|
|||
Текст документа 19 страницаФормула расчета класса природной пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды определяется как сумма произведения температуры воздуха (t°) на разность температур воздуха и точки росы (эта) за n дней без дождя (считая день выпадения более 3 мм осадков первым (1) днем бездождевого периода):
1 ┌ ┐ КП = SUM │t° (t° - эта)│ n └ ┘.
Статья 53.1. Предупреждение лесных пожаров
Комментарий к статье 53.1
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. 2. Часть 2 комментируемой статьи содержит перечень мер противопожарного обустройства лесов, который включает следующие меры противопожарного обустройства лесов: 1) строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкция и эксплуатация посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов. Этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен за счет мер, определенных Правительством РФ. 3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет обязанность лиц, использующих леса на основании проекта освоения лесов, на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, осуществлять меры, указанные в ч. 2 комментируемой статьи. 4. Часть 4 комментируемой статьи носит бланкетный характер и устанавливает, что противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции). 5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. 6. В соответствии с ч. ч. 6 и 7 комментируемой статьи нормативы противопожарного обустройства лесов и виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.
Статья 53.2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
Комментарий к статье 53.2
1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: 1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; 2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; 3) организацию патрулирования лесов; 4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами. Мониторинг пожарной опасности в лесах подразделяется на космический, авиационный и наземный. Территория лесного фонда РФ, на которой осуществляется космический мониторинг лесных пожаров, делится на два уровня. К первому уровню относятся территории, на которых возможно применение авиации для уточнения данных космического мониторинга. Ко второму уровню относятся удаленные и труднодоступные территории, отчетность по которым формируется исключительно по данным космического мониторинга <1>. -------------------------------- <1> См.: Приказ Рослесхоза от 25.05.2005 N 112 "О космическом мониторинге лесных пожаров".
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. 3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что по результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования. В соответствии с ч. 3 ст. 53.2 ЛК РФ, а также в целях оперативного взаимодействия по маневрированию лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования между субъектами РФ, для своевременного выполнения задач по тушению лесных пожаров Приказом Рослесхоза от 09.06.2011 N 218 утвержден Межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2011 год. 4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.
Статья 53.3. Планы тушения лесных пожаров
Комментарий к статье 53.3
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи планы тушения лесных пожаров, разработанные органами государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 ЛК РФ, устанавливают: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов. 2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи план тушения лесных пожаров подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, если предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований. 3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ устанавливаются Правительством РФ <1>. -------------------------------- <1> Постановление Правительства РФ от 18.05.2011 N 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации".
Сводный план разрабатывается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, на основании планов тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта РФ, в целях: а) оптимизации определения мест размещения и привлечения лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ; б) повышения эффективности привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения лесных пожаров; в) координации мероприятий по тушению лесных пожаров, возникающих на землях лесного фонда и землях иных категорий; г) недопущения распространения лесных пожаров на земли населенных пунктов и земли иных категорий, а также недопущения возникновения лесных пожаров из-за пожаров, возникших на землях населенных пунктов и землях иных категорий; д) обеспечения создания резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов. Сводный план утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). 5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает полномочие уполномоченного федерального органа исполнительной власти на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывать межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования. В соответствии с этой нормой Приказом Рослесхоза от 09.06.2011 N 218 утвержден Межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2011 год.
Статья 53.4. Тушение лесных пожаров
Комментарий к статье 53.4
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи тушение лесного пожара включает в себя: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара. 2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность лиц, использующих леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством лесного хозяйства.
Статья 53.5. Ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах
Комментарий к статье 53.5
Комментируемая статья допускает ограничение пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ.
Статья 53.6. Мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров
Комментарий к статье 53.6
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации. 2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством РФ. В целях реализации этой нормы Правительство РФ утверждает Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 N 376 "О чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров".
Правила устанавливают классификацию чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях чрезвычайных ситуаций в лесах. Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются на: а) чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 га в зоне наземной охраны лесов и более 200 га в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более двух суток; б) чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом значения двух и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта Российской Федерации на 50% или более превышают их средние значения за предыдущие пять лет на эту же календарную дату для данного субъекта РФ: - количество лесных пожаров в расчете на 1 млн. га площади земель лесного фонда; - доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров; - средняя площадь одного пожара; - доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда; в) чрезвычайная ситуация в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более субъектов РФ, при этом на территории каждого из субъектов РФ введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера; г) чрезвычайная ситуация в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера. 3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 комментируемого Кодекса. 4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи допускается привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Статья 53.7. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров
Комментарий к статье 53.7
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 комментируемого Кодекса, осуществлять мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины. 2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры. 3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установленном ст. ст. 30 и 33 комментируемого Кодекса.
|
|||
|