Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Старинные традиции



Старинные традиции

Дома строились из кондового леса, выросшего на «солнцепёшных» склонах. Сосна бралась спелая, со звоном, устремлённая ввысь, с прозрачной жёлтой корой. Из такого дерева и дом получался основательный, здоровый.

       Привлекательный образ деревни создают также общерусские и ангарские культурные традиции. Радостно, с размахом праздновали в Заледеево Масленицу. «На конях каталися, гуляли четыре дня, с четвярьга начинают, и до воскресенья гуляное было время. Съезжались также из деревень с чужих на Масленку гулять. По дяревне на конях катались друг за другом. На санях, кошевы раньше были. Красиво коней наряжали: шаркунцы, кисти были. Каки-то тоже брякают, как медные. Вот и назывались шаркунцы. Да, да! А они такие кругленькие, брякали, колокольцы. Лентами наряжали коней».* Чем не картина Кустодиева во всём блеске русской зимы?!

       «В Заледеевой всегда Пасху праздновали, всегда. К Пасхе платье новое шили. Хоть из холшшовятины, покрасишь чем-нибудь, обошьёшь чем-нибудь, ленточкой какой. Стряпали паски из яичек, с молочного. В церкву ходили. Утром уже в церкву идут, а домашние дома остаются. В церкви освятишь и домой несёшь. Утром уже стреляли, кода начинает солнышко всходить, и начинают стрелять. Три раза только стреляют – не больше. И провожали в Вознесеньев день – тоже три выстрела давали. Да и во Дворце так же было, и в Монастыре так же, да по всем деревням так было.

       Придём как с пасхальной, из церквы, и начинаем на стол ставить. Сразу яйцо, паску режут. А потом шаньги эти, пироги каки испекём. Ягодны пироги всяки – всё было. Грыбны пироги настряпают, из рыжиков. Красну рыбу добывали – это всё ведь было.

       Первый день по гостям не ходили. А назавтра уже празднуют, сговариваются, собираются. Тут и гармошка, тут и пляска, тут и пенье. Пасху неделю праздновали, с воскресенья до воскресенья».*

В деревне своей часовни не было, заледеевцы перебирались через реку к соседям в село Чадобец, где в 1761 году открылся церковный приход, а в 1790 году была построена каменная церковь. Народ в Чадобце был гостеприимный, на службы в церковь съезжались прихожане со всех окрестных деревень. Во время съезжих праздников все находили приют и угощение, так как традиционно престольные праздники сопровождались застольями и их непременными спутниками на Ангаре – песнями. И когда после революции культивировались другие песни, деревня, как считали старожилы, обеднела, как будто душу из неё вынули. Состояние угасающей песенной традиции одна жительница Заледеево выразила по-своему: «Счас у нас деревня как убита».

Ещё в Заледеево жили сказки и сказочники. Мария Васильевна Красножёнова, фольклорист, этнограф, музейный работник из Красноярска, во время экспедиций по Енисейской губернии записала 200 сказок, в том числе около десяти в деревне Заледеево. Они опубликованы в книге …, которая имеется в районной библиотеке.

       Соблюдалась в Заледеево и такая традиция, как «обход», когда односельчане делились с нуждающимися добычей, дарами тайги. «Обход назывался, что надо всем дать. На это нам господь и даёт, чтобы другим давать. Сметана, масло, ягоды, грибы. Ну, бедным давали, немощным, которые не сеяли, не пахали, не охотились, никого не было сил работать, мужиков у них не было, ребятишки, старики – вот им и раздают. Дак все так и выживали».*

На урожай местные хлебопашцы не жаловались. «Мы по многу хлеба получали, тонн по пять получали хлеба. И вот мы молотили сами. И хлеб был хороший, и мука мелкая была, хорошая. У нас хлеба помногу было». В каждой деревне непременно содержался общественный склад – мангазея, официально – хлебозапасный магазин, из которого отпускали зерно «на бедствие». «Здесь, в Заледеевой, анбар был казённый. Раньше все по мере ссыпали в него. А потом, у кого там или голод, или плохой урожай был, не собрал, сколь надо себе, по весне сход собирали, выделяли из казённого анбара, чтоб он посеял. Или погорельцы, дак оттуда давали. На бедствие».*

В Чадобском приходе была одна церковно-приходская школа и две министерских – в деревнях Заледеевой и Климиной, которые содержались за счёт крестьянской общины.

В Заледеево были развиты промыслы: гончарный, кирпичный, известковый, которые охватывали 46 человек.

       Связующим звеном между традиционным укладом жизни и новыми временами стала Арина Дмитриевна Гуржей, дочь последнего священника Кашиношиверской церкви Дмитрия Гавриловича Рожкова, которая переселилась в Заледеево из Дворца. Председатель сельского Совета того времени Виктор Алексеевич Концевой говорил об этой удивительной женщине: «К нам свет приехал». Здесь она прожила около 30 лет, но всегда тосковала по своей малой родине, по деревне Дворец. Муж её, Ананий Маркелович, не вынес разлуки с родными местами, через год его не стало. С тех пор Арина Дмитриевна жила одна в своём ухоженном домике. На столе скатерть, связанная её руками, пол устлан половиками, которые она ткала сама, на стене домашний алтарь из икон. Арина Дмитриевна сама сажала огород, выращивала овощи, припасала соленья на зиму. Дрова колола сама. В свои 89 лет лазила на крышу, чтобы починить её. Она никогда не жаловалась на трудности и, если ей помогали, благодарила всех. Вечерами по старинной традиции собирались у неё женщины. «Сидим прядём, а она вяжет и рассказывает. Она много знала».

       Арина Дмитриевна прожила тяжелую, полную лишений и страданий жизнь (см. «Дворец»). Несмотря на возраст, в душе она всегда оставалась молодой и всем, кто с ней общался, дарила свет. Она имела ясный ум, природную смекалку, обладала тонким юмором. Концевой заметил, что в селе с появлением этой женщины даже изменились отношения между людьми. Ведь бабушка Ариша, как её ласково называли в Заледеево, ежедневно, молилась за всех, за весь мир. Её также знали как народную целительницу, Арине Дмитриевне передался дар отца. Она исцеляла людей от различных недугов с помощью молитвы. Но в последнее время жаловалась, что уже «силы нет».

       Председатель сельсовета припомнил такой случай. Стояла затянувшаяся засуха, от которой изнывали и люди, и растения. Вроде бы тучи и ходили над селом, но их всё время куда-то уносило. И вот бабушка Арина вместе с другими старушками обошли всю деревню с иконами, умоляя Богородицу пролить дождь. Шествие закончили у реки, омыли иконы, еще раз помолились. И свершилось чудо: начался проливной дождь, которого люди так давно ждали и который напоил землю и измученные растения.

       Даже в преклонном возрасте она держала строгий пост, но организм не выдержал, она ослабла, заболела и больше не поднялась. Умерла она так же тихо, как и жила. Ушла из жизни в 92 года. (Руководитель: Михайлова Ирина Дмитриевна, педагог-организатор МКУ ДО ЦДОД)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.