![]()
|
|||||||
Другие временаДругие времена В памяти старожилов мрачный след оставил поход отступающих по Ангаре колчаковцев, когда войска прошли и через Заледеево, забирая у населения продукты и лошадей. В истории села, написанной в 2007 году, читаем следующее: «Есть версия, что колчаковцам пришлось зимовать на Ангаре, так как они шли бечевой и не успели выйти до заморозков». «Ледяной» поход от Красноярска до Забайкалья третьей колонны отступающей армии Колчака зимой 1920 года вошёл в историю Белого движения как героический, сейчас опубликовано немало исторических свидетельств об этом событии, обросшем мифами ещё в те годы. И далеко не героическим было это нашествие в глазах ангарцев, в том числе жителей Заледеево и Чадобца.
Семья Кулаковых в Бодайбо. Юлия – крайняя слева. Фото из фондов Кежемского историко-этнографического музея им. Ю. С. Кулаковой
Когда в 1926 году семья вернулась на Ангару, девушку отправили учиться в Канск в школу избача и ликвидатора неграмотности (1926–1927 гг.). После учёбы активистку Юлю направили избачом в деревню Проспихино, где она работает в нардоме (народном доме) избачом-книжником, обучает неграмотных, участвует в художественной самодеятельности. Возглавила кустовую комсомольскую организацию, в которую входила молодежь близлежащих деревень: Проспихино, Коды, Пашино, Дворца, Рожково, Сосново. Комсомольский задор не угасал потом в её душе всю жизнь. Как свидетель исторических событий первой трети ХХ века, Юлия Степановна для историко-революционного музея (так он первоначально назывался) в первую очередь начнёт собирать материалы о революционных событиях и установлении Советской власти в Кежемском районе. В 1920 году в соседнем Чадобце было организовано кредитное общество, через которое местные крестьяне могли взять сельхозорудия в долг на 1-2 года. Многие стали приобретать их в складчину, а если позволяли средства, то и в единоличное пользование. Крепкие хозяева из Заледеево также приобретали косилки, молотилки, сеялки, жатки, как оказалось, «перед кулаченьем» и в колхоз «шли не с охотой». Степан Кондратьевич Рукосуев, 1932 г. р., рассказал о своём дедушке: «Дедушка мой он в колхоз не пошёл, он уже стариком был, года-то далёкие были. Но у него забрали лошадей, коров и землю, и всё. А сам хошь идти в колхоз – иди, не хошь – дело твоё. Но само гламное было то, что поле, ну, которое он сеял, обрабатывал, его забрали в колхоз, и зерно, чё у него было в амбаре, всё выгребли. Четыре коровы было, угнали. Ничего не оставили дома. Всё подчистую. Потом… была организация, там общий амбар был, в него ходили, по килограмму давали муки. Там список составляли, допустим, Михайло, Кириллу, по килограмму муки давали. (…) Деду тоже давали. Семье. На человека по килограмму. На день килограмм. Там булка хлеба будет». А он любил сам хозяйничать, любил поля сеять, урожай собирать, лошадей, коров кормить. «А когда всё у него забрали, он всё! – как руки связали, ничего он больше не делал».
О событиях Великой Отечественной войны напоминает памятник на высоком берегу Ангары, сооружённый в память о 29 односельчанах, не вернувшихся с полей сражений. Свой вклад в изучение истории села внёс бывший директор школы деревни Чадобец Алексей Иванович Кулаков, проживающий в Богучанах: в дар селу он передал пакет фотографий всех 54 (57) человек, призванных из Заледеево в годы Великой Отечественной войны. Валентин Григорьевич Брюханов, 1931 г. р., рассказал о редком в послевоенное время поступке отца, бывшего председателем колхоза: «Война-то кончилась, всё же государству сдавали: мясо сдавали, молоко, яйца, сдавали хлеб – всё. Фронтовики только начали приходить с войны, кто без ног, кто без рук. А ребятишек надо было кормить. И тятя оставил четыреста центнеров хлеба. И приёмшицу свою выгнал. И выдавал сам этот хлеб с выдачи. Народ он спас. Мерочка така у него была, он с выдачи. А она поехала в Богучаны и нажаловалась, эта приёмшица. Приезжала комиссия с райисполкома. Отказался сдавать зерно: «Мне нужно кормить народ». А раньше такое постановление было: если колхозники тебя не отдадут под суд, судить не имели права. Вот они мутарили-мутарили, мутарили-мутарили, и дело до марта это тянулось. Собирают собрание, приехали с райкома, выставили окошки в клубе, вся деревня собралась от мала до велика, кто на окошках сидят, кто где, все кричат: – Григория Павловича мы не отдадим! Царство ему небёсно. Отстояли. Но опять сняли, но под суд-то не удалось, вот, не удалось». В 1954 году произошло укрупнение хозяйства: в колхоз «Заря коммунизма» с центром в Заледеево вошли Климино, Чадобец и Ленино. Первым председателем укрупнённого колхоза стал Брюханов Александр Долматьевич из деревни Климино, после него – Брюханов Абросим Матвеевич, тоже из Климино, затем Брюханов Александр Трофимович, Попов Иван Павлович. В 1957 году сельсовет из Чадобца перевели в Заледеево. Первым председателем исполкома Заледеевского сельского Совета был Брюханов Иван Данилович, секретарём – Рукосуева Октябрина Михайловна, затем: Брюханов Валентин Иванович, Руденко Лийви Вольдемаровна, Рукосуев Иван Павлович, Савостьянов Анатолий Иванович, Гнатышин Степан Иванович, Антоненко Петр Васильевич, Концевой Виктор Алексеевич, Глушков Виктор Владимирович, Старыгина Нина Александровна. Сегодня Заледеевский сельсовет, на территории которого в 2015 году проживало 1284 человека, объединяет три населённых пункта – Заледеево, Климино, Чадобец.
|
|||||||
|