эпатажных людей можно назвать маргинальной, так как их поведение сильно отличается от принятых в об­ществе стандартов, но это не бу­дет означать, что она состоит из маргиналов, так как из истин­ных маргиналов толпа даже тео­ретически не получится в силу их психической природы. Маргинальность толпы экстреми­стов лишь обозначает их дистан­цию от толпы обывателей. По­этому надо четко усвоить, что маргиналы и маргинальные толпы являются различными социально-психологическими явлениями и первые никогда не будут входить во вторые. Иногда в публицистике можно встретить мысль о том, что

Как выжить в толпе и остаться самим собой

во главе толпы может оказаться маргинальная личность. Те маргиналы, которых я описываю в данной книге, в принци­пе никогда не смогут оказаться в какой бы то ни было тол­пе: ни в хвосте, ни в голове, ни в центре.

Выводы и рекомендации

Данная книга может оказаться полезной значительно большему количеству членов нашего общества, чем это мо­жет показаться на первый взгляд. Если истинных маргина­лов в обществе не так уж и много (несколько процентов), то к ним добавляются вынужденные маргиналы — вполне обычные, но свободолюбивые люди. А это еще несколько процентов населения. Они в данной книге смогут найти как объяснение своим проблемам во взаимоотношениях с дру­гими людьми, так и ценные советы, способные сгладить конфликтность их жизни.

Кроме этих двух групп психологически сильных людей, есть еще сломленные и нереализованные маргиналы, кото­рые и рады были бы проявить свое индивидуальное своеоб­разие, но либо не решаются на это, либо делают это дест­руктивно (алкоголь, наркотики и другие виды саморазруше­ния), либо просто не знают, как это можно было бы сделать без чрезмерного напряжения своих сил и отношений с ок­ружающими людьми. Доля этой группы людей в обществе составляет 5—10%.

И, наконец, ложные маргиналы. Если кому-то из них надоел показной эпатаж ради привлечения внимания к себе окружающих людей и он начинает чувствовать в себе силы и желание освободить свою личность от психологи­ческих цепей толпы, то здесь он найдет рецепты, как это сделать.

Часть 1. Маргинал в обществе                                                 27

ПРИРОДА ТОЛПЫ

Суть вопроса

Толпа общества, о которой идет речь в данной книге, и уличная толпа, знакомая каждому из нас, — родственные явления. Члены уличной толпы, разойдясь по домам, не перестают быть людьми толпы. Практически все их поведе­ние так или иначе диктуется природой толпы, даже если они в одиночестве ковыряются на грядках своей дачи или сидят перед телевизором. А природа толпы по своей сути эмоциональна. Проявляется это в том, что эмоциональные поля людей, составляющих толпу, объединяются в одно ги­гантское биополе, генерирующее синхронные волны. И че­ловек в толпе уже не в состоянии испытывать какие-то эмо­ции, отличные от эмоций толпы. Он счастлив, когда толпа прыгает от радости, и рыдает вместе со своими соседями.

Эмоциональная природа толпы имеет один очень серь­езный недостаток, заключающийся в том, что за эмоции в нашей психике отвечают очень древние в эволюционном плане мозговые структуры. Все те отделы мозга человека, которые возникли впоследствии и, собственно, сделали нас гомо сапиенсами, в толпе отключаются, из-за чего проис­ходит временная деградация психики человека, становяще­гося в своем поведении и сознании примитивом. И чем умнее человек, попавший в толпу, тем сильнее он теряет, опускаясь до уровня психики самых примитивных ее чле­нов. А так как самые малоразвитые умы в толпе чувствуют себя наиболее уверенно (они ведь мало что в своем «неан­дертальском» интеллекте потеряли), то именно из их чис­ла и выдвигаются лидеры толпы.

Примитивизация психики людей, оказавшихся в толпе, приводит их к тому, что они начинают проявлять самые негативные стороны своей сущности: безответственность,

Как выжить в толпе и остаться самим собой

жестокость, аморальность, агрессивность, преступность и пр. Человек, оказавшись в толпе, способен совершить по­ступок, на который он никогда бы не пошел в одиночку.

Толпа современного общества, благодаря высокому уров­ню развития средств массовой информации и коммуникации, существует всегда и везде. Если ранее житель отдаленного ху­тора оказывался в вынужденной изоляции от остального об­щества, то вынужден был жить своей самостоятельной жиз­нью. Лет двести назад толпа возникала только тогда, когда люди собирались физически на ограниченном пространстве. В наше же время подавляющее большинство населения на­ходится в непрерывном контакте с остальным обществом, что приводит к его полному подчинению природе толпы.

Аргументы

Понятие толпы обычно ассо­циируется прежде всего с уличной толпой, представление о которой у многих людей сформировалось не понаслышке. Насколько обо­снованно объединять такой соци­ально-психологический фено­мен, как уличная толпа, с рас­смотренным выше сплоченным большинством общества? На мой взгляд, основанием к этому может послужить такое явление, как не­совместимость большинства мар­гиналов и уличной толпы. Дело в том, что маргиналы обычно не просто не хотят сливаться с уличной толпой, скажем, по идей­ным соображениям, — им это не под силу чисто по психофи­зиологическим причинам, даже если бы они этого сильно

Часть 1. Маргинал в обществе                                                 29

желали. Настоящий маргинал в уличной толпе испытывает жуткий психический дискомфорт, заставляющий его бе­жать от нее «куда глаза глядят». Лучше всего об этом ска­зал Мопассан: «Впрочем, я еще и по другой причине испы­тываю отвращение к толпам. Я не могу ни войти в театр, ни присутствовать на каком-то публичном празднестве. Я тотчас начинаю ощущать какую-то странную нестерпимую дурноту, ужасную нервозность, как если бы я изо всех сил боролся с каким-то непреодолимым и загадочным воздей­ствием. И я на самом деле борюсь с этой душой толпы, ко­торая пытается проникнуть в меня. Сколько раз я говорил, что разум облагораживается и возвышается, когда мы су­ществуем в одиночку, и что он угнетается и принижается, когда мы перемешиваемся с другими людьми... Качества разумной инициативы, свободной воли, благонравного размышления и даже понимания любого отдельного чело­века полностью исчезают с того момента, как индивидуум смешивается с массой людей» (цит. по: Московичи С. Век толп). Подобное отношение к толпе высказал и Сомерсет Моэм: «Истеричность окружающего мира мне претит, и нигде я не чувствую себя так одиноко, как в толпе, охва­ченной бурным весельем или столь же бурным горем».

Я уверен в том, что вправе отождествлять сплоченное ядро общества с уличной тол­пой, так как именно люди, его составляющие, оказываясь на площади, легко формируют эту самую толпу. А раз так, то мож­но быть уверенным и в том, что любой человек, органично сли­вающийся с уличной толпой, сохраняет в себе соответствую­щую психику человека толпы и вне ее, проявляя эти свои особенности в обычном поведении лишь в менее выраженной форме. Человек толпы остается

Как выжить в толпе и остаться самим собой

таковым даже в условиях взаимодействия с каким-либо от­дельным человеком без посторонних лиц. Когда люди рас­ходятся после митинга, толпа не перестает существовать — она лишь переходит из уличной формы в скрытую. А рас­смотрение феномена уличной толпы именно благодаря сво­ей чрезмерной утрированности во всех психологических проявлениях позволяет нам хорошо понять психическую природу человека социального большинства.

Природа уличной толпы прежде всего эмоциональна. В «Социальной психологии» Дэвид Майерс приводит дан­ные, из которых следует, что: когда в толпе другие люди нахо­дятся близко, они более склон­ны обращать внимание на смех или аплодисменты окружаю­щих и присоединяться к ним; массовидность увеличивает возбуждение — у плотно рас­положенных людей кровяное давление и пульс выше, чем у разреженной толпы. Говоря проще, человек в толпе воз­буждается и через механизм подсознательного восприятия эмоционального поведения окружающих людей начина­ет им подражать. Благодаря этому толпа начинает генери­ровать волны синхронных эмоций, захватывающих всех ее членов. Такое эмоциональное заражение работает так быстро, что рассудочное сознание просто не успевает вмешиваться в поведение человека. Человек в толпе глу­пеет на глазах, так как у него оказывается блокирована деятельность наиболее развитой части психики, но до­статочно медлительной. В такой момент толпа начинает напоминать мозг в состоянии эпилептического припад­ка, когда нервные клетки коры, обычно разряжающиеся более-менее хаотично, вдруг по какой-то причине синх­ронизируют свои разряды, и человека начинают корчить клонические судороги при полностью отключенном со-

Часть 1. Маргинал в обществе

знании, так как деятельность центральной нервной сис­темы оказывается абсолютно расстроенной.

Эволюционно более древние структуры мозга, объеди­няющие человека с животными, захватывают, благодаря своему быстродействию, контроль над поведением человека. Именно поэтому происходит примити­визация толпы, когда ее кол­лективный интеллект начинает определяться наименее разви­тыми интеллектуально и куль­турно людьми. С. Московичи в своей книге «Век толп» писал: «Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и ра­зумным образом, но они же ста­новятся безнравственными и неразумными, когда собира­ются вместе. ...В социальной ситуации люди... не обнару­живают своих лучших качеств. Даже напротив! ...уровень чело­веческой общности стремится к низшему уровню ее членов... нет оснований говорить, что дей­ствия и мысли сводятся к «сред­нему», они скорее на нижней от­метке... в сообществе первые ста­новятся последними».

Так получается, что чем ум­нее человек, тем больше он те­ряет в своем разуме, оказавшись в толпе, и, как следствие, становится неуверенным по срав­нению с примитивами, которые в толпе чувствуют себя «как рыба в воде». Эта растерянность умных людей, которых даже в спокойном состоянии обычно мучают интеллектуальные и

Как выжить в толпе и остаться самим собой

моральные сомнения, порождает их ориентацию в толпе на тех, кто ведет себя более уверенно. Но так как наиболее уверенными в толпе оказываются самые примитивные ее члены, то понятно, почему тол­па склонна своими лидерами выбирать откровенных недоум­ков. Поведение умного человека в толпе можно было бы условно передать такими рассуждения­ми: «Я сейчас не могу из-за недо­статка информации и времени на размышления принять взвешен­ное решение. Но вот этот малый со скошенным лбом и чугунным подбородком выглядит доволь­но уверенно, что, очевидно, сви­детельствует о том, что он в дан­ной ситуации разбирается мно­го лучше меня. Ведь я точно так себя веду именно в тех ситуаци­ях, в которых хорошо разбира­юсь. А раз так, то буду во всем полагаться на его компетент­ность». И невдомек ему при этом, что этот пресловутый со­сед обладает совершенно дру­гой психикой и столь уверен в себе и скор в принятии решений именно в силу своей ту­пости, а не предполагаемой у него компетенции!

Но даже если человек в толпе попытается призвать ок­ружающих к рассудку, его просто никто не услышит в силу отключенности «размышлятельных» структур своего мозга. Несколько лет назад я оказался в любопытной ситуации, которая ярко высветила мне этот эффект. Тогда в Москве на день города (1997 г . ) было организовано на Воробьевых го-

Часть 1. Маргинал в обществе

pax шоу Жана Мишеля Жарра, собравшее чудовищную по размерам толпу. Так получилось, что очень многие люди, придя к Главному зданию МГУ и увидев страшную давку на смотровой площадке, недолго думая, развернулись и стали «уносить ноги» от этого жуткого столпотворения. Другие же стремились в это место с явным опозданием. Поэтому на улице Косыгина, от смотровой площадки Воробьевых гор и до станции метро «Ленинский проспект» (станция «Универ­ситет» к тому времени была блокирована), образовались два встречных непрерывных людских потока. Те, кто уходил от ужаса на Воробьевых горах, шли молча и мрачно, а спеша­щие туда вовсю веселились в предвкушении праздника. Вдруг со стороны веселой колонны от большой группы мо­лодых людей раздался громкий девичий возглас, пытаю­щийся перекричать гомон своих подвыпивших спутников: «Ну, подумайте вы, наконец-то! Ведь не случайно они отту­да уходят!» Никто на ее биения просто не обратил внима­ния. Как было мне ее жаль! Вот уж действительно — глас во­пиющего в пустыне, то бишь в толпе, что, впрочем, равно­значно, если он не попадает в резонанс общего настроения. Очень интересной, хотя и сильно утрированной иллю­страцией этого механизма может послужить описание Конрада Лоренца в книге «Аг­рессия» одного эксперимента. В нем изучалось поведение ано­нимных стай, «типичный при­мер которых нам дают рыбы в мировом океане. Внутри такого скопления нет ничего похожего на структуру; никаких вожаков и никаких ведомых — лишь гро­мадная масса одинаковых эле­ментов. Несомненно, они вза­имно влияют друг на друга; не­сомненно, существуют какие-то

2. Зак. 282

34                       Как выжить в толпе и остаться самим собой

простейшие формы «взаимопонимания» между особями, составляющими эти скопления. Когда кто-то из них заме­чает опасность и спасается бегством, все остальные, кто может заметить его страх, заражаются этим настроением. Насколько широко распространится такая паника в круп­ном косяке, окажется ли она в состоянии побудить весь косяк к повороту и бегству — это сугубо количественный вопрос; ответ здесь зависит от того, сколько особей испу­гались и насколько интенсивно они удирали. Так же может среагировать весь косяк и на привлекающий стимул даже в том случае, если его заметила лишь одна особь. Ее реши­тельное движение наверняка увлечет в том же направле­нии и других рыб, и снова лишь вопрос количества, позво­лит ли себя увлечь весь косяк.

Чисто количественное, в определенном смысле очень демократическое проявление такой «передачи настроений» состоит в том, что решение дается косяку тем труднее, чем больше в нем рыб и чем сильнее у них стадный инстинкт. Рыба, которая по какой-то причине поплыла в определен­ном направлении, вскоре волей-неволей выплывает из ко­сяка и попадает при этом под влияние всех стимулов, по­буждающих ее вернуться. Чем больше рыб выплывает в од­ном и том же направлении, тем скорее они увлекут весь косяк; чем больше косяк — а вместе с тем и его обратное влияние, — тем меньшее расстояние проплывают его пред­приимчивые представители, прежде чем повернут обратно, словно притянутые магнитом. Поэтому большая стая мел­ких и плотно сбившихся рыбок являет жалкий образец не­решительности.

Эрих фон Хольст , изучавший речных гольянов, как-то удалил одной-единственной рыбе этого вида передний мозг. Гольян без переднего мозга выглядит, ест и плавает, как нор­мальный; единственный отличающий его поведенческий признак состоит в том, что ему безразлично, если никто из его товарищей не следует за ним, когда он выплывает из

Часть 1. Маргинал в обществе

стаи. Таким образом, у него от­сутствует нерешительная «огляд­ка» нормальной рыбы, которая, даже если очень интенсивно плы­вет в каком-либо направлении, уже с самых первых движений обращает внимание на товари­щей по стае: плывут ли за ней и сколько их, плывущих, следом. Гольяну без переднего мозга это было совершенно безразлично; если он видел корм или по какой-то другой причине хотел куда-то, он решительно плыл туда, и, представьте себе, вся стая плыла следом. Искалеченное животное как раз из-за своего дефекта стало несомненным лидером». Вот так на примере рыбок ста­новится понятно, почему к власти иногда приходят откровен­ные идиоты. Главное, что нужно лидеру толпы, — маниакаль­ная уверенность в правоте своих решений. Именно на этом построен механизм манипуляции толпой с помощью специ­ально обученной группы людей: — клаки. Это провокаторы, которые под руководством своего «режиссера» энергично по­дают окружающим пример требуемого манипулятору поведе­ния, заражая их своей наигранной эмоцией.

В природе уличной толпы важен и такой момент, что эмо­циональное заражение ее членов оказывается незаметным для них самих. Вся рассматриваемая нами сейчас логика механиз­мов существования толпы остается на уровне подсознания ее членов. Вместо того чтобы осознать свое поглупение, человек в толпе склонен считать именно себя творцом всех ее реше­ний. С. Московичи пишет, что в толпе обнаруживается инте­ресный феномен, когда каждый ее член не просто делает то, что не стал бы делать наедине с собой, но «...каждый считает себя причиной того, чему он является лишь следствием, голо­сом там, где он только эхо». Так как решение принимается

2*

Как выжить в толпе и остаться самим собой

коллективным биополем, состо­ящим из эмоциональной энер­гии каждого, то все члены тол­пы ощущают себя его авторами. Вполне возможно, что одной из причин преобладающего (по сравнению с остальными миро­выми религиями) распростране­ния в наше время ислама являет­ся регулярное концентрическое паломничество, когда милли­оны мусульман со всего мира со­бираются в Медине и Мекке в огромную толпу и заражаются энергией религиозного фанатиз­ма (исходя из того, что в этой толпе паломников религиозные фанатики наиболее сильны в эмоциональном отношении и, следовательно, определяют ее настроение). В других же рели­гиях существует большое количе­ство святынь, разбросанных по миру, паломничество к которым не привязано к определенным датам, что не способствует кон­центрации паломников по месту и времени в чудовищные толпы. Правда, и Ватикан вслед за мусульманами в последнее время оценил эффективность огромных толп в вопросах оболванивания людей и все чаще устраивает массовые шоу по образу и подобию рок-концертов, на сцене которых цар­ствует главный шоумен — Римский Папа. Видно, опыт фа­шизма и сталинизма католики усвоили отлично.

Потеря независимости личности человека в толпе приво­дит к такой ее особенности, как преступная безответствен-

Часть 1. Маргинал в обществе                                                 37

ность. Здесь можно снова провести аналогию с анонимной стаей. Она дает каждой особи безопасность на том основа­нии, что подавляющее большинство хищников неспособно охотиться в условиях множественности целей — жертва дол­жна быть одна, для того чтобы ее можно было схватить. В противном случае у хищника «глаза разбегаются». В челове­ческом обществе происходит то же самое, так как система правосудия тоже способна работать только персонально. Нет в юрисдикции механизмов, позволяющих судить толпу. У человека в толпе появляется ощущение безнаказанности, и на поверхность в его психике выходят мотивы, ранее подав­ленные совестью и страхом перед возможным возмездием. Дэвид Майерс в «Социальной психологии» приводит та­кой пример преступной безот­ветственности толпы: «В 1967 г. 200 студентов университета Ок­лахомы собрались посмотреть на своего товарища-студента, угро­жавшего спрыгнуть с башни. Они стали скандировать: «Прыгай, прыгай...» Он прыгнул и разбил­ся насмерть».

Анализируя жизнь современ­ного цивилизованного общества, начинаешь понимать, что все че­ловечество постепенно превраща­ется в одну огромную виртуаль­ную толпу. Западное общество (а в России, следует признать, равня­ются в основном на Запад) фор­мирует толпу через навязывание людям однотипного или даже сте­реотипного образа жизни, мыш­ления, восприятия, системы цен­ностей. Все это необходимо для

Как выжить в толпе и остаться самим собой

повышения эффективности и снижения затратности процес­са управления толпой через СМИ за счет устранения необ­ходимости реализовывать несколько разнообразных подхо­дов (об индивидуальном подходе к каждому маргиналу речь, понятное дело, даже и не идет) к населению. В этой транс­формации общества в единообразную толпу заинтересована не только государственная власть, но и крупный бизнес, так как он для решения своих маркетинговых задач использует те же медиа-каналы и те же медиа-технологии.

С помощью современных СМИ толпа может образо­ваться из физически уединенных людей. Так, например, антисербский психоз населения стран НАТО (или антиирак­ский в США) лучше всего демонстрирует поведение совре­менной виртуальной толпы. Власть через средства массовой информации, тенденциозно оперируя фактами и откровен­ными домыслами (например сказками о 100 тысячах якобы убитых мирных косовских албанцев), эмоционально накру­чивает население для получения от него через систему оп­росов общественного мнения одобрения своей внешней по­литики. Но когда население заводится, эмоциональное со­стояние толпы выходит из-под контроля власти. И тогда уже власть оказывается заложницей сформированного ею общественного мнения, лишаясь свободы политического и дипломатического маневра. Чтобы сохранить доверие сво­их возбужденных избирателей, власти приходится идти на самые крайние по своей деструктивности действия, так как толпа в своем настрое никогда не удовлетворится полуме­рами, а тем более конструктивным компромиссом с вопло­щением зла, нарисованным воспаленным воображением. И если раньше в физической толпе механизмами эмоциональ­ного заражения ее членов были невербальные проявления эмоционального состояния людей, воспринимаемые под­сознательно, то в виртуальной толпе непосредственный контакт заменяется «сочными» репортажами с места собы­тий СМИ и искусно подобранными видеорядами.

Часть 1. Маргинал в обществе                                                 39

Выводы и рекомендации

Во-первых, каждому читателю, заинтересовавшемуся данной книгой, будет полезным обратить внимание (если он не сделал этого прежде) на свое психологическое состо­яние и поведение в условиях уличной толпы. Если вы обна­ружите в своей душе неприятные ощущения, эмоциональный гнет извне, то знайте, что это она пытается бороться с биополем толпы за свою свободу. В этом случае вам следует по возможности реже оказываться в местах массового скопления людей, в противном случае будете расходовать значительные физические и психические силы на сопро­тивление. Это обычно приводит к серьезной усталости после подобных мероприятий, требующей длительного восстановления.

Во-вторых, если обстоятельства вас все-таки вынуди­ли оказаться в толпе, старайтесь по возможности замк­нуться в себе, отгородившись от окружающих психологи­ческим барьером. А чтобы не привлекать своим неадекват­ным поведением других людей, старайтесь наблюдать за происходящим вокруг вас с неподдельным интересом. Ис­пользуйте возможность изучить своего противника, уви­деть в развернутом виде все то, что вы читали и слышали о толпе прежде.

В-третьих, попытайтесь проанализировать свою дистан­ционную связь с остальным обществом. Подумайте о том, как и по каким информационным каналам или через непо­средственные контакты своих представителей толпа пыта­ется воздействовать на вас, побуждая к определенным дей­ствиям или мыслям. Уже одно осознание того, что кто-то пытается манипулировать вами конкретным способом, дает вам возможность уйти из-под удара. Каждый свой посту­пок, каждое решение проверяйте, действительно ли этого хочет именно ваша душа, или же оно является эффектом чьего-то постороннего влияния.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.