Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К. Э. Фабри



К. Э. Фабри

 

 

Среди все возрастающего числа работ, посвященных поведению обезьян, одно из ведущих мест занимают исследования, направленные на изучение стадного поведения этих, животных, особенно с целью по­иска истоков социальной жизни человека. Обзор ряда таких работ со­ставляет основное содержание и обсуждаемой здесь статьи Л. А. Файнберга.

Ни у кого не вызывает сомнения, что без привлечения данных о поведении обезьян невозможно решить' вопросы, связанные с преды­сторией антропогенеза. Однако для этого, наряду с глубокими знания­ми особенностей поведения обезьян, необходим всесторонний учет ка­чественных отличий биологических явлений и закономерностей от со­циальных, и здесь автора обсуждаемой статьи явно постигла неудача.

Прежде всего надо сказать, что приведенный обзор страдает не толь­ко неполнотой, но и односторонностью подбора и освещения исследова­ний. Не упоминается ряд фундаментальных трудов по рассматриваемым вопросам, а результаты цитируемых исследований трактуются автором субъективно, иногда даже тенденциозно. Утверждая, что новые наблю­дения над жизнью обезьян «значительно уменьшили пропасть между наиболее высокоразвитыми обезьянами и самыми примитивными из из­вестных в настоящее время гоминид» (стр. 94), что «уже в высших ти­пах зоологических объединений были зачатки некоторых форм поведе­ния и институтов, таких, как учет интересов коллектива... взаимопомощи и некоторых других» (стр. 103) и т. д., автор встает на тот умозритель­ный подход к становлению человеческого общества, против которого сам восстает, ибо заставляет читателя принять эти категоричные заявления на веру. Не могут же в этом отношении служить доказательствами, например, обстоятельно излагаемые ссылки на половое поведение обезьян, которое, как и всякое иное их поведение, всецело остается в. рамках чисто биологических закономерностей и поэтому принципиаль­но не отличается от поведения других животных. Когда же мы читаем о том, что обезьяны способны подавлять свои инстинкты, включая и половой, ради того, чтобы избежать конфликтов в стаде и сохранить мирные отношения между его членами (стр. 103), или же нас уверяют в существовании «запретов» половых связей у обезьян, то это напо­минает худшие времена «анекдотической зоопсихологии».

Не останавливаясь на всех постулатах автора, а тем более на част­ных неточностях, ограничусь несколькими замечаниями.

В аргументации автора - большое место занимают доказательства того, что жизнь в обезьяньем сообществе упорядочена, что вопреки «широко распространенным до последних лет представлениям о без­удержной и кровавой борьбе из-за самок в стадах различных видов обезьян, и в особенности гамадрилов» (стр. 97), там нет «гибельной борьбы из-за самок» (там же), и сексуальная активность самцов носит мирный характер. По позволительно спросить, из каких трудов «послед­них лет» автор вычитал описания столь «кровавых» и «гибельных» драк самцов из-за самок? Это представления не «последних лет», а времен Цукермана, т. е. начала 30-х годов, следовательно, еще до зарождения этологии как науки. Неужели автор, который берется за такую ответ­ственную тему, ничего не слыхал о мнимой борьбе, о ритуализапии по­ведения у животных, в частности обезьян? Конечно, тут нет никакого «подавления своих инстинктов», а действуют широко распространенные в животном мире поведенческие (именно инстинктивные) механизмы, возникшие в процессе эволюции как важнейшие компоненты агрессив-

ного поведения (само по себе имеющего большое биологическое значе­ние), элиминирующие истинную борьбу и предотвращающие само­истребление видов. По этим вопросам существует обширная литература.

Таким образом, автор в корне неправ, когда утверждает, что в от­ношении способности к подавлению инстинктов, включая половой, обезьяны оказываются ближе к человеку, чем это можно было предпо­лагать (стр. 97). Злополучное «подавление инстинктов» происходит у человека и животного качественно совершенно различными путями.

В статье Л. А. Файнберга содержатся и некоторые сведения о струк­туре стада и внутристадных отношениях у обезьян, особенно у павиа­нов, которых автор, видимо, дословно переводя с английского, непра­вильно называет бабуинами. Эти сведения отрывочны и далеко не отра­жают в необходимой мере современных итогов исследований и точек зре­ния разных ученых. Все же они хорошо иллюстрируют гибкость струк­туры стада у обезьян, сложность и динамичность системы соподчинения (доминирования), его зависимость от экологических факторов. Конеч­но, автор прав, когда акцентирует внимание на значении последних, так как здесь отчетливо проявляется биологическая обусловленность всего поведения обезьян.

Однако с рядом утверждений автора трудно согласиться. Так, он со­вершенно необоснованно противопоставляет доминирование и «гарем­ную» структуру стада, ибо и в последнем случае между членами сооб­щества всегда устанавливаются отношения соподчинения, т. е. домини­рования. По этой причине неправомерно и категорическое противопо­ставление внутристадных структур у разных видов павианов, а соответ­ственно и голословное утверждение, будто лишь «стадо с доминирова­нием», по терминологии Л. А. Файнберга, «обладает внутренними воз­можностями для дальнейшего развития» (стр. 102). В результате рас­суждения автора о вероятной организации стада прегоминид повисают в воздухе.

Что же касается роли среды обитания прегоминид в антропогенезе, точнее значения перехода ископаемых обезьян к жизни на открытых пространствах и возникающих при этом экстремальных условий, то я могу сослаться на прежние свои выступления в печати1.

Отмечу здесь лишь, что непонятно, почему Л. А. Файнберг усматри­вает экстремальные для обезьян условия только в «полупустыне». Эк­стремальные, если не катастрофические, условия возникли для обезьян, по всей очевидности, тогда, когда они оказывались в резко обедненной среде, каковой является степь или даже лесостепь по сравнению с тро­пическим лесом, ибо именно в густом лесу с его обилием разнокачест­венных компонентов среды развились все морфофункциональные при­знаки обезьян, особенно в сфере поведения. И только глубокие компен­саторные изменения поведения, аналоги которых мне удалось выявить у низших обезьян, смогли в столь трудных условиях спасти наших да­леких предков от вымирания. Вот здесь, по нашему убеждению, и сле­дует искать начало перехода к человеку - процесса, который ознамено­вался зарождением трудовой деятельности на основе компенсаторных форм манипуляционной активности.

____________

1 К. Э. Фабри, Обращение с. предметами у низших обезьян и проблема зарожде­ния трудовой деятельности, «Сов. антропология», 1958, т. 2, № 1; К. Е. F а b г i, Umwelt- bedingte Veranderungen und Altersunterschiede im Verhalten niederer Affen zu Gegen- standen, «Der Zoologische Garten» (NF), 1961, Bd. 26, Hf. 1/2; К. Э. Фабри, Выступ­ление на симпозиуме «Проблема грайи между животными и человеком» на VII Между­народном Конгрессе антропологических и этнографических наук, «Вопросы антрополо­гии», вып. 19, 1965; К- Е. Fabri,.l3as Verhalten der Affen zu Gegenstanden und Probleme der Menschwerdung, «Biologische Rundschau», 1965, Bd. 3, Hf. 2.

Что же касается длительности этого процесса и проблемы грани между человеком и животным, то эти вопросы недавно обсуждались на страницах журнала «Природа» 2. Как участник этой дискуссии огра­ничусь здесь ссылкой на мое выступление3.

Ошибкой Л. А. Файнберга является и.тб, что он причисляет к экст­ремальным условиям всякое содержание обезьян в неволе вообще. Если это справедливо для клеточного содержания, то далеко не всегда для вольерного (если, конечно, при этом не допускаются грубые нару­шения относительно полового и возрастного состава стада). Глубокие качественные различия в поведении обезьян, обусловленные этими столь различными условиями их содержания, мною также неоднократ­но описывались 4.

Существенно здесь то, что исключительно гибкое поведение обезьян (в частности, гамадрилов) позволяет им приспособиться к действитель­но экстремальным условиям клеточного содержания путем активного воссоздания некоторых- жизненно важных условий их жизнедеятельно­сти. Это относится как к их двигательной активности, так и к сфере об­щения. Обезьяна не остается пассивной в отношении резкого ухудше­ния условий жизни, а приспосабливается к ним, «изобретая» новые формы поведения, как в свое время образно говорил А. Н. Ссверцов. (О больших возможностях такого «изобретательства» свидетельствует и образование «традиций» у японских макак, история которых также рас­сказывается автором обсуждаемой статьи.)

Все это указывает на то, что именно трудные, экстремальные усло­вия жизни служили, очевидно, причиной глубоких преобразований в поведении обезьян, в том числе и стадном. Только такие преобразова­ния, а не просто «заимствование» уже готовых животных форм поведе­ния, могли составить содержание такого небывалого в истории живой природы ароморфоза, как появление на земле человека.

Таким образом, и в этом плане аргументация Л. А. Файнберга обна­руживает свою шаткость. И если Л. А. Файнберг оспаривает, что со­циальная организация древнейших гоминид могла возникать только в результате разрушения форм организации древних обезьян, то это положение, вопреки мнению автора, вполне соответствует современным данным, если только понимать это «разрушение» диалектически как отрицание отрицания. И по этому вопросу я ограничусь отсылкой к своим упомянутым выше публикациям.

Добавлю еще, что если, как это делает Л. А. Файнберг, искать у жи­вотных такие формы стадного поведения, которые могли бы прямо и не­посредственно стать составными частями поведения древнейших людей, то можно и не ограничиваться обезьянами. Именно так поступает, на­пример, В. Кюме5, который ставит вопрос, не является ли прообразом первобытной орды стая гиеновых собак? Ведь у этих животных суще­ствуют и разделение функций внутри стада, и совместные, согласован­ные действия во время охоты, которые к тому же перестраиваются на ходу в соответствии с изменениями в общей ситуации, особенно с уче­том действий партнеров по охоте. Мало того, вернувшись с охоты, ее участники (самцы) отрыгивают куски мяса перед щенками, самками и взрослыми самцами-сторожами, не участвовавшими в охоте. В резуль­тате вся добыча распределяется равномерно между всеми членами

______________

2 См. М. И. Урысон, Люди или животные, «Природа», 1973, № 1 и 2 (см. там же дискуссию по поводу этой статьи).

3 «Природа», 1973, № 2.

4 К. Э. Фабри, Специфические особенности и практическое значение изменения поведения низших обезъян при клеточном содержании, в кн. «Биология и патология обезьян. Изучение болезней человека в эксперименте на обезьянах. Материалы между­народного симпозиума в Сухуми, 17—22 октября 1966 г.», Тбилиси, 1966.

5 W. Kuhme. Hyanenhundrudel — Urbild der Horde? Verhaltensforschung in der Serengeti, «Umschau», 1965, Hf. 3.

 

ОТВЕТ ОППОНЕНТАМ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.