Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ю. И. Семенов



Ю. И. Семенов

 

 

Вплоть до самого недавнего времени наши знания о формах объеди­нений у обезьян были весьма скудными. Основным объектом изучения были обезьяны в неволе. Об их поведении в естественных условиях было известно в основном лишь со слов местных жителей, охотников, путешественников. Систематические исследования почти полностью от­сутствовали. С середины 60-х годов одна за другой начали появляться работы, в которых излагались результаты длительных и целенаправлен­ных наблюдений за поведением значительного числа видов обезьян в природных условиях. Новые данные сделали настоятельно необходи­мым пересмотр ряда устоявшихся представлений.

Как правильно отмечено в статье Л. А. Файнберга, факты говорят о том, что формы объединений у обезьян зависят главным образом от условий существования. Единственной ассоциацией у обезьян, которая существует всегда и при всех условиях, является группа, состоящая из самки и детенышей. Выяснилось, что, вопреки распространенному мне­нию, половые отношения у обезьян не только не определяют структуру их объединений, но даже сколько-нибудь существенно не влияют на нее. Многие исследователи, в том числе автор этого отклика, придержива­лись взгляда на так называемую гаремную семью как на всеобщую и необходимую форму объединения у обезьян Старого Света вообще, у антропоидов в частности. Новые данные заставили нас отказаться от этого взгляда. Было установлено, что гаремная семья возникает как форма приспособления к экстремальным условиям существования. И, на наш взгляд, Л. А. Файнберг совершенно прав, когда считает, что ни га­ремы, ни стада, состоящие из гаремов, не были той формой, из которой возникли объединения первых людей.

Однако с целым рядом положений, выдвинутых некоторыми зару­бежными исследователями, а вслед за ними и Л. А. Файнбергом, согла­ситься, по нашему мнению, нельзя. Мы прежде всего имеем в виду ут­верждения о том, что у обезьян наблюдается зарождение матрилиней- ности и экзогамии. Начнем с экзогамии.

В качестве доказательства автор приводит данные, полученные в результате наблюдений в течение 13 месяцев над жизнью одной группы зеленых мартышек о-ва Лолуи. Не будем уж говорить о том, что мате­риалы о жизни одной группы не могут послужить достаточной осно­вой для выводов общего характера. Но приводимые Л. А. Файнбергом сведения не дают достаточных оснований даже для вывода о том, что в данной конкретной группе «преобладали экзогамные половые связи» (стр. 96). Оставим в стороне то обстоятельство, что экзогамия, по на­шему мнению, предполагает не просто отсутствие половых связей внут­ри определенной группы, а запрет их, в результате которого члены данной группы вынуждены вступать в такие отношения только с чле­нами других таких же групп.' О существовании у обезьян каких-либо запретов, на наш взгляд, говорить просто невозможно. Обратим внима­ние лишь на тот факт, что разговор об экзогамных и неэкзогамных связях лишен всякого смысла, если не имеются в виду группы с постоян­ным, пожизненным членством.

А группы зеленых мартышек постоянством состава не отличались. Отдельные взрослые самцы то присоединялись к ним, то выходили из их состава. Какие же связи в них следует считать экзогамными и ка­кие - неэкзогамными? Насколько можно судить по статье, Л. А. Файнберг считает неэкзогамными связи с самцом, который находился в груп­пе в течение всего периода наблюдения, а экзогамными - связи с сам­цами, которые пришли в группу после начала наблюдения. Но можно

ли поручиться за то, что первый самец всегда входил в данную группу, а не присоединился к ней за несколько месяцев, недель, а может быть, и дней до начала наблюдения?

Конечно, нет. И все, что известно о зеленых мартышках, скорее го­ворит в пользу второго, а не первого предположения. На первый взгляд кажется, что это не только не опровергает положения, выдвинутого Л. А. Файнбергом, а, наоборот, подтверждает его. Ведь если все самцы пришли в стадо со стороны, то отсюда, следует, что все связи в стаде экзогамные. Но об экзогамии какой группы идет в таком случае речь? Об экзогамии группы, включающей в себя, взрослых животных лишь од­ного пола. Нетрудно понять, что словом «экзогамия» мы пользуемся здесь для обозначения того тривиального факта, что самки вступают в половые связи не друг с другом, а с самцами. Иначе говоря, это слово в применении к данной ситуации лишено всякого смысла. Может быть, мы найдем выход из положения, если договоримся обозначать как эк­зогамные связи между самцами и самками, родившимися в разных группах, а как неэкзогамные - между родившимися в одной группе? Но спросим, возвращаясь к рассмотренному примеру, можем ли мы с уверенностью утверждать, что два самца, пришедших в группу после начала наблюдения, не родились в ней.

Конечно, нет. О том, в каком стаде родился каждый из пяти самцов, фигурирующих в данном приме­ре, мы никакими сведениями не располагаем.

Несомненным фактом, установленным многими наблюдателями, яв­ляется то, что для многих видов обезьян характерен постоянный пере­ход взрослых самцов из одного стада в другое. Но применение для обо­значения этого наблюдаемого в животном мире явления термина «экзогамия», возникшего в результате обобщения материалов, относя­щихся исключительно к человеческому обществу, лишено всякого смыс­ла. Это только затемняет сущность изучаемого явления.

Еще хуже обстоит дело с шимпанзе. О какой экзогамии или даже тенденции к экзогамии у них может идти речь, если у этих обезьян единственная постоянная группировка - ячейка, состоящая из матери и детенышей? Что же касается всех остальных объединений, наблю­давшихся у них, то они крайне разнообразны как по составу, так и по численности. Одни из них состояли из нескольких самок с потомством, другие - из одних лишь взрослых самцов, третьи — из взрослых сам­цов и самок, а также нескольких подростков, четвертые - из животных всех возрастов и полов. Но отличительная черта всех этих объедине­ний - их крайняя неустойчивость и временный, преходящий характер. Эти группировки непрерывно возникают, исчезают, раскалываются, сливаются. Животные переходят из одной группы в другую, а иногда некоторое время не входят в состав ни одной из них1.

И неудивительно, что Л. А. Файнберг больше говорит о наличии у шимпанзе запрета инцеста, а не экзогамии. Эти два явления, как изве­стно, далеко не тождественны. Запрет инцеста может существовать и без экзогамии. Примером может послужить современное общество. Запрет инцеста есть запрет половых связей между ближайшими род­ственниками. Поэтому он невозможен без осознания родственных свя­зей между индивидами И Л. Файнберг утверждает, что у шимпанзе существует учет родственных связей по линии матери, матрилинейность. Намерения у него, несомненно, самые благие: показать, что ма­теринский род уходит своими корнями к животному миру. Но все его усилия не привели и, на наш взгляд, не могли привести к желаемому результату.

_____________

1 V. Reynolds and F. Reynolds, Chimpanzees of the Budongo forest, «Primate behavior», N. Y., 1965; J. Good a 11, Chimpanzees of the Gombe Stream reserve, Там же.

Все имеющиеся в распоряжении этнографии факты говорят о том, что родовая экзогамия возникла вовсе не в результате расширения за­прета инцеста. Когда Л. А. Файнберг говорит о матрилинейности, он имеет в виду учет родственных отношений между индивидами. Такого рода «матрилинейность» наряду с точно такого рода «патрилинейностью» существует в современном обществе. Но она представляет собой явление, качественно отличное от родовой матрилинейности, материн­ской филиации. И все данные этнографии свидетельствуют о том, что вывести материнский род и материнскую филиацию из признания ли­нии происхождения, связывающей человека с матерью, бабкой и пра­бабкой, невозможно. Материнский род возник и существовал задолго до того, как в человеческом обществе получило социальное признание индивидуальное родство. Вряд ли Л. А. Файнберг станет оспаривать тот факт, что описательные системы родства, отражающие отношения индивидуального родства, представляют собой явление, значительно бо­лее позднее, чем классификационные системы, знающие только группо­вое родство. И факты свидетельствуют о том, что групповой смысл классификационных терминов родства - исконный, .первичный. Все по­пытки понять классификационные термины как результат расширения значения первоначальных, индивидуальных терминов оказались безус­пешными. И если бы у обезьян действительно существовал, как счита­ет Л. А. Файнберг, учет индивидуального родства, то это не только нс пролило бы свет на генезис человеческих отношений, а, наоборот, столкнуло бы нас с новой загадкой.

Но в действительности никакой загадки тут нет. В силу особенно­стей как биологии, так и условий существования детеныши у шимпан­зе остаются с матерью до шести — семи и даже иногда восьми лет, в то время как у других обезьян этот срок значительно короче (у горной гориллы три — четыре года, у низших обезьян два — три года). Вполне понятно, что столь длительный и тесный контакт не может не сказы­ваться на дальнейшем поведении как матери, так и ее начавших само­стоятельное существование отпрысков. Последние нередко обращаются к матери за помощью, присоединяются к ней на некоторое время. Даже сыновья, не говоря уже о дочерях, долгое время занимают подчинен­ное положение по отношению к матери2. Вот собственно все основные факты. И употребление для обозначения этих связей терминов, возник­ших как отражение чисто человеческих социальных связей, ровным счетом ничего не может дать для их понимания. И вряд ли поэтому можно удивляться тому, что В. Рейнолдс, настаивая на важности родственных связей у обезьян, в то же время отмечает, что его собствен­ные наблюдения над шимпанзе в природных условиях не позволяют ему ничего сказать об этих связях3. Он ссылается на работы Д. Гудолл, но последняя, описывая отношения у шимпанзе, не только ничего не го­ворит о роли родства у них, но и вообще избегает употреблять этот термин4.

И вообще В. Рейнолдс значительно менее категоричен в своих фор­мулировках, чем Л. А. Файнберг. Если последний прямо говорит о су­ществовании у шимпанзе запрета половых отношений между род­ственниками по материнской линии, то первый пишет лишь о вероят­ном преобладании половых связей вне семьи, т.е. вне группы, охваты­вающей мать и её потомство, и сдержанность его понятна - за все

_____________

2 J. van L a w i с к - G о о d a 1 f; Mother-offspring relationships, free-ranging in chimpanzees, «Primate ethology», London and Chicago, 1967.

3 V. Reynolds, Kinship and-the family in monkeys, apes and man, «Man», vol. 3, 1968, №2, p. 211.

4 J. van Lawick-Goodal К-Указ. раб.

5 V. R e у n о 1 d s, Указ. раб.> стр. 213.

время исследования он наблюдал у шимпанзе всего лишь четыре слу­чая копуляции6. Дж. Гудолл наблюдала значительно большее число таких случаев (32) 7. И, может быть, именно поэтому ничего похожего на выводы не только Л. А. Файнберга, но и В. Рейнолдса мы у нее не находим. Следует в этой связи подчеркнуть: когда Л. А. Файнберг утверждает, что у шимпанзе существовал запрет инцеста, он тем самым не только говорит как о доказанном факте об отсутствии у них поло­вых связей между родственниками по материнской линии, но и дает ему определенное объяснение. Он объясняет его наличием запрета. Од­нако если бы даже отсутствие половых связей между родственниками у шимпанзе было твердо установлено, то это само по себе еще не свидетельствовало бы о существовании у них запрета инцеста. Ведь воз­можны и иные объяснения.

Как отмечает Л. А. Файнберг, в настоящее время большинство ис­следователей придерживается мнения, что стадо предлюдей по своей внутренней организации ближе всего стояло к стаду павианов, живу­щих в саванне. Сам он не только не спорит с ними, но, наоборот, подчер­кивает, что данная точка зрения находится в полном соответствии с имеющимися фактами. Но как указывают исследователи, стада павиа­нов, живущих в саванне, являются почти полностью замкнутыми объеди­нениями. С. Л. Уошбери и И. Девор за 1200 часов наблюдения лишь два раза столкнулись со случаями перехода самцов из одного стада в дру­гое. Как они утверждают, для стада павианов характерен инбридинг, т. е. близкородственное скрещивание8. Но если дело обстоит именно так, то все сказанное Л. А. Файнбергом в первой части статьи теряет смысл. Ведь получается, что в предчеловеческом объединении не толь­ко не было никаких тенденций к «экзогамии», но, наоборот, оно было чуть ли не полностью «эндогамным».

И неудача, постигшая Л. А. Файнберга, на наш взгляд, не случайна. Она обусловлена ошибочностью самой идеи поиска истоков социально­го в объединениях животных. В действительности, между обществом человека, с одной стороны, и объединениями животных, с другой, су­ществует коренное, качественное отличие.

Человеческое общество всегда существовало и существует как сово­купность отдельных, конкретных обществ. Каждое из них имеет своим фундаментом определенную систему производственных отношений. Про­изводственные отношения, как известно, материальны, объективны. Соответственно материальной является и их система. Как и любое дру­гое материальное явление эта система функционирует и развивается независимо от воли и сознания людей. Наличие в основе любого кон­кретного общества такой материальной системы с неизбежностью пре­вращает его в особый организм, развивающийся по законам, отличным от законов развития живой материи. Именно это и дает основания го­ворить об общественном развитии как новой, высшей форме движения материи, отличной от биологической.

Что же касается объединений животных, то их возникновение и раз­витие представляет собой не самостоятельный процесс, идущий по сво­им специфическим законам, а всего лишь момент эволюции того или иного биологического вида, безраздельно определяемой законами био­логии. Ни с какой другой, более высокой, чем биологическая, формой движения материи мы здесь не сталкиваемся.

_____________

6 V. Reynolds and F. R e у n о 1 d s, Указ, раб., стр. 419.

7 J. G о о d а 11, Указ, раб., стр. 449.

8 S. L. Washburn and I. D е V о r e, Social behavior of baboons and early man, «Social life of early man», Chicago, 1961, p. 95; I. De Vore and K. R. Hall, Ba­boon ecology, «Primate behavior», N. Y., 1965, p. 38.

Наглядно можно это видеть на примере обезьян. У них не обнару­живается, никакой зависимости между положением вида на эволюцион­ной лестнице и формой существующего у него объединения. Прочные и постоянные объединения, состоящие из самца, самки и детенышей, наблюдаются не только у гиббонов, принадлежащих к семейству чело­векообразных обезьян, но и у стоящих значительно ниже их по эволю­ционному уровню долгопятов и даже некоторых видов лемуров (полу­обезьян) 9. С другой стороны, у остальных антропоидов таких объеди­нений не обнаружено. Общие стада существовали и у горных горилл, и у значительного числа низших обезьян, и у части полуобезьян. У не­которых обезьян Нового Света встречается форма организации, очень сходная с той, что была детально изучена у шимпанзе11.

Все это неопровержимо свидетельствует, что разные формы объеди­нений, существующие у обезьян, не выступают по отношению друг к другу как высшие и низшие, что их нельзя рассматривать как последо­вательно сменяющиеся звенья эволюционного процесса. Объединения обезьян не имеют собственной истории развития, отличной от истории развития вида. В противоположность конкретным человеческим обще­ствам они не представляют собой особых организмов, имеющих соб­ственные законы развития, отличные от законов эволюции биологических видов.

Таким образом, если под социальным понимать особую форму дви­жения материи, качественно отличную от биологической (а такое понимание является единственно научным), то ни о каких социальных связях или даже их зародышах в животном мире вообще, у обезьян в частности, говорить не приходится.

Возвращаясь теперь к экзогамии и материнскому роду, подчеркнем, что мы их находим в готовом, сформировавшемся обществе человека современного типа. А это общество отделяет от стада обезьян не только глубокая качественная грань, но к тому же еще один миллион лет развития первобытного человеческого стада и по меньшей мере четыре миллиона лет существования стада предлюдей. Поэтому любая попыт­ка найти истоки институтов сформировавшегося человеческого обще­ства (экзогамии, материнского рода и т.п.) в обезьяньем стаде, на наш взгляд, заведомо не может увенчаться успехом.

Это, конечно, ни в малейшей степени не означает, что мы отвергаем возможность и необходимость использования данных об отношениях, существующих в объединениях обезьян при решении проблемы социо­генеза. Ценность этих материалов несомненна. Без них невозможно ни реконструировать отношения, существовавшие в объединениях предлю­дей, ни воссоздать картину перехода от предчеловеческого стада к пер­вобытному человеческому. Они могут и должны быть использованы и при исследовании первобытного человеческого стада, но только по­стольку, поскольку оно представляет собой еще не подлинный социаль­ный, а биосоциальный организм. Но для понимания структуры и разви­тия сформировавшегося человеческого общества эти материалы не мо­гут дать ничего.

_______________

9 F. В о u г 1 i e of early man», p. 5,

10 Там же, стр лчог, Chicago, 1963.

11 F. Воиг1iire, Patterns of social grouping amongst wild primates, «Social life 8-9., 3, 7-9; G. B. S c h a11 e r, The mountain gorilla: ecology and beha- ; r e, Указ, раб/, стр. 6.

 

СТАДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБЕЗЬЯН И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.